Школы будущего первоклассника по курсу «Математические ступеньки» С.И.Волкова
рабочая программа
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Школы будущего первоклассника по курсу «Математические ступеньки» С.И.Волкова
Срок реализации программы: 2018 – 2019 г.
Пояснительная записка
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на первой ступени.
Цель данной программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация к школьному обучению проходит через:
- формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
- расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
- обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
- логическую и символическую пропедевтику.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Подготовка к школе проводится в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
- формирование его готовности к систематическому обучению.
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
- группы формируются из детей 5,5 -6-летнего возраста;
- продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 30 минут;
- наполняемость групп от 12 до 15 человек;
- форма проведения занятий – игровая, двигательная.
- начало занятий – 01 октября 2018 года.
- окончание занятий – 30 апреля 2019 года.
- режим занятий: 1 раза в неделю
Учебный план занятий «Школы будущего первоклассника» составлен на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Письма Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15;
- Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706 г. Москва;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.07.2003 № 2994.
В соответствии с общими целевыми установками деятельности образовательного учреждения учебный план «Школы будущего первоклассника» обеспечивает реализацию следующих задач:
1. обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении: развитие речи обучающихся, мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование элементарных количественных представлений, структурирование представлений об окружающем мире.
2. развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе.
3. развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность;
Программа «Преемственность»
Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием. Данная программа имеет гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций. В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при которых учитываются следующие тенденции развития:
∙ от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
∙ от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
∙ от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
∙ от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Авторы программы «Преемственность»:
- Волкова С.И., автор учебников и тетрадей по математике и конструированию, написанных в соавторстве с Марией Игнатьевной Моро.
- Новицкая М.Ю., заведующая лабораторией содержания и стандартов начального общего образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ, специалист по вопросам народной культуры в обучении, воспитании и развитии детей.
- Плешаков А.А., кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, один из постоянных авторов журнала «Начальная школа», член редколлегии и редакционного совета журнала.
- Федосова Н.А., кандидат педагогических наук, зав. лабораторией интеграции общего и дополнительного образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ. Нина Алексеевна - автор прописей по русскому языку для начальной школы, составленных в соавторстве с Всеславом Гавриловичем Горецким. Прописи Федосовой и Горецкого вошли в серию "Обучение грамоте в начальной школе", выпущенной издательством "Просвещение". Нина Федосова также автор программы "Преемственность". Программа Федосовой основана на духовно-нравственных традициях воспитания в школе.
- Шпикалова Т.Я., доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительных искусств и методики преподавания НовГУ.
Концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием. Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах: непрерывности развития ребенка; общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей; развития творческих способностей у детей; развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания; развития и укрепления здоровья личности; развития духовно-нравственных убеждений личности; развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»; создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения; организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности; подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Раздел «Совершенствование и развитие устной речи» состоит из программы «От слова к букве». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Раздел «Подготовка к обучению чтению и письму» дополняет программу «От слова к букве». Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.
Раздел «Введение в математику» представлен программой курса «Математические ступеньки». В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Раздел «Ознакомление с окружающим миром» представлен программой «Зеленая тропинка», которая нацелена на накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, развитие наблюдательности, воспитание бережного отношения к окружающей природе. Сказанное определяет содержание курса и характер деятельности детей на занятиях. Таким образом, осуществляется накопление фактических знании и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Цели занятий
- Развитие слухового и зрительного восприятия
- Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
- Развитие слуховой и зрительной памяти
- Развитие мышления и речи
- Развитие общей и мелкой моторики
- Совершенствование коммуникативных навыков
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
- Совершенствование навыков монологической речи
- Совершенствование навыков диалогической речи
- Развитие мимики и пантомимики
- Развитие фантазии и воображения
- Развитие способностей к глубокому образному мышлению
- Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
- Развитие творческих способностей
- Формирование эмоционально-волевой сферы
- Формирование этических представлений
- Повышение уверенности в себе
- Научить принимать решения
Рабочая программа «Введение в математику»
Курс «Математические ступеньки» (автор С. И. Волкова)
Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к
школе. - М.: Просвещение, 2015 г .
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2015 г.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к
понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического
развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей
познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у
детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем
(преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого
элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить
последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и
геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их
использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Годовое тематическое планирование
«Введение в математику»
№ | Тема занятия | Дата |
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.(15ч.) | ||
1 | Знакомство с детьми. Ознакомление детей с посо- бием, особенностями работы в нём. Уточнение про- странственных представлений (вверху, внизу, меж-ду, слева, справа и др.) | 1 нед |
2 | Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше. | 1 нед |
3 | Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже. | 2 нед |
4 | Ориентация на плоскости: слева, справа. | 2 нед |
5 | Длина. Длиннее – короче. | 3 нед |
6 | Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. | 3 нед |
7 | Закрепление пройденного материала. | 4 нед |
8 | Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник. | 4 нед |
9 | Прямоугольник, квадрат. | 5 нед |
10 | Закрепление пройденного материала | 5 нед |
11 | Закрепление пройденного материала | 6 нед |
12 | Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше. | 6 нед |
13 | Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее. | 7 нед |
14 | Закрепление пройденного материала. | 7 нед |
15 | Закрепление пройденного материала | 8 нед |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел. | ||
16 | Число и цифра 1. Понятия «один – много». | 8 нед |
17 | Число и цифра 2. Понятие «пара». | 9 нед |
18 | Число и цифра 2. Понятие «пара». | 9 нед |
19 | Число и цифра 2. Понятие «пара». | 10 нед |
20 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | 10 нед |
21 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | 11нед |
22 | Число и цифра 3. Состав числа 3. | 11 нед |
23 | Повторение пройденного материала | 12 нед |
24 | Повторение пройденного материала | 12 нед |
25 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | 13 нед |
26 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | 13 нед |
27 | Число и цифра 0. | 14 нед |
28 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | 14 нед |
29 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | 15 нед |
30 | Понятие «равенство». Знак «=». | 15 нед |
31 | Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +. | 16 нед |
32 | Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитания» -. | 16 нед |
33 | Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитания» -. | 17 нед |
34 | Закрепление пройденного материала. | 17 нед |
35 | Закрепление пройденного материала. | 18 нед |
36 | Закрепление пройденного материала. | 18 нед |
37 | Закрепление пройденного материала. | 19 нед |
38 | Закрепление пройденного материала. | 19 нед |
39 | Число и цифра 6. | 20 нед |
40 | Число и цифра 7. | 20 нед |
41 | Число и цифра 7. | 22 нед |
42 | Число и цифра 8. | 22 нед |
43 | Число и цифра 9. | 23 нед |
44 | Число и цифра 9. | 23 нед |
45 | Число 10. Особенности записи числа 10. | 24 нед |
46 | Число 10. Особенности записи числа 10 | 24 нед |
47 | Закрепление пройденного материала. | 25 нед |
48-52 | Дополнительные задания | 25,26,27,28 нед |
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),
различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Дошкольники должны знать:
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +,-,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Дошкольники должны уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и
несущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Программа «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений..
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
Модель выпускника дошкольного отделения.
Модель ребенка - будущего первоклассника
Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие качества: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения.
Интеллектуальная готовность - ребенок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; группирует предметы на основе их общих признаков; проявляет осведомленность в разных сферах жизни.
Социальный интеллект (социальная зрелость) – ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал по развитию речи на курсах "Школы будущих первоклассников".
Мы все хотим, чтобы наши дети (и свои, и воспитанники), став взрослыми, добились в жизни успехов. А для этого надо научить наших детей го...

