Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника
консультация по теме

Шаталова Светлана Николаевна

Экспериментирование в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx12.51 КБ

Предварительный просмотр:

Роль экспериментальной деятельности

в познавательной деятельности дошкольника

     Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выводить новые задачи и самостоятельно решать их.

     Взрослым следует создать условия для экспериментирования.  В группе должна быть оборудована мини – лаборатория,  укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда,   простые приборы, объекты живой и неживой природы).

     Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок и  глину, познавая их свойства; плещутся в воде. Открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в воду,  а воду – в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри.

     В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Почему осенью много луж? Как слышит кошка?

     Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники. Расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его. они с интересом открывают законы движения («Почему движутся предметы?»), инерции («Лист из - по стакана») и пространства («Как превратить лилипутов в великанов»).

     Тайны земных недр и далеких планет открываются им в моделирующих экспериментах: «На орбите», «Извержение» (баночка и камни превращаются в вулкан), «Вдоль по слою» (слои газеты похожи на пласты земных недр).

    Живая природа  - это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы..

    Опыты позволяют многое узнать и о человеке: «Проверим слух», «Гибкая косточка», «Стук сердца»,  «Цвет кожи» и др.

     Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной   деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в  школьные годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.

Экспериментирование  детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной  деятельности дошкольников....

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на позна­ние окружающего мира и экс­периментирование с объектами и яв­лениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...

Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Н...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребенка»

Дети в возрасте 3 - 4 года находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Их исследовательские действия встроены в предметно - манипулятивную деятельность. Материалы ...

родительское собрание "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.»В. Сухомлинский...

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»...