Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы Тема «Воздух вокруг нас»
план-конспект занятия (средняя группа)

Костицына Светлана Анатольевна

Цель:

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

 

Образовательные:

-дать представление о том, что воздух есть вокруг нас, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

 

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

 

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

 

Практическая:

- опыты по обнаружению воздуха;

- рассказать Лунтику о том, что воздух существует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_vokrug_nas.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 13 комбинированного вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Конспект

по познавательно-исследовательской деятельности

 для детей средней группы

Тема  «Воздух вокруг нас»

                                              Составитель:

Костицына Светлана Анатольевна,

воспитатель

Цель: 

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

-дать представление о том, что воздух есть вокруг нас, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Практическая:

- опыты по обнаружению воздуха;

- рассказать Лунтику о том, что воздух существует.

Словарная работа: 

Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование:

- музыкальное сопровождение;

- магнитная доска;

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, трубочки для сока (по количеству детей);

- тазики с водой;

- пустые стаканчики (по количеству детей);

- веера из бумаги (по количеству детей);

- бумажные кораблики (по количеству детей);

 - воздушные шары (по количеству детей);

Воспитатель

Дети:

Звучит отрывок из произведения В. Шаинского «От улыбки хмурый день светлей»

Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас «улыбки - солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас.
Предлагает детям подарить «улыбки – солнышки» гостям.

Дети здороваются с гостями, дарят  «улыбки – солнышки» гостям.

Ребятки, я пришла к вам в гости не одна.

Вы узнали, кто это? (показываю игрушку – Лунтика)

Давайте с ним тоже поздороваемся!

Да! Это Лунтик.

Здравствуй, Лунтик!

Ребята, а сейчас внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

          Что это?        

Правильно, молодцы, это воздух!

Воздух!

(Прислушиваюсь и делаю вид, что Лунтик  что-то говорит) Ой, ребятки, Лунтик спрашивает, что это такое?  И кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе?  

Есть.

Ребята, что же  мы будем делать?  Лунтик  прилетел к нам с Луны и  действительно ничего не знает о воздухе. Давайте попытаемся   доказать Лунтику, что воздух есть. Вы поможете мне?

Да!

И так. Для того чтобы выяснить, существует ли воздух, нам нужно провести опыты, как это делают  настоящие учёные. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Дети подходят к лаборатории

Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Нет, не видим.

Прозрачный, бесцветный, невидимый.

Я  воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!  Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

Хотите, я научу вас ловить воздух?

Да.

ОПЫТ 1.

Обнаружение воздуха при помощи пакета.
Звучит мелодия для фокусов.
Что у меня в руках?

В нем что - нибудь лежит? (показываю со всех сторон)

Его можно сложить несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.

Музыка звучит громче, я взмахиваю пакетом, ловя воздух, закручиваю пакет (музыка закончила играть)

Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? (дает потрогать детям надутый пакет)

Почему пакет стал похож на подушку?

Молодцы, в пакете воздух, он занял все место, и пакет стал похож на подушку.
А теперь  попробуйте поймать воздух самостоятельно
вучит мелодия для фокусов)

Молодцы!  

А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке, а потом выпустили его.     Молодцы!

Пакет

Нет

Нет

В нём воздух

Дети пытаются поймать воздух в пакет.

В нём нет воздуха

ОПЫТ 2. 

Обнаружение воздуха при помощи стаканчика.

Посмотрите-ка ребята, а это что?  (показываю  пустой прозрачный стаканчик)

А как вы считаете, этот стаканчик пустой? Возьмите свои стаканчики и внимательно посмотрите, есть в них что-нибудь?

Говорите, что ничего нет  в наших стаканчиках!!! А вот сейчас мы и проверим.

Звучит мелодия для фокусов

Берите стаканчики в руки, переверните его вверх дном и медленно опускайте стаканчик в тазик с водой. Но будьте внимательны, стакан нужно держать очень ровно. Что получается?

Попадает ли вода в стакан?

Почему нет?

Вывод:  в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Какие же вы молодцы!

А теперь давайте попробуем снова опустить стаканчик в тазик с водой, но теперь уже держать его  не прямо, а немного наклонив.

Что появляется в воде?

Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

Правильно! Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Стаканчик

Нет

Дети опускают стаканчик в воду, держа его прямо.

Нет

Что-то мешает воде попасть в стаканчик.

 

Дети опускают стаканчик в воду под наклоном.

Пузырьки.

Из стакана.

Молодцы! Ну а теперь, немного отдохнём .

Музыкальная физминутка «Пяточки - носочки»

Дети выполняют движения под музыку.

Ну что, немного отдохнули?

Пора возвращаться в нашу лабораторию.

Да.

Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей?

Мы сейчас с вами это докажем.

Посмотрите ребята, что это?  (показываю  соломинки для  сока)

Нет.  Да.

Соломинки, трубочки

ОПЫТ 3.

Обнаружение воздуха при помощи соломинки для сока.  

Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь вдохните воздух и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой вучит музыка)

Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит. Что это?

А в пузырьках что находится, как вы думаете?

Вот мы и доказали: оказывается воздух находится вокруг нас и внутри нас.

Но как он попадает к нам в организм?

Конечно! Все люди дышат через нос.

 Молодцы!

Дети пускают пузыри в стакане с водой.

Пузырьки

Воздух.

Через рот, нос

Детки, а вы можете обойтись без воздуха?  

А давай проверим!  

Поиграем в игру «Водолаз»: 

Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Но для этого нам нужно подготовить организм к «погружению»: делаем глубокий вдох -выдох (три раза), потом крепко зажимаем нос руками и еще крепче сжимаем губы и садимся  на корточки, как –будто «погружаемся»и сидим  кто сколько сможет. Раз, два, три игру начни  (звучит мелодия)

Какие  молодцы, вы  не только замечательные учёные, но и хорошие водолазы!

Ну что, ребята можно человеку, обойтись без воздуха?

Послушайте, я прочитаю вам  стишок:

     Через нос проходит в грудь.
    И обратно держит путь
    Он невидимый, но всё же,
    Без него мы жить не можем.

Нет

Дети играют в игру

Нет

Дети слушают.

А кому ещё нужен воздух?

Правильно, молодцы!

Д/и « Кто дышит воздухом»

А сейчас я хочу вам предложить другую игру.

На столе у меня разложены картинки. Вы подходите, и выбирайте карточки,  на которых изображены те, кому нужен воздух для жизни.

Молодцы!

Ну что, возвращаемся в лабораторию?

Животным, птицам, растениям, насекомым.

Дети выбирают картинки и прикрепляют на доску.

Да

ОПЫТ 4.

Что такое ветер?  

В нашей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

А как же они будут плыть?

Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается и получается ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью листика бумаги! Помашите листиком сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Правильно. Ветерок это движение воздуха.

Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу листочком, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.

Попробуйте сами.

Молодцы!

Как много вы сегодня узнали! Теперь вы сможете рассказать Лунтику о воздухе?

Вывод:

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

Воздух находится даже внутри людей;

Без воздуха ничто живое не может жить.

А ещё мы узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.

Ребята, Лунтик говорит вам спасибо, за то, что вы рассказали ему о воздухе так много интересного. Лунтик торопится домой, чтобы поскорее рассказать своим друзьям, все, что сегодня узнал. Скажем ему до свидания!

  Сегодня мы с вами хорошо потрудились, и наша лаборатория закрывается. Но вы можете поиграть с корабликами

Пускать их по воде.

Можно на них подуть.

Помахать на себя.

В лицо дует ветерок.

Дети машут листиком, дуют ртом на корабли, что бы привести их в движение.

Да (дети рассказывают, что они запомнили)

До свидания.

Дети играют с водой и корабликами.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Познавательная исследовательская деятельность в средней группе Тема: «Воздух есть везде».

Задачи:Образовательные: продолжать формировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.Развивающие: развивать познав...

Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности с детьми средней группы Тема: «Воздух – невидимка».

Занятие по опытно - экспериметальной деятельности с детьми средней группы....

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...

Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе Тема: «Воздух вокруг нас»

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания....