ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕТИ-ВОЛОНТЁРЫ» В ДОУ
статья
Совместно с педагогом психологом и музыкальным руководителем написали статью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕТИ-ВОЛОНТЁРЫ» В ДОУ | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Анжиганова Светлана Анатольевна
педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад «Алёнка»
Покровская Мария Андреевна
музыкальный руководитель, «Детский сад «Алёнка»
Шихалеева Мария Валерьевна
музыкальный руководитель, «Детский сад «Алёнка»
ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕТИ-ВОЛОНТЁРЫ» В ДОУ
Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило качественно новую модель образования – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
А.Г. Асмолов подчёркивает: «Задача стандарта – позитивная социализация и индивидуализация личности. Стандарт – поддержка разнообразия детства».
В связи с введением стандарта в дошкольном образовании, приоритетным направлением в деятельности ДОО является создание условий для социализации детей.
Социализация – это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которого индивид приобретает социальную природу [1, c.116].
Дошкольный возраст - благоприятный период для социального опыта ребёнка. В это время он начинает постигать мир социальных ролей, приобретать новый опыт общения и совместной деятельности с взрослыми и детьми, развивать новые свойства личности. Процесс социализации направлен на развитие социально-личностных качеств, которые важны для успешной адаптации в детском саду и школе, для дальнейшей жизни в современном обществе.
Социализация – это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности [5, c.666].
Для успешного овладения социальными навыками ребёнку необходимо психолого-педагогическое сопровождение. В тесном взаимодействии «ребёнок - взрослый» происходит социальное развитие личности ребёнка. И чем осознанней организует этот процесс педагог, тем он будет эффективнее.
Н.П. Гришаевой в помощь педагогам и детям предложены эффективные технологии социализации. Процесс социализации, по её мнению, должен быть направлен на развитие таких социально-личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность.
Также автор технологий обращает внимание педагогов на развитие у детей саморегуляции поведения: «Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения. Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю» [3, c.18].
В нашем дошкольном учреждении в течение всего учебного года используются следующие технологии: «Клубный час», «Ежедневный рефлексивный круг», «Событие месяца».
В летний период специалистами (педагогом-психологом и музыкальными руководителями) было проведено внедрение технологии «Дети-волонтёры». Данная технология включает в себя следующие задачи:
- развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
- развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
- создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя [3, c.69].
Для реализации данной технологии детям из подготовительных групп была представлена возможность помочь детям из младших групп адаптироваться к условиям детского сада. Летом дети в трёх группах проходили адаптационный период (первая младшая и две вторых младших группы). Помощь старших детей заключалась в том, что они со специалистами проводили занятия для малышей по музыкотерапии и сказкотерапии.
Первоначально была собрана группа старших детей, желающих помочь малышам, которые плачут и скучают по маме и папе. Группу желающих разделили на три подгруппы. Каждая подгруппа выбирала занятие (музыкотерапия или сказкотерапия) и группу малышей («Колобок», «Карапузики», «Солнышко»). Занятия для детей проводились во время общей прогулки при хорошей погоде, в пасмурную погоду – в группе или в музыкальном зале.
Дети-волонтёры ходили на занятия по музыкотерапии два раза в неделю, на занятия по сказкотерапии один раз в неделю. Занятия длительностью 10-15 минут были рассчитаны на 10 сеансов. Каждое занятие повторялось 2-3-раза.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции страхов, речевых и двигательных расстройств, в поведении отклонений, при коммуникативных затруднениях, и, конечно же, для лечения различных психосоматических заболеваний.
Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с её удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего-либо[2, c.3].
В основе занятий по музыкотерапии лежало взаимодействие ребёнка с музыкой через движение. Музыкотерапия давала возможность преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, снимать тревожность и переживания детей. Музыкотерапия в процессе адаптации детей группы ранней социализации являлась способом эмоционального воздействия, способом коммуникации.
На протяжении всего лета старшие ребята играли с малышами в пальчиковые игры, водили хороводы, пели с ними разные песенки и потешки, танцевали, играли на музыкальных инструментах, проводили концерты.
Также они проигрывали сказки («Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка») перед малышами. Педагог озвучивал текст сказки, приглашал участников к действию. Такая форма занятия-сказки включала в себя разнообразные упражнения на снятие мышечного напряжения, преодоление барьеров в общении. Этот результат достигался особой подачей сказочного материала взрослым и детьми, где использовалось разнообразие голосовых средств, интонации, мимики и жестов.
Кукольный театр встретил сильный эмоциональный отклик у всех детей. Старшие дети с удовольствием показывали сказку, а малыши с интересом смотрели за происходящим.
Инсценирование сказки, проигрывание сказки давало возможность для развития внимания, восприятия, речи, навыков взаимодействия друг с другом, как для малышей, так и для старших ребят.
«Сказка, - говорил Э. Фромм, - также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством».
В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур[4, c.33].
Метод сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации зарекомендовал себя весьма эффективно. Сказкотерапия, как вид арт-терапии, помогала детям снимать эмоциональное и мышечное напряжение, импульсивность, тревожность.
Дети-волонтёры были активными участниками занятий – делились положительными эмоциями, давали образцы выполнения действий, вызывали желание принять участие в играх.
Не все малыши сразу включались в игровой процесс. Одни из них наблюдали за происходящим, при этом успокаиваясь на время от разлуки с родителями. Другие – сразу включались в игру, улыбаясь и охотно повторяя за старшими ребятами. Третьим настолько было комфортно и весело, что они потом не хотели, чтобы ребята уходили.
В конце каждого занятия специалисты проводили с детьми-волонтёрами рефлексию. Ребята делились впечатлениями, что им больше всего понравилось, как они чувствовали себя с малышами. Детям нравилось принимать участие в занятиях, чувствовать себя самостоятельными и ответственными. В игровой деятельности они передавали свой игровой опыт. Ребята сами предлагали, что можно провести малышам на следующем занятии, чтобы было всем весело и радостно.
Мы считаем, что внедрение данной технологии было удачным шагом нашего коллектива по пути внедрения ФГОС.
Библиографический список
- Андреева Т.М Актуальные проблемы социальной психологии. - М.: Просвещение, 1995. 116с.
- Анисимова М.В.: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014.128с.
- Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. – М., 2016.184с. – (Тропинки)
- Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Естигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб., Речь, 2003. 146с.
- Социальная психология// Под ред. А.В. Петровского М.: Просвещение, 1987. 666с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология «Дети волонтёры»
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников ...
Педагогическая технология «Дети волонтёры» на тему «Дорожные знаки»
Реализация новой технологии эффективной социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Пед...
Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».
Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети волонтёры»....
Статья на тему «Педагогическая технология «Дети волонтёры»
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...
«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности посредством внедрения технологий эффективной социализации «Социальные акции», «Дети-волонтёры"
Современные технологии эффективной социализации направлены, прежде всего, на формирование гражданской позиции у дошкольников, а также являются тем средством и способом, который позволяет реально...
«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения технологии «Дети - волонтёры»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...
Опыт внедрения технологии «Дети–волонтёры» в нашем дошкольном учреждении.
В публикации описан опыт введения технологии "Дети-волонтёры". Технология волонтерства, внедренная в детском саду, преследовала цель создания практики, где нормотипичные дети участвуют в про...