Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.
презентация для интерактивной доски на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Для реализации первого уровня образования в 2013 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность
Конвенции ООН о правах ребенка , Конституции РФ, Законодательные документы РФ, в т. ч. «Закон об образовании в Российской Федерации» Конвенция ООН о правах ребёнка Документы, лежащие в основе разработки Стандарта
ФГОС ДО направлен на достижение следующих Целей: 1.Повышение социального статуса дошкольного образования; 2. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3.Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4. Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Структура ФГОС : Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования .
Принципы дошкольного образования, отраженные во ФГОС 1.Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития. 2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, при котором сам ребенок становится субъектом образования. 3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
4 . Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 5.Сотрудничество ДОО с семьей . 6 . Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7 . Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. 8 . Возрастная адекватность дошкольного образования. 9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
В стандарте выделяют пять основных направлений развития и образования детей Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
Социально- коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе… Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции … Развитие социального и эмоционального интеллекта… Формирование готовности к совместной деятельности Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Познавательное развитие Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира
Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитика – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Физическое развитие Приобретение опыта в двигательной деятельности… Развитие физических качеств… правильное формирование опорно –двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики Правильное выполнение основных движений Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта Овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами …
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей… в младенческом возрасте (2месяца – 1 год); в раннем возрасте (1 год – 3 года); для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет). ФГОС ДО
Содержание образовательных областей Младенческий возраст (2 мес .–1 год ) Ранний возраст (1-3 года) Дошкольный возраст (3года – 8 лет) Непосредственное эмоциональное общение с взрослым Манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия Восприятие музыки, детских песен и стихов Двигательная активность и тактильно-двигательные игры Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Экспериментирование с материалами и веществами Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность Ряд видов детской деятельности
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности 1.общении 2.игре 3. познавательно- исследовательской деятельности
Виды детской деятельности игровая сюжетно-ролевая игра игра с правилами другие виды игр Коммуникативная Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками
Познавательно - исследовательская Виды детской деятельности исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними Восприятие художественной литературы и фольклора
Виды детской деятельности Самообслуживание и элементарный бытовой труд самообслуживание бытовой труд в помещении бытовой труд на улице
Виды детской деятельности Конструирование из различных материалов (конструкторов, модулей, бумаги, природного и иного материала)
Виды детской деятельности Изобразительная Музыкальная рисование лепка аппликация восприятие и понимание смысла музыкальных произведений пение музыкально – ритмические движения игра на детских музыкальных инструментах
Виды детской деятельности Двигательная овладение основными движениями
Образовательная программа по ФГОС Как основной документ детского сада, образовательная программа, должна включать следующие разделы; целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел.
Целевой раздел включает пояснительную записку, и планируемые результаты освоения программы Содержательный раздел включает: - подробное описание образовательной деятельности в пяти образовательных областях, ее виды и культурные практики, способу поддержки детской инициативы; - формы, способы, методы, и средства реализации программы, особенности взаимодействия с семьями воспитанников, характер взаимодействия с взрослым, с другими детьми, система отношений ребенка к миру;
-Коррекционную работу: коррекцию нарушений в развитии, освоение детьми образовательных областей, специфику потребностей каждой категории детей; -Характеристику части, формируемой участниками образовательного процесса: региональный компонент , парциальные программы, разработанные в соответствии с интересами и потребностями детей, экспериментальную работу, проектную деятельность, традиции детского сада.
Организационный раздел образовательной программы включает описание всех необходимых условий для реализации образовательной программы, в том числе: - особенности организации развевающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) , -психолого-педагогические условия сопровождения детей с ОВЗ, -методические материалы и средства обучения и воспитания для детей с ОВЗ,
-особенности взаимодействия педагогического коллектива, с семьями воспитанников с ОВЗ, - преемственность работы ДОО и школы с целью адаптации ребенка с ОВЗ на этапе перехода к школьному обучению, - педагогическая диагностика результатов освоения программы и мониторинг индивидуального развития детей.
Согласно статье 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона «Об образовании в РФ », при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может приниматься форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы , и построения учебных планов.
Пример распределения модулей по основным блокам образовательной программы БЛОКИ Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество Социально- коммуникативное развитие Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Чтение художественной литературы Формирование целостной картины мира Развитие познавательной деятельности, конструирования и экспериментирования Здоровье Физическое развитие Социализация Труд Музыка Речевое общение Безопасность
Если в представлении содержания образовательной программы заложен модульный принцип то и коррекционные задачи и методы необходимо представлять по каждому модулю Пример блока «Речевое развитие» Речевое общение Речевое развитие Чтение художественной литературы Развитие слухового восприятия Развитие понимания текста Развитие связной речи Развитие лексико-грамматического строя Формирование произносительной стороны речи
Пример Блока «Социально-коммуникативное развитие Социализация Социально -коммуникативное развитие К оммуникация Развитие диалоговой речи - Подготовка к общению в условиях школьного обучения Адаптация в группе сверстников Обучение игре Социально-бытовая ориентировка Обучение культурно-гигиенических навыков
Согласно ФГОС ДОО, развивающая предметно -пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной безопасной доступной
В комментарии к ФГОС дается разъяснение по двум понятиям: Образовательная среда – это весь комплекс условий, обеспечивающих развитие детей, в том числе: развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогом и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и др. Развивающая предметно -пространственная среда – это образовательное оборудование, материалы, мебели и принципы разделения пространства.
Развивающая предметно -пространственная среда должна обеспечивать: - возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, - двигательную активности детей, - возможность для уединения детей, - реализацию различных образовательных программ, - в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия, - учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, - учет возрастных особенностей детей
Содержательная насыщенность среды подразумевает ее соответствие возрастным особенностям детей и образовательной программе, реализуемей в детском саду. Трансформируемость должна давать возможность изменения окружающего пространства в зависимости от конкретной образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность среды дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
Трансформируемость окружающей среды
Вариативность подразумевает нескольких или многих вариантов организации среды, ее неоднородности и изменчивости. Доступность еще раз подчеркивает возможность свободного доступа всех детей ко всем материалам и игрушкам, исправность и сохранность оборудования. Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
Литература 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 31 декабря 2014 года (редакция, действующая с.11.01.2015) Принят Государственной думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. 2. Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Письмо Минобрнауки России. Департамент общего образования, от 28.02.2014,№ 08-249 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013, № 1155. 4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова , П.Д. Рабинович, Е.М . Марич . – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 5. Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада. – М.: Сфера, 2013 6. Электронные ресурсы МГПУ.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации <1> и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка <2>...
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в практике дошкольной образовательной организации»
Эссе, ориентированное на родительскую общественность....
«Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Соблюдение законодательства в области образованияАнализ планирования деятельности ДОУ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа для средней группы (4-5 лет)составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21-2022
СодержаниеЦелевой раздел. Пояснительная записка.3Приоритетные цели и задачи.4Региональные и культурно-национальные особенности.5Возрастные и индивидуальные особенности детей.5Срок реализации прог...
Рабочая программа для младшей группы (2-3года) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 о
Содержание программы Раздел 1. Целевой раздел программы31.1. Приоритетные цели и задачи31.2. Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам)51.2.1. Педагогическая диагностика достижения п...