Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
консультация по физкультуре на тему
Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_podvizhnye_igry.odt | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, развитием научных исследований в области образования, в том числе и дошкольного образования, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания. Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно происходит обновление содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений.
Дошкольный возраст – это особая пора жизнедеятельности ребенка. В этот период перестраивается вся его психическая жизнь и отношение к окружающему миру, происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер. Поэтому ребенок должен полноценно развиваться, получая, как физическое, так и интеллектуальное развития. На мой взгляд, интеграцию физического и интеллектуального развития воспитанников можно возложить на одну из форм образовательного процесса дошкольного образования — дидактические подвижные игры.
Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основу составляет взаимосвязь игры, двигательной деятельности и доступного, продуманного процесса усвоения знаний. В старшем дошкольном возрасте в структуру подвижных дидактических игр включаются логические задачи, в которых надо найти, например, недостающую в ряду фигуру или признак отличия одной фигуры от другой. При решении таких задач используются приемы сравнения, обобщения, абстрагирования. Педагог, при этом, становится организатором групповых обсуждений какого-либо вопроса. Важно, что дети в этом возрасте учатся ставить вопросы сами, а педагог для этого создает проблемы и провоцирует ситуации, намеренно допуская ошибки, приучая мыслить самостоятельно.
Все занятия – это игры, но игры познавательные, влияющие на развитие любознательности, познавательных интересов и двигательных способностей дошкольников. Таким образом, в ходе формирования у дошкольников элементарных математических представлений, происходит воспитание настойчивости и находчивости, самостоятельности и стремления к достижению положительного результата деятельности. Все игры сопровождаются двигательной активностью, которые стимулируют ребенка к достижению цели, поставленной педагогом и способствуют формированию активной жизненной позиции.
Интеграция познавательного и физического развития наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал и при этом сохраняет здоровье будущему школьнику.
Ниже я привожу примеры дидактических подвижных игр, используемых мной в работе с дошкольниками.
Игра «Смело отвечай, вперед шагай»
Цели: развивать внимание, сообразительность, целеустремленность; совершенствовать умение работать с занимательными математическими задачами-шутками, логическое мышление, внимание; воспитывать интерес к математике, настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь; стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений, развивать быстроту в играх-соревнованиях.
Содержание: дети становятся у черты и выстраиваются в шеренгу. Им предлагается решить занимательные задачи по математике, отвечая правильно на вопрос и передвигаясь на шаг вперед. Кто первым достигнет башни форта, то получит право подобрать ключ к сундучку и открыть его.
Задачи:
– Сколько спинок у трех свинок? (3.)
– Сколько хвостов у двух котов? (2.)
– Сколько рогов у двух быков? (4.)
– Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4.)
– Сколько домишек у ста муравьишек? (Один.)
– Каким гребнем голову не причешешь? (Петушиным.)
– Как можно принести воду в решете? (Заморозить ее.)
– Сколько задних лап у двух зайчат? (4.)
– Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5.)
– Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2.)
Выигравшему ребенку вручается последний (седьмой) золотой ключ.
Правила: объяснить детям, что надо быть внимательными, думать и отвечать быстро, стараясь опередить ответом товарища
Игра «День – ночь»
Цели: развивать внимание, координацию, ловкость и быстроту движений, мышление; стимулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений, согласовывая их со словами.
Материалы: две веревки.
Содержание: гном благодарит детей за правильность выполнения заданий и предлагает им поиграть. Перед детьми выкладывают две веревки на некотором расстоянии друг от друга. У первой линии выстраиваются все мальчики, у другой – девочки. Команда мальчиков – «ночь», команда девочек – «день». На сигнал – команду «Ночь!» – мальчики ловят девочек и наоборот. Пойманные дети переходят в команду соперника.
Вопрос: догадайтесь, когда, в какое время года, ночь короче, а день – длиннее?
Правила: обратить внимание детей на то, что во время игры нельзя забегать за пределы веревки, стараясь увернуться от соперника, не толкая и не сталкиваясь, ловить, дотрагиваясь до плеча или руки соперника.
Список источников.
- Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Вторая младшая группа/ авт.-сост. Н.В. Финогенова, М.Ю. Рыбина, Г.В. Ремизенко.-Волгоград: Учитель, 2011.-110 с
- Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Средняя группа/ авт.-сост. Н.В. Финогенова, М.Ю. Рыбина, Г.В. Ремизенко.-Волгоград: Учитель; ИП Гринин Л.Е., 2014.-153 с.
- Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Старшая группа/ авт.-сост. Н.В. Финогенова, М.Ю. Рыбина, Г.В. Ремизенко.-Волгоград: Учитель; ИП Гринин Л.Е., 2014.-182 с.
- Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Подготовительная группа/ авт.-сост. Н.В. Финогенова, М.Ю. Рыбина, Г.В. Ремизенко.-Волгоград: Учитель, 2011.-165 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования
Данный материал . готовился как выступление на педагогических чтениях"Современное образование от передачи знаний к самостоятельному мышлению". Проблему научного понимания интеграции в обра...
Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подго...
Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования
В данном материале обсуждается реализация интегрированного подхода в ррамках ФГТ в ДОУ,...
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основ...
ПУБЛИКАЦИЯ: "ИНТЕГРАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного проц...
Семинар-практикум "Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования. Активизация творчества дошкольников через исследовательскую деятельность"
Как помочь педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС?Как активизировать деятельность каждого педагога?Какими средствами и способами это можно сделать?Об...
Интеграция физической и интеллектуальной активности дошкольников
В статье дается описание понятия «интеграции» в системе дошкольного образования, определено влияние двигательной активности дошкольников на их интеллектуальное развитие, рассмотрены ...