материал по развитию речи на курсах "Школы будущих первоклассников".
методическая разработка по развитию речи на тему

 

          Мы все хотим, чтобы наши дети (и свои, и воспитанники), став взрослыми, добились в жизни успехов. А для этого надо научить наших детей говорить. И говорить они должны правильно, грамотно. Ведь правильная, грамотная речь- это, во-первых, залог успешного обучения в школе, во-вторых, более широкие возможности выбора жизненного пути.

          Дети-шестилетки, имеющие речевые проблемы, имеют ярко выраженную эмоциональную неустойчивость, у них узкий диапазон эмоциональной выносливости, испытывают неуверенность во всём, что делают 73% из них; 47% - неустойчивость и быстрые переходы в негативных эмоциях: страха в гнев, ревность - в зависть. Почти для всех из них характерна чрезмерная чувствительность, повышенная реактивность на замечания взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2

МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
В «ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
»

Автор-составитель:

Учитель-логопед МБОУ гимназии №2 Макровская Оксана Юрьевна

Сборник  Материал по развитию речи дошкольников на подготовительных занятиях в «Школе будущих первоклассников». /Сост. Макровская О.Ю. –

 г. Георгиевск, Ставропольский край/2011  –с.45

                                 Адрес электронной почты: (Е-mail): geogimn2@yandex.ru 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………...4

Основные направления  работы …………………………….…………………………...5

Дыхательная гимнастика и точечный массаж…………………………………………..7

Упражнения для развития мелкой моторики…………………………………………...11

Упражнения артикуляционной гимнастики…………………………………………….11

Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слого-

вого состава слова………………………………………………………………………...17

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса……………………………19 Развитие грамматического строя речи…………………………………………………..22 Исследование лексики и грамматического строя………………………………………26

Развитие связной речи…………………………………………………………………....29

Игра «Доскажи словечко»………………………………………………………………..30

Упражнения для развития лексического запаса и грамматического строя речи……..33

Задания для развития логического мышления………………………………………….36

Приложение……………………………………………………………………………….39

Примерный картинный материал………………………..................................................39

Анкета для родителей №1………………………………………………………………...41

Анкета №2…………………………………………………………………………………43

Литература…………………………………………………………………………………45

Введение

          Мы все хотим, чтобы наши дети (и свои, и воспитанники), став взрослыми, добились в жизни успехов. А для этого надо научить наших детей говорить. И говорить они должны правильно, грамотно. Ведь правильная, грамотная речь- это, во-первых, залог успешного обучения в школе, во-вторых, более широкие возможности выбора жизненного пути.

          Дети-шестилетки, имеющие речевые проблемы, имеют ярко выраженную эмоциональную неустойчивость, у них узкий диапазон эмоциональной выносливости, испытывают неуверенность во всём, что делают 73% из них; 47% - неустойчивость и быстрые переходы в негативных эмоциях: страха в гнев, ревность - в зависть. Почти для всех из них характерна чрезмерная чувствительность, повышенная реактивность на замечания взрослых.

          Как видите, нарушения речи могут повлечь за собой вторичные психические наслоения, и исправлять это намного сложнее и длительнее.

          Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших сестёр и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

           В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.

          Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо  « вообще»  и т.д.) Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые, длинные слова.

         Опытный учитель очень быстро составит мнение о том, что дала ребёнку его семья (общее развитие, интеллект, развитее речи).

         Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Ребёнок без речевого дефекта раскован, разговорчив, он чувствует себя уверенно отвечая на вопросы взрослых или сверстников.

         Речь- это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Серьёзное значение имеют психологические особенности ребёнка: он должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести.     Нарушение речи  детей в разной степени затрагивает различные компоненты речевой деятельности: звуковую сторону (нарушение звукопроизношения), фонематические процессы (трудности звуко-буквенного анализа), лексико-грамматический строй (недостаточный словарный запас, трудности словообразования и словоизменения).

         Необходимым условием эффективной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, безразличие полностью исключается, необходима личная включённость ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что является основным условием успеха.

        Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны логопеда.  Или занятие может проходить в виде постоянного углубления. Главное – естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени.

Основные направления работы логопеда

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: 

  1. уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопле ния новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользо ваться различными способами словообразования;
  2. уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Формирование связной речи: 

  1. развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры вы сказывания;
  2. установление логики (связности, последовательности), точ ное и четкое формулирование мысли в процессе подго товки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения вы сказывания в тех или иных целях общения (доказатель ство, рассуждение, передача содержания текста, сюжет ной картины).

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: 

  1. устойчивости внимания;
  2. наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  3. способности к запоминанию;
  4. способности к переключению;
  5. навыков и приемов самоконтроля;
  6. познавательной активности;
  7. произвольности общения и поведения.

Развитие и совершенствование коммуникативной готов ности к обучению: 

  1. умения внимательно слушать и слышать учителя-логопе да, не переключаясь на посторонние воздействия; подчи нять свои действия его инструкциям (т.е. занять пози цию ученика);
  2. умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  3. умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  4. умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: 

  1. ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией,
  2. ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии
  3. ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)
  4. применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
  5. употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  6. обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
  7. пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
  8. развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
  9. формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
  10. проведение дифференцированного опроса и оценка от ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
  11. соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
  12. составление устных связных высказываний с элемента ми творчества (фантазии).

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ

КОМПЛЕКС № 1

I. Ходьба по кругу, на носках, на пятках.
П. Точечный массаж.
III. Дыхательные упражнения.

1. «ЧАСИКИ»
Часики вперед идут, за собою нас ведут. И.п. - стоя, ноги слегка расставлены.
1 - взмах руками вперед - «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад - «так» (выдох) (10-12раз).
дыхательная гимнастика
и точечный массаж

2. «ПЕТУХ» 
Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.
И.п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить.
1 — поднять руки в стороны (вдох);
2 - хлопнуть руками по бедрам «Ку-ка-ре-ку» (выдох) (пять—шесть раз).

