« Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ»
статья
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.
Представленный опыт применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры.
Предлагаемый опыт подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_dou_po_fizo_0.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ детский сд № 69 «Веточка» г.о. Тольятти
Тема: « Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ»
Из опыта работы
Разработала: инструктор по физической культуре Гордеева Ольга Михайловна
Тольятти, 2019
1. Основные характеристики опыта
1.1. Краткая аннотация
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.
Представленный опыт применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры.
Предлагаемый опыт подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
1.2 Актуальность опыта
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.
1.3 Условия становления опыта
Мой опыт работы над темой «Внедрение здоровьесберегающие технологий в физкультурно - оздоровительную деятельность ДОУ» сложился постепенно.
Главное в моей работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.
1.4 Новизна опыта
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:
- внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ.
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
1.5 Трудоёмкость опыта
Основная проблема, которая встала перед мной - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.
Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
2 . Теоретическая база опыта
Кроме основной комплексной программы я использую парциальные программы и методики: программа «Старт» Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина, методику Л.Д.Глазыриной «Физическое развитие детей», Л.И.Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Л.И.Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 и 5-7 лет», С.Я.Лайзане «Физкультура для малышей», методическими рекомендациями Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», Л.Д.Глазыриной «Физкультура дошкольника», авторской программой К.К.Утробиной «Занимательная физкультура», Э.Я.Степанковой «Физическое воспитание в детском саду», Н.А.Фоминой «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика».
А также использую идеи Змановского Ю Ф., Алямовской Н. Н., Казаковцевой Т. о воспитании здорового ребенка.
2.1 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей работе.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью. Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих.
Мною прежде всего было сделано:
1.изучила особенности физкультурно - оздоровительной работы.
2.внедрила в работу ДОУ здоровьесберегающие технологии и методики.
3. Разработала и апробировала систему по физкультурно- оздоровительной работе в дошкольном учреждении.
4.Осуществила личностно-ориентированный подход к детям в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
3. Технология опыта
3.1.Цели и задачи непосредственно- образовательной деятельности.
Данная проблема определила цели и задачи в работе с детьми по осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности.
Цель: выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Оздоровительные задачи:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, йоги, закаливания;
формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные задачи:
воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо выстроить так, чтобы одновременно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
3.2.Этапы реализации опыта
Весь процесс внедрения здоровьесберегающих технологий в работу дошкольного учреждения я построила в три этапа.
Первый этап: « Диагностико-прогностический»
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива детского сада и родителей по оздоровлению детей.
Второй этап: «Практический»
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Третий этап: « Обобщающий»
Цель: Совершенствование результатов проекта.
4. Результативность опыта
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа на первом этапе в нашем детском саду велась по нескольким направлениям:
Анализ научно-методической литературы;
Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей;
Анкетирование родителей.
Материально-техническое обеспечение. Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в дошкольном учреждении имеется музыкально - физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, спортивные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке детского сада оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.
Для организации и проведения лечебно-профилактической работы с часто болеющими детьми, Современная наполняемость группы требует от воспитателей создания условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья. Поэтому в каждой группе созданы зона двигательной активности и зона уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают домашнюю, уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесберегающую для детей атмосферу.
Итак, условия, созданные в МАОУ 69, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы.
Осуществляя приоритетное направление деятельности ДОУ – физическое развитие дошкольников, особое внимание я уделяю здоровьесбережению детей. Я выделяю группы здоровья вновь прибывших детей, определяю уровень физических качеств детей, с медсестрой детского сада производим антропометрические замеры. Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. В этих целях в ДОУ на каждого ребенка оформляется индивидуальная карта. Обработка данных позволила выделить три группы здоровья детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений. Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Используя свои наблюдения, я определила, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:
1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.
2. Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими процедурами.
З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной аэробики, игрового массажа, гимнастики для глаз, упражнений йоги.)
4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).
Проанализировав данные социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей воспитанников полученных в ДОУ, я пришла к выводу, что хотя родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них не высокий. Был разработан план работы с семьей по приобщению родителей к ЗОЖ.
