конспект образовательной деятельности Воздух -невидимка
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Могойтуйский детский сад «Колокольчик»
Конспект образовательной деятельности:
Невидимка- воздух.
Средняя группа
Воспитатель: Изместьева К.С.
Центр «Здравствуй мир»
Тема: « Невидимка- воздух»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачность, находится везде, не имеет запаха.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами: невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Деятельностная компетентность: ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе,
Социальная компетентность: ребёнок принимает социальный роль и действует в соответствии с ней.
Коммуникативная компетентность: выражает словами свои мысли, чувства, результаты.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, опытно-экспериментальные.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки – по количеству детей,
- стаканчики с водой, коктельные трубочки,
- игрушка мишка Умка,
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами,
- сосуд море для корабликов,
- салфетки бумажные,
- веера по количеству детей,
- апельсин, чеснок, лимон,
- воздушные шары.
Время, мин. | Элементы методической структуры ОД | Наглядный дидактический материал | Содержание этапов деятельности (действия педагога, действия воспитанников) | Реализуемая детьми компетенция права |
1-2мин | Организационный момент: | В: - Я рада вас видеть в нашем центре «Здравствуй мир» - Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. Что это? Д: Воздух. | ||
1-2 мин | Модель трёх вопросов | Таблички: - что мы знаем? - что мы хотим узнать? - как мы можем это узнать? | - что мы с вами знаем о воздухе? ( что воздух не имеет цвета, необходим всему живому - что вы хотите узнать о воздухе (имеет ли воздух запах, он невидим, как его поймать) -как мы сможем это узнать (спросить у родителей, посмотреть телевизор, энциклопедию, провести опыты). | Право и возможность участвовать в выбор темы дня. Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании определяющим деятельность для всей группы. Право и возможность проявлять изобразительность в интересах. |
1-2 мин | Сюрпризный момент | Умка: Здравствуйте, ребята. А что это вы собираетесь тут делать? В: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе. Умка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух. А вы, ребята? В: Скажите, ребята, Умка, вы видите воздух вокруг нас? Д: Нет, не видим. В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый Умка: Вот- вот. Невидимый. Значит его и нет вовсе. В: Погоди, погоди, Умка. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас. Умка: Ой, всё- то знаете. А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух есть. В: Ребята, давайте докажем Умке, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Я предлагаю вам поиграть в игру “Прятки”. Представим, что воздух где–то здесь рядом. Тогда начнём считаться. Раз, два, три, четыре, пять Воздух, мы тебя идём искать Воздух, воздух отзовись и ребятам покажись. В: Как вы думаете, чем можно поймать воздух? | ||
17-20 мин | Работа в лаборатории | Полиэтиленовые мешочки, сачок, ведёрко, стакан Стаканы с водой, трубочки Салфетка. Кораблики с парусами. Веера. Апельсин, чеснок | На выбор детей на столе лежат: пакеты, сачок, ведёрко и т.д. Дети пробуют поймать воздух. Получилось или нет? Почему? Опыт 1. Полиэтиленовый пакет. В: А теперь давайте все попробуем поймать воздух. Пакет можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Д: В нём нет воздуха. В: Смотри, Умка. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Умка: А мне этот мешочек что- то напомнил. Летом я видел, как люди используют такой “запертый” воздух. На речке. Это, кажется, был надувной матрас. А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг. В: Конечно, Умка. Ведь воздух легче воды. И если внутри матраса воздух, то он , конечно же, плавает. Умка: Значит, если внутри чего- то воздух, то это будет плавать. А вот интересно, а внутри человека воздух есть? В: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим. Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. В: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Д: Выходят пузырьки. В: Вот видите. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. В: Умка, как ты думаешь, что находится внутри пузырей? Умка: Конечно, же, вода. В: Ребята, прав ли Умка? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это водяная плёнка наполняется воздухом. Умка: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? В: Конечно. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Умке, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Д: нет. Опыт 3. С салфеткой. В: А с салфеткой видно? Д: Да. В: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер? Игра “Кораблики” В: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Умка: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Опыт 4. С веером. В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера. Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Д: В лицо дует ветерок. В: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась. Умка: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу. У нас в деревне была такая. Там, на мельнице муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет. В: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Опыт 5. С апельсином и чесноком. Умка: Ой-ёй-ёй. Как чесноком запахло. Не хочу этот запах. Лучше я нос закрою и не буду дышать. В: Что ты, Умка. Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям. Без воздуха они погибнут. Умка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Дадим понюхать более приятные запахи.
| Право принять самостоятельно распределении обязанностей внутри подгруппы и организовывать деятельность. Право принять или не принять помощь взрослого. Право самостоятельно оценить достигнутый результат. |
2-3 мин | Итог ( рефлексия ) | Умка: Вот спасибо. Как много я сегодня узнал о воздухе. - что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим - чтоб воздух увидеть, его надо поймать - он даже внутри людей - без воздуха ничто живое не может жить - что воздух не пахнет и может передавать запахи - а ещё я узнал, что такое ветер Умка: Я тут надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята. До свидания. В: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. | Право определения применения полученного результата. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно-образовательной деятельности "Воздух-невидимка"
познакомить детей со свойствами воздуха, его назначением......
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух-невидимка» для воспитанников старшей группы
Задачи:- дать представления о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый;- развивать речевое дыхание;- развивать мелкую моторику, сообразительность, мышление;- развивать умение ориентироваться в простра...
Конспект образовательной деятельности" Воздух - волшебник"
Конспект образовательной деятельности "Воздух - волшебник". Эксперементальная деятельность детей старшего возраста....
Образовательная деятельность "Воздух-невидимка"
С помощью Мышонка Знай, дети узнают, как можно обнаружить воздух, даже если он невидим......
Конспект образовательной деятельности " Воздух и его свойства" для детей среднего дошкольного возраста.
Конспект по развитию представлений об окружающем мире....
Конспект образовательной деятельности: «Воздух – невидимка».
Средствами поисково-исследовательской деятельности выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста....
Образовательная деятельность «Воздух-невидимка»
Расширение представлений детей о свойствах и значении воздуха через опытническую деятельность.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30407732","attributes":{"alt":"","class":"media-i...