« Проектирование образовательных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»
материал (старшая группа)
педагогическая технология с видами проектов для детей 5-7 лет, подкрепленные примерами из личного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
« Проектирование образовательных мероприятий
с детьми старшего дошкольного возраста
в условиях реализации
федерального государственного стандарта дошкольного образования»
Подготовила воспитатель детского сада «Радуга»
филиала МБДОУ детского сада «Солнышко»
Азарскова Ирина Александровна.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГОС к основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Также под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть этого метода в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над
определённой практической проблемой (темой).
Выделим особенности проектирования:
Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;
Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.
Проектирование призвано создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.
Используя технологию проектирования в образовательном процессе дошкольного учреждения, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников. Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Реальные возможности индивидуализации образовательного процесса.
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.
Культурное развитие ребенка
Дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность.
Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми
В ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог также создаст культурное поле в самой его личности. В этом поле больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к Миру взрослых и безопасности.
Участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в контекст культуры
Родитель принимает активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
Цели проектирования включают в себя:
-Передача знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту;
-Развитие способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста;
-Создание условий необходимых детям для закрепления своих знаний, проявления своих способностей в разных целях деятельности, т.е. формирование субъекта своего социального, интеллектуального, физического, личностного развития
По продолжительности проекты бывают:
краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
Первый этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Рассмотрим виды проектов с детьми старшего дошкольного возраста:
Исследовательско - творческие (в основе эксперимент, а результат оформляется в виде газет, драматизации, выставки рисунков, коллажей и т.д.);
Ролевые – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
Информационно – практико – ориентированные (дети собирают информацию и представляют её, ориентируясь на социальные интересы
(н-р: оформление и дизайн игровой зоны);
Творческие( результат: детский праздник, выставка детских работ).
Какова же последовательность (примерная) работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Несколько советов воспитателям по работе над учебными проектами
Глубоко изучите тематику проекта;
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
Заинтересовывайте каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме;
Создайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей, их эмоциональный отклик. Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский опыт;
Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок имеет право на ошибку;
В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход;
Ненавязчиво вовлекайте родителей в совместную работу над проектом.
И для наглядности несколько примеров из опыта работы.
В 14-15 уч. году был реализован проект на тему : “Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования в работе дидактических игр и пособий”.
На то время у нас не было в саду учителя – логопеда и была выявлена проблема, что при поступлении в подготовительную группу детского сада воспитанники имели недостаточный уровень развития речи: небогатый словарный запас, неумение использовать интонацию, темп, плохая дикция.
Исходя из этого была поставлена цель:формирование развития речи детей посредством использования в работе дидактических игр и пособий.
По содержанию проект - интегративный (речевое, познавательное развитие)
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год).
В своей работе я использовала разнообразные дидактические игры: это и настольно – печатные, и словарные, и игры с предметами. Здесь (фото) представлены игры на развитие словарного запаса детей, грамматического строя речи, связной речи и на развитие интонационной выразительности.
Совместно с работниками библиотеки были подготовлены литературные викторины, обновлялся детской литературой речевой уголок.
Организован конкурс чтецов как итоговое мероприятие.
В конце проекта были подведены итоги работы, которые показали успешность использования дидактических игр и пособий для речевого развития детей.
В апреле проходил областной конкурс одарённых детей «Искорки Тамбовщины» (муниципальный этап) в котором воспитанница группы 5-7 лет принимала участие в номинации «Выразительное чтение» и была победителем на данном этапе.
Далее проходил областной этап этого же конкурса, поучаствовав. Получили диплом финалиста.
В прошлом учебном году был реализован проект на тему: «С.р. игра «Школа».
Аннотация: в преддверии подготовки к школьной жизни и новому статусу школьника необходимо познакомить детей со школой, ввести образ школы и школьника в игровую деятельность детей.
Цель данного проекта: ввести детей в отношения между учителем и школьниками, повысить интерес к школе и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности «ученик».
Проект был краткосрочный.
Проект реализовывался в 3 этапа.
На подготовительном этапе я наблюдала за детьми, как они играют, обновила ППРС. Совместно с детьми подготовили некоторое оборудование и материалы для игры, проводились беседы с детьми. А также побывали на открытом уроке в 1 классе.
На основном этапе мы распределили роли, играли в «школу», были учителями, директором, тех. служащими.
На заключительном этапемы оценили нашу игру, подвели итоги.
В результате дети
-познакомились с режимом дня школьника, расписанием уроков, понятиями «урок», «звонок», «учитель», «ученик», «завуч», «директор»;
-научились самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку, творчески развивать сюжеты игры;
- у детей повысился интерес к школе и школьной жизни;
-они стали внимательнее выслушивать других;
- у них были сформированы предпосылки к учебной деятельности.
Наверное, в каждом детском саду есть такая традиция празднование дня рождения ребёнка. И вот однажды, когда мы поздравляли именинника в группе, Илья сочинил целую сказочную историю о том, как дошёл наш подарок до именинника. Всем детям эта сказка очень понравилась.
Потом Илья рассказал нам, что такие сказочные истории он придумывает, поздравляя с праздниками свою любимую бабушку.
Это был детский исследовательский проект «Семейные традиции»
С ним мы поучаствовали в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Юный исследователь» в номинации «Науки об обществе» (были победителями на муниципальном этапе)
А также с этим проектом мы приняли участие в областном конкурсе, где получили свидетельство участника.
Вывод:
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание: 1. Введение……………………………………………………………………...
Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...
: «Выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста с учетом современных стандартов дошкольного образования »
Детский сад – это первая ступень в государственной системе работы с одаренными детьми....
«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»
Проект организуется с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....
«Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
( консультация для воспитателей)...
Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.
Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....