С педагогами детского сада я проводила целенаправленную работу по повышению профессиональной культуры, по организации физкультурно - оздоровительной работы
В ходе реализации первого этапа педагоги получили теоретическую подготовку, изучили методическую литература, проанализировали ресурсы, спланировали работу, провели мониторинг, наметили план работы с родителями.
Реализация второго этапа работа велась по блокам.
Блок 1. Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Система физкультурной работы включает в себя:
Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
Проведение двигательных разминок между занятиями;
Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
Организация динамического часа в конце прогулки ;
Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
Гимнастика после дневного сна;
Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
Организация занятий по физической культуре различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
Организация досугов, праздников;
Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»
Организация работы с семьёй.
Ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми дошкольного возраста отводится занятиям по физической культуре . Я старалась проявлять к детям искренний интерес, помогать преодолевать трудности и неудачи, радовалась вместе с ними успехам, старалась , чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость.
Мною используются при этом как традиционные, так и нетрадиционные виды занятий:
Традиционные (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
Игровые (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).
Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).
Сюжетные– комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).
Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).
Самостоятельная двигательная деятельность (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания тренером).
Занятия из серии «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).
Тематические (с одним видом физических упражнений).
Контрольно-проверочные (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).
Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности – это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно. Как же сделать занятия по физической культуре радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?
Соединив положительные качества традиционной программы и внедрение технологий Н.А.Фомина «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика», была разработана система в организации двигательной деятельности. Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы, таких как:
Танцевально-ритмическая гимнастика, образно-танцевальные композиции которой, имеют целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Игроритмика –является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Игрогимнастика – служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
Игротанец – направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. На воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения включаю разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Варианты проведения утренней гимнастики:
Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
Упражнения на полосе препятствий – детям предлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течении 3-5 мин. Непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.
Комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровья»).
Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
В содержание утренней гимнастики включаем различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Комплекс утренней гимнастики повторяю в течение двух недель. Продолжительность утренней гимнастики соотносится с возрастом детей, во время проведения используем музыкальное сопровождение.
Ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка(в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, педагог предлагает несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
В работе воспитатели используют разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры и др.
Введение двигательной разминки во время перерыва между занятиями позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки проводят упражнение на расслабление 1–2 мин. Для организации двигательной активности в режиме дня с детьми проводятся подвижные игры, физические упражнения на прогулке.
Подвижные игры –служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. В работу с детьми включаю разные по содержанию подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) и спортивные (элементы спортивных игр) – волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей, а также игры большой, средней и малой подвижности.
В летнее время еженедельно провожу развлечения они помогают в доступной и интересной форме решать воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.
Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения.
Игры-забавы – это по существу физические упражнения в игровой форме с музыкальным сопровождением или без.
Я составила перечень некоторых игр-забав:
Игры с мячом (эстафеты с мячом, свободные игры с мячом, «козёл», элементы игрового баскетбола, волейбол).
Соревнования – поединки (эстафеты разного вида, захваты крепости, выталкивание из круга).
Игры с вертушкой (игры забавы).
Игры на асфальте (классики, пятнашки).
Игры с песком и водой (с колокольчиками, с бумажным змеем, с мыльными пузырями.).
Игры с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы.).
Русские народные игры (палочка выручалочка, лапта, ловушки, бабки, жмурки и т.д.).
Метание стрелки (попади в кольцо, метание дисков, набрасывание колец, кто дальше, летающие тарелки и др.).
«Школа мяча» (игра с малым мячом, футбол у стены, целься вернее и т.д.).
10.Занятная верёвочка (прыгалки-скакалки, неуловимый шнур, прыжки со шнуром и т.д.).
11.Прыжки (прыгалка-резинка, попрыгунчики, чехарда, прыжки в длину с разбега, с высоты, из обруча в обруч и т.д.).
12.Игры и упражнения на равновесие (упрямый козлик, ходьба по скамейке, бревну, ножная качалка, кто дольше простоит на одной ноге.).
13.Спортивные упражнения (катание на велосипеде, на самокате, купание, плавание.).
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут).
- Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены».
- Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Воспитатели предлагают упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов.
В группе дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем одеваются.
