Самообразование 2018-2019 уч. год.
методическая разработка (младшая группа)
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» | 50.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №6 «Колосок» с. Ходынино
Индивидуальный образовательный маршрут педагога на межаттестационный период
Мочалкина Светлана Александровна
2018г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Колосок»,
с. Ходынино
Ф.И.О. Мочалкина Светлана Александровна
Занимаемая должность: воспитатель
Дата назначения на должность: 1 февраля 2012 г.
Образование: среднее-специальное
Дата прохождение аттестации: 27ноября 2015г.
Классификация категории: первая квалификационная категория
Дата, прохождения курсов повышения квалификации: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Учитель» отделение дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель»
« Механизмы и технологии всестороннего воспитания дошкольника в соответствии с ФГОС ДО» в объеме 72 часов, 30.06.2017г.
(регистрационный номер удостоверения ПК-36-11217)
Педагогический стаж: 17лет.
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Цель: создать условия для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через дидактические игры
2018 – 2019 гг.
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Дата начало работы над темой: 01.09.2018г.
Цель: создать условия для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через дидактические игры.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Актуальность
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Направления самообразования:
1 этап: информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: Корона- ВекГод: 2007
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007.
- Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Каро: 2008
- Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику.
- Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.
- Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
2 этап: Организационно – диагностический
Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, я проанализировала различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.
Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
3 этап: практический
3.1 Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС
Тематическое планирование на 2018 -2019 уч.г.
Сентябрь | Проведение диагностического исследования (первичное). | Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.) |
Изучить литературу и опыты работ по данной теме. | Повышение своего уровня знаний. | |
Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. | Обогащение развивающей среды. | |
В течение года | Самомассаж (по книге Османова Г.А «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» | Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения. |
октябрь | Д/и.: «Прищепки» | Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. |
Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту», "Пальчики, здравствуйте!" | Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. | |
Д/и.: «Шнуровка». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление; знакомить с цветом; совершенствовать действия, связанные со шнуровкой. | |
Ноябрь
| Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку) | Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. |
Создание «Пальчикового театра» | Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра | |
Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик» «Деревья» «Корни» | Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики | |
Декабрь | Создание картотеки игр с цветными камушками. | Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти. |
Д/и «Веселые упражнения с карандашами» | Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. | |
Заучивание пальчиковых игр: "Новогодние игрушки", «Снежок, «Дедушка Мороз» | ||
Январь | Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» | Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста |
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» | ||
Настольная игра «Мозаика». | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. | |
Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом» | Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам | |
Февраль | «Волшебные замочки» | Развивать мелкую моторику рук, чувственный опыт, внимание, мышление, восприятие, способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. |
«Бусы для мамы» нанизывание крупных бусин на шнурок | Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. | |
Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина», | Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста | |
Март | Выступление на педсовете: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» | Выставка дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников |
Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.) | Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук. | |
Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «Тесто», «Компот» | Развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста | |
Апрель | Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»; | Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников |
Д/И"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь | Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. | |
Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка» | Активизировать движения пальцев рук | |
Май | Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок | Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение |
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. | Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми. | |
Диагностика уровня развития мелкой моторики | Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки |
3.2 Изготовление дидактических игры и пособий :
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Строим из Лего»;
- «Пазлы деревянные и картонные»;
- «Шнуровка»,
- «Прищепки».
3.3 Взаимодействие с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
3.4Тематическое планирование с родителями:
Месяц | Тема |
Сентябрь | Составление перспективного плана работы с родителями по теме проекта. |
Подбор материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей. | |
Подбор консультационного материала для родительского уголка. | |
Консультация «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»; | |
Октябрь | Беседа «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» |
Ноябрь | Консультация «Пальчиковая гимнастика» |
Декабрь | Папка – передвижка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук» |
Январь | Буклет «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук» |
Февраль | Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев» |
Март | Консультация «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора» |
Апрель | Мастер-класс на тему «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» |
Май |
4 этап: Результативно-аналитический
-консультации для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
-выступление на педчасе по теме:» Развитие мелкой моторики у детей через дидактические игры»
-открытый просмотр занятия «Встреча зимы»;
-мастер-класс для педагогов «Остров сокровищ».
- картотека пальчиковых игр и гимнастик;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики»;
Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, я проанализировала различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.
Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Диагностика представляет собой индивидуальные задания
(Приложение 1).
Диагностика состояла из следующих заданий:
1. «Пальчик с носиком здороваются»
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
2. «Уложи монеты в коробку»
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.
По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.
3. «Нарисуй пальцами кружочки»
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
4. «Давай поздороваемся»
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.
5. «Колечко»
Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.
Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений
( нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.
6. «Наши пальчики»
Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.
Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.
( Приложение 2 )
В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в составе 22 человек.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий
- низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности;
- средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;
- высокий: четкое выполнение задания.
Таким образом, анализируя полученные результаты, я пришла к выводу что:
- на низком уровне в группе находится 6 детей, что составило 40 %. Дети испытывали значительные трудности при выполнении задания.
-средний уровень развития мелкой моторики выявлен у 12 детей, что составило 54,5 %. Дети справлялись с заданием с небольшими затруднениями.
-высокий уровень выявлен у 4 детей, что составило 26,7 %. Дети выполняли четкое выполнение заданий.
Итак, анализ табличных и графических данных показал, что уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста находиться на низком уровне (6 детей - 40 %) и я решила провести работу на развитие мелкой моторики через дидактические игры.
(Приложение 3)
Ф.И.ребенка | «Пальчик с носиком здороваются» | «Уложи монеты в коробку» | «Нарисуй пальцами кружочки» | «Давай поздороваемся» | «Колечко» | «Наши пальчики» | ||||||||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |
Андрюхин Дмитрий 15.05.2015г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Данилин Матвей 23.12.2015 г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Джафарова Дарья 08.05.2015г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Ерошкина Софья 15.12.2015г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Журавлева Алина 27.03.2016г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Журавлев Дмитрий 23.08.2015г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Князева Диана 30.10.2015г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Ламонова Маргарита 04.12.2015г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Новиков Андрей 15.03.2015г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Новикова Надежда 15.03.2015г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Свищев Николай 18.10.2015г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Сорокин Богдан 24.02.2015г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Чухина Анастасия 25.11.2015г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Штукатуров Даниил 05.09.2015г | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Бугаев Алексей 07.05.2016г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Кривцов Иван 11.04.2016г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Лаптева София 17.07.2016г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Облезов Глеб | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Пушкарев Федор 03.01.2016г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Фокина Ксения 14.04.2016г. | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Юшкин Сережа | + | + | + | + | + | + |
Предполагаемый результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования, письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию 2018-2019 г.г.
«Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность»...
План самообразования 2018-2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка» План самообразования2018-2019Воспитателя группы №3 «Теремок...
План самообразования 2018-2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка» План самообразования2018-2019Воспитателя группы №7 «Вишенка»Евдоки...
Тема самообразования 2018-2019 учебный год
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2018-2019 учебный год...
План профессионального самообразования 2018-2019 г.г
План профессионального самообразования 2018-2019 г.г...
План самообразования 2018-2019 уч.год
План самообразования 2018-2019...
Программа по самообразованию 2018-2019 год
Тема: «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования»Цель: повысить уровень сфор...