Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию Тема: «Шахматное королевство» Образовательная область: «Познавательное развитие»
план-конспект занятия (старшая группа)
Мероприятие НОД в технологии деятельностного метода для старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 34.11 КБ |
prezentatsiya_shahmaty2.pptx | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)
ул .Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66 заведующий, 8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: iskorkapangod@mail.ru, ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40701810471863000002 РКЦ НАДЫМ г. НАДЫМ
Технологическая карта
мероприятия непосредственной образовательной деятельности
для детей старшей группы
по познавательному развитию
Тема: «Шахматное королевство»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Автор:
Золотухина Надежда Валерьевна
п. Пангоды, 2019г.
Технологическая карта НОД
Образовательная область | Познавательное развитие | |||||
Возраст детей, группа | 5-6 лет, старшая группа | |||||
Тип НОД | Образовательная ситуация с дошкольниками | |||||
Тема НОД | «Шахматное королевство» | |||||
Цель | Познакомить детей с основными понятиями шахматной игры, шахматной фигурой – Пешкой. | |||||
Задачи | Образовательные: формировать представление о шахматной игре, шахматных фигурах. Развивающие: развивать у детей сенсорные умения, аналитическое и зрительное восприятие. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, умения сотрудничать, оказывать помощь своим сверстникам. | |||||
Материал | Интерактивная доска, мольберты – 2 шт., ноутбук, столы, стулья для детей, шахматная доска, мышка, повязки с шахматными фигурами на каждого, шахматное тканевое полотно с карманами для заданий, шахматные доски на 5 пар детей, шахматные фигуры – по 8 штук черного и белого цвета на каждого ребенка, конверты черный и белый – 2 шт., 5 карточек с заданиями, схема-картинка с изображением шахматной доски, и правильно расставленными фигурами с подставкой, шкатулка, эмблемы, шахматы в подарок детям. | |||||
Предполагаемый результат | Дети имеют представление об основных понятиях шахматной игры, познакомились с шахматной фигурой – Пешкой. | |||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника | Предпосылка учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | ||
1. Введение в игровую ситуацию | Дети заходят в группу. Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, меня зовут Надежда Валерьевна, пришла я к вам в гости, чтобы поиграть, (в руках шахматы) А вы знаете, что это за игра? Дети: шахматы. Воспитатель: Верно, а вы умеете играть в шахматы? Поиграем? (да, нет), (открывают коробку, а там нет шахматных фигур, а лежит мышка) – Ребята, посмотрите, что здесь должно быть? А зачем нам мышка? Ответы детей (с детьми подходят к ИД) слайд №1 Девочка-Клеточка: «Здравствуйте, ребята, я Девочка – Клеточка, я знаю, где ваши шахматные фигуры! Они в Сказочном Шахматном королевстве, но вас туда не пустят! В: Ребята, что же нам делать? как же нам попасть в волшебное шахматное королевство, чтобы нас не узнали? (Ответы детей). В: Да ребята, нам нужно превратиться в шахматные фигуры, и я вижу, что нам поможет. Надевайте скорее повязки с шахматными фигурами, ах да, самое главное в сказочном шахматном королевстве – нужно соблюдать правила тишины, ведь когда играют в шахматы, нужно много думать, а шум может помешать этому, договорились. Готовы? повторяйте за мной «Покружись, покружись и в шахматном королевстве окажись» Звучит музыка, дети очутились в шахматном королевстве. Слайд №2 (Шахматное королевство и стоит девочка клеточка) Д.К: Ребята, рада видеть вас в сказочном шахматном королевстве, если вы хотите вернуть свои фигуры, вам нужно выполнить задания. Слайд №3 Девочка клеточка и задание (5 черно-белых клеток с обозначениями b2, f3 h4, d1, a5) В: А что это за знаки? (буквы, цифры) а кто знает, что за буквы? (ответы детей) открою вам секрет — это латинские буквы, вы их пока не знаете, я вам буду их называть. Посмотрите, цифры расположены по вертикали, а буквы по горизонтали. Латинскими буквами и цифрами обозначается шахматное поле шахматной доски. Девочка – клеточка спрятала задания за шахматными полями. В: Вы готовы выполнить задания Девочки - Клеточки? (Ответы детей) а для чего мы будем выполнять задания? Ответы детей (вернуть шахматные фигуры.) | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, смотрят, слушают. Принимают решение «Детская цель». | Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка) | |||
Этапные задачи: Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели – вернуть шахматные фигуры. | ||||||
2. Актуализация знаний | В: Первое задание из первого поля, под шифром b2, снизу находим букву, и отсчитываем нужную цифру. Показываю карточку с вопросом. 2.1 «Вопрос-ответ» 1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная ____(доска). 2. Из каких полей состоит шахматная доска? (черные, белые) 3. Какая форма у шахматной доски? (квадратная) 4.Как называют человека, который играет в шахматы? (шахматист) В: Молодцы, справились с первым заданием! (Звук) Он означает, что мы правильно выполнили это задание. Посмотрите, мы нашли первые шахматные фигуры. Это Королева и Король, самые важные фигуры в шахматной игре, а поможет нам схема расстановки шахматных фигур. Первое задание мы выполнили, что же дальше? ответы Следующее задание – поле с шифром f3. 2.2 «Сложи фигуру» Здесь карточка с заданием. Как вы думаете, что нужно сделать? (собрать шахматную фигуру) на столах 2 конверта черный и белый В: Ребята чтобы выполнить это задание вам нужно разделиться на 2 команды белых и черных шахматных фигур и взять соответствующий конверт. Каждый возьмет по одной части фигуры и сложите их на мольберте. Приступаем, ребята. звук. Вы справились с заданием, и получаете шахматные фигуры. Эти шахматные фигуры называются Конь и Слон. Эти шахматные фигуры служат королю и королеве. Расставляем их по своим местам, согласно схеме. Продолжаем дальше искать? 