Календарно - тематическое развитие на тему "Космос"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Лобанова Людмила Николаевна

Знакомство с планетой Земля, способами заботы людей о своей планете. Развитие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их качествами, способами жизни человека в космическом пространстве. Расширять представление детей о космосе, о вселенной, о планетах солнечной системы. Расширять знания детей о профессии «космонавт». Закрепить знания детей о первом космонавте Ю. А. Гагарина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема недели: Космос.

Цель. Знакомство с планетой Земля, способами заботы людей о своей планете. Развитие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их качествами, способами жизни человека в космическом пространстве. Расширять представление детей о космосе, о вселенной, о планетах солнечной системы. Расширять знания детей о профессии «космонавт». Закрепить знания детей о первом космонавте Ю. А. Гагарина.

Итоговое мероприятие. «Готовимся в космонавты»

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Работа с родителями

Утро

Прогулка

Вечер

Прогулка

Понедельник.

  1. Познание (ФЭМП)

Тема. Ориентировка в пространстве.

Цель. Продолжать упражнять детей в ориентировании на листе бумаги; учить выполнять задания под диктовку; закрепить названия месяцев; учить составлять и решать простые задачи.

  1. Речевое развитие.

Тема. Рассказы по картинкам.

Цель. Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимися событиями.

  1. Физическое развитие.

Основные движения:

  • Прыжки в длину с разбега.
  • Перебрасывание мяча друг другу в паре.
  • Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке.
  • Игра «Мышеловка»

Утренняя гимнастика. Рассматривание иллюстраций планет солнечной системы. 

Беседа «Космос, Вселенная».

Цель. Вспомнить какие планеты существуют; как они выглядят. Обратить внимание детей на то, какая красивая планета земля.

Чтение художественной литературы.

«У доброй славы-большие крылья!» - Цель. Продолжать знакомство с новыми произведениями.

П/и «Полетели к звёздам». Развивать ловкость, внимание

Настольно-печатные игры на внимание «Лото», «Подбери по цвету», «Чего не стало».

Наблюдение за солнцем в дневное время.

Цель.  Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

п/и «Вокруг солнца» Цель: закрепление и систематизация представлений детей о солнечной системе, название планет, их последовательность расположения от Солнца. Учить детей ориентироваться в пространстве.

Самостоятельная деятельность детей

Цель. Закреплять умение детей организовывать игры, самостоятельно распределять роли

Гимнастика после сна.

Босохождение с целью закаливания.

Индивидуальная работа по заучиванию стихотворения «Космос» с Андреем, Кристиной.

А. Шмигина «Космонавты»

С Кирой, Тимофеем.

 Цель: развитие связной речи, мышления, памяти

Дежурство по столовой

Цель. Закрепить умение детей накрывать на стол, правильно убирать посуду.

Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие».

Цель. Обучить детей последовательности подготовки к полёту применяя все суеверия космонавтов.

Прослушивание песен о космосе: 

Цель. Познакомить детей с песнями о космосе. Обратить внимание на то с какой песней космонавты едут к полёту.

Самостоятельная деятельность 

Создание условий для самостоятельной деятельности в книжном уголке.

Наблюдение за солнцем, в вечернее время.

Цель. Обратить внимание на изменение образа солнца в дневное и вечернее время.

Индивидуальная работа

  • Упражнение на развитие равновесия с Миланой, Ксюшей, Кириллом, Костей.
  • Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.

Исследовательская деятельность.

- Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

- Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

- С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

П/и «Кто быстрее соберёт все звёздочки?» Цель: координация речи с движением, развитие речевого дыхания ФИЗО (метание)

В уголке для родителей поместить рекомендации по теме недели.

«Как знакомить детей с космосом». Индивидуальные беседы с родителями.

Вторник.

  1. Развитие речи (обучение грамоте)

Тема: Звуки Л, ль и буква Л.

Цель: выделение заданного согласного звука в начале,

в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;

дифференциация звуков л-ль;

воспроизведение и чтение слов из 4-6 звуков;

чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений.

  1. Познание (конструирование)

Тема. «Наш космический корабль».

Цель. Развивать творческую фантазию детей, их образное мышление Учить создавать поделки из бросового материала. Учить работать коллективно, распределять между собой различные участки работы, получать удовольствие, радость от удавшейся совместной работы. Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, кисточкой.

  1. Художественно – эстетическое развитие. (Музыка)

По планам музыкального руководителя.

Утренняя гимнастика.

Рассказ по презентации «Профессия космонавт».

Цель. Познакомить детей с тем где и как готовят в космонавты. Что должен знать космонавт и какие профессии необходимы в космосе.

Загадывание загадок о ракете и космонавте. 

Цель. Учить анализировать и делать выводы по описанию.

Игра «Мы - одна команда»

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Наблюдение за явлениями в неживой природе

Цель. Ознакомление с изменениями в природе. Вчера было тепло, а сегодня холодный ветер.

Подвижная игра: «Вокруг Солнца» Цель: закрепление и систематизация представлений детей о солнечной системе, название планет, их последовательность расположения от Солнца. Учить детей ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа по ФИЗО с Лизой, Ульяной, Андреем, Артёмом.

Цель. Закрепить умение игры с мячом (перебрасывание друг другу, отбивание об пол).

Гимнастика после сна. 

Босохождение с целью закаливания.

Конструирование: «Наш космический корабль».

Цель. Закрепить умение детей конструировать из различных строительных материалов.  

Чтение «Вижу землю» Ю. Гагарин.

Рассматривание фотографий о космосе. Космическая станция.

Цель.  Знакомство с тем, какая земля из космоса. Определить где на планете земля вода и суша.

Индивидуальная работа с Родионом «Закрепление пройденного материала» -Упражнение «Что лишнее?»

Цель: развитие связной речи, мышления, зрительного внимания.

Наблюдение за явлением в неживой природе.

Цель. Ознакомление с изменениями в природе в утреннее время и вечернее время.

П/и «Солнышко и дождик». 

Цель: формирование умений ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Индивидуальная работа по развитию речи «Скажи со словом космический». Арина, Захар, Тимофей.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, словосочетаний, предложениях и текстах

Предложить родителям побеседовать с детьми о космосе, планетах солнечной системы; найти дома подходящую литературу и совместно ее изучить.

Среда

  1. Познание (ФЭМП)

Тема. Повторение (интегрированное занятие)

Цель. Упражнять детей в составлении фигуры из восьми треугольников; упражнять в счёте в пределах 20; закрепить знания о чётных и нечётных числах; закрепить названия месяцев.

  1. Художественно – эстетическое развитие(аппликация)

Тема. «Полёт на луну»

Цель. Учить передавать форму ракеты, применяя приём вырезывания из бумаги, сложенной вдвое; располагать ракету так, чтобы видно было куда она летит. Воспитывать аккуратность.

  1. Физическое развитие.

                  (на воздухе)

Игровые упражнения.

  • «Пас ногой»
  • «Пингвины»
  • Игра «Горелки»

Утренняя гимнастика

Рассматривание альбома: «Человек, Земля, Вселенная».

Цель. Расширять знания детей о космосе, обогащать словарный запас.

Рассматривание «Карты звёздного неба».

Цель. Развивать зрительную память.

Беседы о космическом пространстве, космонавтах, инопланетянах.

Цель. Расширение знаний о космическом пространстве.

Чтение стихов на тему: «Космос».

Цель. Познакомить с тем как описывают космос поэты в стихах. Обогащать словарный запас.

Индивидуальная работа с Мишей «Закрепление пройденного материала» Цель: развитие творческого воображения и выразительности речи.

Наблюдение за явлениями в живой природе.

