Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа)
проект (средняя группа)
Проект
«Новогодние народные праздники и традиции»
(средняя группа)
Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа)
Проект «Новогодние народные праздники и традиции»
Группа №10 «Гномики»
Воспитатели:
Кузина Е. А.
Сазанова С. Н.
Январь 2020
Проект «Новогодние народные праздники и традиции»
(«Рождество», Святки», «Крещение»).
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность: три недели
Участники: дети средней группы общеразвивающего вида, воспитатели, родители.
Проблема:
отсутствие познаний о культурных традиций своего народа у детей и их родителей.
Актуальность:
Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.
К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные праздники по своей сути — духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.
Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколение.
Наша задача, суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям.
Цель:
Духовно – нравственное воспитание детей, приобщение к народной культуре празднования Рождества на Руси.
Задачи:
• - Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.
• - Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций.
• - Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.
• - Воспитывать нравственные качества личности уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе.)
• - Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.
• - Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.
• - Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.
Предполагаемый результат.
Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.
Закреплять знание детей о устном народном творчестве.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.
Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
Краткие сведения о Рождественских праздниках:
Рождественский сочельник (7 января)
Это день накануне Рождества Христова. В сочельник разговляются сочивом или кутьей, то есть взваром из рисовых, пшеничных или же ячменных зерен с медом, сушеными ягодами и фруктами, а также блинами, оладьями медовыми, пирогами постными, пряниками в форме звезды. В этот вечер первая вечерняя звезда на небе была своего рода знаком, когда начиналось исполнение разных рождественских обычаев.
С вечера Рождественского сочельника начинается «колядование» с пением песен-колядок. Их обычно распевают дети. Взрослые же с первого дня Рождества до Крещения ходили по домам славить Христа – обычай, облюбованный всем православным миром, крепко державшийся и соблюдавшийся и в селах, и в больших городах.
Старый новый год
Две встречи Нового года появились по причине перехода с юлианского календаря на действующий григорианский, разница между которыми составляет ровно 13 дней. В то, что новогодний праздник продолжают отмечать по старому стилю, внесла свою лепту православная церковь — она отказалась переходить на новое летоисчисление и продолжила жить по юлианскому календарю.
Для современных людей Старый Новый год — дополнительная возможность отметить любимый праздник, собраться с друзьями и поверить в чудеса,поделиться радостью,особенно если они не встречали приход Нового года с 31 на 1 января.
Крещение (19 января)
Крещение Господне – один из немногих поистине всенародных церковных праздников, наряду с Рождеством и Воскресением Христовым! Это время, когда количество православных в храмах увеличивается в десятки раз. В «поход» за святой водой отправляются даже те люди, которых обычно в храм волоком не затащишь. И их не останавливают ни многометровые очереди, ни трескучий мороз.
Проектная деятельность
Познание
- Беседа с детьми на тему: «Святочные дни».
Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. Давайте мы сегодня отпразднуем Рождество, как встречали его много лет до нас…
У христиан есть особенно радостные дни - дни православных праздников. Они посвящены Богу. Одним из самых главных праздников христиан стал праздник рождения Бога - Рождество Христово. Сегодня я расскажу, откуда дал истоки данный праздник.
Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила Своего Сына Иисуса Христа.
В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли - так называлась кормушка для скота.
В это время на небе появилось множество ангелов. А перед Рождеством Христа на небе появилась особенная яркая звезда. Эту звезду назвали - Вифлеемская звезда. Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. 12 дней с 7 по 19 января – это время зимних святок на Руси. Колядки, хождение со звездой, ряжение, зимние забавы, посиделки, всем этим сопровождался праздник святки.
Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, в них они прославляли рождение Младенца-Христа и желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. В старину колядовщиков так и называли – Христославы, по обычаю хозяева одаривали малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами. А на свежем воздухе наши предки любили устраивать ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. Это и катания на санях с горы, метание снежков, петушиные бои на льду, перетягивание каната и др.
Когда же наступал вечер, все девушки отправлялись на ПОСИДЕЛКИ. Они вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами, пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели. Я предлагаю вам выучить рождественскую песенку:
«Яркая звездочка»
Яркая звёздочка на небе горит.
Мама у ёлочки детям говорит:
"В целом мире торжество:
Наступило Рождество!
Наступило Рождество!"
С праздником, с праздником взрослых и ребят!
Даже проказникам это говорят.
Потому что торжество,
Потому что Рождество,
Потому что Рождество!
- Рассказ воспитателя «Рождество какой это праздник», «По одёжке встречают», «Рождество и Святки», «Наши предки – славяне», «Умей в гости звать и умей угощать».
- Д. И «Подари семье радость», «Вспомни пословицу о семье».
- Беседа что за праздник Старый-новый год.
- Беседа о православном празднике «Крещение Господне» и его традициях.
Коммуникация.
Беседа «Что Вы знаете о народных праздниках», «Какие новогодние традиции в вашей семье».
Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.
Постановка театрализованных представлений «Двенадцать месяцев».
Рассматривание картин А. А. Соловьёва «Тройка».
Социализация.
С/р игра «Маленькие помощники», «Семья - У нас праздник», «Родной дом».
Создание книжек-малышек», Д. И. «Кувшин доброты».
Безопасность.
Беседа «Правила поведения во время проведения праздника».
Физическая культура.
П.И. «Гуси -лебеди», «Палочкавыручалочка», «Заря», «Горелки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк».
Русские народные игры «Тень, тень, потетень», «Весёлый бубен».
Здоровье.
Беседа «Как не заболеть во время праздника!» «Осторожно - Конфеты, шоколад и другие сладости».
Художественное творчество.
- Изготовление праздничных поздравительных рождественских открыток;
- Конструирование из бумаги: «Ангелочки», «Свеча»
- Изготовление вертепа.
- Ручной труд «Рождественская звезда», изготовление рождественских подарков.
Чтение рассказов:
О.Ефремова «Рождество Христово».
«Первая рождественская ночь», «Рождение Христа», «Рождественский ангел», «Звезда, ведущая в Вифлеем»
Заучивание стихотворений:
К.Бальмонт «Снежинка», «Рождество»;
заучивание рождественских песен и колядок
Рассматривание «Детская библия».
Просмотр видеофильмов:
«Снегурята», «Снегурочка», «Сказка в Рождество».
Беседа по картинам русских художников:
Б.Кустодиев «Ярмарка»;
А.Киевшенко «Колядки» (иллюстрация к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
Ознакомление с музыкальными произведениями:
П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»;
М.Глинка «Камаринская»
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Книги и открытки по теме «Народные праздники и традиции»,
Центр продуктивных видов деятельности: подбор материалов для изготовления карнавальных масок и костюмов, бумага разных видов, карандаши, краски, пластилин, кусочки ткани,наряды для переодевания в ряженых.
Центр строительно - конструктивных игр: природный материал, пластилин, бросовый материал.
Взаимодействие с партнерами
Экскурсия в православный храм п. Малиновский.
Посещение Рождественского концерта в Д.К. «Орфей»
Взаимодействие с родителями.
Консультация «Приобщаем детей е народным традициям», наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках.
Как мы отмечаем Старый-новый год (фотоколлаж).
Ныряние в прорубь (фотоотчёт).
(папки – передвижки, объявления, информация на сайте группы).
Заключительная часть.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.
Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки.
Приобщили родителей к использованию традиций русской, народной культуры в семейном воспитании детей.
Результаты проекта.
Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова.
Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.
Литература:
1.Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.
2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.
3.Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.
4.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.
5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
6.Истомин С.В. Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
7.Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.
8.Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.
9.Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
10.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
11. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг
12. Левкодимов Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskiy_proekt.docx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа
В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек....
Сценарий народного праздника для старшей - подготовительной группы "Русская ярмарка"
Праздник был проведен с целью приобщения детей к истокам народного творчества, с целью развития художественно-эстетического вкуса у детей через декоративно-прикладное искусство....
Праздничное мероприятие, посвященное русскому народному празднику «Яблочный спас». Средняя группа.
Сценарий праздника, был создан для расширения знаний детей, о традициях и русских народных праздниках....
Народный праздник «Сретение» в старшей группе
Занятие проводится с целью познакомить детей с русским народным праздником Сретение, объяснить, что это праздник встречи зимы и весны и привить любовь и уважение к традициям и культуре своей страны,во...
Традиционный народный праздник для детей средней группы "Масленица".
Конспект развлечения с родителями в средней группе. Знакомство с традицией празднования Масленицы....
Сценарий народного праздника «Жаворонки» в средней группе с участием родителей.
С традициями и обычаями проведения народных праздников детей надо знакомить с дошкольного возраста , чтобы они сами были участниками этих праздников: пели песни. играли...
Календарное планирование «Народная культура и традиции.» ( средняя группа)
Календарное планирование «Народная культура и традиции.» ( средняя группа)...