Проект по нравственному воспитанию "Дорогою добра"
проект (старшая группа)
У детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Начиная с самого раннего возраста детей необходимо научить быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Дорогою добра" | 240.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №12 «УЛЫБКА» ГОРОДА САФОНОВО, СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Наш девиз: Людям мы несем добро,
Свет улыбок и тепло.
Помогаем от души:
Мы уже не малыши!»
Проект «Дорогою добра»
Тип проекта: социальный
Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь - май 2018- 2019 учебный год)
Разработчик: воспитатель старшей группы
Орлова Татьяна Григорьевна – высшая квалификационная категория
Пояснительная записка проекта:
2018 год объявлен годом волонтёрства. В наше время актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни дошкольников в том числе. Гуманное отношение к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся в помощи, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
В нашем детском саду традиция помогать ближним существует уже много лет. Самые близкие нам - это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Дети подготовительных и старших групп учат малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Они уже могут провести настоящий мастер- класс на разные темы.
Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.
Ведь дети старших групп могут участвовать в различных акциях, устраивать "Дни помощи".
Помогать можно во всем как младшим товарищам, так и пожилому человеку.
А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей.
Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека и т.д., - не только родителям, но и сотрудникам детского сада, бабушкам и дедушкам.
Надо учить наших детей быть готовыми поступиться чем-то, что есть у тебя. Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать, когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.
Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры -это сильные люди, способные прийти на помощь.
Актуальность проекта:
В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. Агрессия, нетерпимость, а порой и вовсе жестокость – это реалии настоящего, игнорировать которые невозможно. Едва ли существует однозначный ответ на вопрос как решать эту проблему. Образовательная область «Познание» и раздел «Ребенок в мире социальных отношений» включен во все образовательные программы, для детей дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Начиная с самого раннего возраста детей необходимо научить быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Научить их простому человеческому общению, общению друг с другом.
Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» - животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Не случайно в этом учебном году одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения является задача по воспитанию духовно-нравственных качеств личности у дошкольников.
Рассуждая об этом в начале учебного года, мы пришли к выводу, что всё-таки самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех – это добро и милосердие, которые являются основой основ.
Чем больше мы сделаем добрых дел, тем больше нам воздастся и останется будущему поколению. Добрые дела нужно делать не только за себя, но и «за того парня», который не понимает этих простых вещей. Поэтому работы у нас педагогов, много!
Наш социальный проект направлен на формирование нравственных качеств, без которых любой человек не может гармонично развиваться.
Мы воспитатели хотим и должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.
Проблема:
Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?
А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?
Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?
Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей.
Цель - формирования чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения к людям, путем вовлечение их в добрые дела по оказанию прямой, практической помощи.
Задачи проекта:
1. Воспитывать доброжелательные отношения к людям, уважения к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
2. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
3. Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливыми по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты по проекту:
-Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
- Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
-Пополнился центр литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
- У детей появилось заботливое чувство по отношению к младшим детям, пожилым людям, родителям.
-Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
-У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
-Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
-У родителей повысился интерес к жизни группы, появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы, совместных акциях.
- Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
Формы реализации проекта –
1. Образовательная деятельность: ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. Совместная деятельность: дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.
3. Самостоятельная деятельность: трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Реализация проекта:
Этап | Деятельность педагога и детей | Срок |
I этап Подготовительный (разработка проекта) | - Определение проблемы; - Постановка цели и задач; - Сбор информации, литературы, дополнительного материала. - Изучение методической литературы для реализации проекта. - Составление перспективного плана. - Подбор наглядно – дидактического материала. - Создание условий для продуктивной деятельности. | Сентябрь |
II этап Основной (практический) | Цель данного этапа: реализация проекта через различные акции, мероприятия. Социализация: Интервью с детьми «Что такое добро?» (выявить уровень знаний детей, заинтересовать темой). Беседы: - «О добре и зле» - «Если бы я был волшебником» - «Наши добрые дела» Рассказ воспитателя «Как отличить плохой поступок от хорошего?» Разучивание пословиц о добре. -Составление загадок о доброте. - Оформление экрана «Наши добрые дела» -Экскурсия в историко-краеведческий музей. - Конкурс «Знатоки родного города» Речевое развитие: -Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки» - Ситуативный разговор «Чем порадовать друга?» - Речевая ситуация «Помощь котенку» - Составление рассказа «Мой любимый добрый сказочный герой», «Почему добро побеждает зло?» Игровая деятельность: Дидактические игры «Путешествие по сказкам», «Оцени поступок»; словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии»; сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Скорая помощь», «Пожарные», «Спасатели» и др. игровая ситуация, «Помогаем другу в беде», «Ищем ласковые слова». Труд: «Лечим книжки» (ремонт книг, уход за комнатными растениями, наводим порядок в группе, помогаем дворнику убрать опавшие листья, помогаем малышам одеться на прогулку. «Ах, снег, снежок!» - расчистка участков, оказание помощи малышам. Безопасность: беседа «Добрый человек не оставит в беде». Обсуждение практических ситуаций, как можно помочь товарищу в трудную минуту или если он поступает неправильно.
Художественно-продуктивная деятельность: - рисунки, аппликация для больного товарища; - изготовление открыток к праздникам: Дню Матери, 23 февраля, 8 Марта (мамам, бабушкам, всем сотрудникам детского сада), Дню пожилого человека, Новому году, Дню Победы и др. - Конкурс детского рисунка «Моя любимая мама». Музыка: Разучивание песен «Если добрый ты», « Дорогою добра» и др. - концерт для малышей; Театрализованная деятельность: - показ театрализованных представлений для малышей: «Муха-Цокотуха», «Теремок», «Репка» Чтение Художественной литературы: Сказки: «Золушка», «Морозко», «Снежная королева», «Три сына», «Два жадных медвежонка». -В. Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?» -А. Барто «Вовка – добрая душа» -В. Осеева «Что легче?», «Добрые слова», «Волшебное слово», -Е. Благинина «Подарок» -А. Кузнецова «Подружки» -В. Катаев «Цветик-семицветик» -С. Маршак «Ежели вы вежливы». -Разучивание стихотворений «Петушки», «Доброе утро» - Пословицы и поговорки о добре. рассказы Драгунского, В.В.Маяковского «Что такое хорошо», Надежда Болтачева «Сказка о коровке Зорьке и добрых делах» «Пятеро добрых друзей». Бирманская добрая сказка. Юлия Котенева «Сказка о добрых делах» Ирис Ревю «Доброе дело на солнечном берегу» Эмма Мошковская «Кто самый добрый» Константин Паустовский «Теплый хлеб» Василий Сухомлинский «Девочка и Синичка», «Пришла холодная зима» и др. К. Ушинский «Голодная птичка» Просмотр мультфильмов о доброте и добрых поступках: «Кот Леопольд», Волшебник изумрудного города «Фунтик», «Крошка енот», «Как ослик счастье искал», «Лунтик» и др. | Октябрь - март Ноябрь В течение года Декабрь-февраль Октябрь - март |
Акции: «Радость» Акция «Помогаем малышам»: - Изготовление подарков для малышей - Оказание помощи в одевании на прогулку. - Концерт для малышей - расчистка снега на участке младшей группы. Акция «Помогаем пернатым зимой» - изготовление кормушек, - сбор корма для птиц, - кормление пернатых. Акция «Играем с малышами» Акция «Письмо заболевшему товарищу» - Экскурсия на Станцию юных натуралистов. - Сбор корма для животных - Возложение цветов к могиле Неизвестному солдату. «Разукрасим наш участок» Цель: воспитание трудолюбия, стремления наш участок сделать самым лучшим (вместе с родителями) «Милосердие» | октябрь В течение года. Традиционно в течение года Декабрь - март Октябрь - май в течение года Февраль Май Май В течение года | |
Взаимодействие с семьями воспитанников: | ||
III этап Заключитель-ный | На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы: | Апрель - май |
Заключение
Данный проект заложит гуманные чувства, доброжелательное отношение к
окружающему миру, научит помогать и сочувствовать ближайшему окружению, повысит мотивацию детей к ведению здорового образа жизни, познакомит с художественными произведениями на данную тему, расширит представления дошкольников о патриотизме, мужестве, героизме, доброте и её роли в жизни каждого человека. Так как наш проект «Дорогою добра» стартовал в октябре месяце, уже прослеживаются первые результаты.
День Матери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством внедрения программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир"
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством внедрения программы Л.Л.Шевченко « Добрый мир»Срок реализации проекта– 1 год...
Проект "Жизнь дана на добрые дела" по нравственному воспитанию для старшей группы
Цель проекта:Создание условий для нравственного воспитания дошкольников посредством совершения добрых поступков, доброжелательного отношения к окружающим.Задачи проекта:воспитывать гуманные чувства (д...
Проект по нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста «Спешите делать добро»
Проект направлен на нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков. Проект расчитан на один учебный год, участники проекта - дети старшего дошкольного возраста, п...
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Добрые сказки»
Проект по духовно-нравственному воспитанию«Добрые сказки»...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Спешите делать добро»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Спе...
ДОРОГОЙ ДОБРА проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических дей...
"ДОРОГОЙ ДОБРА" проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических дей...