МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
рабочая программа на тему

Мелкова Алла Сергеевна

   В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса дошкольников. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего  развития.  Это означает, что детей необходимо  знакомить  с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребенок должен быть вовлечен в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно  добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы. Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Подходы к организации методической работы в дошкольной образовательной организации раскрыты в работах К.Ю.Белой, Н.В.Немовой, О.Л.Зверевой, М.М.Поташника и др.. Методической работе отводится главная роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является – проектный метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programno_-_metodicheskiy_material.docx78.49 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ  ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ  ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1    

Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной  организации ………………………………………    

1.2

Проектная деятельность в дошкольной образовательной  организации  как форма организации педагогического процесса……………………………………………………………….

1.3

Содержание методического сопровождения проектной деятельности педагогов …………………………………………….

 

 Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

   В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса дошкольников. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего  развития.  Это означает, что детей необходимо  знакомить  с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребенок должен быть вовлечен в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно  добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы. Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Подходы к организации методической работы в дошкольной образовательной организации раскрыты в работах К.Ю.Белой, Н.В.Немовой, О.Л.Зверевой, М.М.Поташника и др.. Методической работе отводится главная роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является – проектный метод.

            Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательной организации - это процесс подготовки и включения педагогов в проектную деятельность, повышения компетентности и мастерства,  достижения качественно высоких результатов образовательного процесса.

             Изучение вопросов  о развитии  проектной деятельности  в дошкольных образовательных учреждениях  в современных исследованиях представлено недостаточно. Методическое руководство заключается в планировании, организации проектной деятельности, учете объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты, обеспечении  содержания, методов в решении поставленных задач, функционировании творческих групп и всего педагогического коллектива для достижения качества дошкольного образования. При изучении вопросов методического руководства педагогическим процессом с использованием метода проектов в дошкольном образовательном учреждении существуют следующие трудности:

- недостаточная разработанность теоретических основ  организации  проектной деятельности в дошкольной образовательной организации;

- невысокий уровень готовности педагогов к  проектной деятельности.

     

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ  ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  1.  Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной  организации

             С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов и специалистов. Особое значение уделяется профессиональному совершенствованию педагогического мастерства, повышению уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышению качества результатов образовательного процесса в целом. Следовательно, важным направлением становится  организация методической работы в ДОО[1]. Под методической работой понимается целостная, основанная на научных исследованиях, передовом педагогическом опыте и анализе затруднений педагогов система взаимосвязанных действий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства воспитателей, специалистов, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, а как  итог – достижение положительных результатов развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Ученые характеризуют понятие «методическое сопровождение» следующим образом, варианты представлены в  Таблице 1[9, с 3].

Таблица 1.Определения методического сопровождения

Автор  

Определение

Поташник М.М.

Методическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации – это часть системы непрерывного образования.

Шевченко Э.М.

Это система организованной педагогической и управленческой деятельности администрации, руководителя методических объединений и учителей, направленная на обеспечение и непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства учителя в целях повышения качества образовательного процесса.

Третьяков П.И.

Методическое сопровождение – процесс длительный и сложный, который зависит от целей, спланированных коллективом, задач, нацеленных на предоставление каждому учителю возможности самореализоваться.

Белая К.Ю.

Методическое сопровождение – деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Васильева А.И.

Методическое сопровождение в дошкольном учреждении – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, повышение научно-творческого уровня и методической квалификации воспитателей.

Волобуева Л.М.

Методическое сопровождение является частью системы непрерывного образования воспитателей, ориентированная на достижение и поддержание высокого качества воспитательно – образовательной работы в детском саду.

             Методическое сопровождение  педагогических работников – это  комплекс взаимосвязанных,  целенаправленных действий и  мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникших затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

            Цель методического сопровождения – обеспечение качества и развития системы непрерывного образования педагогических кадров образовательного учреждения.

         Проблема методического руководства педагогическим процессом рассматривалась в исследованиях К.Ю.Белой, Г.А.Победоносцева, М.М.Поташника, В.П.Симонова и др..

              В.П.Симонов акцентирует внимание на то, что главное в методическом руководстве педагогического процесса оказание действенной своевременной помощи воспитателю. Это весьма существенно и важно, т.к. где сильное методическое руководство, там серьезные, результативные успехи педагогического коллектива [28, с.6].

          Методическое сопровождение является важным путем повышения компетентности и мастерства педагога, следовательно, методическую работу в ДОО можно назвать важной составляющей единицей системы непрерывного образования педагогических кадров.

