ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕТИ-ВОЛОНТЁРЫ» В ДОУ
статья

Шихалеева Мария Валерьевна

Совместно с педагогом психологом и музыкальным руководителем написали статью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анжиганова Светлана Анатольевна

педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад «Алёнка»

Покровская Мария Андреевна

музыкальный руководитель, «Детский сад «Алёнка»

Шихалеева Мария Валерьевна

музыкальный руководитель, «Детский сад «Алёнка»

ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕТИ-ВОЛОНТЁРЫ» В  ДОУ

         Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило качественно новую модель образования – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

        А.Г. Асмолов подчёркивает: «Задача стандарта – позитивная социализация и индивидуализация личности. Стандарт – поддержка разнообразия детства».

В связи с введением стандарта в дошкольном образовании, приоритетным направлением в деятельности ДОО является создание условий для  социализации детей.

Социализация – это процесс становления социального  «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которого индивид приобретает социальную природу [1, c.116].

Дошкольный возраст - благоприятный период для социального опыта ребёнка. В это время он начинает постигать мир социальных ролей, приобретать новый опыт общения  и  совместной деятельности с взрослыми и детьми,  развивать новые свойства личности. Процесс социализации направлен на развитие  социально-личностных качеств, которые важны для успешной адаптации в детском саду и школе,  для дальнейшей  жизни в современном обществе.

 Социализация – это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности [5, c.666].

Для успешного овладения социальными навыками ребёнку необходимо психолого-педагогическое сопровождение. В тесном взаимодействии «ребёнок - взрослый» происходит социальное развитие личности ребёнка. И чем осознанней организует этот процесс педагог, тем он будет эффективнее.

Н.П. Гришаевой  в помощь педагогам и детям предложены   эффективные  технологии социализации. Процесс социализации, по её мнению, должен быть направлен на развитие таких социально-личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность.  

Также автор технологий  обращает внимание педагогов на развитие у детей саморегуляции поведения:  «Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю» [3, c.18].

В нашем дошкольном учреждении в течение всего учебного года используются  следующие технологии: «Клубный час», «Ежедневный рефлексивный круг», «Событие месяца».  

В летний период специалистами  (педагогом-психологом и музыкальными руководителями) было проведено внедрение технологии «Дети-волонтёры». Данная технология включает в себя следующие задачи:

  1. развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
  2. развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
  3. создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя [3, c.69].

Для реализации данной технологии детям из подготовительных групп была представлена возможность помочь детям из младших групп адаптироваться к условиям детского сада. Летом дети в трёх группах проходили адаптационный период (первая младшая и две вторых младших группы). Помощь старших детей заключалась в том, что они  со специалистами  проводили  занятия  для малышей по музыкотерапии и сказкотерапии.

 Первоначально была собрана  группа старших детей, желающих помочь малышам, которые плачут и скучают по маме и папе. Группу желающих  разделили на три подгруппы. Каждая подгруппа выбирала занятие (музыкотерапия или сказкотерапия) и группу малышей («Колобок», «Карапузики», «Солнышко»). Занятия для детей проводились во время общей прогулки при хорошей погоде, в пасмурную погоду – в группе или в музыкальном зале.

Дети-волонтёры ходили на занятия по музыкотерапии  два  раза в неделю, на занятия по сказкотерапии один раз в неделю.  Занятия длительностью 10-15 минут были рассчитаны на 10 сеансов. Каждое занятие повторялось 2-3-раза.  

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции  страхов, речевых и двигательных расстройств, в поведении отклонений, при коммуникативных затруднениях, и, конечно  же,  для лечения различных психосоматических заболеваний.  

Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с её удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего-либо[2, c.3]. 

В основе занятий по музыкотерапии лежало взаимодействие ребёнка с музыкой через движение. Музыкотерапия давала возможность преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, снимать  тревожность и переживания детей. Музыкотерапия в процессе адаптации детей группы ранней социализации являлась способом эмоционального воздействия, способом коммуникации.

На протяжении всего лета старшие ребята играли с малышами в пальчиковые игры, водили хороводы, пели с ними разные песенки и потешки,  танцевали, играли на музыкальных инструментах, проводили концерты.

Также они проигрывали сказки («Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка») перед малышами. Педагог озвучивал текст сказки,  приглашал участников к действию. Такая форма занятия-сказки включала в себя разнообразные упражнения на снятие мышечного напряжения, преодоление барьеров в общении. Этот результат достигался особой подачей сказочного материала взрослым и детьми, где использовалось разнообразие голосовых средств, интонации,  мимики и жестов.

Кукольный театр встретил сильный эмоциональный  отклик у всех детей. Старшие дети с удовольствием  показывали сказку, а малыши  с интересом смотрели за происходящим.

Инсценирование сказки, проигрывание сказки  давало возможность для развития внимания, восприятия, речи, навыков взаимодействия друг с другом,  как для малышей, так и  для старших ребят.

«Сказка, - говорил Э. Фромм, - также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим  и развивающим средством».

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур[4, c.33].

Метод сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации зарекомендовал себя  весьма эффективно. Сказкотерапия, как вид арт-терапии, помогала детям снимать эмоциональное и мышечное напряжение, импульсивность, тревожность.

Дети-волонтёры были активными участниками занятий – делились положительными эмоциями, давали образцы выполнения действий, вызывали желание принять участие в играх.  

Не все малыши сразу включались в игровой процесс. Одни  из них наблюдали за происходящим, при этом успокаиваясь на время от разлуки с родителями. Другие – сразу включались в игру, улыбаясь и охотно повторяя за старшими ребятами. Третьим настолько было комфортно и весело, что они потом не хотели, чтобы  ребята уходили.  

В конце каждого занятия специалисты проводили с детьми-волонтёрами рефлексию.   Ребята  делились впечатлениями, что им больше всего понравилось, как они чувствовали себя с малышами. Детям нравилось принимать участие в занятиях, чувствовать себя самостоятельными и ответственными.  В игровой деятельности они передавали свой игровой опыт. Ребята  сами предлагали,  что  можно  провести малышам на следующем занятии,  чтобы было всем весело и радостно.

Мы считаем, что внедрение данной технологии было удачным шагом нашего коллектива по пути внедрения ФГОС.

Библиографический список

  1. Андреева Т.М Актуальные проблемы социальной психологии. - М.: Просвещение, 1995. 116с.
  2. Анисимова М.В.: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014.128с.
  3. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. – М., 2016.184с. – (Тропинки)
  4. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Естигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб., Речь, 2003. 146с.
  5. Социальная психология// Под ред. А.В. Петровского М.: Просвещение, 1987. 666с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология «Дети волонтёры»

В детских садах педагоги реализуют  технологию эффективной социализации  «Дети-волонтеры», которая  предполагает  разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников ...

Педагогическая технология «Дети волонтёры» на тему «Дорожные знаки»

Реализация новой  технологии эффективной социализации  «Дети-волонтеры», которая  предполагает  разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Пед...

Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети волонтёры»....

Статья на тему «Педагогическая технология «Дети волонтёры»

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...

«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности посредством внедрения технологий эффективной социализации «Социальные акции», «Дети-волонтёры"

Современные технологии эффективной социализации направлены, прежде всего, на формирование  гражданской позиции у дошкольников, а также являются тем средством и способом, который позволяет реально...

«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения технологии «Дети - волонтёры»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...

Опыт внедрения технологии «Дети–волонтёры» в нашем дошкольном учреждении.

В публикации описан опыт введения технологии "Дети-волонтёры". Технология волонтерства, внедренная в детском саду, преследовала цель создания практики, где нормотипичные дети участвуют в про...