3. «НАСОС» 
Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы.
И.п. - о.с.
1 - наклон туловища в сторону (вдох);
2 - руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох) (10-12раз).
дыхательная гимнастика
и точечный массаж

4. «СЕМАФОР» 
Самый главный на до роге, не бывает с ним тревоги.
И.п. - сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 — поднимание рук в стороны (вдох);
2 - медленное опускание рук с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (четыре-шесть раз).

5. «ДЫХАНИЕ» 
Подыши одной ноздрей, и придет к тебе покой.
И.п. - стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх (четыре - шесть раз).

6. «ДЫХАНИЕ» 
Тихо-тихо мы подышим, сердце мы свое услышим.
И.п. - о.с.
1 - медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться - прекратить вдох и сделать паузу на 4 секунды;
2 - плавный выдох через нос (два раза).

КОМПЛЕКС № 2
1. Ходьба по кругу друг за другом, на носках, на пятках, высоко поднимая колени. П. Точечный массаж. III. Дыхательные упражнения.
1
«ЕЖИК» 
Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше.
И.п. - о.с.
1 -поворот головы вправо - короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево - выдох через полуоткрытый рот (шесть-восемь раз).

2. «РЕГУЛИРОВЩИК»
Верный путь он нам покажет, повороты все укажет.
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
1 - правая рука вверх, левая - в сторону (вдох носом);
2 - левая рука вверх, правая рука вниз с произнесением звука «р-р-р» (шесть-восемь раз).

3. «ГУСИ ЛЕТЯТ» 
Гуси высоко летят, на детей они глядят.
И. п. —о.с.
1 —руки поднять в стороны (вдох);
2 — руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох) (шесть-восемь раз).

4. «МАЯТНИК» 
Влево, вправо, влево, вправо, а затем начнем сначала.
Им. - руки на поясе (вдох).
1 - наклон вправо (выдох);
2 - и.п. (вдох);
3 - наклон влево (выдох);
4 - и.п.
Выдох со звуком «т-у-у-х» (четыре раза).

5. «РАДУГА ОБНИМИ МЕНЯ» 
И.п. - о.с.
1 - полный вдох носом с разведением рук в стороны;
2 - задержать дыхание на 3-4 секунды;
3 - растягивать губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая - на плечо (три-четыре раза).

6. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ» 
Вырасти хочу скорей, добро делать для людей.
И.п. - о.с.
1 - поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 - опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х» (четыре-пять раз).
дыхательная гимнастика и точечный массаж

КОМПЛЕКС № 3 
I. Ходьба друг за другом, имитация ходьбы на лыжах.
Выдох через рот с произнесением звука «м-м-м» -1,5 минуты. П. Точечный массаж. III. Дыхательные упражнения.
1
.«УШКИ» 
Ушки слышать все хотят про зверят и про ребят. И.п. - о.с.
1 - наклон головы вправо — сильный вдох;
2 - наклон головы влево - произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось (четыре-шесть раз).

2 «ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ» 
Чтобы правильно дышать, нужно воздух нам глотать.
И.п. - о.с.
1 - полный выдох через нос, втягивая в себя живот;
2 - губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3 - сделать движение, как бы глотая воздух;
4 - пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно (четыре-шесть раз).

3. «ЗАДУВАНИЕ СВЕЧИ» 
(энергетизированное дыхание).
Нужно глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть.
И.п. - встать прямо, ноги на ширине плеч.
1 - сделать свободный вдох и задерживать дыхание, пока это приятно;
2 — сложить губы «трубочкой», сделать три коротких резких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу («фу-фу-фу»). Во время упражнения корпус держать прямо (четыре-шесть раз).
дыхательная гимнастика и точечный массаж

4. «ОЧИЩАЮЩЕЕ "ХА" ДЫХАНИЕ» 
Друг за друга мы горой, посмеемся над бедой. И.п. - встать прямо, ноги па ширине плеч.
1 - сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх;
2 - задерживать дыхание, пока это приятно. Открыть рог, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»);
3 - медленно выпрямиться и отдохнуть. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.
дыхательная гимнастика и точечный массаж

5. «ШИПЯЩЕЕ СТИМУЛИРУЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ»
На друг друга пошипим, язычок мы укрепим.
И. п. — о.с.
1 - вдох через нос в естественном темпе;
2 - выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как бы при произнесении звука «с». Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему воздуху (четыре-шесть раз).

6. «ВОЗДУШНЫЙ ШАР ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ» 
Ты, как шарик, полети, сверху землю огляди.
И.п. - о.с. одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.
1 - поднять плечи и ключицы (вдох);
2 - опустить плечи и ключицы (выдох) (четыре— шесть раз).

7. «ВЕТЕР» 
Сильный ветер вдруг подул, слезки с наших щечек сдул.
И.п. - о.с. 7
Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 — сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 - задержать дыхание на 3-4 секунды;
3 - сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами (шесть раз).

                               

                             

Упражнения для развития мелкой моторики

«Колечко»
 Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь» На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

«Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете как расслабляются руки и глаза. Когда деятельность мозга синхронизируется, заметно увеличивается эффективность всего мозга.

                                   

Упражнения артикуляционной гимнастики

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики осваиваются, как и положено, перед зеркалом. Когда этап "зеркала" прошел, а удержание статических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статистических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета вполне естественно. Сказка вводится постепенно. Взрослый произносит текст сказки, а ребенок делает упражнения.

