«Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Радуга»
филиал МБДОУ д/с «Солнышко»
Родительское собрание № 3
в группе орн для детей 5 - 7 лет
на тему
«Роль экспериментальной деятельности
в познавательном развитии дошкольника»
Подготовила и провела
воспитатель 1 кв. категории Азарскова Ирина Александровна.
Цель:
- Раскрыть влияние опытно-экспериментальной деятельности детей на развитие познавательных способностей.
- Дать рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
Форма проведения:
Участники: воспитатель, родители.
Оборудование: Выставка литературы:
Предварительная работа:
-подготовка пригласительных для родителей;
-подбор литературы для родителей.,
-подготовить памятки-рекомендации для родителей,
План проведения:
1.Вступительная часть собрания.
2.Обсуждение вариантов совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуации дома.
3. Подведение итогов собрания. Принятие решений.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о роли экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше предложение.
Доклад на тему:
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Ребенок самый пытливый исследователь окружающей действительности. Это вполне очевидно: маленькие дети любят брать в рот различные предметы, открывать и закрывать двери и крышки, выбрасывать из кроватки все игрушки, им всё хочется потрогать руками и языком, понюхать, ходить по лужам, есть снег и т.д. – перечислять можно бесконечно. Дети экспериментаторы и исследователи от природы. Эта способность заложена у них на биологическом уровне. Так почему же мы говорим о том, что необходимо развивать исследовательские способности детей?
Дети охвачены жаждой познания, часто задают нам вопросы: которые носят познавательный характер «Почему?», «Зачем?», «Где?» и т.д. Очень часто они нам докучают такими вопросами, некоторые родители пытаются уйти от ответов «Отстань», «Потому что, потому», «Мне сейчас некогда» и т.д., тем самым пресекая детскую любознательность. Очень часто говорим: «Не лезь», «Не тронь», «Не поднимай» - тем самым ограничиваем пути детского познания и совершаем родительские ошибки. Нужно объяснять ребёнку почему нельзя, а иногда и дать возможность на собственном опыте убедиться в этом.
Нет более пытливого исследователя, чем Ребёнок. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Посещаете по возможности выставки, цирки, зоопарки? Некоторые родители, от этих вопросов отшучиваются: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «ваши промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Исследования ученых, педагогов-практиков показывают, что к старшему дошкольному возрасту возрастает интерес к познанию. Но в то же время можно наблюдать и снижение исследовательской активности детей, стремление без дополнительных интеллектуальных усилий получить от взрослого готовые ответы на возникающие вопросы.
Развивая исследовательские способности детей мы способствуем
-развитию познавательных способностей (развитию любознательности),
- творческих способностей (умению преобразовывать окружающую действительность, умению нестандартно мыслить),
-коммуникативных способностей (умение общаться с другими людьми, договариваться, выслушивать других людей, отстаивать собственную точку зрения).
Ограничивая детей, не создавая определенных благоприятных условий – тем самым мы наносим вред детскому развитию.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.
Основой познавательной деятельности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуя языком в сильный мороз металлические предметы. Но опасностью такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом или родителем безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
В результате экспериментирования дети учатся:
- выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- предлагать возможные решения;
- проверять эти возможные решения, исходя из данных;
- делать выводы в соответствии с результатами проверки;
- делать обобщения.
Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.
Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Для того, чтобы ребенок вырос любознательным, уверенным в себе человеком необходимо ему предоставлять свободу действий для исследования, дать возможность самостоятельно учиться методом «проб и ошибок». Когда же ребенку совершать ошибки, если не сейчас, в дошкольном возрасте? Самому их исправлять. Очень важно снять у детей скованность, боязнь «неправильных» действий, дать им возможность свободного выбора разных путей решения определенной проблемы, ощущение радости открытий и самое главное разделять эту радость вместе с ребенком.
ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.
В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами
-Куда больше воды поместилось?
-Куда вода легче набирается?
-Откуда воду легче вылить?
-Чем быстрее набрать воду в ванночку: ведром или губкой?
(Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность).
Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде).
-Как думаешь, утонет бутылка или нет?
-Что будет, если в нее набрать воды?
- Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула?
-Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?
(Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать).
Уборка комнаты
-Как ты считаешь, с чего нужно начать?
-Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам?
-В чем тебе понадобиться помощь?
(Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы).
Поливка цветов
- Всем ли растения надо одинаково поливать? Почему?
- Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?
(Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними).
Ремонт в комнате
-Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате?
-На что бы тебе приятно было смотреть?
-Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?
(Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.
Экспериментирование детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников....
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...
Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Н...
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Опыт с ребенком....
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Экспериментирование в детском саду...
Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»...
Статья «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»
Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий ...