План-конспект поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы на тему: «Как Капелька искала подружек»
план-конспект занятия (старшая группа)
Образовательная область – познавательное развитие
Интеграция – коммуникация, музыка.
Вид детской деятельности – исследовательская
Форма проведения – беседа, наблюдение, эксперимент.
Цель- помочь детям увидеть в знакомых предметах новые свойства, показать, где и в каком виде существует вода в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kak_kapelka_iskala_podruzhek.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №18 «Гармония» ст. Подгорной»
План-конспект
поисково-исследовательской деятельности
детей старшей группы на тему:
«Как Капелька искала подружек»
Подготовила: воспитатель высшей
квалификационной категории Рыбас Е.В.
Георгиевский городской округ
2021
Образовательная область – познавательное развитие
Интеграция – коммуникация, музыка.
Вид детской деятельности – исследовательская
Форма проведения – беседа, наблюдение, эксперимент.
Цель- помочь детям увидеть в знакомых предметах новые свойства, показать, где и в каком виде существует вода в природе.
Программные задачи
Образовательные:
1. Углублять и расширять познания детей об окружающем нас мире.
2. Помочь детям увидеть в знакомых предметах новые свойства, показать, где и в каком виде существует вода в природе.
З. Обогащать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи.
4. Дать детям возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.
Развивающие:
1. Формировать познавательный интерес детей к окружающим нас явлениям и предметам.
2. Развивать способности детей к поисково-исследовательской деятельности и устанавливать причинно-следственные связи.
3. Развивать наблюдательность, самостоятельность, инициативу, творчество, мыслительную деятельность детей, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.
4. Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Здоровьесберегающие задачи:
1. Способствовать сохранению психологического здоровья детей.
2. Создать благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, коллективного и согласованного взаимодействия.
3. Формировать умение выполнять движения соответствующие тексту.
4. Формировать у детей умение получать эмоциональное удовлетворение от конечного результата.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
2. Прививать аккуратность.
Методы и приемы
1. Использование проблемных ситуаций и вопросов.
2. Использование ТСО (звуки моря, дождя).
3. Опытно-экспериментальная деятельность.
4. Художественное слово (стихотворение Н. Рыжовой «Вода»).
5. Беседа «Кому нужна вода?»
6. Итог
Словарная работа
Упражнения в словообразовании: овощной, фруктовый, ягодный, сливовый.
Предварительная работа
1. Наблюдение на прогулке за сезонными природными явлениями (дождь, снегопад, иней и т.д. в зависимости от сезона).
2. Наблюдение в уголке природы за растениями .
3. Работа с картинами о природных зонах и ландшафтах (лес, болото, пустыня).
4. Постановка опытов о разных физических состояниях воды (лед, вода, пар)
5. Работа с гербарием
Материалы
Бумажные салфетки, терка (или соковыжималка), блюда с сухофруктами, со свежими овощами и фруктами, сухие и сочные листья комнатных цветов, сухарики и куски свежего хлеба, схема круговорота воды в природе, картины разных природных ландшафтов, магнитофон, пакеты для мусора, влажные салфетки.
Фонограмма
1. Шум дождя
2. Звуки моря
Художественная литература
Стихотворение Н. Рыжовой «Вода»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько много гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с гостями и поделимся своими улыбками и хорошим настроением.
Воспитатель: Ребята ответьте мне на вопрос: На какой планете мы с вами живем?
Дети: Земля
Воспитатель: Давайте посмотрим на модель нашей планеты. Как она называется?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Правильно дети, глобус это модель нашей Земли в уменьшенном виде. Посмотрев на глобус моно увидеть горы, реки, страны.
Воспитатель: А теперь вопрос такой
Почему он голубой?
Наш общий дом,
Наш шар земной?
Дети: Потому, что большая часть Земли покрыта водой. ( моря, реки, океаны).
Воспитатель: Сегодня утром мне пришло письмо по электронной почте. Я его прочитала и решила что вы тоже должны с ним ознакомиться. Вы согласны?
«Здравствуйте, ребята из группы «Светлячки»!
Пишет вам одна девица,
Очень важная царица
Если б не было меня,
То погибла б вся Земля.
Всем живым нужна всегда
А зовут меня…..(вода)
Почему она так пишет? Кому нужна вода? И для чего?
Дети: (ответы). Вода нужна животным, растениям, людям. Без нее все погибнет.
Вывод: Вода нужна всем.
Воспитатель: А откуда же берется вода? (Из крана, из реки, из моря, из тучи, из родника.)
А , из чего состоит вода? ( Из капелек)
Воспитатель: Ребята а давайте мы сейчас все вместе расскажем сказку про капельку. Мы с вами не просто будем слушать, а будем вместе с капелькой путешествовать. Кто начнет первым?
Дети работают с карточками (Путешествие капельки)
Ребята как называются такие движения капелек воды по кругу?
Дети: Круговорот воды в природе.
Проблемная ситуация: Одна из капелек обратилась в нашу научную лабораторию с просьбой помочь найти ей подружек – капелек и узнать где они еще могут жить кроме рек и озер.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?
Давайте вспомним что называется научной лабораторией.
Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. Давайте сегодня мы с вами снова превратимся ученных. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одевает халат, очки, ). А вы будете научными сотрудниками
лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Давайте их вспомним.
Показ слайдов на проекторе.
Ребята посмотрите в нашей лаборатории на столах находится специальное оборудование, необходимое для проведения опытов, наши лабораторные столы полностью готовы к работе.
Эксперимент №1. Исследование листьев на наличие воды.
У вас на тарелочке под №1 лежат два листочка герани, один сухой ,а другой свежий. Я предлагаю вам провести исследование. Пощупайте сухой лист, помните его. Что с ним случилось?(он ломкий, рассыпался).Теперь берем свежий лист, помнем его пальчиками. Что мы видим? Пальцы стали влажными и на них остался сок. Давайте уточним, в каком листике могут жить подружки Капельки? Почему вы так решили? Какой мы можем сделать вывод?
Выводы: В сухих листьях нет воды, они ломкие, а в сочных листьях есть вода. Значит, подружки Капельки живут в свежих листьях и мы можем прикрепить значок к карточке «Цветок».
Дети протирают руки влажной салфеткой.
Эксперимент №2. Хлеб и сухари.
На тарелочке под №2 находятся два кусочка хлеба. Я предлагаю вам их обследовать. Возьмите в руки кусочек сухого хлеба. Попробуйте его придавить пальчиками, разломить. Что у вас получилось? А теперь те же действия проделаем с другим кусочком хлеба. Как вы думаете, почему свежий хлеб легче ломается? (В нем есть вода). Значит подружки Капельки могут жить в каком кусочке хлеба? (В свежем). Какой мы с вами можем сделать вывод?
Вывод: В свежем хлебе есть вода, он легко ломается, а в сухарях нет, они твердые, ломаются с трудом. Значок крепится к картинке хлеб.
Эксперимент З. Сухофрукты и фрукты.
Поставьте перед собой тарелочку с №3. На ней лежит свежая груша и сушенная. Как можно проверить что один кусочек сухой? Положить сухофрукт на салфетку прикрыть другой салфеткой и прижать ладошкой. Посмотрите, остался ли след на салфетке? (Сухофрукт не оставил следа). А теперь возьмите ломтик свежей груши и проделайте тоже самое. Что вы видите? Как вы это можете объяснить? И какой вывод вы можете сделать.
Вывод: сухофрукты след не оставляют, а от свежей груши остался мокрый след. Значит, в свежих грушах есть вода, и подружки Капельки тоже могут жить в грушах. Значок крепится к карточке груша.
Воспитатель: Ребята мне кажется пришла пора нам с вами немного поиграть. Выходите, в круг скорее становитесь, вокруг себя все повернитесь и в капелек все превратитесь.
Физминутка «Капельки»:
( Дети делают движения в соответствии с текстом)
А теперь вокруг себя 3 раза повернитесь и детей скорее превратитесь.
Воспитатель: Продолжаем работать в нашей лаборатории.
Слышится плач. Воспитатель на обратной стороне доски находит «Капельку» - она грустная и грязная.
Откуда появилась Капелька? Почему она грустная и грязная? Где можно найти грязную Капельку? (В грязной речке, в луже, в болоте и т.д.). Давайте мы ей поможем снова стать чистой.
Эксперимент 5. Очищение воды.
Дети с помощью емкости, воронки, фильтра выполняют работу. Воспитатель меняет грустную капельку на веселую.
Вывод: Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Что можно делать с чистой водой ( пить, купаться, варить обед, и т.д.).
Дети с воспитателем подходят к мольберту, где находятся карточки.
Воспитатель: Ребята посмотрите на наших капелек, так где же живут капельки? (Везде!)
(Каждый ребенок читает по строчке)
Капельки живут везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
И в сосульке,
И в тумане,
На плите у нас кипят,
Паром чайника шипят.
И без них нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смеем вам мы доложить:
Что без них нам не прожить!
Релаксация: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Вы большие молодцы!
Вам понравилось наше (занятие) путешествие?
Посмотрите у меня на подносе лежат капельки веселые и грустные. Выберите каждый себе капельку по вашему настроению от нашего путешествия. — Что сегодня вы узнали о воде? (Воду надо беречь, вода нужна всем)
—Даша, что тебе больше всего запомнилось сегодня?
- Артем , а какой опыт понравился тебе больше всего?
— Ребята, мне тоже очень понравилось наше занятие, вот и узнали мы где живут подружки нашей Капельки. Каждый из вас сегодня был очень внимательным, аккуратным и любознательным. Мы не раз еще вернемся с вами в лабораторию, чтобы узнать много интересного.
Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам и всем нашим гостям на память о нашем путешествии волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька) — Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "В гости к весне" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)
Игры-путешествия с познавательной направленностью и неожиданным участием сказочных героев вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют закреплению усвоенных ранее з...
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Театрализация сказки "Репка" с детьми старшей группы на татарском языке
Театрализация русской народной сказки "Репка" детьми старшей группы получился отличной. Мы выступили перед самыми маленькими, перед мамами. Было интересно....
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»
Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...
Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Опыты со снегом и льдом»
Данный материал направлен на формирование элементарных представлений детей о снеге и его свойствах: рыхлый – плотный, гладкий, белый-прозрачный, холодный, мягкий-твёрдый....