Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в деятельности педагога дошкольной образовательной организации
методическая разработка

Михайлова Юлия Викторовна

Мы живём в веке информации и современные информационные технологии всё больше и больше внедряются в нашу жизнь и становятся неотъемлемой её частью. Наши дети, в отличие от нас, уже рождаются в этом веке и информационные технологии входят в их жизни достаточно рано. По силе воздействия на детскую психику современные  ИКТ не сравнимы с другими средствами. И мне кажется, основная задача педагогов - это научить ребёнка правильно применять ИКТ в с своей жизни, не причиняя вред своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

        Мы живём в веке информации и современные информационные технологии всё больше и больше внедряются в нашу жизнь и становятся неотъемлемой её частью. Наши дети, в отличие от нас, уже рождаются в этом веке и информационные технологии входят в их жизни достаточно рано. По силе воздействия на детскую психику современные  ИКТ не сравнимы с другими средствами. И мне кажется, основная задача педагогов - это научить ребёнка правильно применять ИКТ в с своей жизни, не причиняя вред своему здоровью.

        Что же такое ИКТ?

        Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационные и коммуникационные.

        Информационные технологии -это комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

        Коммуникационные технологии -это методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

        Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

        Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

        По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами;

- обеспечение отчётности.

        В дошкольном образовании широко используются технические средства обучения.

        Технические средства обучения — это устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Существуют следующие виды ТСО:

- технические средства передачи информации (диапроекторы, магнитофоны);

- музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, кинопроекторы (домашний кинотеатр) телевизоры, видеомагнитофоны, и т. п.;

- комбинированные технические средства (универсальные) компьютерные системы (локальная сеть).

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.

Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у детей интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста детей, от рода деятельности и необходимости их использования. Технические устройства как средства обучения имеются практически в каждом групповом помещении, залах, студиях и кабинетах специалистов.

        Широко используется в ДОО электронная наглядность. Основными характеристиками электронной наглядности являются: интерактивность, динамизм, мультимедийность. С помощью мониторов воспитатели легко могут использовать любую наглядность на занятиях по формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию, развитию речи и обучению грамоте.  Педагоги используют это техническое средство и для обучения правилам безопасности, и для ознакомления с правилами этикета. Дети с удовольствием анализируют мультситуации, которые предлагаются в специальных развивающих электронных изданиях для дошкольников «Кирилл и Мефодий», «Уроки тетушки Совы», «Уроки безопасности», находят ошибки в правилах поведения мультгероев. Это помогает им сделать выводы, умозаключения.

        В практической деятельности педагоги могут использовать ИКТ на разных этапах совместной организованной образовательной деятельности:

- сокращается работа педагога с бумажными носителями (оформление перспективных планов, конспектов НОД, досугов и развлечений, аттестационных материалов, обобщения опыта, портфолио педагога или ребёнка, обработка результатов мониторинга и представление их в виде графиков и диаграмм, и т.д.);

- меньше требуется времени для подготовки наглядно-дидактического и раздаточного материала к НОД;

- быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы;

- эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм и др.;

- составление и оформление буклетов, брошюр, листовок, папок – передвижек и др.;

- сканирование и отправка по электронной почте творческих детских работы на различные конкурсы;

- тиражирование материалов в нескольких вариантах и нужном количестве экземпляров для работы с детьми и родителями.

         ИКТ позволяют педагогу модернизировать учебно-воспитательный процесс:

- проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками и текстом, а также клипы, записи речи, мультфильмы и т.д

- фотографирование и съемка художественного творчества и продуктивной деятельность детей, а так же их результатов, мероприятий, развлечений, целевых прогулок и наблюдений, интересных случаев из жизни воспитанников группы, их совместный просмотр и обсуждение, организация фотовыставок.

        Общение на форумах сайта, использование электронной почты позволяют:

-быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах;

-отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров);

-получать консультации по возникшим проблемам;

-знакомиться с передовым опытом и наработками своих коллег;

-размещать свои работы на сайтах, тем самым знакомить со своей деятельностью педагогическое сообщество, представлять накопленный опыт коллегам, родителям и детя;

-«Скайп» (видиочат) помогает в проведении видеоконференций с коллегами;

        Одним из важнейших направлений работы воспитателя является взаимодействие с родителями. Преимущества ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:

- минимизация времени доступа родителей к информации;

- возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;      

- обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

- оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

- оперативное получение информации родителями;

- обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;

- оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

        Современные информационные - коммуникационные технологии в системе образования занимают приоритетные позиции. Их использование является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности, а также помогают вести учёт воспитательно - образовательной деятельности педагогов, способствуют обмену информации между всеми участниками образовательного процесса.

        Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«CИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

В докладе представлена система методической работы старшего воспитателя по формированию мотивации к самообразованию педагогов ДОУ...

«Управление кадровыми ресурсами в контексте инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Проект раскрывает особенности формирования начал социальной компетенции старших дошкольников. Проект предполагает изменения в управлении ДОУ, необходимые для обновления содержания дошкольного образова...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса ...

Основы дошкольной психологии в деятельности педагога дошкольной образовательной организации

Основы дошкольной психологии в деятельности педагога дошкольной образовательной организации...

Публичная лекция на тему: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Английский писатель Р. Киплинг  утверждал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».В Законе РФ &laqu...

Профессиональная деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций.

Педагог ДОУ является ключевой фигурой в образовательном и воспитательном процессах....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТЕАТРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В данной статье рассматривается проблема развития детского творчества средствами интегрированной театрализованной деятельности, а также недостаток соответствующих знаний у педагогов ДОО. Был проведен ...