Организация активного отдыха. Одной из форм организации активного отдыха детей являются каникулы. Они проводятся 2 раза в год – Рождественские и весенние. Отличительной особенностью работы с детьми в этот период является отсутствие занятий по всем методикам. Педагоги организуют отдых детей. Увеличивают пребывание на свежем воздухе (ориентируясь на погодные условия). При необходимости проводят исследование детей, у которых отмечается слабая динамика в развитии; усиливают внимание индивидуальному подходу; предоставляют детям возможность участвовать в разнообразных играх; обеспечивают их разнообразной активной, развлекательной деятельностью (показ диафильмов, слайдов, видеофильмов, театрализованных представлений, чтение сказок, проведение спортивных мероприятий). В старших группах каждому дню каникул определяют тему, например: «День сказок», «День игр», «День театра», «День музыки», «День здоровья», «День шутки и смеха».Организация спортивных досугов, праздников,проведение Дня здоровья
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха я учитываю климатические условия, особенности сезона и природные факторы. На физкультурные праздники я приглашаю школьников – бывших воспитанников дошкольного учреждения, родителей, сестёр и братьев.
Темы праздников самые разнообразные «Мы – спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна» и т.д.
Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Организация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную радость, помогает вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Наряду с физкультурными праздниками в ДОУ я провожу физкультурные досуги, которые не требует специальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале и проводятся несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие организую 1–2 раза в месяц, длительностью по 30–50 минут. Мною используется различные по содержанию и организации формы физкультурного досуга.
1 раз в месяц во всех возрастных группах в течение учебного года мною проводится День (неделя) здоровья. В проведении этого дня принимает участие весь коллектив ДУ. В этот день с детьми проводятся экскурсии, походы, спортивные досуги, физкультурные занятия, спортивные соревнования и др.
Организуя неделю здоровья, педагоги отменяют все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Я тщательно продумываю план проведения каждого дня в течение всей недели здоровья, учитывая время года и погодные условия.
Подготовка к проведению недели здоровья осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми и предполагает участие всего педагогического коллектива.
Блок 2. Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.
В рамках образовательной области «Здоровье» для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа в ДОУ и семье. Я определила для себя следующие направления осуществления этой проблемы:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами моей работы являются организованная занимательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления.
Блок 3. Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника
Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления.
Положительный эффект даёт использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких, как:
Оздоровительный бег (дозированный) – даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от950 м до1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут.
При проведении оздоровительного бега осуществляем индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагаем пробежать 2 круга, малоподвижным – 1 круг.
Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга.
Оздоровительный бег заканчиваем постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения на расслабление мышц (2 -3 минуты):
Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Нетрадиционные виды упражнений:
Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводим самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж. Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Музыкотерапия – это лекарство, которое дети слушают. Мелодии доставляющие ребёнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую дети охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.
Использование музыки на занятиях по физической культуре содействует формированию у обучаемых правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.
Подвижные игры я часто провожу с музыкальным сопровождением — оно особенно желательно для детей с неврозами и более серьёзными нарушениями нервной системы. Зная, что музыка организует ребёнка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыразиться, часто на занятиях провожу комплекс общеразвивающих упражнений под музыку.
Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
Музыкально-подвижные игры применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь использую приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели.
Креативная гимнастика способствует внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Использование в работе этих упражнений кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Игровой стретчинг, упражнения которые носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.
Одним из важных элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Существует несколько вариантов и типов дыхания, в которых смешиваются два разных понятия: дыхательная гимнастика и повседневное дыхание.
Вывод: Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультиурно-оздоровительную деятельность ДОУ" (из опыта работы)
Обобщение опыта работы по внедрению нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ. В приложениях представлены консультации для воспитателей и родителей,...
« Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ»
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных...
Опыт работы «Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ»
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных здоровьесберегающих...
«Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность с детьми дошкольного возраста»
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными,только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Януш Корчак Одна...
«Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ»
Психика ребенка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что ...
Презентация "Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ"
Внедрениенетрадиционныхздоровьесберегающих технологийв физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ...
Физкультурно - оздоровительный проект : «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительном воспитании детей младшей группы»
Физкультурно - оздоровительный проект " Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительном воспитании детей младшей группы"...