          Основные задачи методического сопровождения:

-  выработка установочных позиций, определение вектора развития методической деятельности;

- предоставление педагогам ДОО необходимой информации по основным направлениям развития системы дошкольного образования;

-  выявление, изучение, оценка результативности  педагогического опыта в дошкольном отделении, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;

- оказание поддержки педагогам в инновационной деятельности,  оценке авторских программ, учебных планов на уровне ДОО и комплекса;

- создание творческой образовательной среды;

- анализ результатов воспитательно-образовательной работы, разработка планов и положений по улучшению образовательной деятельности в детском саду;

- подготовка педагогов к аттестации;

- осуществление сотрудничества с образовательными организациями комплекса, налаживание партнерских отношений с различными социальными институтами.

Методическое сопровождение осуществляется в разных формах. Мнения ученых о многообразии форм методического сопровождения представлены в  таблице 2. [9, с 21]

Таблица 2.Формы методического сопровождения

Автор  

Классификация

Формы

Волобуева Л.М.

Групповые формы работы

Педагогические совещания, семинары, семинары – практикумы, коллективный просмотр педагогического процесса, консультации

Индивидуальные формы работы

Наблюдение образовательного процесса в группах, беседа, передовой педагогический опыт, самообразование, взаимопосещения,  наставничество, индивидуальные консультации

Курдюмова И.М.

Коллективные формы работы

Семинары, семинары-практикумы, научно – практическая конференция, читательские и зрительские конференции, школы передового опыта, ролевые игры, собеседования, методические выставки, мозговые атаки, открытые просмотры и др.

Индивидуальные формы работы

Самообразование, наставничество, консультации, стажировка, работа над личной творческой темой и др.

Лосев В.П.

Коллективные формы работы

Педагогические чтения и научно – практические конференции, практикумы и семинары, методические объединения, творческие микрогруппы педагогов, школа передового опыта, работа над единой методической темой

Индивидуальные формы работы

Стажировка, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование, индивидуальные консультации, наставничество

Лизинский В.М.

Формы взаимной педагогической деятельности

Группа взаимодействия, диалогическая пара, кружок качества, методические объединения, малая группа, открытый профессиональный клуб, группа объединенная единой темой и интересом, институт наставничества, психолого-педагогическая секция, педагогическая мастерская и др.

          В ДОО методическую работу осуществляет  старший воспитатель, основной задачей которого,  является  создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога и  всего педагогического коллектива, причём с учётом дифференцированного подхода и каждого ребёнка, с учётом личностно-ориентированной модели воспитания. Старший воспитатель должен обладать глубокими систематизированными знаниями в области управления учебно-воспитательным процессом, психологии, педагогики. Обязан, исходя из современных требований к образованию и воспитанию,  уметь ставить цели и решать задачи совместно с коллективом, планировать, проектировать, регулировать и корректировать работу всей организации; анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы и принимать решения необходимые для дальнейшей успешной работы детского сада.

         Важное направление работы старшего воспитателя – организация работы методического кабинета. Содержание кабинета должно отвечать потребностям педагогов и специалистов конкретной ДОО.  Содержание методического кабинета можно разделить на несколько разделов:

- нормативные и инструктивные материалы;

- методическая и справочная литература;

- детская художественная литература;

- методические материалы, рекомендации;

- дидактический и наглядный материал.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что  методический кабинет призван обеспечить:

- построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- адаптация ДОО к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

-  эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и мониторинге образовательного процесса;

- взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, округа и города.

      Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации позволяет прогнозировать и планировать работу по повышению квалификации педагогических работников, а также оказывать им организационно-методическую помощь в системе непрерывного образования. Перспективы использования методического сопровождения заключаются в реализации организационно-педагогического обеспечения процесса развития и совершенствования современной системы дошкольного образования. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

- организация методического сопровождения педагогов ДОО обусловлена современными требованиями к качеству образования;

-методическое сопровождение должно носить гибкий и индивидуализированный характер,  принимать во внимание конкретные проблемы ДОО и педагогов;

- сопровождение  включает в себя как широкий спектр целевого воздействия на педагога, так и узкую  направленность с учетом личностного  запроса.

1.2 Проектная деятельность в дошкольной образовательной  организации  как форма организации педагогического процесса

             Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от момента  возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия [2, с.19].

              Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности. Проектная деятельность детей развивается поэтапно, при непосредственном участии и поддержке взрослого [20,с.21].

               Проект - работа, которая должна быть выполнена для достижения заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом всегда создается продукт деятельности. Проект завершается тогда, когда разрабатываемый продукт начинает использоваться, признается жизнеспособным.  Метод проектов актуален и эффективен, он даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности, личностные качества и  коммуникативные навыки.

             Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952).В основном его работы посвящены проблемам образования в школе, но педагог постоянно указывал на взаимосвязь разных периодов жизни человека, обращая особое внимание на дошкольный возраст. Он говорил о том, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем [16, с.32]. Одной из важных задач образования становится актуальное исследование окружающей жизни, где педагог и дети идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Так был разработан новый дидактический метод - метод проектов, который  предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

       Развитие метод проектов получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса, которые предлагали выстраивать обучение на основе обогащения и расширения индивидуального жизненного опыта детей.

В 20-х годах XX в. метод проектов привлёк внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности детей в обучении. Это будет способствовать осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и умений, а так же применением их в решении практических задач. Под руководством С.Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, на учебно-опытных участках, приобретали лишь те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемой практической работой. Уровень их общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931г. метод проектов был осужден и запрещен [19, с.14].

            За рубежом судьба  метода проектов сложилась по другому, он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и других странах. Особое внимание уделили этому методу и специалисты дошкольного воспитания. В 1950-е гг., в садах М.Монтессори работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого ребенка, и учитываются интересы всех детей. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными проектами. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей [47, с.6].

            Работа над проектами развита в детских садах Японии, где большое внимание уделяется именно практическим проектам в работе с детьми. Педагоги и психологи М. Хонзё, Т. Сисидо отмечают: «В проекте нужно использовать как можно больше элементов самостоятельной деятельности. Важно научить детей действовать в соответствии с собственными устремлениями, так как независимые поступки укрепляют веру ребенка в свои силы, помогают ему стать человечным» [47, с.91].

           Проект, который исполняют дети, - отмечает Д. Дьюи,- должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца [19, с.86]. Работая над проектом, дошкольники учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, а следовательно, развиваются интеллектуально. Поскольку метод проектов - это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия.

            Ознакомившись с  методической литературой и историей развития метода проектов можно сделать вывод, что метод, созданный более ста лет назад, не потерял своей актуальности и в настоящее время, активно   применяется не только в зарубежных дошкольных учреждениях, но и плавно внедрился в российское дошкольное образование. Проектирование в конце XX века стало  наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности в ДОО. Актуальность и новизна проектов связана с переходом на личностно–ориентированную модель обучения, основанной на сотрудничестве участников образовательного процесса, направленной на развитие  ребенка,  его интересов и способностей, отношения к ребенку как к полноправному основному участнику проектной деятельности.

              Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать  и преобразовывать. В исследованиях Е.С. Полат определяется сущность этого метода как достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде готового продукта. Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственного  поиска, выбора, манипулирования с  действиями и предметами, конструирования, наблюдения, исследования). В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, пополнять недостающие знания, обретать умения.

          Данный метод имеет множество преимуществ:

- динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей;

- даёт чёткий алгоритм действий для формирования внутренней структуры деятельности ребёнка;

- в основе метода проекта лежит интеграция различных образовательных областей  в соответствии с ФГОС ДО, что формирует у детей целостную картину мира;

- ведет к  сотрудничеству педагога и детей.

            Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основой которого является взаимодействие педагога и ребенка дошкольного возраста, по достижению поставленной цели через поэтапную практическую деятельность.

           Выделяют следующие этапы работы над проектами:

  1. Целеполагание – педагог предлагает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какое оборудование и пособия использовать).
  3. Реализация проекта (практическая часть).
  4. Публичное представление продукта деятельности.
  5. Подведение итога.

             Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой:

1. погружение в проект (тема, сроки реализации, актуальность, цель, задачи, методическая база);

2.организация деятельности (этапы: план реализации проекта)

3.осуществление деятельности;

4.презентация результатов.

          Основная цель проектного метода, которую достигает педагог – это развитее творческой личности ребенка. Задачи обучения проектной деятельности для младшего и старшего дошкольного возраста различны. Например, А.И.Ромашкина определяет следующим образом.

 Младший дошкольный возраст:

- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию;

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации;

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности;

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Старший дошкольный возраст:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- умения определять возможные методы расширения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. [38, стр.26]

         Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка дошкольного возраста. Проектная деятельность стимулирует педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения шаблонных и стандартных действий, а требует творческого и личностного роста в плане педагогической деятельности.

