материал по развитию речи на курсах "Школы будущих первоклассников".
методическая разработка по развитию речи на тему
Мы все хотим, чтобы наши дети (и свои, и воспитанники), став взрослыми, добились в жизни успехов. А для этого надо научить наших детей говорить. И говорить они должны правильно, грамотно. Ведь правильная, грамотная речь- это, во-первых, залог успешного обучения в школе, во-вторых, более широкие возможности выбора жизненного пути.
Дети-шестилетки, имеющие речевые проблемы, имеют ярко выраженную эмоциональную неустойчивость, у них узкий диапазон эмоциональной выносливости, испытывают неуверенность во всём, что делают 73% из них; 47% - неустойчивость и быстрые переходы в негативных эмоциях: страха в гнев, ревность - в зависть. Почти для всех из них характерна чрезмерная чувствительность, повышенная реактивность на замечания взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_po_razvitiyu_rechi_na_kursah_shkoly_bud._pervokl..doc | 659.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2
МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Автор-составитель: Учитель-логопед МБОУ гимназии №2 Макровская Оксана Юрьевна Сборник Материал по развитию речи дошкольников на подготовительных занятиях в «Школе будущих первоклассников». /Сост. Макровская О.Ю. – г. Георгиевск, Ставропольский край/2011 –с.45 Адрес электронной почты: (Е-mail): geogimn2@yandex.ru СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………………...4 Основные направления работы …………………………….…………………………...5 Дыхательная гимнастика и точечный массаж…………………………………………..7 Упражнения для развития мелкой моторики…………………………………………...11 Упражнения артикуляционной гимнастики…………………………………………….11 Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слого- вого состава слова………………………………………………………………………...17 Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса……………………………19 Развитие грамматического строя речи…………………………………………………..22 Исследование лексики и грамматического строя………………………………………26 Развитие связной речи…………………………………………………………………....29 Игра «Доскажи словечко»………………………………………………………………..30 Упражнения для развития лексического запаса и грамматического строя речи……..33 Задания для развития логического мышления………………………………………….36 Приложение……………………………………………………………………………….39 Примерный картинный материал………………………..................................................39 Анкета для родителей №1………………………………………………………………...41 Анкета №2…………………………………………………………………………………43 Литература…………………………………………………………………………………45 Введение Мы все хотим, чтобы наши дети (и свои, и воспитанники), став взрослыми, добились в жизни успехов. А для этого надо научить наших детей говорить. И говорить они должны правильно, грамотно. Ведь правильная, грамотная речь- это, во-первых, залог успешного обучения в школе, во-вторых, более широкие возможности выбора жизненного пути. Дети-шестилетки, имеющие речевые проблемы, имеют ярко выраженную эмоциональную неустойчивость, у них узкий диапазон эмоциональной выносливости, испытывают неуверенность во всём, что делают 73% из них; 47% - неустойчивость и быстрые переходы в негативных эмоциях: страха в гнев, ревность - в зависть. Почти для всех из них характерна чрезмерная чувствительность, повышенная реактивность на замечания взрослых. Как видите, нарушения речи могут повлечь за собой вторичные психические наслоения, и исправлять это намного сложнее и длительнее. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших сестёр и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо « вообще» и т.д.) Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые, длинные слова. Опытный учитель очень быстро составит мнение о том, что дала ребёнку его семья (общее развитие, интеллект, развитее речи). Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Ребёнок без речевого дефекта раскован, разговорчив, он чувствует себя уверенно отвечая на вопросы взрослых или сверстников. Речь- это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Серьёзное значение имеют психологические особенности ребёнка: он должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Нарушение речи детей в разной степени затрагивает различные компоненты речевой деятельности: звуковую сторону (нарушение звукопроизношения), фонематические процессы (трудности звуко-буквенного анализа), лексико-грамматический строй (недостаточный словарный запас, трудности словообразования и словоизменения). Необходимым условием эффективной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, безразличие полностью исключается, необходима личная включённость ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что является основным условием успеха. Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны логопеда. Или занятие может проходить в виде постоянного углубления. Главное – естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени. Основные направления работы логопеда Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
Формирование связной речи:
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
Развитие и совершенствование коммуникативной готов ности к обучению:
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
Упражнения для развития мелкой моторики
