Конспект НОД ПО ФЦКМ "Воздух Невидимка"
план-конспект занятия (старшая группа)
НОД по Формированию Целостной Картины Мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_voda_i_led.docx | 107.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с.Зильги» Правобережного района
Республики Северная Осетия-Алания
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
ТЕМА: «Свойства воды, льда и пара»
Подготовила и провела воспитатель
Накусова Лена Тугановна
Образовательная область: Познание
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода
Программное содержание
• совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
•развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
•развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами
•развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды
• воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
Активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- круговорот воды в природе
- жидкость
- пар
Материалы и оборудование: чайник с горячей водой, зеркало.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 3 пластиковых стакана, тарелочка со льдом, бусинка, ложечка, вода, молоко, сахар, салфетки.
Методические приёмы: Опыты воспитателя, детей, релаксация.
Предварительная работа: Беседы о свойствах воды, разгадывание загадок, чтение стихов о воде, работа с календарем природы.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкой над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит? (Вода)
- Кому нужна вода? (Людям, животным, растениям).
- Для чего нужна вода? (Готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар).
-
Для чего нужна вода животным? (пить, умываться, для жизни)
- Для чего нужна вода растениям? (для роста).
- Где можно увидеть воду? (реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране).
Воспитатель: На Земле существует целое водное царство - океаны и моря, реки и озера, полярные ледники и снежные шапки горных вершин. Даже обыкновенные ручейки и лужицы - это тоже маленькие частицы большого царства воды.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся).
Итак, начнем наши опыты:
ОПЫТ №1. Текучесть
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и медленно перелейте воду в пустой стакан. Что происходит с водой?
Дети: она льется, течет.
Воспитатель: правильно, если бы это было не так, она не смогла бы течь в реках, озерах и кранах.
Вывод: вода-это жидкость, она течет.
ОПЫТ №2 . Вода не имеет запаха
Воспитатель: Имеет ли вода запах? Как мы можем узнать об этом?
Дети: Понюхать (берут стакан и нюхают)
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №3. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (нет).
Дети: Вода безвкусная
Воспитатель: А теперь в воду положите кусочек сахара, помешайте ложечкой. Попробуйте, какая стала вода?
Дети: Сладкая
Воспитатель: А если мы в воду насыпем соль, как вы думаете, какая станет вода?
Дети: Соленая.
Вывод: вода безвкусная, она приобретает вкус того вещества, которое мы в ней растворим
Опыт№4. Вода не имеет цвета
Воспитатель: У вас на столе стоит стакан с молоком, положите в него бусинку. Вы ее видите? (нет) Почему? (молоко белого цвета)
Воспитатель: Положите в стакан с водой бусинку посмотрите, что вы видите там?
Дети: Отвечают, что видят бусинку
Воспитатель: О чем это говорит?
Дети: Вода бесцветная и прозрачная
Вывод: вода бесцветная и прозрачная
Общий вывод: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Опыт №5 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у вас на тарелочках? (лед) Возьмите его в руку, какой он?
Дети: Лёд холодный.
Воспитатель: А теперь попробуйте согнуть кусочек льда, постучать по нему.
Что еще можно сказать про лёд? Какой он?
Дети: Лёд твердый.
Воспитатель: Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной дорожке? (Можно поскользнуться и упасть). Почему?
Дети: Лёд скользкий.
Воспитатель: Проведите пальчиком, скользит.
Воспитатель: Почему наши ладошки стали мокрыми? (Лёд растаял в тепле). Лед мы нагреваем и водичку получаем. А как из воды сделать лед? (Поставить в холодильник) Значит, что такое лёд?
Дети: Это застывшая вода.
Вывод: Вода может быть в твердом состоянии.
Воспитатель: Кладем лед на тарелочки, вытираем руки салфеткой.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка
Чтобы голова не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево – вправо)
Наклоняемся легко, Достаем руками пол. (Наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. (Дети садяться)
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть газом и паром.
Воспитатель: Возьмем чайник с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит?
Дети: Выходит пар.
Воспитатель: Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Что вы видите?
Дети: Пар превращается в капельки воды.
Вывод: Пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Воспитатель: И так, напомните мне, чем может быть вода?
Дети: Паром, льдом, просто водой.
Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него. (вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет. (пар) - дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят ь (ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет. (лед) - дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Итог НОД.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, нет вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь.
Рефлексия
Юные ученые посмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то – выберите грустную капельку.
Мне понравилось с вами работать. Вы были молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия "Воздух - Невидимка"
Познакомить детей со стихией природы-воздухом....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка воздух»
Нод в старшей разновозрастной группе....
Конспект занятия-опыта "Воздух-невидимка"
Программное содержание:-дать понятие о свойствах воздуха;-развивать умение проводить опыт и делать выводы;-воспитывать аккуратность при проведении опыта....
Конспект НОД-экпериментирования "Воздух-невидимка"
Конспект НОД-экпериментирования "Воздух-невидимка"...
конспект образовательной деятельности Воздух -невидимка
экспериментирование в средней группе...
Конспект открытого занятия "Воздух - невидимка"
Открытое занятие...
Конспект открытого занятия "Воздух-невидимка".
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром "Воздух -невидимка"....