1. «Улыбка» («Заборчик»)

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5-10

Следить, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребенком пропеть звук "и", и губы растянутся в улыбке.

2.  «Хоботок» («Трубочка»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед "трубочкой". Удерживать их в таком положении под счет от 1до 5-10. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять ее губами. Можно вместе с ребенком пропеть звук "у", и губы примут положение "трубочка".

3.  «Домик открывается»

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука "а"), подержать рот открытым в течение 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка лежит у передних зубов.

4. «Любопытный язычок»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед назад. Широкий язык кладем на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

5. «Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Проделать упражнение 5-10 раз.

6. «Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки- дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе в течение 3- 5 секунд, убрать в рот.

7.  «Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 5 секунд.

8.  «Бульдог»

Чуть приоткрыть рот и поместить  язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5 секунд.

9.  «Хомяк»

Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении в течение 3- 5 секунд. Можно контролировать движение, приложив пальчики снаружи щек.

10. «Кружок»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны.

11. «Чередование» («Толстячки- худышки»)

Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их  в каждом положении по 3- 5 секунд.

12.  «Шарики» (поочередное надувание щек)

Рот закрыт. Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

13. «Самовар» («Паровозик»)

Сжать губы, надуть щеки, удерживать воздух в течение 2- 3 секунд и выпустить через губы, произнося: "Пых". Можно выпускать воздух через губы в более быстром темпе: " Пых- пых- пых" ("самовар кипит").

14. «Накажем непослушный язык»  (шлепаем губами по языку)

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: "па- па- па". Произношение слогов ("Па- па- па") облегчает ребенку выполнение данного задания. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1- пошлепывать губами кончик языка; 2- пошлепывать губами середину языка; 3- пошлепывать губами язык, продвигая его медленно вперед, а затем назад.

15. «Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения. Также "чистим" наружную сторону нижних зубов.

16.  «Покусываем язык»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1- покусывать кончик языка; 2- покусывать середину языка; 3- покусывать язык, продвигая его постепенно вперед- назад. Во время выполнения упражнения произносить:" Та- та- та" (это даже помогает ребенку в выполнении упражнения).

17.  «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10.

18.  «Дуем на лопаточку»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Таким образом можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, шарики.

19. «Горка»  («Мостик»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить "горкой". Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Если ребенок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук "и- и- и", и язык нужное для "горки" положение.

20.  «Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык "горкой", а затем спокойно и плавно подумать по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться  звук "с- с- с".

21.  «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у десен. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при межзубном произношении свистящих звуков, когда в процессе речи язык ребенка находится между зубами.

22. «Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8- 10 раз в спокойном темпе.

23.  «Жуем блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы ( как в упражнении "Горка"), потом выдвинуть его чуть вперед и покусывать свернутый язык 10- 15 раз.

24. «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если "чашечка" не получается, то необходимо вернуться к упражнению "Шлепаем губами по языку", распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх и язык принимает нужную форму. Можно также завернуть язык на верхнюю губу, придерживая его края пальчиками, и удерживать его в таком положении в течение 5- 10 секунд.

25.  «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрешая "чашечка". Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижнюю челюсть не "подсаживала" язык вверх- она должна быть неподвижной.

26.  «Ступеньки» (чередование: «чашечка»  на верхней губе, «чашечка»  на верхних зубах, «чашечка»  вверху за зубами)

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести "чашечку" на верхние зубы, а затем- за верхние зубы. Сохраняем "чашечку", плавно переводя язык из одной позиции в другую и удерживая в каждом положении в течение 3- 5 секунд.

27.  «Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Можно на кончик носа прикрепить кусочек кальки 1х1 см и сдуть его- он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно ее слегка увлажнить (провести кусочком кальки по кончику языка ребенка).

28. «Не разбей чашечку»

Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3- 5 секунд, не разрушая "чашечки".

29.  «Чистим верхние зубы»  (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом необходимо следить за тем, чтобы кончик языка двигался у верхних альвеол.

30. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и "покрасить" кончиком языка твердое небо ("потолок"), делая движения языком вперед-назад, поглаживая небо. Следить за тем, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

31. «Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя: "Д-д-д". Темп убыстряется постепенно. Можно стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: "Дын-дын-дын" ("звоночек") или "Т-д, т-д" ("скачет лошадка").

32. «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка наверху. Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

33. «Грибок»

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута ("ножка гриба"), и удерживать в таком положении в течение 5- 10 секунд. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к  упражнению "Лошадка". Ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп, и присасывает язык к небу.

34.  «Гармошка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

35.  «Кучер»

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют, и слышен характерный звук "тпру- у- у".

Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами ("едет на мотоцикле").

36.  «Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперед.

37.  «Маятник»

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10- 15 раз. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна.

38.  «Змейка»

Открыть рот и производить узким языком движения вперед- назад. Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперед.

39.  «Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не открывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится "бл- бл" (так "болбочет" индюк).

40. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы ( с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так поочередно менять положение языка 5-6 раз.

41. «Пароход»

Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук "ы": "Ы-ы-ы" ("пароход гудит"). Теплый воздух выходит по бокам языка. Если при пропевании  звука "ы" вы слышите не твердый звук "л", а мягкий "ль", то попросите ребенка еще  высунуть язык и зажать зубами не кончик, среднюю часть языка

Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова

Игра «Звуки громко пропоём мы с мячом моим вдвоём»

Учитель-логопед предлагает детям повторить ряд гласных, согласных звуков; слогов (с мячом)
а) а-а-а, о-о-о, у-у-у…
б) а-а-о, у-у-ы, и-у-у…
в) а-о-а, у-и-у, т-п-т…
г) а-и-о, у-ы-а, с-м-ч…
д) с-ш-с, ч-ц-ч, р-л-р…
е) ам-ам-ам, ор-ор-ор, ут-ут-ут…
ж) ас-ас-ос, ул-ул-ын, ик-ук-ук…
з) ац-оц-ац, уш-ум-уш, то-по-то…
и) ар-ир-ор, ум-им-ам, си-ми-чи…
к) со-шо-со, ча-ца-ча, ру-лу-ру…

Задание «Повторить только те слова, которые начинаются со звука «а» («о», «р» и т.д.) или которые содержат звук «т» («с», «ы» и т.д.)

1. Учитель: аист, Оля, Аня
Ребёнок: аист, Аня
2. Учитель: Петя, игра, сок
Ребёнок: Петя

Задание «Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука или слога»

а) без обобщения
б) с обобщением (на определённую тему)

Игра «Звуковая цепочка»

Учитель-логопед: Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Учитель-логопед называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.
Например: весна-автобус-слон…

Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Учитель-логопед  говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую:
са-хар, са-ни. Затем учитель поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый
слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.
Вариант 2. Учитель бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «сы» или «ши», «со» или «шо». Ребёнок заканчивает слово.
Например: ша- шары
са- санки
шо- шорох
со- сорока

Игра «Мяч поймай – слово составляй»

Учитель бросает каждому ребёнку мяч, называя звуки задуманного слова, а дети образуют слова
Например, М, А, К – МАК.

Задание «Что изменилось?»

Учитель-логопед произносит пары слов, а дети говорят, что изменилось.
Например: дом-дым, мышка-мишка, корка-горка, сон-слон, жаль-шаль, мех-смех, рад-ряд, угол-уголь, тук-так, тук-стук, ветер-вечер.

Задание «Какой звук чаще всего слышишь?»

Учитель произносит чистоговорку, а ребёнок называет тот звук, который он чаще всего слышит в ней.
*У Сени и Сани в сетях сом с усами.
*Зойкиного зайку зовут Зазнайка.
*Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
*Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.
*Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
*Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
*Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
*Скажи потише: «Шесть мышат», - и сразу мыши зашуршат.
*Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
*Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
*Во дворе горка, под горой норка.
*На дворе трава, на траве дрова.

Задание «Чистоговорки, скороговорки, приговорки»

Учитель просит детей повторить чистоговорки, скороговорки, приговорки: (быстро, чётко, громко, выразительно)

*По семеро в сани уселись сами.
*Шишки на сосне, шашки на столе.
*Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
*На берёзе галка, на берегу галька.
*Дятел дуб долбил да не додолбил.
*Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
*Три сороки тараторки тараторили на горке.

                   

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса

Игра «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т.д.
Вариант 1.
Учитель называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч учителю, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы.
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы, зимующие птицы, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт.
Вариант 2.
Учитель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Учитель: огурец, лук, репа, а дети – овощи.

Игра «Животные и их детёныши»

Бросая мяч ребёнку, учитель-логопед называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч учителю, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа №1 Группа №2 Группа №3
у тигра - тигрёнок у медведя - медвежонок у коровы - телёнок
у льва - львёнок у верблюда - верблюжонок у лошади - жеребёнок
у слона - слонёнок у волка - волчонок у свиньи - поросёнок
у оленя - оленёнок у зайца - зайчонок у овцы - ягнёнок
у лося - лосёнок у кролика - крольчонок у курицы - цыплёнок
у лисы - лисёнок у белки - бельчонок у собаки – щенок

Игра «Кто как разговаривает»

Учитель-логопед поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.

Учитель: Дети:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает и т.д.

Игра «Чей домик?»

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, учитель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Учитель:
Кто живёт в дупле? Кто живёт в скворечнике? Кто живёт в гнезде? Кто живёт в будке? Кто живёт в улье? Кто живёт в норе? Кто живёт в логове? Кто живёт в берлоге?

Игра «Кто как передвигается?»

Учитель-логопед, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить.
Учитель: Дети:
Летают Птицы, бабочки, жуки, мухи…
Плавают Рыбы, дельфины, киты…
Ползают Змеи, гусеницы, черви…
Прыгают Зайцы, кузнечики, жабы…и т.д.

Игра «Кто, чем занимается?»

Бросая мяч ребёнку, учитель-логопед называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Учитель - ученик: строитель - строит, повар - варит, носильщик - носит, рабочий - работает, художник - рисует, фотограф - фотографирует, продавец - продаёт, охотник - охотится, парикмахер - стрижёт, маляр - красит, врач - лечит, учитель - учит, прачка – стирает, пианист – играет, пастух – пасёт и т.д.

Игра «Горячий – холодный»

Учитель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Можно предложить детям составлять предложения со словами.

Игра «Лови и бросай, да цвета называй»

Учитель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Работа проводится с основными цветами и их оттенками.

Учитель-логопед: Дети:
Красный мак, огонь, флаг…
Оранжевый апельсин, морковь…
Жёлтый солнце, репа…
Зелёный огурец, трава, лес…
Голубой небо, незабудки…
Синий море, колокольчик…
Фиолетовый слива, сирень…

Игра «Что бывает круглым?»

Перебрасывая мяч детям различными способами, учитель задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить.
Учитель:
1. Что бывает круглым?
2. Что бывает длинным?
3. Что бывает высоким?
4. Что бывает зелёным?
5. Что бывает холодным?
6. Что бывает гладким?
7. Что бывает сладким?
8. Что бывает шерстяным?
9. Что бывает колючим?
10. Что бывает острым?
11. Что бывает лёгким?
12. Что бывает глубоким?

Игра «Кто кем был?»

Учитель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, корова – телёнком, дуб – жёлудем, рыба – икринкой, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей, хлеб – мукой, шкаф – доской, велосипед – железом, рубашка – тканью, ботинки – кожей, дом – кирпичом, сильный – слабым и т.д.

Задание: назвать части предметов (по картинкам), части тела и лица человека.

Задание: подобрать родственные слова (по картинкам)
Например, ДОМ, ДОМИК, ДОМИЩЕ

Задание: подобрать прилагательные к существительным (как можно больше)
Например, яблоко (какое?) – спелое, сладкое, красное, грязное, чистое, вкусное, ароматное, гнилое, червивое, сочное, аппетитное и т.д.

Развитие грамматического строя речи

Игра «Скажи ласково»

Учитель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.          
Кукла – куколка, свекла – свеколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.

Вишня – вишенка, башня – башенка.


Платье – платьице, кресло, креслице.
Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.
Часы – часики, усы – усики.

Игра «Один - много», «Много – один»

Учитель-логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы.
Дом – дома Пеналы - пенал
Книга – книги Листья - лист
Дерево – деревья Торты - торт
Стол – столы Ёлки - ёлка                                          
Стул – стулья Псы - пёс
Окно – окна Оконца - оконце
Сильный - сильные Деревца - деревцо
Телефон – телефоны Идут – идёт

Игра «Составь слово из двух»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет два слова, из которых он составляет одно слово.
Голубые глаза - голубоглазый
Серые глаза - сероглазый
Хлеб режет – хлеборезка
Яйца режет - яйцерезка
Сок выжимает - соковыжималка
Мясо рубит - мясорубка
Пыль сосёт - пылесос
Сам летит - самолёт
Вертит и летит - вертолёт
Дикий образ - дикобраз
Броню несёт – броненосец
Утиный нос – утконос
Гвозди дерёт – гвоздодёр

Игра «Добавь слово»
Учитель бросает мяч ребёнку и просит его добавить слово в предложение, поставив его в соответствии с родительным, дательным, винительным, творительным, предложным падежом.
Наташа рисует зелёным (карандаш).
Белка прыгает по веткам (деревья).
Лодка плывёт по (река).
Около школы Витя увидел (Аня).
Ира сочинила сказку о (лисичка).

Игра «Составь предложение»

Вариант 1.
Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «Девочка играть». Ребёнок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов: «Девочка играет» и бросает мяч обратно учителю.
Вариант 2.
Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произносит отдельные слова, а ребёнок, поймав мяч, составляет предложение
Например, «ЛЕСУ, ЛИСЫ, ВОЛКИ, И, В – В лесу волки и лисы»
Вариант 3.
Учитель бросает мяч и говорит начало предложения, а ребёнок добавляет слово (несколько слов)
Например, Катя идёт в …. У клоуна …, … парик.

Игра «Подбери слово противоположное по смыслу»
Учитель, бросая мяч, просит назвать слово противоположное по смыслу данному. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы (в единственном и во множественном числе), наречия (также на материале словосочетаний).
Например, день – ночь, громко смеётся – тихо плачет, легко – тяжело, чёрное платье– белое платье и т.п.

Игра «Подбери слово близкое по значению»

Учитель, бросая мяч, просит назвать слово близкое по смыслу данному. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы (в единственном и во множественном числе), наречия (также на материале словосочетаний).
Жара – зной – духота, храбрый – смелый – отважный, ребёнок спешит – малыш торопится – чадо

Состояние фонематического восприятия

Повторение слогов

БА – БА – ПА, ША – ДА – ТА, ГА – КА – ГА, БА – БЯ – БА, СА – ША – СА, ЖА – ЗА – ЖА, СА – ЗА – СА

Дифференциация не смешиваемых в произношении звуков

МЫШКА – МИШКА, БОЧКА – ПОЧКА, УТОЧКА – УДОЧКА

Дифференциация смешиваемых звуков:

МИСКА – МИШКА ЦВЕТИК – СВЕТИК

КРЫША – КРЫСА ВЕЧЕР – ВЕТЕР

РЕЧКА – РЕДЬКА КОСЫ – КОЗЫ

ЧЕЛКА -- ЩЕЛКА

Состояние фонематического анализа и синтеза

5 лет: выделение ударного гласного в начале слова

АНЯ ОСЫ ОЛЯ УЛИЦА

АИСТ УТКА ИРА

6 лет: определение 1-го согласного в слове

МАК КОШКА ЧАШКА

ДЫМ ВОРОБЕЙ ЩУКА

ТРАВА БУЛКА

6 лет: определение последнего звука в слове

ДОМ КЛЮЧ БАРАБАН

МАК ТАНК ТРУБА

КАМЫШ МУХА

Определение последовательности звуков в слове: МАК, СУП, ЛУК, КАША, РАМА

Определение количества звуков в словах:

ДОМ ЛУНА БАНАН

РАК СОВЫ ЛАМПА

Исследование понимания речи

Пассивный словарь (объем, точность, понимание значений)

Покажи: КУКЛА, СТОЛ, СТУЛ

ПОСАДИ КУКЛУ, МИШКУ

Понимание грамматических форм:

единственное – множественное число

СТОЛ – СТОЛЫ, ДОМ … СТУЛ, ДЕРЕВО, БЕРЕЗА

Предложно—падежные конструкции: В – ИЗ, НА – С, ПОД – ИЗ-ПОД

ВОЗЬМИ ЛИНЕЙКУ С ПЕНАЛА, ИЗ ПЕНАЛА, ИЗ-ПОД ПЕНАЛА

Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных: покажи ДОМ – ДОМИК, СТУЛ – СТУЛЬЧИК, ОДЕЯЛО … ПОДУШКА, ЗАМОК

Дифференциация существительных с суффиксом – ИНК:

ВИНОГРАД – ВИНОГРАДИНКА БУСЫ – БУСИНКА

Дифференциация глаголов с различными приставками:

ШЕЛ ВЫШЕЛ ОТОШЕЛ

УШЕЛ ПЕРЕШЕЛ ВОШЕЛ  ЗАШЕЛ

Понимание сочетаний и простых предложений

ПОКАЖИ КЛЮЧОМ КАРАНДАШ, КЛЮЧ КАРАНДАШОМ

ГДЕ ХОЗЯИН СОБАКИ, ГДЕ СОБАКА ХОЗЯИНА

ДОЧКА МАМЫ – МАМА ДОЧКИ

ДЕВОЧКА РВЕТ ЦВЕТЫ

ДЕВОЧКА УБИРАЕТ КОМНАТУ

Исследование лексики и грамматического строя

Активный словарь

Существительные ИГРУШКИ, ПОСУДА, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ЖИВОТНЫЕ

Обобщающие понятия:

Части предметов: ТЕЛО (голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот …

ОДЕЖДА, МЕБЕЛЬ, АВТОМОБИЛЬ

Называние профессий

Глагольный словарь: ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ? КАК ТЫ ПЕРЕДВИГАЕШЬСЯ? КТО КАК КРИЧИТ?

КТО КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЕТ? КТО ЧТО ДЕЛАЕТ? (по профессиям)

Прилагательные: называние цвета  БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ, КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ ; КОРИЧНЕВЫЙ, РОЗОВЫЙ, ГОЛУБОЙ, ОРАНЖЕВЫЙ ;

Подбор антонимов:

ДОБРО           ВЫСОКИЙ

ГОРЕ              ЛЕГКИЙ

ДРУГ              ПОДНИМАТЬ

ХОРОШИЙ   ДАВАТЬ

БОЛЬШОЙ    ПОКУПАТЬ

ШИРОКИЙ

Словоизменение:

именительный падеж существительных ед. и мн. числа

СТОЛ – СТОЛЫ ДЕРЕВО ВОРОБЕЙ

КУКЛА – КУКЛЫ ОКНО ПЕНЬ

УХО СТУЛ ЛЕВ

СЛОН СОН ГЛАЗ

РОТ ЛИСТ

существительные в косвенных падежах:

У МЕНЯ ЕСТЬ КАРАНДАШ, КУКЛА

У МЕНЯ НЕТ КАРАНДАША, КУКЛЫ

Я РИСУЮ ….

ПАПА ПИШЕТ О …

родительный падеж множественного числа:

ШАР – ШАРОВ   ЧАШКА   ДЕРЕВО

СТОЛ – СТОЛОВ   КНИГА   ЛИСТ

ДОМ    МЯЧ    КЛЮЧ

БЕРЕЗА КАРАНДАШ

Употребление предлогов: В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО

Согласование прилагательного с существительным (цвет)

ШАР ВЕДРО ПЛАТЬЕ БОТИНОК МАШИНА

Согласование числительного с существительным

ДОМ – ДВА ДОМА – ПЯТЬ ДОМОВ

КУКЛА…. ШАР …. ЖУК

КАРАНДАШ, КЛЮЧ, ЛЕВ, ОЗЕРО, ДВЕРЬ

Словообразование

Уменьшительно-ласкательная форма: СТОЛ, МЯЧ, ДОМ, КРОВАТЬ, БЕРЕЗА, КУКЛА, ЛОЖКА, ШКАФ, МИСКА,  ГРИБ, ЛИСА, ЛИСТ, ВОРОБЕЙ, ОДЕЯЛО

Называние детенышей:

У КОШКИ… У УТКИ … У ГУСЯ… У ЛИСЫ, У ЗАЙЦА… У БЕЛКИ… У МЕДВЕДЯ … У ВОЛКА, У КОРОВЫ… У ЛОШАДИ… У СОБАКИ

Образование относительных прилагательных от существительных:

ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ РЕЗИНА МЕТАЛЛ

БУМАГА СОЛОМА МЕХ

КИРПИЧ СНЕГ ПУХ

БРУСНИКА ШЕРСТЬ ЧЕРНИКА

Образование притяжательных прилагательных

СУМКА МАМЫ ХВОСТ ЗАЙЦА

КОФТА БАБУШКИ ЛАПА МЕДВЕДЯ

ГАЗЕТА ПАПЫ ШЕРСТЬ ВОЛКА

НОРА ЛИСЫ

Образование приставочных глаголов: ХОДИТ, БЕЖИТ, ЛЕТИТ

Образование глаголов совершенного вида:

РИСОВАЛ – НАРИСОВАЛ      ПИСАЛ – НАПИСАЛ    ДЕЛАЛ – СДЕЛАЛ

Развитие связной речи

Примерные виды заданий для детей

Задание: составь словосочетание из данных слов
Учитель называет слова, а ребёнок составляет словосочетание.
Например, ШАРФ КРАСНЫЙ – КРАСНЫЙ ШАРФ, ГНЕЗДО ВЬЁТ – ВЬЁТ ГНЕЗДО, ПОЛЯНКЕ БОЛЬШОЙ НА – НА БОЛЬШОЙ ПОЛЯНКЕ

Задание: составь словосочетание по картинке с помощью вопросов КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? и т.п.