Упражнения артикуляционной гимнастики Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики осваиваются, как и положено, перед зеркалом. Когда этап "зеркала" прошел, а удержание статических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статистических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета вполне естественно. Сказка вводится постепенно. Взрослый произносит текст сказки, а ребенок делает упражнения. 1. «Улыбка» («Заборчик») Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5-10 Следить, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребенком пропеть звук "и", и губы растянутся в улыбке. 2. «Хоботок» («Трубочка») Вытянуть сомкнутые губы вперед "трубочкой". Удерживать их в таком положении под счет от 1до 5-10. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять ее губами. Можно вместе с ребенком пропеть звук "у", и губы примут положение "трубочка". 3. «Домик открывается» Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука "а"), подержать рот открытым в течение 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка лежит у передних зубов. 4. «Любопытный язычок» Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед назад. Широкий язык кладем на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. 5. «Язык здоровается с подбородком» Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Проделать упражнение 5-10 раз. 6. «Язык здоровается с верхней губой» Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки- дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе в течение 3- 5 секунд, убрать в рот. 7. «Обезьянка» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 5 секунд. 8. «Бульдог» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5 секунд. 9. «Хомяк» Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении в течение 3- 5 секунд. Можно контролировать движение, приложив пальчики снаружи щек. 10. «Кружок» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны. 11. «Чередование» («Толстячки- худышки») Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3- 5 секунд. 12. «Шарики» (поочередное надувание щек) Рот закрыт. Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую. 13. «Самовар» («Паровозик») Сжать губы, надуть щеки, удерживать воздух в течение 2- 3 секунд и выпустить через губы, произнося: "Пых". Можно выпускать воздух через губы в более быстром темпе: " Пых- пых- пых" ("самовар кипит"). 14. «Накажем непослушный язык» (шлепаем губами по языку) Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: "па- па- па". Произношение слогов ("Па- па- па") облегчает ребенку выполнение данного задания. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1- пошлепывать губами кончик языка; 2- пошлепывать губами середину языка; 3- пошлепывать губами язык, продвигая его медленно вперед, а затем назад. 15. «Чистим зубы снаружи» Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения. Также "чистим" наружную сторону нижних зубов. 16. «Покусываем язык» Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1- покусывать кончик языка; 2- покусывать середину языка; 3- покусывать язык, продвигая его постепенно вперед- назад. Во время выполнения упражнения произносить:" Та- та- та" (это даже помогает ребенку в выполнении упражнения). 17. «Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10. 18. «Дуем на лопаточку» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Таким образом можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, шарики. 19. «Горка» («Мостик») Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить "горкой". Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Если ребенок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук "и- и- и", и язык нужное для "горки" положение. 20. «Ветерок дует с горки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык "горкой", а затем спокойно и плавно подумать по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук "с- с- с". 21. «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у десен. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при межзубном произношении свистящих звуков, когда в процессе речи язык ребенка находится между зубами. 22. «Катушка» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8- 10 раз в спокойном темпе. 23. «Жуем блинчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы ( как в упражнении "Горка"), потом выдвинуть его чуть вперед и покусывать свернутый язык 10- 15 раз. 24. «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если "чашечка" не получается, то необходимо вернуться к упражнению "Шлепаем губами по языку", распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх и язык принимает нужную форму. Можно также завернуть язык на верхнюю губу, придерживая его края пальчиками, и удерживать его в таком положении в течение 5- 10 секунд. 25. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрешая "чашечка". Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижнюю челюсть не "подсаживала" язык вверх- она должна быть неподвижной. 26. «Ступеньки» (чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» вверху за зубами) Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести "чашечку" на верхние зубы, а затем- за верхние зубы. Сохраняем "чашечку", плавно переводя язык из одной позиции в другую и удерживая в каждом положении в течение 3- 5 секунд. 27. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Можно на кончик носа прикрепить кусочек кальки 1х1 см и сдуть его- он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно ее слегка увлажнить (провести кусочком кальки по кончику языка ребенка). 