Цель. Обратить внимание детей на изменения деревьев.  Наблюдение за вербой. Кто живет в нашем

Индивидуальная работа с Костей на прогулке. Упражнение «Забей мяч в ворота» Цель: вырабатывание сильной струи воздуха.

П/п «Черное и белое».

Цель: закреплять умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве.

«Зайцы и собаки».

Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.

Индивидуальная работа Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Цель: развивать координацию движений.

Гимнастика после сна.

Босохождение с целью закаливания. 

Чтение художественной литературы. Булычев К. «Тайна третьей Планеты»

Цель. Познакомит с новым произведением. Закреплять умение слушать.  

Логические игры «Найди закономерность»,

«Дорисуй узор», «Какой фигуры не хватает?» -

Дидактические игры «Назови соседей», «Назови пропущенное число», «Найди наощупь», «Я начну, а ты продолжи», «День- ночь», «Найди спрятанный предмет»

Продуктивная деятельность - рисование «Я видел такую луну»

Наблюдение за погодой Цель. Закреплять умение детей наблюдать за изменениями в природе. Воспитывать внимательность.

п/и «Полетели к звёздам»

Цель. Закреплять умение детей выполнять все действия по сигналу.

Исследовательская деятельность

Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.

Трудовая деятельность

Цель: закреплять умение работать сообща, выполнять задания общими усилиями.

Подвижные игры «Кто быстрее?».

Цельупражнять в беге, развивать быстроту.

«Дальше и выше».

Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко, беззвучно

Совместная работа родителей и детей по созданию ракеты из пластиковых бутылок. Для выставки.

Четверг

  1. Художественно – эстетическое развитие (рисование)

Тема. Космонавт в открытом космосе.

Цель. Развивать умение отражать в рисунке свои представления о космосе.

  1. Социально – коммуникативное развитие.

Тема. «Загадочный космос»

Цель. Развивать познавательный интерес и расширение представлений об окружающем мире, о космосе.

  1. Художественно – эстетическое развитие (музыка)

По планам музыкального руководителя.

Утренняя гимнастика

Познавательно-практическая деятельность «Перемещение тени», «Почему луна не падает на землю».

Цель. активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Разгадывание загадок о космосе.

Цель. Продолжать обучать отгадыванию загадок.

Конструктивные игры «Космодром», «Космический корабль»

Цель. Составление ракет разных размеров. Учить детей подбирать детали, соответствующие величине данного корабля. Индивидуальная работа с Кирой «Закрепление пройденного материала» Упражнение «Разноцветные сигналы» Цель: дифференциация звуков в словах, названиях солнечной системы. Развитие фонематического анализа.

Наблюдение за погодой (отметить с детьми состояние погоды).

Подвижная игра «Вокруг солнца».

Цель. Закрепить и систематизировать представление детей о солнечной системе, название планет, их последовательность расположения от Солнца. Учить детей ориентироваться в пространстве. 

Индивидуальная работа по ФИЗО (Игры с мячом у стенки) с Кристиной, Ксюшей.

Цель. Закреплять умение детей бросать мяч в стенку и ловить его.

 Словесные игра: «Телеграф».

Цель: передача слова другим детям (прохлопать количество слогов в ладоши)

Гимнастика после сна. Босохождение с целью закаливания.

Предварительная работа: Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, Познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия», «Почему днем не видно звезд».

Цель.  Расширить представление детей о профессии космонавта, познакомить с первыми животными- космонавтами, с первыми космонавтами, развивать воображение, фантазию.

Продуктивная деятельность «Я видел такую луну» - рисование. Просмотр документального фильма «Первый полет Ю. Гагарина».

Цель. Обобщение и углубление представлений детей о первом в мире космонавте Ю.А.Гагарине; развитие познавательного интереса учащихся; воспитание духовно-нравственных качеств личности, самоуважения и гордости за свой народ.  

Наблюдение за погодой (как изменилась в течение дня).