         Таким образом, проектная деятельность в дошкольной образовательной  организации  как форма организации педагогического процесса является оптимальной и перспективной в современных условиях развития дошкольного образования. Работа по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОО требует профессиональной компетентности педагога, так как воспитатель - организатор детской  познавательной инициативы и продуктивной деятельности,  источник информации, консультант, эксперт, основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

1.3 Содержание и формы методического сопровождения проектной деятельности педагогов  

               Современных педагогов дошкольного образовательного учреждения все больше и больше интересует метод проектов, но далеко не все могут его самостоятельно освоить. На помощь педагогу приходит методическая поддержка, так как проектная деятельность – это сложноорганизованный процесс,  требующий преобразования всего учебного и воспитательного  процесса. Успех введения проектной деятельности в педагогический процесс зависит от грамотного методического руководства, от применяемых методов и приемов обучения проектированию. Старший воспитатель должен организовывать консультации и собрания для педагогического коллектива по работе в данном направлении, так как проектная деятельность предполагает большую аналитическую и рефлексивную работу воспитателя.

              Педагоги ДОО в основном используют метод проектов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества старшего воспитателя, специалистов, воспитателей, детей, родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

           Введение проектной технологии в образовательный процесс ДОО требует определенных организационных усилий, но при этом позволяет:

-     повысить профессиональный уровень педагогического коллектива;

- развить между участниками образовательного процесса систему продуктивного взаимодействия  и партнёрства  (педагог – ребенок – родитель);

-     развивать у детей дошкольного возраста такие качества, которые помогут ему реализовать себя как часть социума.    

            Проектирование осуществляется всеми педагогами и специалистами дошкольного образования, но на различных уровнях и  в зависимости от категории деятельности:

- проектирование отдельных педагогических компонентов (план занятия, сценария, праздника, досуга и т.д.);

- проект самообразования.

           Чтобы проектировать успешно, необходимо развивать две группы умений.

Первая группа обеспечивает теоретическое проектирование:

-  анализ ситуации и определение противоречия, идентификация проблемы;

-  разработка концепции решения педагогической проблемы;

-определение целей проектирования и прогнозирование конечного результата;

- выбор критериев;

- моделирование проекта;

- конструирование проекта;

- исследование условий (ресурсных возможностей);

- синтез знаний из разных областей наук;

- техническая подготовка (систематизация и схематизация материала);

- определение методов и средств в оптимальном их сочетании;

- планирование действий;

- составление документации по проекту и работа с ней.

Вторая группа умений:

- рациональная организация этапов проектной деятельности (самоорганизация и организация коллектива);

- создание и поддержка коллективного творчества;

- определение нестандартных решений презентации проектной деятельности;

-  контроль и регулирование (собственной или совместной)  проектной деятельности;

- корректировка проекта в соответствии с условиями;

- презентация готового продукта проектирования и рефлексия.

Таблица 3. Содержание методического руководства старшего воспитателя

по  проектной деятельности
(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

Функции управления

Содержание методической работы  старшего воспитателя

1.Информационно - аналитическая

Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике.

2. Мотивационно - целевая

Совместно с руководителем ДОУ  и педагогами определяет цели и задачи метода проектов. Помогает педагогам в организации  проектной деятельности.

3.Планово- прогностическая

Прогнозирует развитие проектной деятельности.

4. Организационно – исполнительская

Анализирует выполнение плана работы по проектной деятельности. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания творческой группы: выявляет недостатки, упущения, демонстрирует положительные  наработки в реализации проектов. Организует  открытые занятия, мероприятия. Проводит педагогическое обследование детей, анкетирование педагогов, родителей. Оказывает педагогам помощь в осуществлении взаимодействия с  социумом.

5.Контрольно – диагностическая.

Осуществляет с заведующей ДОУ, творческой группой педагогов контроль за организацией и проведением  проектов, оценивает положительное, недоработки проектной деятельности.

6.Регулятивно – коррекционная (оперативно  - функциональное регулирование)

Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации проектов, повышения компетентности  педагогов по вопросам проведения проектной деятельности.

       Значение методического сопровождения проектной деятельности педагога заключается в многообразии функций, которое оно выполняет: консультационная, диагностическая, информационная, обучающая и другие. Содержанием методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогического коллектива  в проектной деятельности. Это можно осуществить через реализацию следующих шагов:

-  диагностики сути проблемы;

- информационного поиска методов для ее решения;

- обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;

- оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.

В качестве способов и средств организации проектной  деятельности могут

использоваться  современные технологии обучения, в том  числе информационно - коммуникационные,  дистанционное обучение, игра, диалог и другие. Кроме того, к формам методического  сопровождения педагогов относятся организация методической поддержки: консультирование,  помощь в работе творческих групп,  семинары, педагогические советы. Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми  разнообразными, которые  можно разделить на:

-  активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т.д.);

- пассивные (выступление на педсовете, анкетирование, конференции);

- ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия);

 - создание организационных (работа ресурсного кабинета или информационного центра) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в разных мероприятиях;

-  оказание методической поддержки для педагогов ведущих проектную деятельность;

- информационная поддержка участия педагогов в организационно- методических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы

профессионального  мастерства) по представлению своего  опыта работы по проектной деятельности.