28. «Не разбей чашечку» Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3- 5 секунд, не разрушая "чашечки". 29. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Улыбнуться, открыть рот и широким языком "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом необходимо следить за тем, чтобы кончик языка двигался у верхних альвеол. 30. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот и "покрасить" кончиком языка твердое небо ("потолок"), делая движения языком вперед-назад, поглаживая небо. Следить за тем, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта. 31. «Барабанщик» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя: "Д-д-д". Темп убыстряется постепенно. Можно стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: "Дын-дын-дын" ("звоночек") или "Т-д, т-д" ("скачет лошадка"). 32. «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка наверху. Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык. 33. «Грибок» Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута ("ножка гриба"), и удерживать в таком положении в течение 5- 10 секунд. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению "Лошадка". Ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп, и присасывает язык к небу. 34. «Гармошка» Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. 35. «Кучер» Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют, и слышен характерный звук "тпру- у- у". Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами ("едет на мотоцикле"). 36. «Иголочка» Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперед. 37. «Маятник» Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10- 15 раз. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна. 38. «Змейка» Открыть рот и производить узким языком движения вперед- назад. Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперед. 39. «Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не открывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится "бл- бл" (так "болбочет" индюк). 40. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы ( с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так поочередно менять положение языка 5-6 раз. 41. «Пароход» Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук "ы": "Ы-ы-ы" ("пароход гудит"). Теплый воздух выходит по бокам языка. Если при пропевании звука "ы" вы слышите не твердый звук "л", а мягкий "ль", то попросите ребенка еще высунуть язык и зажать зубами не кончик, среднюю часть языка Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова Игра «Звуки громко пропоём мы с мячом моим вдвоём» Учитель-логопед предлагает детям повторить ряд гласных, согласных звуков; слогов (с мячом) Задание «Повторить только те слова, которые начинаются со звука «а» («о», «р» и т.д.) или которые содержат звук «т» («с», «ы» и т.д.) 1. Учитель: аист, Оля, Аня Задание «Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука или слога» а) без обобщения Игра «Звуковая цепочка» Учитель-логопед: Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку. Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова» Вариант 1. Учитель-логопед говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: Игра «Мяч поймай – слово составляй» Учитель бросает каждому ребёнку мяч, называя звуки задуманного слова, а дети образуют слова Задание «Что изменилось?» Учитель-логопед произносит пары слов, а дети говорят, что изменилось. Задание «Какой звук чаще всего слышишь?» Учитель произносит чистоговорку, а ребёнок называет тот звук, который он чаще всего слышит в ней. Задание «Чистоговорки, скороговорки, приговорки» Учитель просит детей повторить чистоговорки, скороговорки, приговорки: (быстро, чётко, громко, выразительно) *По семеро в сани уселись сами.
Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса Игра «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т.д. Игра «Животные и их детёныши» Бросая мяч ребёнку, учитель-логопед называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч учителю, называет детёныша этого животного. Игра «Кто как разговаривает» Учитель-логопед поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос. Учитель: Дети: Игра «Чей домик?» Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, учитель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Игра «Кто как передвигается?» Учитель-логопед, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить. Игра «Кто, чем занимается?» Бросая мяч ребёнку, учитель-логопед называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Игра «Горячий – холодный» Учитель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Можно предложить детям составлять предложения со словами. Игра «Лови и бросай, да цвета называй» Учитель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Работа проводится с основными цветами и их оттенками. Учитель-логопед: Дети: Игра «Что бывает круглым?» Перебрасывая мяч детям различными способами, учитель задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить. Игра «Кто кем был?» Учитель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Задание: назвать части предметов (по картинкам), части тела и лица человека. Задание: подобрать родственные слова (по картинкам) Задание: подобрать прилагательные к существительным (как можно больше) Развитие грамматического строя речи Игра «Скажи ласково» Учитель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе. Вишня – вишенка, башня – башенка.