П/и «Полетели к звёздам» 

Цель. учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Индивидуальная работа по развитию речи с Гавриилом, Аней.

Цель. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.   

Игра “ Скажи наоборот”

Цель: умение выделять в языке слова с противоположным смыслом, выявлять их взаимосвязь, способствование расширению словарного запаса у детей, развивает мышление.

Индивидуальная работа с Лизой, Мишей. «Игра в стадо»

Цель: координация речи с движением, развитие подражательности и творческого воображения.

Предложить родителям вместе с детьми создать папку передвижку «Летчики – космонавты».

Пятница

  1. Познание (ФЦКМ)

Тема. Космос

Цель. Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на земле; составить рассказ о Ю, А. Гагарина и других героев космоса.

  1. Художественно – эстетическое развитие (Рисование)

Тема. «Космическая техника»

Цель. Обучать в умении отражать в рисунке разную космическую технику. Отображать в рисунке технику так, чтобы видно было что это космос.

 

  1. Физическое развитие.

Основные виды движений

  • Ходьба по скамейке боком, приставным шагом с мешочком на голове; на середине присесть, руки вынести вперед, подняться, не уронив мешочек, и пройти дальше.
  • Прыжки через короткую скакалку на месте и продвигаясь вперед.
  • Переброска мячей друг другу в парах (способ по выбору детей).

Утренняя гимнастика

Беседа по презентации: «День космонавтики». Свободное общение с целью закрепления полученных знаний за неделю по теме

 - «Почему Луна не падает на Землю»

- «Зачем нужны сегодня искусственные спутники Земли?»,

- «Что осуществляют спутники связи для передачи информации?»,

- «Центр подготовки космонавтов в Звездном Городке, расскажите, что вы запомнили?»,

- «Кого берут в космонавты?» Индивидуальная работа с Андреем «Закрепление пройденного материала»

Цель. Развитие связной речи - составление и анализ предложений о Космосе с опорой на картинки.

Наблюдение за деревьями, кустарниками. 

Игры с выносными игрушками 

Цель. Закреплять организовывать самостоятельные игры.

П/и “ Ловишки“ 

Цель: развивать: быстроту реакции, ловкость и сноровку. ... Индивидуальная работа по ФИЗО (упражнение “Ручейки”).

Цель: воспитание правильного физиологического дыхания, развитие координаций движений

Гимнастика после сна.

Итоговое  мероприятие

«Готовимся в космонавты»

Цель.  Расширять представления детей о космосе, Дне Космонавтики;

Формировать навыки здорового образа жизни; Развивать физические качества личности – быстроту, ловкость, выносливость, подвижность;

Способствовать сплочению детского коллектива.

Музыка. «Трава у дома» (В. Мигуля, А. Поперечный), «К дальним планетам» (С. Туликов, Ю. Полухин),

Цель. Воспитывать умение слушать музыку.

Наблюдение за птицами, прилетающими на участок.

Цель. учить узнавать и различать птиц по

оперению, размеру, голосу;

развивать

 наблюдательность. память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

 Игры с физоборудованием. 

Цель. Развивать у детей внимание, ловкость. Упражнять в метании, ловле, согласованности движений.

Индивидуальная работа по развитию речи. “ с Аней, Родионом.

Цель. Тренировать в произношении шипящих звуков.

Слова родственники”. Цель: развитие мышления, развитие речи, развитие

Раздать родителям информацию о Ю. Гагарине. Для закрепления дома с семьей пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое развитие "Опыты и эксперименты"

Для детей старшего дошкольного возраста...

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»

Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Обучение грамоте»

Данный материал поможет при планировании организованной образовательной деятельности по обучению грамоте....

Календарно-тематическое развитие. Духовно-нравственное воспитание старшая группа

Календарно-тематическое развитие. Духовно-нравственное воспитание старшая группа...

календарно-тематическое развитие речи в старшей группе

Календарно-тематическое развитие речи в старшей группе...