Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки»
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа) на тему
Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки»
на 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки» на 2017-2018 учебный год Количество часов: всего 52 в неделю 2 Планирование составлено на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Учебник:
|
Пояснительная записка.
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Актуальность разработки данной программы:
- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;
- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);
- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);
- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).
Цели программы:
1. Выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:
- положительное отношение к себе и окружающему миру;
- познавательную и социальную мотивацию;
- инициативность;
- самостоятельность.
2. Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста,
позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни ;
4. Формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, содействие интеллектуальному развитию ребенка.
5. Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.
6. Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.
7. Формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций (классификация и сериация); формирование представлений о количестве предметов; развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов; развитие представлений о непрерывных величинах; развитие представлений о положении предметов в пространстве; формирование представлений о содержании числового периода обучения математике; формирование представлений о числах (от 1 до 5), о ряде чисел в пределах 10; ознакомление детей с арифметическими действиями сложения и вычитания в пределах первого десятка.
Задачи подготовительного курса:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- помочь детям вжиться в позицию школьника;
- содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
-обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
- развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
- развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
-учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- наглядность.
- обеспечение начальной математической подготовкой учащихся: детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.
- изучение пространственных отношений между предметами, выделение из группы предметов один в соответствии с обозначенными свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства, а так же определять местоположение предметов в пространстве.
- раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики – развитие мышления и творческой активности учащихся.
- развитие высших психических процессов, в связи с этим в курс обучения математике включены элементы логики.
Содержание программы.
Количество и счёт:
• закрепление навыков счёта в пределах 10 и выше;
• счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;
• количественный состав числа из единиц в пределах 10, а также замена одного числа двумя меньшими; порядковый счёт в пределах 10;
• образование натуральных чисел в пределах 10 из предыдущего числа и единицы;
• сравнение натуральных чисел первого десятка;
• присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах 10; счёт группами (по два, по три и так далее); знакомство с цифрами;
• знакомство со структурой задачи (условие, вопрос), составление и решение простых задач, раскрывающих конкретный смысл действий сложения и вычитания (когда второе слагаемое меньше первого и вычитаемое меньше остатка);
• классификация множеств как по отдельным признакам, так и по их сочетаниям;
• развитие логического мышления.
Величина:
• измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной
мерки;
• развитие глазомера.
Форма:
• закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах,
• правильное название геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, куб);
• использование геометрического материала в качестве средства классификации и
сериации множеств.
Ориентировка в пространстве:
• ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Ориентировка во времени:
• закрепление представлений о последовательности дней недели, название сезонов и месяцев года;
• развитие «чувства времени» у детей.
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы предшкольной подготовки.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий.
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
|
| 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы или объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы или объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или услышанное, определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Участвовать в парной работе. |
К концу обучения по программе «Математические ступеньки» обучающиеся должны иметь представления:
- об использовании числового ряда для присчитывания и отсчитывания одной или несколько единиц;
- об измерении длины предметов с помощью мерки:
- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, прямоугольнике, круге;
- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составление целых фигур из частей;
- о составе чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- о цифрах 0-9,
- о знаках +, - =;
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать совокупности предметов двумя способами;
- объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
- называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник.
- разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги в клетку;
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Математические ступеньки»
№ | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
04.10 | Кто выше? Кто ниже? | 1 | |
06.10 | Большой маленький. | 1 | |
11.10 | Высокий низкий. Выше, ниже. | 1 | |
13.10 | Слева, справа. | 1 | |
18.10 | Длинный, короткий. Длиннее, короче. | 1 | |
20.10 | Больше? Меньше? Столько же? | 1 | |
25.10 | Больше? Меньше? Столько же? | 1 | |
27.10 | Круг. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. | 1 | |
08.11 | Справа, слева. Вверху, внизу. | 1 | |
10.11 | Позже, раньше. | 1 | |
15.11 | Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. | 1 | |
17.11 | Соотношение фигур. | 1 | |
22.11 | Закономерность | 1 | |
24.11 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 1. | 1 | |
29.11 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 1. | 1 | |
01.12 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 2. | 1 | |
06.12 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 2. | 1 | |
08.12 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 3. | 1 | |
13.12 | Состав числа 3. | 1 | |
15.12 | Сравнение, выявление закономерности, выполнение по образцу. | 1 | |
20.12 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 4. | 1 | |
22.12 | Состав числа 4. | 1 | |
10.01 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 0. | 1 | |
12.01 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 5. | 1 | |
17.01 | Состав числа 5. | 1 | |
19.01 | Равенство «=». | 1 | |
24.01 | Сложение «+». | 1 | |
26.01 | Вычитание «-«. | 1 | |
31.01 | Состав чисел от 1 до 5. | 1 | |
02.02 | Решение примеров и задач в пределах пяти. | 1 | |
07.02 | Решение задач. | 1 | |
09.02 | Сложение и вычитание в пределах пяти. Счёт предметов в пределах 5. Закрепление. | 1 | |
14.02 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 6. | 1 | |
17.02 | Состав числа 6. | 1 | |
21.02 | Проверочная работа «Счёт предметов в пределах шести». | 1 | |
24.02 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 7. | 1 | |
28.02 | Состав числа 7. | 1 | |
02.03 | Проверочная работа «Счёт предметов в пределах семи». | 1 | |
07.03 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 8. | 1 | |
09.03 | Состав числа 8. | 1 | |
14.03 | Проверочная работа «Счёт предметов в пределах восьми». | 1 | |
16.03 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 9. | 1 | |
21.03 | Состав числа 9. | 1 | |
23.03 | Состав числа 9. | 1 | |
04.04 | Проверочная работа «Счёт предметов в пределах девяти». | 1 | |
06.04 | Соотношение предметов и числа их обозначающего. | 1 | |
11.04 | Цифры и числа. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра 10. | 1 | |
13.04 | Состав числа 10. | 1 | |
18.04 | Решение задач. | 1 | |
20.04 | Нахождение закономерности. | 1 | |
25.04 | Проверочная работа «Счёт предметов в пределах десяти». | 1 | |
27.04 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу " Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа ( курс 4 месяца)...

Школы будущего первоклассника по курсу «Математические ступеньки» С.И.Волкова
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе....

Программа дополнительного образования "Математические ступеньки"
Программа дополнительного образования "Математические ступеньКи"...

Рабочая программа по курсу «От слова к букве» (модуль программы Н. А. Федосовой «Преемственность.Подготовка детей к школе» для дошкольников) для обучающихся 6-7 лет
Рабочая программа по русскому языку для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе&r...
Дополнительная общеобразовательная программа по математике "Математические ступеньки"для детей от 4-5 лет
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания....

Учебная программа по курсу " Первая ступенька к азбуке" для детей младшего дошкольного возраста
Данная программа разработана на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «По дороге к азбуке»(« Лесные истории»). Основной целью данного курса с дет...
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование математических представлений" для детей с ЗПР 6-7 ЛЕТ
Рабочая программа коррекционного курса содержит в себе пояснительную записку, цели, задачи курса, целевые ориентиры, календарно-тематическое планирование. Предназначена для работы в дошкольных группах...