Проект «Сорока-белобока»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Содержание:
1.Тема проекта. Введение. Актуальность.......................3
2.Анализ среды: внешней и внутренней.......................4
3.Цели и задачи проекта...................................................5
4.Участники проекта.........................................................5
5.Ожидаемые результаты.................................................6
6.Этапы и программа реализации проекта..................6
7.Сроки реализации проекта...........................................9
8.Ресурсное обеспечение...................................................9
9.Мониторинг.....................................................................10
10.Форма подведения итогов..........................................15
11.Отчет о реализуемом проекте....................................16
12.Приложение..................................................................17
1.Тема проекта. Введение. Актуальность.
Тема проекта.
Тема данного Проекта - «Развитие мелкой моторики рук и речи у младших дошкольников через использование пальчиковой гимнастики».
Введение. Актуальность.
В настоящее время основной целью реформирования современной школы является повышение качества обучения. Это предполагает и повышение требований к подготовки детей к обучению к школе. В связи с этим особую актуальность приобретает выявление симптомов, препятствующих их полноценной подготовки к обучению в общеобразовательной школе. Одним из таких симптомов является низкий, не соответствующий возрастной норме, уровень речевого развития детей.
Движения пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией. До появления словесной речи первобытный человек, производя различные орудия, многие сотни лет утончал и совершенствовал работу рук и пальцев. Его первой формой общения были жесты, затем начавшие сочетаться с возгласами, выкриками. Примерно таков ход развития речи ребенка. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, помогает, избавится от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития детей раннего и дошкольного возраста.
Пальчиковые игры – помогает развивать речь, восприятие, внимание, память, воображение и мышление.
Пальчиковые игры – положительно влияют на эмоциональное развитие маленького ребенка – радую, ободряют, учат общаться.
2.Анализ среды: внешней и внутренней.
Анализ внешний среды.
Положительные аспекты | Недостатки |
«Дошкольное воспитание», « Первое сентября», «Обруч» и др. |
|
Анализ внутренней среды.
Положительные аспекты | Недостатки |
- речевые уголки оборудованы и оснащены методическими пособиями и дидактическими играми. - наличие образовательной программы под ред. Васильевой. - наличие рабочий программы. - наличие перспективного плана по развитию мелкой моторики рук и речи у младших дошкольников через использование пальчиковой гимнастики. | - высокие требования к речевому развитию и развитию мелкой моторики при поступлении в СОШ. - низкая педагогическая компетентность родителей. - отсутствие достаточного количества разработок по развитию мелкой моторики. - низкий уровень речевого развития мелкой моторики детей. |
Таким образом, проанализировав и внешнюю и внутреннюю среду и актуальность темы, мы пришли к выводу о необходимости решение проблемы низкого уровня речевого развития детей, и поэтому данная проблема является актуальной в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
3.Основные цели и задачи Проекта.
Цель нашего проекта – построение системы работы по развитию речи и мелкой моторики рук у младших дошкольников через пальчиковую гимнастику.
Основные задачи:
- Расширять и активизировать словарный запас детей с помощью пальчиковых игр;
- Повысить заинтересованность родителей в речевом развитии детей;
- Совершенствовать движение рук и развитие психических процессов;
- Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки, гибкость рук, ритмичность.
- Формировать навыки умения действовать по словесным инструкциям и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
4.Участники проекта.
Участниками проекта стали воспитатели младшей группы, дети младшего дошкольного возраста (21 человек), старший воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагог-психолог, заведующий МДОУ.
5.Ожидаемые результаты.
В результате реализуемого проекта мы ожидаем, следующие результаты:
Дошкольники | Родители | Педагоги |
| -появится потребность в сотрудничестве семьи и ДОУ; -повысится заинтересованность родителей в речевом развитии детей и расширятся педагогические знания родителей в вопросах речевого развития и развития мелкой моторики рук; -укрепится включение родителей в педагогический процесс как равноправных партнеров; -повысится собственная речевая культура. | -повысится уровень профессионального мастерства и собственной речевой культуры; -внедрится система работы по развитию речи и мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику; -произойдет внедрение приемов моделирования в работу педагогов ДОУ. |
6.Этапы и программа реализации проекта.
Наша работа строилась в несколько этапов:
І этап. Подготовительный.
ІІ этап. Основной.
ІІІ этап. Заключительный.