Игра «Один - много», «Много – один» Учитель-логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы. Игра «Составь слово из двух» Учитель бросает мяч ребёнку и называет два слова, из которых он составляет одно слово. Игра «Добавь слово» Игра «Составь предложение» Вариант 1. Игра «Подбери слово противоположное по смыслу» Игра «Подбери слово близкое по значению» Учитель, бросая мяч, просит назвать слово близкое по смыслу данному. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы (в единственном и во множественном числе), наречия (также на материале словосочетаний). Состояние фонематического восприятия Повторение слогов БА – БА – ПА, ША – ДА – ТА, ГА – КА – ГА, БА – БЯ – БА, СА – ША – СА, ЖА – ЗА – ЖА, СА – ЗА – СА Дифференциация не смешиваемых в произношении звуков МЫШКА – МИШКА, БОЧКА – ПОЧКА, УТОЧКА – УДОЧКА Дифференциация смешиваемых звуков: МИСКА – МИШКА ЦВЕТИК – СВЕТИК КРЫША – КРЫСА ВЕЧЕР – ВЕТЕР РЕЧКА – РЕДЬКА КОСЫ – КОЗЫ ЧЕЛКА -- ЩЕЛКА Состояние фонематического анализа и синтеза 5 лет: выделение ударного гласного в начале слова АНЯ ОСЫ ОЛЯ УЛИЦА АИСТ УТКА ИРА 6 лет: определение 1-го согласного в слове МАК КОШКА ЧАШКА ДЫМ ВОРОБЕЙ ЩУКА ТРАВА БУЛКА 6 лет: определение последнего звука в слове ДОМ КЛЮЧ БАРАБАН МАК ТАНК ТРУБА КАМЫШ МУХА Определение последовательности звуков в слове: МАК, СУП, ЛУК, КАША, РАМА Определение количества звуков в словах: ДОМ ЛУНА БАНАН РАК СОВЫ ЛАМПА Исследование понимания речи Пассивный словарь (объем, точность, понимание значений) Покажи: КУКЛА, СТОЛ, СТУЛ ПОСАДИ КУКЛУ, МИШКУ Понимание грамматических форм: единственное – множественное число СТОЛ – СТОЛЫ, ДОМ … СТУЛ, ДЕРЕВО, БЕРЕЗА Предложно—падежные конструкции: В – ИЗ, НА – С, ПОД – ИЗ-ПОД ВОЗЬМИ ЛИНЕЙКУ С ПЕНАЛА, ИЗ ПЕНАЛА, ИЗ-ПОД ПЕНАЛА Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных: покажи ДОМ – ДОМИК, СТУЛ – СТУЛЬЧИК, ОДЕЯЛО … ПОДУШКА, ЗАМОК Дифференциация существительных с суффиксом – ИНК: ВИНОГРАД – ВИНОГРАДИНКА БУСЫ – БУСИНКА Дифференциация глаголов с различными приставками: ШЕЛ ВЫШЕЛ ОТОШЕЛ УШЕЛ ПЕРЕШЕЛ ВОШЕЛ ЗАШЕЛ Понимание сочетаний и простых предложений ПОКАЖИ КЛЮЧОМ КАРАНДАШ, КЛЮЧ КАРАНДАШОМ ГДЕ ХОЗЯИН СОБАКИ, ГДЕ СОБАКА ХОЗЯИНА ДОЧКА МАМЫ – МАМА ДОЧКИ ДЕВОЧКА РВЕТ ЦВЕТЫ ДЕВОЧКА УБИРАЕТ КОМНАТУ Исследование лексики и грамматического строя Активный словарь Существительные ИГРУШКИ, ПОСУДА, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ЖИВОТНЫЕ Обобщающие понятия: Части предметов: ТЕЛО (голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот … ОДЕЖДА, МЕБЕЛЬ, АВТОМОБИЛЬ Называние профессий Глагольный словарь: ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ? КАК ТЫ ПЕРЕДВИГАЕШЬСЯ? КТО КАК КРИЧИТ? КТО КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЕТ? КТО ЧТО ДЕЛАЕТ? (по профессиям) Прилагательные: называние цвета БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ, КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ ; КОРИЧНЕВЫЙ, РОЗОВЫЙ, ГОЛУБОЙ, ОРАНЖЕВЫЙ ; Подбор антонимов: ДОБРО ВЫСОКИЙ ГОРЕ ЛЕГКИЙ ДРУГ ПОДНИМАТЬ ХОРОШИЙ ДАВАТЬ БОЛЬШОЙ ПОКУПАТЬ ШИРОКИЙ Словоизменение: именительный падеж существительных ед. и мн. числа СТОЛ – СТОЛЫ ДЕРЕВО ВОРОБЕЙ КУКЛА – КУКЛЫ ОКНО ПЕНЬ УХО СТУЛ ЛЕВ СЛОН СОН ГЛАЗ РОТ ЛИСТ существительные в косвенных падежах: У МЕНЯ ЕСТЬ КАРАНДАШ, КУКЛА У МЕНЯ НЕТ КАРАНДАША, КУКЛЫ Я РИСУЮ …. ПАПА ПИШЕТ О … родительный падеж множественного числа: ШАР – ШАРОВ ЧАШКА ДЕРЕВО СТОЛ – СТОЛОВ КНИГА ЛИСТ ДОМ МЯЧ КЛЮЧ БЕРЕЗА КАРАНДАШ Употребление предлогов: В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО Согласование прилагательного с существительным (цвет) ШАР ВЕДРО ПЛАТЬЕ БОТИНОК МАШИНА Согласование числительного с существительным ДОМ – ДВА ДОМА – ПЯТЬ ДОМОВ КУКЛА…. ШАР …. ЖУК КАРАНДАШ, КЛЮЧ, ЛЕВ, ОЗЕРО, ДВЕРЬ Словообразование Уменьшительно-ласкательная форма: СТОЛ, МЯЧ, ДОМ, КРОВАТЬ, БЕРЕЗА, КУКЛА, ЛОЖКА, ШКАФ, МИСКА, ГРИБ, ЛИСА, ЛИСТ, ВОРОБЕЙ, ОДЕЯЛО Называние детенышей: У КОШКИ… У УТКИ … У ГУСЯ… У ЛИСЫ, У ЗАЙЦА… У БЕЛКИ… У МЕДВЕДЯ … У ВОЛКА, У КОРОВЫ… У ЛОШАДИ… У СОБАКИ Образование относительных прилагательных от существительных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ РЕЗИНА МЕТАЛЛ БУМАГА СОЛОМА МЕХ КИРПИЧ СНЕГ ПУХ БРУСНИКА ШЕРСТЬ ЧЕРНИКА Образование притяжательных прилагательных СУМКА МАМЫ ХВОСТ ЗАЙЦА КОФТА БАБУШКИ ЛАПА МЕДВЕДЯ ГАЗЕТА ПАПЫ ШЕРСТЬ ВОЛКА НОРА ЛИСЫ Образование приставочных глаголов: ХОДИТ, БЕЖИТ, ЛЕТИТ Образование глаголов совершенного вида: РИСОВАЛ – НАРИСОВАЛ ПИСАЛ – НАПИСАЛ ДЕЛАЛ – СДЕЛАЛ Развитие связной речи Примерные виды заданий для детей Задание: составь словосочетание из данных слов Задание: составь словосочетание по картинке с помощью вопросов КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? и т.п. Задание: составь словосочетание по картинке самостоятельно Задание: составь предложение по картинке с помощью вопросов Задание: составь предложение по картинке самостоятельно Задание: составь рассказ по серии картин с помощью вопросов Задание: составь рассказ по серии картин самостоятельно Задание: составь рассказ по началу Задание: составь рассказ по картинке с помощью вопросов Задание: составь рассказ по картинке самостоятельно | |
Игра «Доскажи словечко» |
Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(АРТИСТ)
Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури … (АЛЬБАТРОС)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В неб е жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? …(АПРЕЛЬ)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его … (АРБУЗ)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё … (АЛФАВИТ)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый … (БАРАБАН)
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? … (БЕЛКА)
Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь … (БЕРЁЗКУ)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? … (БУРАТИНО)
«Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!»
И покраснела … (БОЖЬЯ КОРОВКА)
А водитель спозаранку
Крутит круглую … (БАРАНКУ)
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (ВАСИЛЁК)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский … (ВЕРТОЛЁТ)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (ВОРОБЕЙ)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица … (ГРАЧ)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (ГОЛ)
Лодки по морю плывут,
Люди вёслами … (ГРЕБУТ)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый …(ГУСЬ)
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как чистюля … (ЕНОТ)
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его … (ЕЖИХА)
Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно … (ЁЛКИ)
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная … (ЗАДАЧА)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (ЗИМА)
Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешен … (ИНЕЙ)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная … (КАРТОШКА)
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (КОТ)
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (КРОКОДИЛ)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно … (КАРАНДАШ)
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы … (ЛЬЁТ)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (ЛИСУ)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (ЛЕЙКИ)
Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (ЛУК)
Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по … (ЛУЖАМ)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной … (МЕДВЕДЬ)
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой … (МЫЛИ)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (МЫЛО)
А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым … (НОЖИКОМ)
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (ОДУВАНЧИК)
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка.
И зовут его … (ПЕТРУШКА)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я … (ПОДОСИНОВИК)
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нём задачник,
Букварь и … (ПЕНАЛ)
Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе … (ПОЗВАЛ)
Я взял муки, я взял творог,
Испёк рассыпчатый … (ПИРОГ)
Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе … (ПЯТЬ)
В реке большая драка: Чтобы было где писать.
Поссорились два … (РАКА) В школе нам нужна … (ТЕТРАДЬ)
И в море не купаются, Верещунья, белобока,
И нет у них щетинки, И зовут её … (СОРОКА)
А всё же называются
Они – морские … (СВИНКИ)
Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический … (УТЮГ)
Все ребята со двора
Малярам кричат: … (УРА!)
Вот пришла и осень,
И придут метели.
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький … (ФЛАЖОК)
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце стане греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется … (МЕДВЕДЬ)
И с прощальным криком
Птицы … (УЛЕТЕЛИ)
Упражнения для развития лексического запаса и
грамматического строя устной речи
1. Читай сверху вниз медленно и правильно, а снизу вверх читай быстрее. Придумай своё задание.
ручка указка
парта учебник
доска обложка
альбом резинка
тетрадь закладка
· Какие вещи нужно положить в портфель?
· Закройте первый столбик, вспомните слова и назовите их.
· Среди слов найдите «лишнее».
· Придумайте предложение с некоторыми словами.
2. «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»
железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -
3. «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
4. «Сравни:»
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".
5."Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежны.
6. «Слова-неприятели».
Задание: Скажи наоборот:
холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.
7. «Один и много» (изменение слов по числам).
"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.
"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".
когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.
8. «Уменьшение».
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...". трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
9. «Закончи слово».
Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
10. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»
1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
11. «Пропавшие слова».
Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".
1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .
2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .
3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .
12. «Составь предложения правильно».
Задание "Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
13. «Фразеологизмы».
Скажи, как ты понимаешь эти выражения:
железный топор - железный человек золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек".
14. «Правильно или нет?» (работа с предлогами)
Задание: «Как ты думаешь, можно ли так сказать?»
Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.
15. «Найти существенное»
Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:
спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)
16. «Сравнение»
Задание: назвать общие признаки предметов:
книги тетради.
Задания для развития логического мышления
1. «Логическая задача»
Мама, папа и Саша сидели в зрительном зале. В каком порядке они сидели, если известно, что папа сидел слева от Саши и справа от мамы?
2. Упражнение «Слова»
Задание: составить слова, исключив одну букву из данных слов.
3. «Сравнение»
Задание: чем похожи слова:
море молоко манго?
Чем они отличаются?
4. «Логическая задача»
Коля выше Васи, но ниже Сережи. Кто выше: Вася или Сережа?
5. «Зашифрованное слово»
Задание: составить слово из вторых слогов данных слов:
пуговица
молоток
лава
6. «Логическая задача»
Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нес каждый?
7. «Зашифрованное слово»
Задание: составить слово из вторых слогов данных слов: Соловей лето
8. «Спрятанное слово»
Задание: составить слова, переставив буквы:
9. «Спрятанное слово»
Задание: записать имена девочек, переставить буквы:
10. "Зашифрованное слово"
Задание: составить слово из вторых слогов данных слов:
Укор бузина тина
Приложение
Мишка ждёт гостей.
Прочитайте ребёнку историю о том, как мишка ждал гостей. Попросите его показать на картинках каждое действие.
Позвал Мишка гостей и стал ягоды мыть. Потом подумал: "Может, ягода невкусная, гостям не понравится! Сначала я сам попробую".
Одну попробовал, другую... Одна сладкая, другая - ещё слаще. Так и гостям ничего не останется! Тогда завязал мишка себе рот платочком и стал гостей ждать.
Хитрый Ёжик.
Попросите ребёнка мысленно подобрать рисунки по порядку и придумать рассказ.
Анкета для родителей №1
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок посещает занятия в гимназии. В целях более эффективной помощи вашему ребёнку и сотрудничества с вами по вопросам воспитания и обучения детей просим Вас ответить на вопросы:
1. Читаете ли ВЫ совместно с ребёнком книги?__________________________________
2. Обращали ли вы внимание, до занятий с логопедом, на трудности ребёнка в речевом развитии?____________________________________________________________________
3. Обращались ли Вы ранее за логопедической помощью? Если да, то какова эффективность занятий.________________________________________________________
4. Имеется ли в Вашей домашней библиотеке литература по развитию речи?________________________________________________________________________
5. Заинтересованы ли Вы в совместной работе с логопедом?___________________________________________________________________
6. Замечает ли Ваш ребёнок трудности в речевом развитии, испытывает трудности в письменных видах деятельности, если да, то как на это реагирует?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие формы работы с семьёй Вы считаете наиболее эффективными?
а) родительские собрания; б) посещение занятий; в) индивидуальные беседы и консультации; г) ваши предложения _____________________________________________________________________________
8. Кому принадлежит, по Вашему мнению, ведущая роль в воспитании детей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Кто в Вашей семье занимается воспитанием ребёнка?______________________________________________________________________
10. Из каких источников ВЫ получаете знания о воспитании ребёнка?
а) слушаете передачи по радио, телевидению; б) посещаете лекции для родителей; в) из жизненного опыта; г) воспитываете без специальных знаний, по интуиции; д) читаете специальную литературу; г) советуетесь с педагогом; ж) советуетесь со своими родителями; з) советуетесь со своими друзьями.
11. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребёнка?