           Организация методического сопровождения проектной  деятельности

педагога -  это управляемый, развивающий и  развивающийся продолжительный  процесс, результатом которого становится  педагог высокого уровня компетентности и профессионализма.

          Таким образом, методическое сопровождение   заключается в планировании, организации проектной деятельности, учете объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты, обеспечении  содержания, методов в решении поставленных задач, функционировании творческих групп и всего педагогического коллектива для достижения качества дошкольного образования.

           

              Таким образом, организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации позволяет прогнозировать и планировать работу по повышению квалификации педагогических работников, а также оказывать им организационно-методическую помощь в системе непрерывного образования. Перспективы использования методического сопровождения заключаются в реализации организационно-педагогического обеспечения процесса развития и совершенствования современной системы дошкольного образования. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

- организация методического сопровождения педагогов ДОО обусловлена современными требованиями к качеству образования;

-  методическое сопровождение должно носить гибкий и индивидуальный характер,  принимать во внимание конкретные специфику ДОО и проблемы педагогов;

- сопровождение  включает в себя как широкий спектр целевого воздействия на педагога, так и узкую  направленность с учетом личностного  запроса.

          Проектная деятельность в дошкольной образовательной  организации  как форма организации педагогического процесса является оптимальной и перспективной в современных условиях развития дошкольного образования. Работа по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОО требует профессиональной компетентности педагога, так как воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности,  источник информации, консультант, эксперт, основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

           Методическое сопровождение заключается в планировании, организации проектной деятельности, учете объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты, обеспечении  содержания, методов в решении поставленных задач, функционировании творческих групп и всего педагогического коллектива для достижения качества дошкольного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Таким образом, организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации позволяет прогнозировать и планировать работу по повышению квалификации педагогических работников, а также оказывать им организационно-методическую помощь  непрерывном образовании. Перспективы использования методического сопровождения заключаются в реализации организационно-педагогического обеспечения процесса развития и совершенствования современной системы дошкольного образования. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

- организация методического сопровождения педагогов ДОО обусловлена современными требованиями к качеству образования;

-  методическое сопровождение должно носить гибкий и индивидуализированный характер,  принимать во внимание конкретные проблемы педагогов;

- сопровождение  включает в себя как широкий спектр целевого воздействия на педагога, так и узкую  направленность с учетом личностного  запроса.

          Проектная деятельность в дошкольной образовательной  организации  как форма организации педагогического процесса является оптимальной и перспективной в современных условиях развития дошкольного образования. Работа по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОО требует профессиональной готовности педагога, так как воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности,  источник информации, консультант, эксперт, основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

           Методическое сопровождение заключается в планировании, организации проектной деятельности, учете объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты, обеспечении  содержания, методов в решении поставленных задач, функционировании творческих групп и всего педагогического коллектива для достижения качества дошкольного образования.

           Анализ прогнозируемых и фактических результатов работы по созданию проектов в ГБОУ Школа №1161 СП№ 6   выявил положительную динамику по всем направлениям:

- осуществлялось оптимальное методическое руководство проектной деятельности в ДО, разработаны механизмы руководства метода проектов и организацией проектной деятельности педагогов;

- в ДО отмечается благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе, готовность к реализации поставленных задач по проектной деятельности, удовлетворенность результатами  работы, сбалансированность интересов всех участников в создании проектов;

- большая  часть педагогов структурного подразделения имеет все условия для реализации собственных профессиональных интересов и готова активизироваться, используя личностные ресурсы и ресурсы ДО;

- выбор педагогически целесообразных и оптимальных технологий реализации  проектной деятельности;

- эффективность и оптимальность выбранных методов, приемов проектной деятельности;

- методическое сопровождение проектной деятельности эффективно проявило себя в повышении качества и уровня работы в образовательном пространстве ДО.

           Таким образом, поставленные задачи решены:  проведен анализ научно-методической  литературы  и представлены теоретические основы  методического сопровождения проектной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации;  раскрыта проектная деятельность в дошкольной образовательной  организации  как форма организации образовательного процесса; проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению проекта методического сопровождения  педагогов по организации проектной деятельности в образовательном  процессе; обобщены  результаты исследования и представлены его результаты.

