Статья «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»
статья (старшая группа) на тему
Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_poznavatelnom_razvitii_doshkolnika.docx | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №4»
Статья «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»
Марина Елена Анатольевна,
воспитатель.
Тула, 2017
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета.
Словесно-логическое мышление детям седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается новый продукт. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.
Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели э экспериментирования и ее достижения.
Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно – предметной среде группы. Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, с которым знакомятся дети, экспериментально обосновывается и проявляется для ребенка в процессе, мысленного и реального экспериментирования.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуя языком в сильный мороз металлические предметы. Но опасностью такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудования для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.
В результате экспериментирования дети учатся:
- выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- предлагать возможные решения;
- проверять эти возможные решения, исходя из данных;
- делать выводы в соответствии с результатами проверки;
- делать обобщения.
Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.
Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.
Экспериментирование детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников....
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...
Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Н...
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Опыт с ребенком....
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Экспериментирование в детском саду...
Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»...
2022 Статья " Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника "
В дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая рассматривается не только как процесс усвоения знаний, у...