Занятие по математическим ступенькам С.И.Волкова Тема: «Число и цифра 1»
Цель: познакомить детей с числом и цифрой 1;Задачи:-упражнять в счете предметов до 5;-учить находить цифру 1 среди множества других цифр;-вспомнить и закрепить знания о геометрических фигурах;- р...

Школа будущего первоклассника. В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?
Существуют разные взгляды на то, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Часть педагогов считает, что оптимальный возраст для начала обучения - семь лет; другие склоняются к тому, что можно отправи...

Школа будущего первоклассника. Как подготовить ребенка к обучению в школе?
Общаясь с ребенком, старайтесь побольше рассказывать ему о разных происшествиях, что когда-то взволновали вас и запомнились вам, о занимательных и поучительных, может быть, смешных случаях из вашей жи...

Школа будущего первоклассника. Готовимся к школе ВМЕСТЕ.
Ребенок идет в школу – в первый раз в первый класс. Он радуется, что уже большой, и собирается учиться только на одни пятерки. А вот родители испытывают смешанные чувства.Конечно, они гордятся с...

Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки»
Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки» на 2017-2018 учебный год...
Мастер – класс для родителей (законных представителей) на заседании «Школа будущего первоклассника» «Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника (будущего первоклассника)»
Мастер-класс поможет повысить уровень профессиональной компетентности по вопросу "Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника"...