МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан Обобщение опыта работы на тему: «Шашки – как это важно» Подготовила воспитатель: ГалиеваГ.Р.
статья (подготовительная группа)

Галиева Гузалия Равилевна

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание играть.

Современные родители хотят видеть своих детей успешными и умными. Папы и мамы рано приобщают дошкольников к компьютеру, видя в этом залог развития ребенка. Однако есть очень древний и эффективный способ формирования интеллекта — шашки.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя.                                                     В нашем детском саду с целью решения задач по интеллектуальному развития с 2007-2008 года началась углубленно вестись  работа по обучению детей старшего  дошкольного возраста  игре в шашки. С этой же целью была организованна работа кружка «Юный шашист». Последние два года организатором кружка «Юный шашист» являюсь, я.  В данный момент моя работа в этом направлении имеет немалый успех, о котором я хочу рассказать и поделиться своим опытом. Работа кружка ведется по тематическому плану два раза в неделю для детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи.                                                                Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду       (творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее), я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из интересных и всесторонне развивающих игр для детей. Поэтому начну именно с того, что расскажу, какую пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра.

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте очень подвижны и активны, им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомим детей с новым для них материалом в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, учим детей  правилам игры в шашки в виде сказки или в стихотворном варианте.

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики. Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей  знакомим с историей возникновения этой игры, затем продемонстрируем им доску, фишки черного и белого цветов, после чего учим правильно, расставлять шашки на игровом поле, объясняем, почему все шашки ставятся только на темные клеточки и так далее. Четко формулируем суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, знакомим с основными правилами игры и предлагаем стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

1) Начинать бой можешь смело –                                                                                        Первый ход всегда за белой!                                                                                         

2) Шашки медленно, но метко.                                                                                     Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,                                                                                                 Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

4) Знают все: и стар, и млад,                                                                                         Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,                                                                                        Если твоя ее перепрыгнет!                                                                                                             

6) Поля вдруг конец настанет,                                                                                             Сразу шашка «дамкой» станет!

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,                                                                                         Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»                                                                                              И чтоб им не было ходов!

Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому наша задача была не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Планируем кружок  таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).                                                          

Игру в шашки с детьми чередовали не только с игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Каждого ребенка время от времени хвалим (за победу, даже за один верно сделанный им ход), в случае поражения в игре, учим ребенка, относиться к данной ситуации спокойно, и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки. Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении подбадриваем ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что мы в него верим. На протяжении всей игры доносим и подчеркиваем мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.                                                   

В нашем детском саду стало доброй традицией ежегодное проведение шашечного турнира среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Турнир проходит в 2 этапа: 1тур – проходит в группах, а 2тур – победители выходят в финальный тур. В качестве судей приглашаются родители, тренера с ДСЮШ, и педагоги – ветераны. Состав судей каждый год меняется. Последние два года спонсором шашечного турнира была семья наших родителей: Рысаевых Филюса Юнировича и Фатимы Бегалиевны. Хотим их поблагодарить за активное участие в общественной жизни детского сада. И как результатом нашей многолетней работы наши выпускники являются активными участниками и победителями уже школьных и районных турниров по шашкам и это очень – лестно.                                                           

В прошлом году по инициативе заведующей Ягафаровой Г.М. был организован и проведен шашечный турнир среди сотрудников. В турнире принял участие почти весь коллектив. Турнир проходил с азартом, задором, весело, с большим воодушевлением, захватывающим и динамичным.

Играем в шашки мы везде:

И дома, и на даче,

В саду, на пляже, во дворе,                                                                                                       

  С родными и друзьями.

Простая, мудрая игра, любима нами с детства.

Нас учит многому она, что в жизни пригодится:

И рассуждать, и размышлять,

Дружить, не обижаться

Решенья, верно принимать-

Проигрывать и побеждать.

И чтоб учится, лишь на 5 -                                                                                                     

  Возьми игру начни играть.

ьь/     

 

     

     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание в МБДОУ "Детский сад №6 г. Калининска Саратовской области".Из опыта работы

Материал содержит отчет о проделанной работе по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении...

Взаимодействие МБДОУ "Тимирязевский детский сад" с родительской общественностью в условиях реализации ФГОС - обобщение опыта работы

Материал отражает систему работы ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС, а также опыт участия в работе интерактивной площадки в рамках первой районной конференции "Вместе ради детей"...

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад №2» г.Сосногорска, Перфильевой Татьяны Анатольевны

по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Обобщение опыта работы воспитателя Рубенко Е.М. МБДОУ № 15 г.Кандалакша за 2016 - 2017 год по теме «Развитие речи и интегративных качеств по средствам моделирования из Lego конструктора»

В данном материале представлен опыт работы по теме с детьми с тяжелыми нарушениями речи. С помощью слаженной работы педагогов, родителей и детей мы добились отличных результатов освоения детьми...

Обобщение опыта работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №12 компенсирующего вида» Ивановской Людмилы Викторовны

Представлена  презентация обобщения опыта работы Ивановской Л.В. музыкального руководителя МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида" Виды и формы музыкальной деятельности  в ра...

Описание опыта просветительской деятельности воспитателя Аллакского детского сада, филиала МБДОУ «Детский сад №189» Сова Елены Ивановны Через реализацию организации работы по основам безопасности жизни и здоровья детей .

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, стол...

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ - детский сад № 3 "Колобок" г. Клинцы Брянской области Батюченко Вероники Ибрагимовны

laquo;Формирование нравственно - патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранё...