Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в деятельности педагога дошкольной образовательной организации
методическая разработка
Мы живём в веке информации и современные информационные технологии всё больше и больше внедряются в нашу жизнь и становятся неотъемлемой её частью. Наши дети, в отличие от нас, уже рождаются в этом веке и информационные технологии входят в их жизни достаточно рано. По силе воздействия на детскую психику современные ИКТ не сравнимы с другими средствами. И мне кажется, основная задача педагогов - это научить ребёнка правильно применять ИКТ в с своей жизни, не причиняя вред своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.doc | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в деятельности педагога дошкольной образовательной организации.
Мы живём в веке информации и современные информационные технологии всё больше и больше внедряются в нашу жизнь и становятся неотъемлемой её частью. Наши дети, в отличие от нас, уже рождаются в этом веке и информационные технологии входят в их жизни достаточно рано. По силе воздействия на детскую психику современные ИКТ не сравнимы с другими средствами. И мне кажется, основная задача педагогов - это научить ребёнка правильно применять ИКТ в с своей жизни, не причиняя вред своему здоровью.
Что же такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационные и коммуникационные.
Информационные технологии -это комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии -это методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами;
- обеспечение отчётности.
В дошкольном образовании широко используются технические средства обучения.
Технические средства обучения — это устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Существуют следующие виды ТСО:
- технические средства передачи информации (диапроекторы, магнитофоны);
- музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, кинопроекторы (домашний кинотеатр) телевизоры, видеомагнитофоны, и т. п.;
- комбинированные технические средства (универсальные) компьютерные системы (локальная сеть).
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.
Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у детей интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста детей, от рода деятельности и необходимости их использования. Технические устройства как средства обучения имеются практически в каждом групповом помещении, залах, студиях и кабинетах специалистов.
Широко используется в ДОО электронная наглядность. Основными характеристиками электронной наглядности являются: интерактивность, динамизм, мультимедийность. С помощью мониторов воспитатели легко могут использовать любую наглядность на занятиях по формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию, развитию речи и обучению грамоте. Педагоги используют это техническое средство и для обучения правилам безопасности, и для ознакомления с правилами этикета. Дети с удовольствием анализируют мультситуации, которые предлагаются в специальных развивающих электронных изданиях для дошкольников «Кирилл и Мефодий», «Уроки тетушки Совы», «Уроки безопасности», находят ошибки в правилах поведения мультгероев. Это помогает им сделать выводы, умозаключения.
В практической деятельности педагоги могут использовать ИКТ на разных этапах совместной организованной образовательной деятельности:
- сокращается работа педагога с бумажными носителями (оформление перспективных планов, конспектов НОД, досугов и развлечений, аттестационных материалов, обобщения опыта, портфолио педагога или ребёнка, обработка результатов мониторинга и представление их в виде графиков и диаграмм, и т.д.);
- меньше требуется времени для подготовки наглядно-дидактического и раздаточного материала к НОД;
- быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы;
- эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм и др.;
- составление и оформление буклетов, брошюр, листовок, папок – передвижек и др.;
- сканирование и отправка по электронной почте творческих детских работы на различные конкурсы;
- тиражирование материалов в нескольких вариантах и нужном количестве экземпляров для работы с детьми и родителями.
ИКТ позволяют педагогу модернизировать учебно-воспитательный процесс:
- проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками и текстом, а также клипы, записи речи, мультфильмы и т.д
- фотографирование и съемка художественного творчества и продуктивной деятельность детей, а так же их результатов, мероприятий, развлечений, целевых прогулок и наблюдений, интересных случаев из жизни воспитанников группы, их совместный просмотр и обсуждение, организация фотовыставок.
Общение на форумах сайта, использование электронной почты позволяют:
-быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах;
-отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров);
-получать консультации по возникшим проблемам;
-знакомиться с передовым опытом и наработками своих коллег;
-размещать свои работы на сайтах, тем самым знакомить со своей деятельностью педагогическое сообщество, представлять накопленный опыт коллегам, родителям и детя;
-«Скайп» (видиочат) помогает в проведении видеоконференций с коллегами;
Одним из важнейших направлений работы воспитателя является взаимодействие с родителями. Преимущества ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:
- минимизация времени доступа родителей к информации;
- возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
- оперативное получение информации родителями;
- обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
- оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Современные информационные - коммуникационные технологии в системе образования занимают приоритетные позиции. Их использование является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности, а также помогают вести учёт воспитательно - образовательной деятельности педагогов, способствуют обмену информации между всеми участниками образовательного процесса.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«CИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
В докладе представлена система методической работы старшего воспитателя по формированию мотивации к самообразованию педагогов ДОУ...
«Управление кадровыми ресурсами в контексте инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».
Проект раскрывает особенности формирования начал социальной компетенции старших дошкольников. Проект предполагает изменения в управлении ДОУ, необходимые для обновления содержания дошкольного образова...
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса ...
Основы дошкольной психологии в деятельности педагога дошкольной образовательной организации
Основы дошкольной психологии в деятельности педагога дошкольной образовательной организации...
Публичная лекция на тему: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».
Английский писатель Р. Киплинг утверждал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».В Законе РФ &laqu...
Эссе «Самооценивание педагогом своей квалификации и образовательной деятельности в условиях реализации программы повышения качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации».
Работая в дошкольном образовании, я понимаю всю сущность этой профессии, а именно то, что в дошкольном...
Профессиональная деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций.
Педагог ДОУ является ключевой фигурой в образовательном и воспитательном процессах....