"Практика создания развивающей предметно-пространственной среды»
материал (старшая группа)
ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов, который рассматривает ребёнка как «человека играющего». Признавая самоценность периода дошкольного детства, я стараюсь создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая позволяет обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, игры, познания и творческого самовыражения, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_sozdaniya_rpps.doc | 930.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лучшая практика создания развивающей предметно-пространственной среды»
(опыт работы воспитателя)
ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов, который рассматривает ребёнка как «человека играющего». Признавая самоценность периода дошкольного детства, я стараюсь создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая позволяет обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, игры, познания и творческого самовыражения, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
В группе РППС организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Для этого я разместила оборудование и игровой материал по центрам активности, что позволяет детям объединяться в группы по интересам. Разнообразие оборудования, материалов, инвентаря в группе делает её содержательно-насыщенной.
Каждое утро начинается с моментов вхождения в день. Дети приходят в детский сад с разным настроением, и прямо у двери их ждёт уголок «Моё настроение», где ребята имеют возможность поделиться своей радостью с воспитателем и другими детьми, рассказать о том, что тревожит, вместе с друзьями решить, как поднять себе настроение.
Часто дети приносят в детский сад свои игрушки, относятся к ним трепетно и не любят, если они теряются в пространстве группы. Поэтому мы оборудовали «Гостиницу для игрушек», куда дети на время могут разместить свои игрушки, если они ими в данный момент не играют.
Игра занимает ведущее место в жизни дошкольника, поэтому центр сюжетно-ролевых игр занимает одно из главных мест в нашей группе. Здесь размещена безопасная детская мебель, легко переставляемая детьми, и атрибуты, помогающие ребятам обыгрывать различные жизненные ситуации. Здесь дети надевают костюм продавца, почтальона, парикмахера, врача, строителя, автослесаря, шофёра, пожарного, полицейского и разворачивают сюжеты различных игр.
В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность создавать свой мир игры, поэтому реализация принципа трансформируемости позволяет ребятам реализовать свои творческие замыслы. Ширмы и предметы, не имеющие жёстких креплений, даёт возможность детям перемещаться в любое пространство группы, самостоятельно трансформировать игровое пространство в зависимости от собственных потребностей и интересов. Учитывая принципы вариативности и трансформируемости, в зависимости от интересов детей аптека может стать массажным кабинетом, а буфет – продуктовым магазином.
В центре безопасности мы разместили макеты, атрибуты, дорожные знаки, которые изготовлены своими руками, лёгкие и безопасные, при этом ими можно играть как на полу, так и за столом. А закрепляют знания безопасности дети в дидактических и настольных играх. Также здесь имеется многофункциональное пособие «Пожарный щит», которое используется как в совместной деятельности при обучении детей навыкам пожарной безопасности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей (см. приложение).
Трудовое воспитание имеет важное значение, а для того, чтобы это процесс был более организованным, в доступных для детей местах мы расположили уголки дежурства с карточками, сменяемыми самими детьми. Для дежурства по столовой сшиты красивые фартуки и колпаки.
Старшие дошкольники очень любят играть конструктивным материалом. В мастерской для них размещены различные виды конструкторов – от мелкого до крупного, имеются разнообразные схемы построек. Закрытые шкафы для хранения игрового материала имеют обозначения, чтобы ребята легко ориентировались и не затруднялись с выбором.
Старшие дошкольники активно готовятся к началу школьного обучения, поэтому я уделила большое внимание созданию центра «Грамотейка», в котором расположен дидактический счётный, наглядный материал, в основном изготовленный своими руками. Кроме этого здесь имеются магнитные доски, фланелеграфы как настенные, так и настольные. В этом центре дети могут не только закреплять свои математические представления, но и поиграть в школу.
Рядом удобно размещён центр детской творчества – «Изостудия», где, помимо материалов для изобразительной деятельности, лепки, мольберта и альбомов для развития насмотренности, имеется магнитная доска, на которой дети размещают продукты своей творческой деятельности.
Центр познавательно-исследовательской деятельности содержателен и насыщен: совмещён с природным уголком. Макеты, изображающие различные климатические зоны, легко переносятся детьми в любое другое игровое пространство, настенный календарь природы позволяет ребятам зафиксировать результаты наблюдений за погодой и природными явлениями. Для самостоятельной деятельности имеются настольные календари. Всё это на уровне глаз детей и безопасно.
