План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рябинушка»
План работы по самообразованию по теме:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель
1 кв. категории
Дудоладова М.В.
Сосновское 2018-2019г
Актуальность проблемы развития речи
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является:
- повышение теоретического и практического уровня
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить методическую, справочную литературу, издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
Форма отчетности
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
- картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
- памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
- итоговое занятие по развитию речи;
Срок: реализации
с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года
Участники:
- Воспитатели.
- Дети старшей группы
- Родители.
План работы по самообразованию
№ п/п | Форма работы | Сроки реализации | Предполагаемый результат |
1 | Анализ проблемы. | сентябрь | Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей. |
2 | Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи. | Определение проблем в речевом развитии детей. | |
3 | Изучение литературы по теме. | сентябрь - октябрь | Повышение компетентности. |
4 | Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». | октябрь | Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций. |
5 | Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей. | на протяжении года | Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. |
Использование метода проектов, как средство речевого развития. | |||
6 | Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи. | Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями. | |
7 | Посещение открытых занятий в ДОУ. | Обмен опытом с коллегами. | |
8 | Проведение открытых занятий по развитию речи у детей. |
| Презентация своего опыта работы. |
9 | Индивидуальные беседы и консультации с родителями. | Углубление сотрудничества родителями. | |
10 | Создание памятки для родителей по развитию речи у детей. | Повышение педагогической компетентности родителей. | |
11 | Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. | апрель | Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. |
12 | Выступление на педсовете по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». | май | Презентация итогов работы по самообразованию. |
Перспективное планирования по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста.
№ | Форма работы | Задачи | Сроки |
1 | Дагностические исследования дошкольников по развитию речи | Определение проблем в речевом развитии детей | Сентябрь |
2 | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем ,отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.
| Октябрь |
3 | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам | Формировать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; формировать анализ, синтез; развивать умения детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | ноябрь |
4 | Работа с загадками.
| Показать роль загадки на формирование выразительности речи. | Декабрь |
5 | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
| Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; | Январь |
6 | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка»,«Колобок».
| Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Февраль |
7 | Заучивание стихотворений | Формировать умения детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей | Март |
8 | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.
| Апрель |
9 | Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. Выступление на педсовете по теме. | Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. | Май |
|
|
|
|
.
Список использованной литературы:
1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008
3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план по самообразование | 24.02 КБ |
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_po_teme.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рябинушка»
План работы по самообразованию по теме:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель
1 кв. категории
Дудоладова М.В.
Сосновское 2018-2019г
Актуальность проблемы развития речи
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является:
- повышение теоретического и практического уровня
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить методическую, справочную литературу, издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
Форма отчетности
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
- картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
- памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
- итоговое занятие по развитию речи;
Срок: реализации
с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года
Участники:
- Воспитатели.
- Дети старшей группы
- Родители.
План работы по самообразованию
№ п/п | Форма работы | Сроки реализации | Предполагаемый результат |
1 | Анализ проблемы. | сентябрь | Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей. |
2 | Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи. | Определение проблем в речевом развитии детей. | |
3 | Изучение литературы по теме. | сентябрь - октябрь | Повышение компетентности. |
4 | Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». | октябрь | Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций. |
5 | Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей. | на протяжении года | Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. |
Использование метода проектов, как средство речевого развития. | |||
6 | Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи. | Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями. | |
7 | Посещение открытых занятий в ДОУ. | Обмен опытом с коллегами. | |
8 | Проведение открытых занятий по развитию речи у детей. |
| Презентация своего опыта работы. |
9 | Индивидуальные беседы и консультации с родителями. | Углубление сотрудничества родителями. | |
10 | Создание памятки для родителей по развитию речи у детей. | Повышение педагогической компетентности родителей. | |
11 | Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. | апрель | Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. |
12 | Выступление на педсовете по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». | май | Презентация итогов работы по самообразованию. |
Перспективное планирования по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста.
№ | Форма работы | Задачи | Сроки |
1 | Дагностические исследования дошкольников по развитию речи | Определение проблем в речевом развитии детей | Сентябрь |
2 | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем ,отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Октябрь |
3 | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам | Формировать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; формировать анализ, синтез; развивать умения детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | ноябрь |
4 | Работа с загадками. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. | Декабрь |
5 | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; | Январь |
6 | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка»,«Колобок». | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Февраль |
7 | Заучивание стихотворений | Формировать умения детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей | Март |
8 | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | Апрель |
9 | Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. Выступление на педсовете по теме. | Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. | Май |
.
Список использованной литературы:
1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008
3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рябинушка»
План работы по самообразованию по теме:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель
1 кв. категории
Дудоладова М.В.
Сосновское 2018-2019г
Актуальность проблемы развития речи
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Цели и задачи
Целью работы над данной темой является:
- повышение теоретического и практического уровня
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить методическую, справочную литературу, издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
Форма отчетности
В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:
- картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
- памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
- итоговое занятие по развитию речи;
Срок: реализации
с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года
Участники:
- Воспитатели.
- Дети старшей группы
- Родители.
План работы по самообразованию
№ п/п | Форма работы | Сроки реализации | Предполагаемый результат |
1 | Анализ проблемы. | сентябрь | Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей. |
2 | Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи. | Определение проблем в речевом развитии детей. | |
3 | Изучение литературы по теме. | сентябрь - октябрь | Повышение компетентности. |
4 | Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». | октябрь | Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций. |
5 | Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей. | на протяжении года | Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. |
Использование метода проектов, как средство речевого развития. | |||
6 | Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи. | Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями. | |
7 | Посещение открытых занятий в ДОУ. | Обмен опытом с коллегами. | |
8 | Проведение открытых занятий по развитию речи у детей. |
| Презентация своего опыта работы. |
9 | Индивидуальные беседы и консультации с родителями. | Углубление сотрудничества родителями. | |
10 | Создание памятки для родителей по развитию речи у детей. | Повышение педагогической компетентности родителей. | |
11 | Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. | апрель | Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. |
12 | Выступление на педсовете по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». | май | Презентация итогов работы по самообразованию. |
Перспективное планирования по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста.
№ | Форма работы | Задачи | Сроки |
1 | Дагностические исследования дошкольников по развитию речи | Определение проблем в речевом развитии детей | Сентябрь |
2 | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем ,отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Октябрь |
3 | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам | Формировать умение детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; формировать анализ, синтез; развивать умения детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | ноябрь |
4 | Работа с загадками. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. | Декабрь |
5 | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; | Январь |
6 | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка»,«Колобок». | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Февраль |
7 | Заучивание стихотворений | Формировать умения детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей | Март |
8 | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | Апрель |
9 | Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. Выступление на педсовете по теме. | Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. | Май |
.
Список использованной литературы:
1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008
3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему «Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: систематизировать работу по формированию социальных норм и правил поведения у детей старшего возраста....
План по самообразованию на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
В работе описаны актуальность, цель, задачи и план работы с методической литературой, с детьми, со специалистами и с родителями....
План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"
Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...
План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"
Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....
Перспективный план работы музыкального руководителя по теме «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Перспективный план работы музыкального руководителя...
Перспективный план работы с родителями по теме " Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Перспективны план работы с родителями по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...