Задание: составь словосочетание по картинке самостоятельно

Задание: составь предложение по картинке с помощью вопросов

Задание: составь предложение по картинке самостоятельно

Задание: составь рассказ по серии картин с помощью вопросов

Задание: составь рассказ по серии картин самостоятельно

Задание: составь рассказ по началу

Задание: составь рассказ по картинке с помощью вопросов

Задание: составь рассказ по картинке самостоятельно

Игра «Доскажи словечко»

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …
(АРТИСТ)

Он верен морю, как матрос.        
Предвестник бури …
(АЛЬБАТРОС)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В неб е жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
(АПРЕЛЬ)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его
(АРБУЗ)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …
(АЙБОЛИТ)

Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …
(АВТОМОБИЛЬ)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё
(АЛФАВИТ)

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый …
(БАРАБАН)

На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это?
(БЕЛКА)

Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь …
(БЕРЁЗКУ)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? …
(БУРАТИНО)

«Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!»
И покраснела
(БОЖЬЯ КОРОВКА)

А водитель спозаранку
Крутит круглую …
(БАРАНКУ)

Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый …
(ВАСИЛЁК)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский
(ВЕРТОЛЁТ)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
(ВОРОБЕЙ)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица …
(ГРАЧ)

Михаил играл в футбол
И забил в ворота
(ГОЛ)

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами
(ГРЕБУТ)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый
(ГУСЬ)

Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как чистюля …
(ЕНОТ)

Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его …
(ЕЖИХА)

Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно
(ЁЛКИ)

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная …
(ЗАДАЧА)

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла
(ЗИМА)

Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешен
(ИНЕЙ)

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная …
(КАРТОШКА)

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это …
(КОТ)

В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит …
(КРОКОДИЛ)

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно …
(КАРАНДАШ)

На скамейке у ворот
Лена горько слёзы
(ЛЬЁТ)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую
(ЛИСУ)

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из
(ЛЕЙКИ)

Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а
(ЛУК)

Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по …
(ЛУЖАМ)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной …
(МЕДВЕДЬ)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой …
(МЫЛИ)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось …
(МЫЛО)

А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым …
(НОЖИКОМ)

Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший …
(ОДУВАНЧИК)

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка.
И зовут его …
(ПЕТРУШКА)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я …
(ПОДОСИНОВИК)

Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нём задачник,
Букварь и
(ПЕНАЛ)

Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе
(ПОЗВАЛ)

Я взял муки, я взял творог,
Испёк рассыпчатый …
(ПИРОГ)

Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе
(ПЯТЬ)

В реке большая драка:                                 Чтобы было где писать.
Поссорились два
(РАКА)                         В школе нам нужна (ТЕТРАДЬ)

                                                                   

И в море не купаются,                                 Верещунья, белобока,
И нет у них щетинки,                                   И зовут её …
(СОРОКА)

А всё же называются
Они – морские …
(СВИНКИ)

Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический
(УТЮГ)

Все ребята со двора
Малярам кричат: …
(УРА!)

Вот пришла и осень,
И придут метели.

Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький …
(ФЛАЖОК)

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце стане греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется …
(МЕДВЕДЬ)

И с прощальным криком
Птицы …
(УЛЕТЕЛИ)

Упражнения для развития лексического запаса и

грамматического строя устной речи

1. Читай сверху вниз медленно и правильно, а снизу вверх читай быстрее. Придумай своё задание. 

ручка                                                                указка           

парта                                                                    учебник

доска                                                                обложка

альбом                                                              резинка

тетрадь                                                             закладка 

·              Какие вещи нужно положить в портфель?

·              Закройте первый столбик, вспомните слова и назовите их.

·              Среди слов найдите «лишнее».

·              Придумайте предложение с некоторыми словами.

2. «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»

железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -

3. «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

4. «Сравни:»
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".

5."Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый,
глубокий
Храбрый,
звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий,
долгий, хрупкий
Крепкий,
далекий, прочный, надежны.

6. «Слова-неприятели».

Задание:  Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.


7.  «Один и много»  (изменение слов по числам).

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.


"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.


8.  «Уменьшение».

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...". трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.

9.  «Закончи слово».

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

10. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

11.  «Пропавшие слова».

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

12. «Составь предложения правильно».

Задание  "Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

13. «Фразеологизмы».

Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор - железный человек золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек".

14. «Правильно или нет?» (работа с предлогами)

Задание: «Как ты думаешь, можно ли так сказать?»

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

15. «Найти существенное»

Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

16. «Сравнение»

Задание: назвать общие признаки предметов:

книги тетради.

Задания для развития логического мышления

1. «Логическая задача»

Мама, папа и Саша сидели в зрительном зале. В каком порядке они сидели, если известно, что папа сидел слева от Саши и справа от мамы?

2. Упражнение «Слова»

Задание: составить слова, исключив одну букву из данных слов.

3. «Сравнение»

Задание: чем похожи слова:
море молоко манго?
Чем они отличаются?

4. «Логическая задача»

Коля выше Васи, но ниже Сережи. Кто выше: Вася или Сережа?

5. «Зашифрованное слово»

Задание: составить слово из вторых слогов данных слов:

пуговица
молоток
лава

6. «Логическая задача»

Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нес каждый?

7. «Зашифрованное слово»

Задание: составить слово из вторых слогов данных слов:  Соловей               лето

8. «Спрятанное слово»

Задание: составить слова, переставив буквы:

9. «Спрятанное слово»

Задание: записать имена девочек, переставить буквы:

10. "Зашифрованное слово"

Задание: составить слово из вторых слогов данных слов:

Укор         бузина            тина

Приложение

Мишка ждёт гостей.

Прочитайте ребёнку историю о том, как мишка ждал гостей. Попросите его показать на картинках каждое действие.

Позвал Мишка гостей и стал ягоды мыть. Потом подумал: "Может, ягода невкусная, гостям не понравится! Сначала я сам попробую".

Одну попробовал, другую... Одна сладкая, другая - ещё слаще. Так и гостям ничего не останется! Тогда завязал мишка себе рот платочком и стал гостей ждать.

Хитрый Ёжик.

Попросите ребёнка мысленно подобрать рисунки по порядку и придумать рассказ.


Анкета для родителей №1

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок посещает  занятия в гимназии. В целях более эффективной помощи вашему ребёнку и сотрудничества с вами по вопросам воспитания и обучения детей просим Вас ответить на вопросы:

1. Читаете ли ВЫ совместно с  ребёнком книги?__________________________________
2. Обращали ли вы внимание, до занятий с логопедом, на трудности ребёнка в речевом развитии?____________________________________________________________________
3. Обращались ли Вы ранее за логопедической помощью? Если да, то какова эффективность занятий.________________________________________________________
4. Имеется ли в Вашей домашней библиотеке литература по развитию речи?________________________________________________________________________
5. Заинтересованы ли Вы в совместной работе с логопедом?___________________________________________________________________
6. Замечает ли Ваш ребёнок трудности в речевом развитии, испытывает трудности в письменных видах деятельности, если да, то как на это реагирует?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие формы работы с семьёй Вы считаете наиболее эффективными?
а) родительские собрания; б) посещение занятий; в) индивидуальные беседы и консультации; г) ваши предложения _____________________________________________________________________________
8.  Кому принадлежит, по Вашему мнению, ведущая роль в воспитании детей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Кто в Вашей семье занимается воспитанием ребёнка?______________________________________________________________________
10. Из каких источников ВЫ получаете знания о воспитании ребёнка?
а) слушаете передачи по радио, телевидению; б) посещаете лекции для родителей; в) из жизненного опыта; г) воспитываете без специальных знаний, по интуиции; д) читаете специальную литературу; г) советуетесь с педагогом; ж) советуетесь со своими родителями; з) советуетесь со своими друзьями.
11. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребёнка?
а) непослушание ребёнка; б) недостаток педагогических знаний; в) ребёнок растёт нервным; г) ребёнок неусидчивый, невнимательный; ж) трудностей нет; з) другое_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарю  за ответы!

                                                                             

                                                              Учитель-логопед Макровская Оксана Юрьевна

Анкета для родителей № 2

Особенности общения вашего ребёнка.

1.Как ваш ребёнок применяет слова вежливости (приветствия, прощания, благодарности) в общении с:

  1. родными_____________________________________________________
  2. знакомыми___________________________________________________
  3. друзьями_____________________________________________________

2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт с:

  1. родными_____________________________________________________
  2. знакомыми___________________________________________________
  3. друзьями_____________________________________________________

3. Как ваш ребёнок ведёт себя во время разговора?____________________________________________________________________
4. Как себя ведёт по отношению к Вам, когда вы расстроены чем-либо?________________________________________________________________________
5. Какие ласковые, нежные слова говорит вам ваш ребёнок, когда вы устали?_______________________________________________________________________
6.Как ведёт себя ребёнок по отношению к другу, знакомому ребёнку, если тот чем-то опечален, плачет?   ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
7. Как ведёт себя ребёнок, если его друг (знакомый ребёнок) делится с ним чем-то радостным?________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Когда ваш ребёнок чем-то опечален или, напротив, его что-то радует, делится он этим с вами?_________________________________________________________________________________________
9. Может ли ваш ребёнок выражать свое настроение словами? (Мне грустно, весело, страшно)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как чаще всего ведёт себя ребёнок в конфликтной ситуации? (Как "командир", "дитя", "взрослый")___________________________________________________________________
11. Опишите реакцию вашего ребёнка, если он слышит, что в адрес кого-то произносят неэтичные слова, дразнят? (Промолчит; отреагирует - как?) __________________________ _____________________________________________________________________________
12. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей его оскорбляет (обзывает, дразнит)? (Промолчит, достойно ответит; начнёт обзывать ребёнка; будет жаловаться вам)._________________________________________________________________________
13. Как ваш ребёнок реагирует на наказания? (Соглашается с тем, что заслужил его; начинает плакать, не согласившись с наказанием; начинает с вами спорить…) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарю  за ответы! 

Литература:

1. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение: книга для родителей, учителей и милых детей/ В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1994.
2.  Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/ Ю.Г.Илларионова. – М.: Просвещение
3. Лопухина, И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи/ И.С.Лопухина. – М.: Аквариум, 1995.
4. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду/ Э.П.Короткова. – М.: Просвещение, 1978.
5. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер. – М.: Просвещение, 1989..
6. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей, Н.В.Новоторцева. – Ярославль.: Академия развития, 1997.
7. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений/ А.В.Ястребова. - М.: АРКТИ, 2000.

8.Быятрова Г.А., Сизова Э.А. Логопедические игры и задания – СПб. -2001.

9. Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. – М.-2008.

10. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М.-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Будущий первоклассник» .

Эвристическая беседа « В мире вежливых слов».Знакомство детей с ласкательными и вежливыми словами русского народа....

Тренинг развития эффективного внимания для будущих первоклассников.

Авторская  программа " Тренинг развития эффективного внимания для будущих первоклассников"  может использоваться  для коррекционно - развивающей  работы с детьми  5 - 7 лет с ...

Познавательное развитие НОД "В стране будущих первоклассников"

Игры, загадки о школе и школьных принадлежностях....

Материал для родительской конференции «Советы родителям будущих первоклассников»

Материал для родительской конференции«Советы родителям будущих первоклассников»Скоро в школу. .. Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно...

«Развитие мелкой моторики у будущих первоклассников»

laquo;Развитие мелкой моторики у будущих первоклассников»...

Развитие графомоторных навыков у будущих первоклассников

Практический материал для развития графомоторных навыков у будущих первоклассников. Особенно полезены упражнения для детей с нарушениями речи....

Речь-залог успеха будущего первоклассника

 Основа успешного обучения в школе – это правильная, развитая речь ребенка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он ов...