а) непослушание ребёнка; б) недостаток педагогических знаний; в) ребёнок растёт нервным; г) ребёнок неусидчивый, невнимательный; ж) трудностей нет; з) другое_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарю за ответы!
Учитель-логопед Макровская Оксана Юрьевна
Анкета для родителей № 2
Особенности общения вашего ребёнка.
1.Как ваш ребёнок применяет слова вежливости (приветствия, прощания, благодарности) в общении с:
- родными_____________________________________________________
- знакомыми___________________________________________________
- друзьями_____________________________________________________
2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт с:
- родными_____________________________________________________
- знакомыми___________________________________________________
- друзьями_____________________________________________________
3. Как ваш ребёнок ведёт себя во время разговора?____________________________________________________________________
4. Как себя ведёт по отношению к Вам, когда вы расстроены чем-либо?________________________________________________________________________
5. Какие ласковые, нежные слова говорит вам ваш ребёнок, когда вы устали?_______________________________________________________________________
6.Как ведёт себя ребёнок по отношению к другу, знакомому ребёнку, если тот чем-то опечален, плачет? ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
7. Как ведёт себя ребёнок, если его друг (знакомый ребёнок) делится с ним чем-то радостным?________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Когда ваш ребёнок чем-то опечален или, напротив, его что-то радует, делится он этим с вами?_________________________________________________________________________________________
9. Может ли ваш ребёнок выражать свое настроение словами? (Мне грустно, весело, страшно)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как чаще всего ведёт себя ребёнок в конфликтной ситуации? (Как "командир", "дитя", "взрослый")___________________________________________________________________
11. Опишите реакцию вашего ребёнка, если он слышит, что в адрес кого-то произносят неэтичные слова, дразнят? (Промолчит; отреагирует - как?) __________________________ _____________________________________________________________________________
12. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей его оскорбляет (обзывает, дразнит)? (Промолчит, достойно ответит; начнёт обзывать ребёнка; будет жаловаться вам)._________________________________________________________________________
13. Как ваш ребёнок реагирует на наказания? (Соглашается с тем, что заслужил его; начинает плакать, не согласившись с наказанием; начинает с вами спорить…) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарю за ответы!
Литература:
1. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение: книга для родителей, учителей и милых детей/ В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1994.
2. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/ Ю.Г.Илларионова. – М.: Просвещение
3. Лопухина, И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи/ И.С.Лопухина. – М.: Аквариум, 1995.
4. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду/ Э.П.Короткова. – М.: Просвещение, 1978.
5. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер. – М.: Просвещение, 1989..
6. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей, Н.В.Новоторцева. – Ярославль.: Академия развития, 1997.
7. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений/ А.В.Ястребова. - М.: АРКТИ, 2000.
8.Быятрова Г.А., Сизова Э.А. Логопедические игры и задания – СПб. -2001.
9. Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. – М.-2008.
10. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М.-2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Будущий первоклассник» .
Эвристическая беседа « В мире вежливых слов».Знакомство детей с ласкательными и вежливыми словами русского народа....
Тренинг развития эффективного внимания для будущих первоклассников.
Авторская программа " Тренинг развития эффективного внимания для будущих первоклассников" может использоваться для коррекционно - развивающей работы с детьми 5 - 7 лет с ...
Познавательное развитие НОД "В стране будущих первоклассников"
Игры, загадки о школе и школьных принадлежностях....
Материал для родительской конференции «Советы родителям будущих первоклассников»
Материал для родительской конференции«Советы родителям будущих первоклассников»Скоро в школу. .. Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно...
«Развитие мелкой моторики у будущих первоклассников»
laquo;Развитие мелкой моторики у будущих первоклассников»...
Развитие графомоторных навыков у будущих первоклассников
Практический материал для развития графомоторных навыков у будущих первоклассников. Особенно полезены упражнения для детей с нарушениями речи....
Речь-залог успеха будущего первоклассника
Основа успешного обучения в школе – это правильная, развитая речь ребенка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он ов...