План-конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы на тему: «Как Капелька искала подружек»
план-конспект занятия (старшая группа)

Рыбас Екатерина Владимировна

Образовательная область – познавательное развитие

Интеграция – коммуникация, музыка.

Вид детской деятельности – исследовательская

Форма проведения – беседа, наблюдение, эксперимент.

Цель- помочь детям увидеть в знакомых предметах новые свойства, показать, где и в каком виде существует вода в природе.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_kapelka_iskala_podruzhek.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №18 «Гармония» ст. Подгорной»

План-конспект

 поисково-исследовательской деятельности

детей старшей группы на тему: 
«Как Капелька искала подружек»

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории Рыбас Е.В.

Георгиевский городской округ

2021

Образовательная область – познавательное развитие

Интеграция – коммуникация, музыка.

Вид детской деятельности – исследовательская

Форма проведения – беседа, наблюдение, эксперимент.

Цель- помочь детям увидеть в знакомых предметах новые свойства, показать, где и в каком виде существует вода в природе.


Программные задачи

Образовательные:

1. Углублять и расширять познания детей об окружающем нас мире. 
2. Помочь детям увидеть в знакомых предметах новые свойства, показать, где и в каком виде существует вода в природе. 
З. Обогащать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи. 
4. Дать детям возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.

Развивающие:

1. Формировать познавательный интерес детей к окружающим нас явлениям и предметам.
2. Развивать способности детей к поисково-исследовательской  деятельности и устанавливать причинно-следственные связи.
3. Развивать наблюдательность, самостоятельность, инициативу, творчество, мыслительную деятельность детей, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.
4. Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Здоровьесберегающие задачи:

1. Способствовать сохранению психологического здоровья детей.

2. Создать благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, коллективного и согласованного взаимодействия.

3. Формировать умение выполнять движения соответствующие тексту.

4. Формировать у детей умение получать эмоциональное удовлетворение от конечного результата.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
2. Прививать аккуратность.

Методы и приемы

1. Использование проблемных ситуаций и вопросов.
2. Использование ТСО (звуки моря, дождя).
3. Опытно-экспериментальная деятельность.
4. Художественное слово (стихотворение Н. Рыжовой «Вода»).
5. Беседа «Кому нужна вода?»
6. Итог

Словарная работа
Упражнения в словообразовании: овощной, фруктовый, ягодный, сливовый.

Предварительная работа
1. Наблюдение на прогулке за сезонными природными явлениями (дождь, снегопад, иней и т.д.  в зависимости от сезона).

2. Наблюдение в уголке природы за растениями .
3. Работа с картинами о природных зонах и ландшафтах (лес, болото, пустыня).
4. Постановка опытов о разных физических состояниях воды (лед, вода, пар)
5. Работа с гербарием

Материалы 
Бумажные салфетки, терка (или соковыжималка), блюда с сухофруктами, со свежими овощами и фруктами, сухие и сочные листья комнатных цветов, сухарики и куски свежего хлеба, схема круговорота воды в природе, картины разных природных ландшафтов, магнитофон, пакеты для мусора, влажные салфетки.

Фонограмма
1. Шум дождя
2. Звуки моря

 Художественная литература
Стихотворение Н. Рыжовой «Вода»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько много гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с гостями и поделимся своими улыбками и хорошим настроением.

Воспитатель: Ребята ответьте мне на вопрос:  На какой планете мы с вами живем?

Дети: Земля

Воспитатель: Давайте посмотрим на модель нашей планеты. Как она называется?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Правильно дети, глобус это модель нашей Земли в уменьшенном виде. Посмотрев на глобус моно увидеть горы, реки, страны.

Воспитатель: А теперь вопрос такой

                        Почему он голубой?

                        Наш общий дом,

                         Наш шар земной?

Дети: Потому,  что большая часть Земли покрыта водой. ( моря, реки, океаны).

Воспитатель: Сегодня утром мне пришло письмо по электронной почте. Я его прочитала и решила что вы тоже должны с ним ознакомиться. Вы согласны?

«Здравствуйте, ребята из группы «Светлячки»!

Пишет вам одна девица,

Очень важная царица

Если б не было меня,

То погибла б вся Земля.

Всем живым нужна всегда

А зовут меня…..(вода)

Почему она так пишет? Кому нужна вода? И для чего?

Дети: (ответы). Вода нужна животным, растениям, людям. Без нее все погибнет.

Вывод: Вода нужна всем.

 

Воспитатель: А откуда же берется вода? (Из крана, из реки, из моря, из тучи, из родника.)

А , из чего состоит вода? ( Из капелек)

Воспитатель: Ребята а давайте мы сейчас все вместе расскажем сказку про капельку. Мы с вами не просто будем слушать, а будем вместе с капелькой путешествовать. Кто начнет первым?

Дети работают с карточками (Путешествие капельки)

Ребята как называются такие движения капелек воды по кругу?

Дети: Круговорот воды в природе.

Проблемная ситуация: Одна из капелек обратилась в нашу научную лабораторию с просьбой помочь найти ей подружек – капелек и узнать где они еще могут  жить кроме рек и озер.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Давайте вспомним что называется научной лабораторией.

Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. Давайте сегодня мы с вами снова превратимся ученных. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одевает халат, очки, ). А вы будете научными сотрудниками

лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Давайте их вспомним.

Показ слайдов на проекторе.

 Ребята посмотрите в нашей  лаборатории на столах находится  специальное оборудование, необходимое для проведения опытов, наши лабораторные столы полностью готовы к работе.


Эксперимент №1Исследование листьев на наличие воды. 

У вас на тарелочке под №1 лежат два листочка герани, один сухой ,а другой свежий. Я предлагаю вам провести исследование. Пощупайте  сухой лист, помните его. Что с ним случилось?(он ломкий, рассыпался).Теперь берем свежий лист, помнем его пальчиками. Что мы видим? Пальцы стали влажными  и на них остался сок. Давайте уточним, в каком листике могут жить подружки Капельки? Почему вы так решили? Какой мы можем сделать вывод?


Выводы: В сухих листьях нет воды, они ломкие, а в сочных листьях есть вода. Значит, подружки Капельки живут в свежих листьях и мы можем прикрепить значок к карточке «Цветок».

Дети протирают руки влажной салфеткой.

 Эксперимент №2. Хлеб и сухари. 
На тарелочке под №2 находятся два кусочка хлеба. Я предлагаю вам их обследовать. Возьмите в руки  кусочек сухого хлеба. Попробуйте его придавить пальчиками, разломить. Что у вас получилось? А теперь те же действия проделаем с другим кусочком хлеба. Как вы думаете, почему свежий хлеб легче ломается? (В нем есть вода). Значит подружки Капельки могут жить в каком кусочке хлеба? (В свежем). Какой мы с вами можем сделать вывод?
Вывод: В свежем хлебе есть вода, он легко ломается, а в сухарях нет, они твердые, ломаются с трудом. Значок крепится к картинке хлеб.

 Эксперимент З. Сухофрукты и фрукты. 

Поставьте перед собой тарелочку с №3. На ней лежит свежая груша и сушенная. Как можно проверить что один кусочек сухой? Положить сухофрукт на салфетку прикрыть другой салфеткой и прижать ладошкой. Посмотрите, остался ли след на салфетке? (Сухофрукт не оставил следа). А теперь возьмите ломтик свежей груши и проделайте тоже самое. Что вы видите? Как вы это можете объяснить? И какой вывод вы можете сделать.
 Вывод
: сухофрукты след не оставляют, а от свежей груши остался мокрый след. Значит, в свежих грушах есть вода, и  подружки Капельки тоже могут жить в грушах. Значок крепится к карточке груша.

Воспитатель: Ребята мне кажется пришла пора нам с вами немного поиграть. Выходите, в круг скорее становитесь, вокруг себя все повернитесь и в капелек все превратитесь.

Физминутка «Капельки»:

( Дети делают движения в соответствии с текстом)

 А теперь вокруг себя 3 раза повернитесь и  детей скорее превратитесь.

 

Воспитатель: Продолжаем работать в нашей лаборатории.

 Слышится плач. Воспитатель на обратной стороне доски находит «Капельку» - она грустная и грязная.

Откуда появилась Капелька? Почему она грустная и грязная? Где можно найти грязную Капельку? (В грязной речке, в луже, в болоте и т.д.). Давайте мы ей поможем снова стать чистой.

 Эксперимент 5. Очищение воды.
Дети с помощью емкости, воронки, фильтра выполняют работу. Воспитатель меняет грустную капельку на веселую.

Вывод: Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Что можно делать с чистой водой ( пить, купаться, варить обед, и т.д.).

Дети с воспитателем подходят к мольберту,  где находятся карточки.

Воспитатель: Ребята посмотрите на наших капелек, так где же живут капельки? (Везде!)

(Каждый ребенок читает по строчке)

Капельки живут везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
И в  сосульке,
И в тумане,
На плите у нас кипят,
Паром чайника шипят.
И без них нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смеем вам мы  доложить:
Что без них нам не прожить!

Релаксация: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Вы большие молодцы! 

Вам понравилось наше (занятие) путешествие?

Посмотрите у меня на подносе лежат капельки веселые и грустные. Выберите каждый себе капельку по вашему настроению от нашего путешествия.  — Что сегодня вы узнали о воде? (Воду надо беречь, вода нужна всем)

 —Даша, что тебе больше всего запомнилось сегодня?

- Артем , а какой опыт понравился тебе больше всего?

— Ребята, мне тоже очень понравилось наше занятие, вот и узнали мы где живут подружки  нашей Капельки. Каждый из вас сегодня был очень внимательным, аккуратным и любознательным. Мы не раз еще вернемся с вами в лабораторию, чтобы узнать много интересного.

Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам и всем нашим гостям на память о  нашем путешествии волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька) — Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "В гости к весне" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия с познавательной направленностью и неожиданным участием сказочных героев вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют закреплению усвоенных ранее з...

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Театрализация сказки "Репка" с детьми старшей группы на татарском языке

Театрализация русской народной сказки "Репка" детьми старшей группы получился отличной. Мы выступили перед самыми маленькими, перед мамами. Было интересно....

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Опыты со снегом и льдом»

Данный материал направлен на формирование элементарных представлений детей о снеге и его свойствах: рыхлый – плотный, гладкий, белый-прозрачный, холодный, мягкий-твёрдый....