Разработка занятия с детьми по проектной деятельности Исследовательский метод «Хочу всё знать!»
проект по теме

Уваровская Татьяна Владимировна

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности  

Исследовательский метод «Хочу всё знать!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия по проектной деятельности с детьми старшей группы

Исследовательский метод

«Хочу всё знать!»


Цель:  развитие свободной творческой личности ребёнка, создание совместного (родителей и детей) исследовательского  проекта.

Задачи:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы, родители.

Направленность проекта: комплексная (познавательно-речевая, эколого-исследовательская).

Тип проекта: эколого – исследовательский, индивидуальный.

Продолжительность: 2  месяца.

Результат: презентация проектов в форме развлечения.

Этапы работы:

  1. Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

а) внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка.

б) создание особой ситуации, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу.

в) привлечение  родителей, которые совместно с ребёнком формулируют исследовательскую задачу для проекта.

  1. Ребёнок оформляет проект.

а) ребенок зарисовывает  свое видение вопроса.

б) ребёнок самостоятельно опрашивает сверстников, родителей и рисует иллюстрации, изображающие содержание их ответов.

в) проверка предложенных ответов (ребенком и родителями, сверстниками), с использованием энциклопедий и других источников информации.

          г) в рисунке ребенка изображается результат правильного ответа.

  1. Защита проекта

а) подача заявки на защиту проекта.

б) подтверждение согласия родителей на присутствие при защите проекта.

в) рассказ ребенка о проделанной работе (показ указкой на соответствующие изображения).

г) выдача сертификатов детям, которые участвовали в создании проектов.

  1. Организация педагогом выставки проектов и создание различных заданий и интеллектуальных игр для закрепления и систематизации материала, представленного в детских работах

Пути реализации проекта:

  1. Работа  кружка «Хочу всё знать»
  2. Прослушивание песни группы «Улыбка»- песня «Почемучка» автор А.Варламов
  3. Заучивание стихотворения Татьяны Боковой «Липучка – почемучка»
  4. Инсценирование отрывка песни «Шла лиса…» И.Понаморёвой.

Содержание работы педагога  с детьми:

  1. формулировка проблемы. При постановке цели определяется и продукт проекта;
  2. формулирует задачу перед ребенком и его родителями;
  3. помогает в решении задачи;
  4. организует деятельность;
  5. практическая помощь (при необходимости);
  6. контроль за ходом работы  над  проектом;
  7. помощь при подготовке к презентации;
  8. презентация.

Содержание работы с родителями:

  1. Беседа с родителями «Знакомство  с методом проектов, и его роль в познавательном развитии ребенка».
  2. Консультация для родителей « Развитие познавательной активности – залог успешности при обучении в школе»

Используемая литература:

 «Проектная деятельность дошкольников» Н.Г.Веракса

Ход развлечения «Хочу всё знать!»:

Воспитатель:

Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?!

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может кот, письмо как

Мышку на окошко заманил?

- Кто бы это мог принести нам письмецо в детский сад? (почтальон). А от кого ? (ответы детей).

Входит Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Вы получили от меня письмо?

Воспитатель: - Здравствуй, Незнайка! Конечно получили, только вот даже не успели его прочитать, как уже и ты сам к нам пришёл.

Незнайка: - У меня есть друг Знайка- он знает всё-всё не свете. У него много друзей, им с ним очень интересно. А вы знаете, почему меня так зовут? (ответы детей).Так вот я тоже хочу, чтобы у меня было много друзейи чтобы им со мной тоже было интересно. У меня постоянно возникают разные вопросы, вы поможете  мне на них ответить.

Звучит песня А.Варламова «Почемучка»

Незнайка: - А вам ребята, кто помогает отвечать на них?

Стихотворение Татьяны Боковой «Липучка-почемучка» читают дети:

1. Мама любит и жалеет

Мама понимает.

Мама всё моя умеет

Всё на свете знает!

2.- Почему кусают осы?-

Спрашиваю прямо.

И на ВСЕ мои вопросы

Отвечает мама.

3. Скажет мне откуда с неба

Снег зимой берется.

Почему буханка хлеба

Из муки печётся?

4. Почему собака лает?

Что во сне приснится?

Почему сосулька тает

И дрожат ресницы

5. Почему на небе тучка,

А в лесу – лужайка?

Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА,

А она ВСЕЗНАЙКА!

Воспитатель: - И какие же вопросы  у тебя возникают, Незнайка?

Незнайка: -Почему заяц прячется в глубине леса?

Воспитатель:- А как же ты сам думаешь?

Незнайка: -Не  знаю… (вздыхая).

Воспитатель: -А вы, как думаете, ребята? (ответы детей)

1ребенок выступает с проектом «Почему заяц прячется в глубине леса?». 

Воспитатель: - Теперь ты понял Незнайка?

Незнайка: Конечно. Но не понял почему заяц трусишка и вообще  правда ли это?

2 ребёнок: проект «Правда ли, что заяц трусишка?»

Воспитатель: -про это есть такая пословица: «Заяц не трус, а себя бережет»

Анализ проектов: Получается, что заяц не трус, а просто очень осторожный. А иной раз за себя постоять может.


Инсценирование песни «Шла Лиса…» И.Пономаревой.

 Шла Лиса, сидел Косой,
Кушал булку с колбасой.
Начала Лиса просить:
- «Дай кусочек откусить!»
А Зайчонок лапки в бок:
- «Ты ведь съела пирожок!
У Вороны сыр украла!
И тебе, Лиса, все мало?!»

Вот! Вот! Вот! Вот!
Вот! Вот! Вот! Вот!

- Нет, ни капельки не дам,
Колбасу я съем и сам!
Нет, ни капельки не дам,
Колбасу я съем и сам!
Ам! Ам! Ам! Ам!

Физкультминутка «Зайка беленький сидит

Зайка беленький сидит                                                                                        И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть -                      
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,                 
        
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.

Воспитатель: - Ребята, а вы когда-нибудь слышали как иногда состояние человека, его внешний вид или характер сравнивают с животными?

Фразеологический  «зверинец»:

1. Голоден, как …. (волк),

2. Хитёр, как …(лиса),

3. колючий, как …. (ёж).

Физкультминутка: 

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый

И как заинька – трусишка

И как серый волк – волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся

Ёжик славно потянулся.

Незнайка: - Кстати, а кто из вас знает, почему медведя называют косолапым?

3 ребёнок: проект  «Почему медведя называют косолапым?»


Анализ проекта: Ставит лапы пальцами вовнутрь, а пятками наружу.

Воспитатель: А звери-то бывают не только в сказках, но и в играх.

Незнайка: Я знаю такую игру, хотите поиграть.

Пальчиковая игра: «Сидели два медведя…»

Воспитатель: - Да, ребята, на нашей планете живёт много разных животных. Незнайка, а ты знаешь, как называется наша планета?

- А вы, ребята, знаете? Какие еще планеты знаете? Есть ли живые существа на других планетах? (ответы детей)

4 ребёнок: проект «Есть ли жизнь на других планетах?»

Незнайка: - Как много  я сегодня узнал, а теперь хочу вас проверить, всё ли  вы правильно запомнили:

Нет ни склада тут, ни лада

Переставьте всё как надо.

Зайцы летают в небесах

Инопланетяне сидят в кустах

Едят морковку второпях

Медведи на занятии сидят

Дети плавают во льдах.

Дается две минуты вам

Расставьте быстро всех их по местам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по проведению детского познавательно-исследовательского клуба «Хочу все знать», по теме: «Удивительное открытие в Простоквашино».

Представляю методическую разработку по курсу "Методические основы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО" - конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению дет...

Исследовательская деятельность в ДОУ "Хочу всё знать"

Создать условия для развития интересов,любознательности.Формировать познавательную деятельность  путем экспериментирования и исследования,развивать  воображение и творческую активность.Форми...

Опытно-исследовательская деятельность. Рабочая программа "Хочу все знать"

Рабочая программа творческой группы "Хочу все знать"...

Проектная деятельность по экспериментированию "Хочу всё знать" (2-я младшая группа)

Долгосрочный проект, учасниками которого являются дети, родители и педагоги второй младшей группы. Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования....

Конспект занятия познавательно-исследовательского кружка «Хочу все знать», построенного на основе игрового мультимедийного продукта «Наураша в стране Наурандии».

Конспект занятия познавательно-исследовательского кружка «Хочу все знать», построенного на основе игрового мультимедийного продукта  «Наураша в стране Наурандии»....

Способы разработки проектов с детьми. Отражение проектной деятельности в РППС группы

Как привлечь к планированию проектной деятельности детей?Познакомимся с совместными методами разработки проектов: «Системная паутинка», «Ментальная карта» (Т.Бьюзен), «Мо...

Методическая разработка занятия для детей 5 - 6 лет по теме «Хочу всё знать»

Методическая разработка занятия по теме:«Хочу всё знать»Возраст обучающихся: 5-6 лет.Виды деятельности: познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;Образовательные о...