этап | Цели | мероприятия | сроки | ответственный |
І. ІІ. ІІІ. | 1.Обогащение предметно-развивающейся среды 2.Определение уровня речевого развития и развития мелкой моторики рук. 3.Педагогическое просвещение родителей. 1.Работа с детьми. 2.Внедрение системы работы. 3.Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ по данному вопросу. 4.Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников по данному вопросу. 1.Оценка эффективности проводимой работы с детьми. 2.Определение перспективы развития проекта. 3.Оформление и представление итогов реализуемого проекта. | 1.Подбор и изучение литературы. 2.Приобретение дидактического материала и методической литературы. 3.Приобретение и изготовления пособий. 1.Отбор методики диагностирования развития речи и мелкой моторики рук. 2.Изготовление и определение диагностического инструментария. 3.Диагностика развития речи и мелкой моторики руки. 1.Выпуск информационного листа: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи ребенка». 1.Разработка Перспективного плана по выбранному направлению. 2.Организация и проведение занятий по развитию речи по перспективному плану.; индивидуальная работа с детьми в режиме дня. 1.Организация и проведение специально-организованных занятий с детьми. Подбор схем-моделей и разработка новых согласно выбранному направлению. 1.Консультация для воспитателей по теме: «Развитие мелкой моторики и координации рук». 2.Мастер-классс по пальчиковой гимнастики. 1.Проведение консультации по проблеме: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?». 2.Посещение занятий родителями. 3.Организация и участие родителей в театрализованной деятельности. 1.Повторная диагностика. 2.Проведение открытого мероприятия. 1.Обобщение итогов и оформление проекта. 2.Творческий отчет о реализуемом проекте. 1.Выступление на педагогическом совете с итогами реализации проекта и перспективами дальнейшего развития. | 2009-2010 уч. гг. Сент. 2009 г. Июнь –август 2009 г. Сентябрь 2009 г. Сентябрь 2009 г. Октябрь 2009 г. Сентябрь 2009 г. Сентябрь 2009г. - Май 2010г. 2009-2010 уч. Гг. Февраль 2010г. Март 2010г. Ноябрь 2009г. Декабрь 2010г. Раз в квартал. Раз в квартал. Май 2010г. Май 2010г. Октябрь 2010 г. Октябрь 2010 г. | Зинина Н. Ю. Родительский комитет. Зинина Н. Ю. Зинина Н. Ю. Зинина Н. Ю. Зинина Н. Ю. Ст. воспитатель. Зинина Н. Ю. Педагог-психолог. Зинина Н. Ю. Ст. воспитатель. Зинина Н. Ю. Ст. воспитатель. Педагоги группы. Ст. Воспитатель. Зинина Н.Ю. Ст. воспитатель. Зинина Н.Ю. Ст. воспитатель. Зинина Н.Ю. Ст. воспитатель. Зинина Н.Ю. Зинина Н.Ю. Ст. воспитатель. Зинина Н.Ю. Зинина Н.Ю. Зинина Н.Ю. Ст. воспитатель. Зинина Н.Ю. Ст. воспитатель. |
7.Срок реализации проекта.
Проект рассчитан на период 01.06.2009 – 31.05.2010.
8.Ресурсное обеспечение.
Программно-методическое | Материальное |
|
|
9.Мониторинг.
- Для определения уровня развития речи мы использовали схему обследования Т. С. Комарова « Развитие речи. Художественная литература».
- Диагностическая методика для изучения развития мелкой моторики рук младшего дошкольного возраста
Качественные показатели.
Были выделены три уровня развития: низкий, средний, высокий и определены критерии оценок.
Критерии оценок уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Ребёнок пользуется в речи простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. | Ребёнок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм. | Ребёнок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает. |
Количественные показатели
Низкий уровень – 70%
Средний уровень 30%
Высокий уровень – 0%
Критерии оценок уровня развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста.
Результаты оценивались по 10-бальной системе. Эта система применялась при оценке всех тестов исследования.
10 баллов - рисунок скопирован правильно. Присутствуют все детали рисунка. Пропорции образца сохранены.
9 баллов – рисунок скопирован правильно. Имеется незначительные нарушения пропорций.
8 баллов – рисунок нарисован правильно. Незначительные нарушения пропорций. Отсутствуют 1-2 мелкие детали образца.
7 баллов – пропорции рисунка незначительно нарушены. Отсутствуют 2-3 детали образца.
6 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Отсутствуют несколько деталей рисунка.
5 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Присутствует нечеткость линии или нечетко выполнена штриховка. Отсутствуют несколько деталей рисунка.
4 балла – рисунок скопирован нечетко, не полностью, отсутствуют значимые его части. Штриховка отсутствует или выполнена нечетко. Значительное изменение размера рисунка.
3 балла – схема образца просматривается, узнается. Значительные нарушения пропорций, смещение на листе бумаги, отсутствует большинство значимых деталей, нет штриховки, линии неровные, прерывистые.
2 балла – отдельные линии, схема образца не просматривается.
1 балл – с заданием не справился.
Количественные показатели
Низкий уровень – 80%
Средний уровень – 20%
Высокий уровень- 0%
После проведения работы при повторной диагностики эти показатели значительно изменились:
Развитие речи:
Низкий уровень –10%
Средний уровень –60%
Высокий уровень- 40%
Мелкая моторика рук:
Низкий уровень –10%
Средний уровень –40%
Высокий уровень- 60%
10.Форма подведения итогов.
Провели повторную диагностику и она показала как изменились показатели и таким образом проследили как система работы повлияла на всех участников проекта.
Дети | Родители | Педагоги | Среда |
-Результаты повторной диагностики показали ,что количество детей с низким уровнем уменьшилось на 60%,средний увеличился на 10%,а высокий увеличился на 40%. -Повысилась познавательная активность детей; -Повысился уровень коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. | - 80% родителей стали задавать вопросы о развитии ребенка. -Изменилось отношение к занятиям в детском саду и дома. -Повысился уровень знаний родителей в вопросах развития речи детей. | -Повысился уровень профессионального мастерства и собственной речевой культуры; -Наличие системы работы по развитию речи и мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику; -Стали активно внедрять приемы моделирования в своей работе. | -Дидактические игры. -Предметные картинки. -Счетные палочки. -Пособия для родителей и воспитателей. |
11.Отчет о реализуемом проекте.
Подводя итог проекта, можно сказать, что речь детей стала богаче. Они стали понимать обобщающие слова(одежда, посуда, овощи, фрукты, птицы, животные и др.).
По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму.
Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Практическая значимость заключается в использовании разработанных занятий в качестве методических рекомендаций в работе воспитателя .Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным. Дети в самостоятельных играх стали использовать пальчиковые игры.
Родители проявили заинтересованность в развитии своих детей. После проведения мастер-класса и консультации для родителей, родители эффективно стали использовать пальчиковые игры для развития речи детей. 80% родителей стали задавать вопросы о развитии ребенка. Изменилось отношение к занятиям в детском саду и дома. Повысился уровень знаний родителей в вопросах развития речи детей.
Таким образом, цель Проекта - построение системы рабаты развитие речи и мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику, успешно реализована.
Я считаю, что представленная мною система работы должна получить развитие и применение в практике ДОУ.
В то же время, представленная мною система работы не является исчерпывающей, так как систематическая, комплексная, основанная на внедрении современных методов и на принципах развивающего обучения, концентричности, работы может способствовать более успешному развитию речи. В дальнейшем планирую разработать систему работы по данной теме с детьми среднего и старшего дошкольного возраста и делиться опытом с педагогами.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Литература.
1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., Просвещение , 1977г.
2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.- М., Педагогика, 1973г.
3. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп.- М., Советская Россия, 1979 г.
4. Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992г.
5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 1997 г.
6. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.
7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.
8. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г
9. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.
10. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада. Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина.- М.: Просвещение, 1988.
11. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук.- М.: Издательский дом. Литера.-2005.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Академия, 2005.
13. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. – М.:ООО АСТ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины "В гостях у Сороки - белобоки"
Знакомство детей с русским народным творчеством и предметами старины....
Конспект интегрированного занятия на тему "Зимующая птица сорока-белобока"
Конспект занятия для подготовительной группы. Занятие проводится в виде викторины. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о России, воспитывать любовь к Родине....
Занятие по математике Тема: "Сорока-белобока" средняя группа
Работа подготовлена с детьми среднего возраста, направлена на установление соотношения между пятью предметами по длине, умение пользоваться приёмами приложения для сравнения длин предметов. Активизиро...
Конспект открытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины «В гостях у Сороки - белобоки».
Конспектоткрытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины...
Развлечение для детей раннего возраста « Сорока – белобока»
Цель: Продолжать знакомить детей с потешкой «Сорока – белобока» , помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку.Формировать у детей интонационную выразительность речи.Учить детей ориентир...
Творческий проект "Сорока - Белобока"
В рамках недели "Книжкины именины" в нашей группе был опробирован проект "Сорока - белобока" для детей раннего возраста.Цель проекта:Использование малых форм фольклора в развитии речи детей ранн...
Проект "Сорока-белобока"
Когда проходят утренники или мини-спектакли, мы автоматически раздаём роли тем детям, которые нам подходят. Они учат, выступают, а для чего и зачем они это делают - не понимают. Необходимо научит...