«Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»
опыты и эксперименты (старшая группа)

 

Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном  раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Опыты сопровождаются  проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Радуга»

филиал МБДОУ д/с «Солнышко»

Родительское собрание № 3

в группе орн для детей 5 - 7 лет  

на тему

«Роль экспериментальной деятельности

в познавательном развитии дошкольника»

Подготовила  и провела

 воспитатель 1 кв. категории Азарскова Ирина Александровна.

Цель:  

  • Раскрыть влияние опытно-экспериментальной деятельности детей на развитие познавательных способностей.
  • Дать рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.

Форма проведения: 

Участники: воспитатель, родители.

Оборудование: Выставка литературы:

Предварительная работа: 

-подготовка пригласительных для родителей;

-подбор литературы для родителей.,

-подготовить памятки-рекомендации для родителей,

План проведения:

1.Вступительная часть собрания.

2.Обсуждение вариантов совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуации дома.

3. Подведение итогов собрания. Принятие решений.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы  поговорить  о роли  экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше предложение.

Доклад на тему:

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника

   Ребенок самый пытливый исследователь окружающей действительности. Это вполне очевидно: маленькие  дети любят брать в рот различные предметы, открывать и закрывать двери и крышки, выбрасывать из кроватки все игрушки,  им всё хочется потрогать руками и языком, понюхать, ходить по лужам, есть снег и т.д. – перечислять можно бесконечно. Дети экспериментаторы и исследователи от природы. Эта способность заложена у них на биологическом уровне. Так почему же мы говорим о том, что необходимо развивать исследовательские способности детей?

   Дети охвачены жаждой познания, часто задают нам вопросы: которые носят познавательный характер «Почему?», «Зачем?», «Где?» и т.д. Очень часто они нам докучают такими вопросами, некоторые родители  пытаются  уйти от ответов «Отстань», «Потому что, потому», «Мне сейчас некогда» и т.д., тем самым пресекая детскую любознательность. Очень часто говорим: «Не лезь», «Не тронь», «Не поднимай» - тем самым ограничиваем пути детского познания и совершаем родительские ошибки. Нужно объяснять ребёнку почему нельзя, а иногда и дать возможность на собственном опыте убедиться в этом.

   Нет более пытливого исследователя, чем Ребёнок. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

   Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них?  Посещаете по возможности выставки, цирки, зоопарки? Некоторые родители, от этих вопросов отшучиваются: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «ваши промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

   Исследования ученых, педагогов-практиков показывают, что к старшему дошкольному возрасту возрастает интерес к познанию. Но в то же время можно наблюдать и снижение исследовательской активности детей, стремление без дополнительных интеллектуальных усилий получить от взрослого готовые ответы на возникающие вопросы.

Развивая исследовательские способности детей мы способствуем

-развитию познавательных способностей (развитию любознательности),

- творческих способностей (умению преобразовывать окружающую действительность, умению нестандартно мыслить),

-коммуникативных способностей (умение общаться с другими людьми, договариваться, выслушивать других людей, отстаивать собственную точку зрения).

   Ограничивая детей, не создавая определенных благоприятных условий – тем самым мы наносим вред детскому развитию.

   Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

   Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка  к определению  проблемы и самостоятельному  выбору путей ее решения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Основой  познавательной  деятельности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели    экспериментирования   и ее достижения.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать  что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими  в воду предметами (тонет - не тонет), пробуя языком в сильный мороз металлические предметы. Но опасностью такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком  с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом или родителем  безопасен для ребенка  и в то же время  знакомит  его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью  их учета  в собственной жизнедеятельности.

В результате экспериментирования дети учатся:

  • выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
  • предлагать возможные решения;
  • проверять эти возможные решения, исходя из данных;
  • делать выводы в соответствии с результатами проверки;
  • делать обобщения.

Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном  раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Опыты сопровождаются  проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.

Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

   Для того, чтобы ребенок вырос любознательным, уверенным в себе человеком необходимо ему предоставлять свободу действий для исследования, дать возможность самостоятельно учиться методом «проб и ошибок». Когда же ребенку совершать ошибки, если не сейчас, в дошкольном возрасте? Самому их исправлять. Очень важно снять у детей скованность, боязнь «неправильных» действий, дать им возможность свободного выбора разных путей решения определенной проблемы, ощущение радости открытий и самое главное разделять эту радость вместе с ребенком.

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.

В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами  

-Куда больше воды поместилось?

-Куда вода легче набирается?

-Откуда воду легче вылить?

-Чем быстрее набрать воду в ванночку: ведром или губкой?

(Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность).

 Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде).

-Как думаешь, утонет бутылка или нет?

-Что будет, если в нее набрать воды?

- Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула?

-Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

(Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать).

  Уборка комнаты  

-Как ты считаешь, с чего нужно начать?

-Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам?  

-В чем тебе понадобиться помощь?

(Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы).

 Поливка цветов 

- Всем ли растения надо одинаково поливать? Почему?

- Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?

(Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними).

   Ремонт в комнате 

-Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате?

-На что бы тебе приятно было смотреть?

-Как думаешь,  где лучше всего повесить твои рисунки?

(Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.

Экспериментирование  детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной  деятельности дошкольников....

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на позна­ние окружающего мира и экс­периментирование с объектами и яв­лениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...

Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Н...

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»...

Статья «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»

Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий ...