«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения технологии «Дети - волонтёры»
материал (подготовительная группа)

Новицкая Наталья Николаевна

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.

Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Одна из таких форм – технология «Дети-волонтёры». Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

          Детское волонтёрство – это одна из новых активных форм общения в детской среде, показавшая свою жизнеспособность и эффективность, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Технология эффективной социализации «Дети - волонтеры», предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим - научить малышей играть в различные игры, одеваться, делать зарядку, рисовать и т. д.

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. В результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Цель данной технологии: социально-личностное развитие детей, воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

- Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность.  

- Развивать коммуникативные навыки у детей.

- Укреплять сотрудничество ДОУ и семьи.

- Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способностью взаимодействовать с другими людьми.

Всю работу мы разделили на этапы.

·       Организационный

·       Практический

·       Итоговый

1 этап – организационный. На этом этапе мы формировали у дошкольников понятия «волонтер», «волонтёрское движение». Мотивировали детей на волонтерскую деятельность, организовали команду. Проводились беседы («Кто такие волонтёры?», Как стать волонтерами для малышей").

Дети смотрели мультфильмы, читали художественную литературу (В. Осеева «Что легче?», «Простая старушка», «Сыновья», «Волшебное слово»; В. А. Сухомлинский «Скупой», С. Маршак «Ежели вы вежливы», сказки «Два жадных медвежонка», «Искорки добра»), слушали песни «Что такое доброта», «Дорога добра».

Составили правила деятельности волонтёров:

·       Начал дело – доведи его до конца!

·       Умеешь сам – научи другого!

·       Учись слышать людей, уважать их мнение!

·       Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.

·       Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам других!

Совместно с детьми придумали эмблему и девиз нашей волонтёрской команды: «Неси добро».

Практический этап: «Добрые дела дошколят» – реализация конкретных дел волонтерской команды. Наша команда участвовала в акции «Неделя добра», где ребята собрали урожай с огорода и передали его на станцию «Юных натуралистов», получив от них благодарность.

Также ребята изготовили своими руками подарки и поздравили сотрудников детского сада и сотрудников-пенсионеров с «Днём дошкольного работника».

«Трудовой десант» помог малышам группы 2 убрать листву на их участке, дети организовывали с ними подвижные игры. Также во время «Клубного часа» девочки с удовольствием поиграли с малышами и помогли им навести порядок.

На родительском собрании родителей познакомили с данной технологией и сообщили, что намеренны ее внедрять. Нас поддержали и предложили свою помощь. А именно: родители помогли изготовить открытки для сотрудников-пенсионеров, совместно с детьми изготовили книжки-малышки-раскраски для детей ясельной группы.

Итоговый этап: работу в данном направление считать завершённой мы не можем, так как прошло ещё мало времени и она будет продолжаться. Можно сказать лишь о предполагаемом результате:

создание эффективной системы комплексной работы волонтерского движения в ДОУ;

повышение уровня активности родителей в воспитательно-образовательном процессе;

овладения педагогами новыми формами взаимодействия с семьями воспитанников.

Вывод: опыт работы в этом направлении оцениваем как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность, используемых форм и возможность их проведения. Волонтёрское движение – гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon detskoe_volontyorstvo_2.pdf1.02 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по мини – футболу для детей старшего дошкольного возраста «Здоровенок»

Данная программа поможет работающим в детском саду инструкторам по физической культуре организовать кружок по мини-футболу....

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....