Проектная деятельность,как метод освоения окружающей среды
статья

Шульга Елена Александровна

Проектная деятельность, на примере проекта "зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как метод освоения окружающей среды.

    Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

    Метод проектов – это педагогическая технология, основой  которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Основа “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

    “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

   В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Работа над проектом.

     Рассмотрим этапы работы  на примере проекта «Зимующие птицы» (дети 5-6 лет).

Цель: формировать экологические знания о зимующих птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним.

 Задачи:

-формировать умение различать и называть зимующих птиц.

-расширять кругозор о зимующих птицах.

-развивать творческие и интеллектуальные способности детей (внешний вид, среда обитания, питание).

-привлечь внимание воспитанников и родителей к данной проблеме.

Первый этап – подготовительный.

Задача педагога –  сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

-определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

-обсуждение цели и задач с детьми и родителями.

-перспективное планирование проекта,

-разработка и накопление методических материалов по теме.

Второй этап – практический, реализация проекта.

   Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Беседы на темы: зимующие птицы, меню птиц, как появляются птицы, клест, что ты знаешь о птицах, птицы в нашем городе.

Творческое рассказывание: «Как я спас птичку».

Рассказы по картине: птицы на кормушке, птицы в парке.

Чтение стихов и рассказов о птицах ( А.Яшина «Покормите птиц», С.Есенин «Воробушки», И.С.Тургенев «Воробей» и др.).

Загадки о птицах.

Рисование – «Птицы  на деревьях». «Снегири».

Лепка – « Птички-невелички».

Аппликация – птички.

Игры – дидактические(что за птица, каких птиц зимой не увидишь, угадай что за птица, опиши птицу и др.

-сюжетно-ролевые (птичий двор, где обедал воробей).

-подвижные-(совушка, воробушки и кот, перелет птиц, гуси-лебеди и др.).

Для родителей подготовлена консультация на тему «как и из чего изготовить кормушку»

Третий этап – заключительный, организация и участие родителей в выставке «кормушка для птиц», презентация.

    Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Ожидаемый результат:

-расширение кругозора детей о зимующих птицах,

-пополнение предметно- развивающей среды,

-развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

- активное участие родителей в изготовление кормушек для птиц, которые радуют нас долгое время.

   

   Проекты могут быть: долгосрочные , несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Последовательность работы педагога над проектом:

педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

вовлекает дошкольников в решение проблемы;

намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

обсуждает план с семьями на родительском собрании;

обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

собирает информацию, материал;

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

   Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Литература:

БондаренкоА.К. Дидактические игры в  детском саду.М.,1991

Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.М.,2004

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.

Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.

Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?»М.,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности Исследовательский метод «Хочу всё знать!»

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности  Исследовательский метод «Хочу всё знать!»...

Проектная деятельность,как метод формирования экологической культуры у дошкольников

Самообразование.Курсовая работа.                                ...

Беседа, направленная на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения

Цель: Формировать навык ориентировки в групповой комнате.Закреплять представление о расположении предметов в группе.Формировать у детей навыки самообслуживания: убрать игрушки на свои места....

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей".

обобщая опыт работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей", я отталкиваалась от детской инициативы....

Статья "Проектная деятельность как метод самореализации детей в детском саду"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения.

Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет. Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доб...

Доклад на педсовете на тему «Творческий отчет о деятельности в области охраны окружающей среды за прошедший 2014 год в рамках проектной деятельности»

Вся работа по экологическому воспитанию была направлена на формирование у воспитанников гуманно - ценностного отношения к природе, ко всему живому....