2.3 «Подбери фигуру» Третье задание от Девочки - Клеточки с шифром h4. В: Смотрите, шкатулка и карточка, на карточке нарисован… (ответ детей - ключик) – шкатулка закрыта. «Как замок вы отопрете, шахматы свои найдете» Присаживайтесь за столы, сели ровно, спинка прямая, не сутулимся. У вас на подносах карточки с пропущенными фигурами и сами фигуры. Задание такое В: Нужно подобрать в пустые клетки фигуры так, чтобы они не повторялись ни по горизонтали, ни по вертикали. И с этим заданием вы справились. звук победы открываем шкатулку, вот шахматные фигуры, которые называются Ладья, их так же в игре 2 белых и 2 черных фигуры. Расставляем. Обращаю внимание на доску. | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстникам, наличие устойчивых познавательных интересов | Дети проявляют инициативу, умеют выражать свои мысли. | ||
Этапные задачи: Актуализировать знания детей об игре в шахматы, развивать сенсорные умения, аналитическое восприятие. | ||||||
3. Затруднение в ситуации | В: Посмотрите на нашу шахматную доску, как думаете, мы нашли все шахматные фигуры? Ответы детей. Каких фигур не хватает? - Посмотрите, их сколько? Какие они? (много, одинаковые). Как же называются одинаковые фигуры, которых больше всего на шахматной доске? (Дети затрудняются ответить) - Как думаете, кто знает все о шахматных фигурах? (Девочка-Клеточка) - Конечно, ребята, давайте обратимся к ней. | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы. | Вовлечение ребенка в целенаправленную деятельность. | |||
Этапные задачи: Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, логическое мышление. | ||||||
4. Открытие нового знания или способа действий | Появляется Девочка клеточка: «Больше всего на шахматной доске - пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры.» - Спасибо Девочка - клеточка! В: - Так как называются эти фигуры? (Пешки). - Что нам нужно теперь сделать? (Найти их) Последнее задание | Выполнение опыта детьми. Сравнение результатов. | Наблюдение, анализ | |||
Этапные задачи: Создать условия для открытия нового знания | ||||||
5. Введение новых знаний в систему знаний | Слайд №5- d1 - что здесь? На карточке нарисована картинка ИД и вопроса. Где же нам искать задание? Ответы детей. На экране шахматные фигуры – пешки, расставленные на шахматной доске. В: Вы узнали их? Как они называются? Правильно, это пешки. Игра «Расставь пешки» В: Нужно расставить пешки на свои места. Обратите внимание черные пешки стоят на седьмой горизонтали, а белые на второй. И только так. Чтобы выполнить это задание быстро, вам нужно разделиться на пары. Молодцы, ребята вы выполнили и это задание! Какие вы внимательные! звук, посмотрим, что мы еще нашли? всё собрали? Возвращаемся в группу! Звучит музыка «покружись, покружись и в группе окажись» | Разбиваются на команды Выполняют задание | Поиск, открытие новых знаний для себя. | |||
Этапные задачи: Закрепить новое знание с помощью выполнения упражнения на развитие зрительного восприятия. | ||||||
6. Осмысление (итог) | Воспитатель собирает детей вокруг себя. - Ребятки, расскажите, пожалуйста, где вы сегодня побывали? А зачем вы туда отправились? - Что вам понравилось больше всего в шахматном королевстве? - Что показалось самым сложным для вас? Мне было очень приятно с вами познакомиться! Я дарю вам эти эмблемы, за то, что вы такие умные, находчивые! А так как времени нам не хватило с вами поиграть, я хочу подарить вам шахматы, чтобы вы с воспитателем поиграли в эту игру. Спасибо вам ребята, до свидания! | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. | Рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха. | |||
Этапные задачи: Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности. Создать ситуацию успеха. | ||||||
Комментарии |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «На улицах нашего города»
С помощью различных видов деятельности и игр закрепляются правила дорожного движения для пешеходов, названия транспорта, развиваются слуховое внимание, общая и мелкая моторика, связная речь....
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Организованная образовательная деятельность для детей старшей логопедической группы с ОНР о дружбе. В ходе ООД решаются коррекционно - образовательные, коррекционно - развивающие и коррекционно ...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме "Лес. За грибами"
Данный материал будет полезен воспитателям логопедических групп...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы с ОНР на тему «Умка – белый медвежонок».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы с ОНРна тему «Умка – белый медвежонок»....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». С использованием современных образовательных технологий. Образовательная область «Познавательное развитие».
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». Проблемы экологии. Переработка мусора. Вторая жизнь вещей. Переработка бу...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Путешествие весеннего ручейка». С использованием современных образовательных технологий: игровые, моделирование, здоровьесберегающие. Образовательная Область «Речевое развитие»
Систематизировать и закреплять знания детей о весне, весенних явлениях природы, весенних месяцах....
Планирование непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на неделю по теме "Здравствуй, Зимушка-зима "
Представленный материал ,является планированием воспитательно-образовательного процесса на неделю ...
- Мне нравится (2)