Здесь же протекает исследовательская деятельность, для этого в свободном доступе для ребят предметы для экспериментов, игр с водой и песком. Центр содержательно-насыщенный, материалы, находящиеся в нём, активно используются детьми и в других видах деятельности: в математике, конструировании.
А какой уголок природы без огорода на подоконнике? В нашей группе он тоже есть, и жизнь там идёт круглый год. Дети проводят наблюдения за ростом растений, фиксируют результаты, даже зимой пробуют на вкус лук, петрушку, выращенные своими руками, ухаживают за огородом, приобретая трудовые навыки.
Уголок патриотического воспитания представлен материалом по теме «Наша родина – Россия», размещена государственная символика, имеется материал для знакомства детей с родным городом и русской национальной культурой.
Книжный уголок в нашей группе богат не только книгами, в том числе и по темам недели, но и иллюстрациями, альбомами с фотографиями авторов. Некоторые ребята уже умеют читать и для них в книжном уголке есть книги для самостоятельного чтения. Многое здесь сделано самими детьми: ремонтируются книги, рисуются мнемотаблицы, сочиняются сказки и загадки. Дети участвуют в пополнении книжного уголка, приносят энциклопедии, словари.
Центр детской книги совмещён с театром, есть переносная ширма, куклы, сказочные персонажи, костюмы.
Особой популярностью у детей пользуется музыкальный уголок с игрушками, атрибутами, фотографиями композиторов. Что не умещается на виду, убрано в шкафчики, они подписаны и промаркированы. Ребята знают, что где лежит и свободно используют. Уголок мобильный, передвигается на колёсах в любую точку группы, поворачивается.
Музыкальный уголок расположен рядом со спортивным, насыщенным атрибутами, которые можно использовать как в танцах, так и самостоятельной двигательной деятельности (ленточки, султанчики, кольца, листочки, снежинки и др.). Здесь же оборудование, которое используем для бодрящей гимнастики, гимнастики для глаз, развития дыхания. Материал доступен, легко переносится, в основном изготовлен своими руками.
В течение дня у многих детей возникает желание отдохнуть от суеты, уединиться. А для этого у нас имеется уголок уединения с семейными альбомами, столиком и диванчиком. Сюда же ребята приносят свои игрушки, принесённые из дома, могут полистать книжку. Если возникло желание на время спрятаться от многочисленных глаз, красивый складной домик им в этом поможет.
РППС в группе не носит характер замкнутой структуры, некоторые материалы одних центров уместно размещаются в других. Например, в уголке природы находятся книги и иллюстрации о временах года, животных, растениях; костюмы и атрибуты из центра сюжетно-ролевых игр и музыкального уголка дети успешно используют в театрализованной деятельности; в уголке безопасности имеются атрибуты для сюжетных игр «Инспектор ГИБДД», «Мы – пожарные», «Служба охраны»; в изостудии ребята мастерят поделки и украшают ими разные уголки группового помещения, ремонтируют книги.
Комплексно-тематический принцип в среде также представлен практически во всех центрах активности: в книжном уголке – это книги по темам недели, в «Изостудии» ребята создают творческие работы, мастерят поделки и украшают ими группу к праздникам, отражают событийность. Также реализовать комплексно-тематический принцип нам помогают лэпбуки, в которых вместе с детьми мы собираем информационный и игровой материал по разным темам.
Важно отметить, что среда в группе носит индивидуализированный характер. Для того чтобы в группе не остался незамеченным ни один ребёнок и формировался образ «Я», созданы уголки «Моя коллекция», «У меня сегодня День рождения», стульчик доброты, садясь на который каждый ребёнок рассказывает о своих достижениях и добрых поступках в течение дня, организуются индивидуальные выставки творческих работ ребёнка, в раздевалке оформляются фотовыставки, выставки детских работ.
В перспективе планируем продолжать оснащать, улучшать РППС в своей группе, ориентируясь на интересы и потребности воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Практика создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
АннотацияРазвивающая предметно-пространственная среда (РППС) в средней группе. Развивающая предметно – пространственная среда средней группы «Солнышко» спроек...
Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей»
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. доступность среды, что предполагает:2.1 до...
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 год
Консультация для воспитателей.Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 го...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...