Занятие "Мир звука"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Чугункина Марина Анатольевна

ООД для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_na_yanvar.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной  образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Мир звука»

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»: Формирование представлений о звуке; развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности в процессе знакомства со звуком; развитие внимания, памяти, наблюдательности.

В интеграции:

«Речевое развитие»: развитие связной, грамматически правильной речи; обогащение активного словаря.

«Социально – коммуникативное развитие»: создание положительно эмоционального настроя в детском коллективе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формирование основы безопасного поведения.

«Художественно-эстетическое развитие»: развитие музыкальности детей, восприятие музыки.

«Физическое развитие»: развитие двигательной активности и мелкой моторики дошкольников.

Планируемые результаты ООД:

Целевые ориентиры:

Ребенок овладевает основными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности, общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Ребенок, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.

Предпосылки УУД:

Регулятивные: умение работать по инструкции взрослого, умение правильно держать инструменты.

Коммуникативные: умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные: умение применять правила и пользоваться инструкциями.

Оборудование: коробка с музыкальными инструментами, на которой изображен скрипичный ключ: бубен, бубенцы, треугольник, барабан, маракас 2шт, металлофон, губная гармошка, деревянные ложки; корзинка для игры с предметами из разного материала: пластмассовые, деревянные, металлические, стеклянные; пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, беспроводной дверной звонок, полиэтиленовый пакет, ёмкость с водой, ноутбук, экран для просмотра, проектор, детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»: модуль – лаборатория «Звук», аудиозапись различных звуков, музыкальное сопровождение для физкультурной минутки.

Вводная часть (организационный момент)

/Дети в свободной деятельности/

Воспитатель вносит в группу коробку, в которой лежат музыкальные инструменты. На коробке изображен скрипичный ключ.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я принесла что-то очень интересное!

- Как вы думаете, что находится в моей коробке!

Дети рассуждают.

Воспитатель предлагает открыть коробку (в коробке лежат музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, бубенцы, треугольник, барабан, маракас 2шт, металлофон, губная гармошка, деревянные ложки). Дети рассматривают содержимое коробки.

Социально – коммуникативное развитие. (коммуникативная деятельность)

Слово, слух, зрение, коробка

Общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, сюрпризный момент,

рассматривание, исследование

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Проявляет интерес к инструментам, эмоционально откликается на увиденное.

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю каждому из вас послушать, как звучат эти музыкальные инструменты. Дети выбирают для себя понравившийся инструмент. Воспитатель обращается к детям и просит поиграть на инструменте.

- Какой музыкальный инструмент (имя ребенка, ты выбрал (а?

- Какой звук издает твой инструмент? (Ответы детей)

Воспитатель задаёт вопрос детям:

- Ребята, что объединяет все эти предметы? Что вы извлекали из этих инструментов? (Высказывания детей).

Воспитатель:

-Музыкальные инструменты издают одинаковые звуки? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чем мы с вами поговорим? (Ответы детей)

- Верно, речь сегодня пойдёт о звуках.

- Их очень много, и они очень разные. Звуки могут издавать не только музыкальные инструменты.

- Как вы думаете, что ещё может издавать звук? (Высказывания детей).

-Существуют также звуки природы (Аудиозапись звуков природы: шум дождя, грохот грома, жужжание пчелы, послушайте и угадайте их.

-Есть звуки, издаваемые разными предметами (Аудиозапись звуков, издаваемых предметами: тиканье часов, перелистывание бумаги, звук пропеллера, удары молотка, послушайте и угадайте их.

Воспитатель:

- Ребята, кто-нибудь из вас задумывался о том, что же такое звук и откуда он берется? (Различные варианты ответов детей).

Воспитатель:

- Ребята, а вы помните, что мы знакомы с профессором Наурашей? Давайте заглянем в гости в его лабораторию, я уверена, что он может многое нам рассказать о звуке. (Ответы детей).

- Но сначала я предлагаю вам поиграть в игру «Мы идем с тобой по кругу»

Воспитатель обращается к детям с просьбой выбрать водящего. Выбирается водящий с помощью считалочки. Дети идут по кругу, в центре которого стоит корзинка с предметами из разного материала (пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический). По окончании песни дети закрывают глаза, а водящий достаёт из корзины предмет и стучит по нему палочкой. Дети отгадывают предмет, по которому постучали. Водящий меняется, игра продолжается.

Дети (поют):

Мы идем с тобой по кругу,

Улыбаемся друг другу.

В самой серединочке

Важная корзиночка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем дружно мы играть.

Ты в корзинку посмотри

И предметы назови.

Воспитатель:

- Ребята, мы пришли с вами в лабораторию к профессору Наураше. Скажите мне, пожалуйста, что самое главное при работе в лаборатории? (Ответы детей). Верно, ребята, самое главное – это безопасность!

Воспитатель обращает внимание детей на символы, расположенные на мольберте. Дети проговаривают, что нельзя делать в лаборатории.

Дети проходят в лабораторию и присаживаются на стулья.

Цифровая лаборатория «Звук»

- Сейчас профессор Наураша поможет нам во всем разобраться и найти ответы на наши вопросы.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран.

Обучающая информация с профессором Наурашей.

Наураша:

- От любого движения вокруг начинают дрожать крохотные частички воздуха. Это дрожание передаётся на большие расстояния, а когда попадает в уши, мы слышим его как звук. И можем даже угадать, кто этот звук произвёл.

1. Наураша спрашивает у ребят, любят ли они музыку и просит сыграть на ксилофоне.

Ребенок подходит к датчику «Божья коровка» и играет на ксилофоне. Сигналы звука подаются в датчик, на экране звук изображен в виде волн.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Почему на экране появились волны? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать? (Звук можно не только услышать, но и увидеть с помощью специального оборудования)

Наураша знакомит детей с понятием «Сила звука». Объясняет то, что слишком громкий звук вреден для ушей.

- Громкость – это сила звука. С очень громким звуком нужно быть осторожным, чтобы уши не заболели!

Профессор просит сыграть для него на флейте. Для этого необходимо подуть во флейту около датчика звука «Божья коровка».

Дети проводят исследование.

Мальчик Наураша рассказывает детям, что звуки бывают высокие и низкие.

Наураша: Одни звуки пищат, как комарики – их называют высокими. Они такие потому, что частички воздуха движутся быстро.

Другие звуки ревут, как медведи – их называют низкими. В этом случае молекулы движутся медленней.

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент «Голоса расчесок».

Дети берут пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Воспитатель просит детей провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок и определить, одинаковый ли звук издают расчески, и от чего зависит частота звука.

Обращает внимание детей на частоту зубьев и размер расчесок.

Дети выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями - звук тонкий, высокий.

Наураша: Ты умеешь свистеть в свисток? Возьми его и свистни прямо в датчик.

(Дети проводят эксперимент со свистком).

Наураша: Звук может передаваться в воздухе или воде - в любой среде, где есть крошечные частички вещества. Они называются молекулы.

- В космосе почти нет крошечных частичек, поэтому там нечему дрожать и колебаться. По этой причине звук там не распространяется, и звездолеты летают совершенно бесшумно.

Воспитатель предлагает детям провести исследование «Как передается звук в воде»

Для этого беспроводной дверной звонок помещает в целый полиэтиленовый пакет, туго его завязывает, чтобы не проникла вода, и опускает в емкость с водой. Затем нажимает кнопку – все слушатели слышат звук, доносящийся из воды.

-Что вы слышите? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).

Далее Наураша просит детей выполнить особенное задание! Закричать всем ребятам вместе как можно громче.

Воспитатель спрашивает детей, комфортно ли им было, когда они слышали свой громкий крик?

Воспитатель: Ребята, скажите, что может случиться, если мы постоянно будем слушать громкие звуки? Что нужно делать, чтобы не навредить своему слуху? (Высказывания детей).

Учёный Наураша рассказывает о том, что он тестирует говорящих роботов.

- По просьбе Наураши дети сначала создают громкий и высокий звук, чтобы появился нужный робот и громко закричал; а затем - тихий и низкий звук, чтобы появился правильный робот и тихо прошептал.

На этом путешествие в лабораторию звука подходит к концу.

Воспитатель:

- Спасибо тебе, Наураша за интересный и познавательный рассказ и задания.

Дети прощаются с Наурашей.

Воспитатель:

- Вот видите, ребята, как много бывает звуков и какие они все разные. На этом наше путешествие к Наураше подошло к концу.

- Нам пора возвращаться в группу.

Воспитатель предлагает детям пройти и присесть на подушки, лежащие на ковре.

Воспитатель:

- Мне очень хочется услышать, что нового и интересного вы сегодня узнали? (Воспитатель предлагает детям передавать по кругу какой-либо предмет и высказываться.)

- Какие опыты вам понравились?

- Какие опыты были для вас сложными?

- Что еще вы хотели бы узнать?

(Ответы детей)

- Ребята, вы все отлично справились с заданиями, молодцы!

- У меня в тарелочке приготовлены разные смайлики. Если вам сегодня было интересно, всё понравилось и у вас хорошее настроение - возьмите радостного смайлика. Если встретились трудности – возьмите грустного смайлика. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...