Цель исследования  по разработке, обоснованию   и апробации  проекта методического сопровождения педагогов по организации проектной деятельности в образовательном  процессе, достигнута. Гипотеза  исследования подтвердилась.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафьева Н.С. Оценка деятельности воспитателя. Практический материал в помощь старшему воспитателю ДОУ. – М.: Восхождение, 2008. – 64 с.
  2. Абашина В., Соколова И. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации. // Детский сад от А до Я. 2008 №3
  3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-96 с.
  4. Битюковская Н.П. Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты. – Волгоград : Учитель, 2012. – 222с.
  5. Бушнева И.М. Педагогические советы. – Волгоград: Учитель, 2010. – 250 с.
  6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
  7. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.; МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
  8. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. -  Волгоград: Учитель, 2010.- 111с.
  9. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. М.: АЙРИС-пресс, 2008.
  10. Виноградова Н.А., Микляева Н.В, Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы : метод. пособие – М.: Айрис – пресс, 2008.-192 с.
  11. Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: Учебник/Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. - М.: НИЦ ИНФРА-М,- 2016. - 219 с.
  12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М., 1985. – 45 с.
  13. Голицына Н.С. система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 80 с.
  14. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: «Профи», ЦПО, 2003. – 175 с.
  15. Гербова В.В., Комаровой Т.С.  Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». – 3-е изд., испр. и доп. – М.:, МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008.- 400 с.
  16. Данюкова А. Вы любите проекты // Обруч. 2001. №4. С. 11-13.
  17. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. -  М.: Центр педагогического образования, 2013.- 144с.
  18. Доронова Т.Н., Веннецкая О.Е., Двуреченская Т.В. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. – М.: Обруч, 2010. – 304 с.
  19. Дьюи Д. Школа и общество. М , 1925. - 105 с.
  20. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 145 с.
  21. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. С. 20-24.
  22. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения – ростов н/Д: Феникс, 2009.- 250 с.
  23. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009. – 126 с.
  24. Колобанова А.И.  Педагогические советы: профессиональное партнерство,  совершенствование методического руководства. – Волгоград : Учитель, 2012. – 127 с.
  25. Кочетова Н.А. Справочник старшего воспитателя. – Волгоград: Учитель, 2013. – 301 с.
  26. Короткова,Н.А. Образовательный процесс в  группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. —208 с.
  27. Кларина Л.М. Детская проектная деятельность//Игра и дети. 2006 № 4.
  28. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – 134 с.
  29. Киреева Л.Г. организация предметно – развивающей  среды: из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.
  30. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М.: Владос - пресс, 2001.
  31. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.:ТЦ Сфера, 2010.-128.
  32. Морозова Л.Д. Проектная деятельность: подготовка педагогов дошкольного образования в условиях повышения квалификации.// Детский сад от А до Я. -2016.- № 1. -С 76-90.
  33. Морозова Л.Д. Подготовка педагогов дошкольного образования к проектной деятельности в условиях введения ФГОС. Дошкольное образование в условиях внедрения ФГОСДО/ Л.Д.Морозова. Материалы круглых столов, 14-16 апреля 2015 г. /ред. –сост. Н.А.Виноградова, Е.А.Князев. – М.: 2015. – С. 91-102.
  34. Махнева М.Д., Рещикова С.В. Спрашиваете – отвечаем. Ответы на вопросы педагогов ДОУ по проблемам воспитания детей. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  35. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада /Л.В. Михайлова-Свирская М.: Просвещение. – 2015. - 95с.
  36. Об образовании в Российской Федерации. Тематическое положение №4 к журналу «Вестник московского образования».- М.: Центр «Школьная книга», 2013 г. – 240 с.
  37. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
  38. Поташник М.М. Управление современной школой. М.: 1992. – 152 с.
  39. Соболева Т.Г., Кулакова О.Н., Мананикова Н.К. Педагогический совет дошкольного учреждения в современных условиях: опыт, проблемы, решения. – Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
  40. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: «Скрипторий 2003», 2011.-160 с.
  41. Тесевич А. А. Журнал «Проблемы современной науки и образования». К вопросу о раскрытии понятия «методическое сопровождение» методом кластерного анализа. Выпуск № 1 (43) / 2016
  42. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001. – 163 с.
  43. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ. – метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. Работников – М.: Линка – Пресс, 2009. – 320 с.
  44. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003. – 98 с.
  45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  46. Хиллтунен Е. Коллективная творческая деятельность // Детский сад со всех сторон. 2004 № 31-32.
  47. Хонзё М., Т. Сисидо. Как организовать коллектив дошкольников.- М.: Педагогика, 1991. – 145 с.
  48. Шумакова К. С. Научно – методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ. //Образование и наука. 2008 . - Выпуск № 7. – С. 61-65.
  49. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений  — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
  50. Эльконин Д.В. Психология игры. – М.: Влалос,  1999. – 360 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Самооценка готовности к организации проектной деятельности с детьми  дошкольного возраста педагогами ДОО

Вопросы самоанализа

Оцените свой  уровень в баллах

2

1

0

Направленность на использования проектной технологии в работе с дошкольниками(мотивационно-личностный компонент)

Осознаю необходимость использования проектной технологии в работе с дошкольниками

Читаю  методическую литературу/периодическую печать

Получаю  сведения из других источников (Сайт работников дошкольного образования)  

Посещаю мастер-классы/ проблемные семинары

Обсуждаю вопросы с коллегами

Планирую посещать занятия на КПК

Всего баллов

Знание проектной технологии и особенностях её использования с детьми дошкольного возраста (когнитивный компонент)

Теоретические основы проектной технологии

Педагогический опыт по использованию метода проектов

Формы организации  проектной деятельности с дошкольниками

Развитие проектных умений у дошкольников разных возрастов

Создание образовательной среды для детского проектирования

Педагогические условия  организации проектной деятельности

Всего баллов

Владение приёмами руководства проектной деятельности воспитанников и соблюдение её алгоритма (технологический компонент)

Создание  ситуации, в которой у детей возникает вопрос

«Наведение» детей на проблему и её обозначение

Определение  противоречия и темы проекта

Вовлечение воспитанников в процесс формулирования цели и задач проекта

Создание условий обеспечения позитивной мотивации воспитанников

Планирование предстоящей деятельности

Помощь в распределении заданий и  обязанностей  в коллективном проекте

Обеспечение информационной основы деятельности

Поддержки детской инициативы и предоставления самостоятельности

Создания ситуаций, обеспечивающих успех в проектной деятельности

Стимулирования у детей интереса к нахождению оригинальных способов достижения желаемого результата

Корректировки проектных действий участников проекта

Совместной подготовки  и проведенияпрезентации

Оформления продукта проектной деятельности

Вовлечения родителей в совместную деятельность

Всего баллов

Осуществление рефлексии  организации проектной деятельности

 (рефлексивно-коррекционный компонент)

Знаю критерии оценки проектной деятельности

Умею осуществлять мониторинг проектной деятельности

Умею анализировать и корректировать организацию проектной деятельности

Умею  анализировать и корректировать структуру и содержание образовательного проекта

Обобщаю и оформляю опыт работы, делюсь с коллегами

Всего баллов

Карта экспертной  оценки  готовности педагогов к организации проектной деятельности старшим воспитателем ДОО  

Вопросы для наблюдения

Уровни в баллах

  2

1

0

Мотивационно-личностный компонент

Осознаёт необходимость использования проектной технологии в работе с дошкольниками

Знакомится с педагогическим опытом, читает  методическую литературу и периодическую печать. Получает информацию из других источников (Сайт работников дошкольного образования)  

Посещает мастер-классы /проблемный семинар

Обсуждает вопросы с коллегами

Занятия на КПК

Всего баллов

Когнитивный компонент

Знает теоретические основы проектной технологии

Знает педагогический опыт по использованию метода проектов, моделированию образовательного проекта

Знает формы организации  проектной деятельности с дошкольниками

 Знает приёмы развития проектных умений у дошкольников разных возрастов

 Знает,  как создать образовательную среду для детского проектирования

Знает педагогические условия  организации проектной деятельности

Знание принципов проектной технологии  и особенностей их реализации с детьми дошкольного возраста

Знание алгоритма организации проектной деятельности

Всего баллов

Технологический компонент

Реализует принципы проектной технологии

Умеет создать проектную ситуацию

Умеет определять тематику детского проектирования

Владеет организацией совместной деятельности на разных этапах проектной деятельности

Обеспечивает информационную основу деятельности

Владеет приёмами развития проектных умений детей  на разных этапах проектирования

Владеет приёмами поддержки детской инициативы и предоставления самостоятельности

Умеет оформлять продукт проектной деятельности

Владение приёмами проведения  различных форм презентации

Успешно моделирует образовательные тематические проекты

Вовлекает родителей в совместную деятельность

Всего баллов

Рефлексивно-коррекционный компонент

Владеет приёмами  рефлексии  проектной деятельности

Умеет осуществлять мониторинг проектной деятельности

Умеет анализировать и корректировать структуру и содержание образовательного проекта

Обобщает и оформляет опыт работы, делится с коллегами.

Может анализировать опыт коллег, осуществляет помощь

Всего баллов

Приложение 2

Положение о проектной деятельности

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 -ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»».

1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность ГБОУ Школа…., ее членов и сотрудников в сфере разработки, предоставления и реализации проектов.

2. Предоставление проектов

2.1. Право разрабатывать проекты принадлежит любому педагогическому работнику или творческой группе педагогов ГБОУ Школа…….

2.2. Проектная идея должна отвечать приоритетным направлениям деятельности ДО  на текущий учебный год, утвержденным установочным педагогическим советом структурного подразделения,   быть направленной развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста.

2.3.Описание проекта должно содержать:

а) основной замысел проекта;

б) обоснование целесообразности проекта;

в) предполагаемые источники информации;

г) сроки и план реализации проекта;

д) конечную цель проекта (продукт);

е) список сотрудников ДО, привлеченных специалистов принимающих участие в реализации проекта.

3. Разработка и утверждение проекта.

3.1. Для разработки проекта может быть сформирована творческая группа. Приоритетное право в разработке проекта имеет лицо/группа, предоставляющая проектную идею.

3.2. Если по ходу разработки проекта возникнет объективная необходимость в дополнительном привлечении специалистов, разработчик проекта должен немедленно проинформировать старшего воспитателя. Старший воспитатель изыскивает возможность привлечь к разработке и реализации проекта специалистов из числа сотрудников ДО и согласовывает с руководителем проекта.

3.3. Разработчик проекта обязан по запросу старшего воспитателя   или в установленные сроки информировать членов педсовета   о ходе выполняемых работ.

3.4. Проект представляется на рассмотрение педагогическому коллективу   в форме презентации.

4.Структура и реализация проекта.

 

  1. Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы которых

выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности.

  1. Четкое формулирование проекта: целей и средств, программы  действий.
  2. Оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта).
  3. Проведение презентации и защиты проектов (1 раз в год)
  4. Цель презентации:

- предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;

- повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, престижности выполнения проектов, распространение своего педагогического опыта;

- обучение педагогов технологии проектной деятельности.

Критерии оценки:  презентации – по технологии проектной деятельности; защиты – по содержанию и владению материалом представленного проекта.

5. Оформление педагогом визитной карточки проекта и папки.

  1. Заключительные и переходные положения.

5.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня утверждения директором ГБОУ Школа…….

5.3. Настоящее Положение должно быть доведено до сведения всех сотрудников ДО  после его утверждения.

Приложение 3

Семинар – практикум занятие № 1 «Теоретические основы проектной деятельности. Знакомство с содержанием и структурой метода проектов».

Цель: знакомство педагогического коллектива с содержанием и структурой метода проектов, определить степень использования данного метода в условиях структурного подразделения.

Предварительная работа:

- изучение теоретических и методологических основ проектной технологии;

- изучение методической литературы по методике проектной деятельности;

- оформление выставки в методическом кабинете «Проектная деятельность дошкольников».

Содержание семинара-практикума:

- теоретический блок: содержание и структура  проекта, виды, типы проектов (презентация и памятки);

- беседа «Место проектной деятельности в ГБОУ Школа……..».

Методы:

- беседа;

-постановка проблемных вопросов;

- обсуждение.

Приложение 4

Семинар – практикум занятие №2 «Обучение технологии проектирования. Построение модели проекта и план реализации»

Цель:

- обучить педагогов ДО построению модели проекта и оформлению документации;

- выбор тематики для реализации общего садовского проекта, с учетом возрастных и познавательных потребностей дошкольников.

Предварительная  работа:

- изучение методической литературы по детской исследовательской деятельности;

-  подготовка методических рекомендаций для воспитателей по составлению плана проекта;

- отбор фактического материала для конструирования проектов (педагоги ДО);

Методы:

-  теоретический анализ литературы;

- беседа;

-  структуризация.

План:

  1. Определение участниками семинара целей бедующих проектов в рамках единого тематического пространства «Космос».
  2. Общие методические рекомендации педагогам для работы на концептуальной стации проекта.
  3. Разработка содержание проектов, прогнозирование результатов и получение общего продукта.
  4. Методические рекомендации (памятки) воспитателям по построению модели проекта.


[1] ДОО – здесь и далее  - дошкольная образовательная организация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности. Сборник методических материалов для педагогов образовательных организаций.

       В сборник вошли методические материалы, используемые педагогом-психологом для осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогов, работающих в инновацион...

Статья на тему: «Современные требования к организации деятельности дошкольной образовательной организации, как открытой образовательной системы»

В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой....

Статья "К СЛОВУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

СТАТЬЯ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...

Статья "К СЛОВУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

СТАТЬЯ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ...