Проект на тему "История матрёшки"
презентация к уроку (младшая группа) по теме

Зайцева Виктория Викторовна

     Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка" небалушка" - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка.

      Матрёшка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрёшка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению матрёшки и использования ее.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 2 «Искорка». г . Протвино, Московская область. Проект « Матрёшка». Подготовили проект : Зайцева В.В. Миронова Н.Ф.

Слайд 2

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е.Флерина .

Слайд 3

Актуальность: Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка« небалушка " - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки "Матрёшки" было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка младшего возраста становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

Слайд 4

Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего возраста в настоящее время является актуальной. Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс. Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей младшего возраста.

Слайд 5

Цели: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки; систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрёшке. создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Слайд 6

Задачи: Познакомить с историей матрёшки как народного промысла. Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции). Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи. Обогатить кругозор детей об игрушке.

Слайд 7

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве. Обогащать словарь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Слайд 8

Предмет проекта: Матрёшка. Вид проекта: творческий, групповой , информационно - познавательный , практико - ориентированный. Участники: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года , родители. Срок реализации: проект является краткосрочным , так как рассчитан на 4 недели. Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрёшку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Слайд 9

Результат проекта: Оформление альбома "История матрёшки". Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрёшке. Выставка "Семейная матрёшка". Досуг с детьми "Русский сувенир". Презентация для родителей "История матрёшки". Консультация для родителей "В какие игры играть с матрёшкой!"

Слайд 10

Этапы реализации проекта. 1 этап. Подготовительный. Планирование работы. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрёшек, чтения потешек , стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет). Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу. Методы и приёмы: Опрос. Беседа: "Матрёшка -национальное культурное наследие России". Составление схемы "Модель трёх вопросов".

Слайд 14

2 этап. Основной. Цели: Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы. Познакомить детей с матрёшкой в русской культуре. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр "Матрёшки –путешественницы", «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы , составлять рассказы. Организация совместной деятельности с детьми.

Слайд 15

Познавательно-исследовательская деятельность. НОД: "Нарядные матрёшки" (знакомство с матрёшкой). НОД: Рисование "Русская матрёшка". НОД: Лепка "Подружки для матрешки". НОД по изодеятельности "Веселые матрёшки". НОД: "День рождения у матрёшки". Изучение свойств дерева. Эксперементирование . Сравнение: Матрёшка и Ванька-встанька.

Слайд 19

Развитие речи. Рассматривание изображений разных матрёшек. Чтение стихов и загадок о кукле. Составление творческих рассказов, сказок о матрёшке совместно с родителями. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой "Весёлые матрёшки". Заучивание пословиц, объяснение их смысла: "Лесополоса – всему лесу краса", "Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу", "Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади", "Лес с огнём не дружит!", "Враг природы тот, кто леса не бережёт". Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой "Матрёшки". Учим водить хоровод (костюмированный).

Слайд 22

Продуктивная деятельность. Рисование. Тема: "Красавицы - подружки" (Семеновская, Полховская , Вятская… матрёшки)

Слайд 23

Лепка. Тема: "Хоровод матрёшек" (пластилиновое творчество).

Слайд 24

Аппликация. Тема: "Детская авторская матрёшка".

Слайд 25

Музыкально-художественная деятельность. Разучивание танца "Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…". Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой). Игровая деятельность. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички». Дидактические игры: "Собери матрёшку" , "Построй ряд с закрытыми глазами" , "Эти удивительные узоры". Пальчиковые игры.

Слайд 26

3 этап. Заключительный. Цели: обобщить полученные детьми знания о матрёшке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрёшка является символом любви и дружбы.

Слайд 27

Итог проекта: Разработка конспектов НОД. Выставка: «Книжка - малышка». Презентация проекта. Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрёшка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрёшки была фигурка японского старичка – Фурукуму . Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрёшек были все разные. Но главное мы поняли, что русская матрёшка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Слайд 28

Спасибо за внимание! 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     центр развития ребенка детский сад №2 "Искорка" г. Протвино

                                        Проект

                

                        во второй младшей группе

                                                                

                                                Подготовила: Зайцева В.В.

    Миронова Н.Ф.

                                                воспитатели МБДОУ ЦРР д/с "Искорка"

                                

                                г. Протвино, 2015

Проект "История матрёшки" во второй младшей группе.

Выполнила:воспитатель Зайцева В.В.

Актуальность:         

        Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка" небалушка" - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки "Матрёшки" было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

        - Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки "Матрёшки"? - Чем должна быть игрушка "Матрёшка" для ребенка?

        - Как выбрать то, что нужно ребенку?

        - Игрушка "Матрёшка" полезная или вредная.

        Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка младшего возраста становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

        Анализ позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, помогает решать задачи всестороннего развития детей младшего возраста.

        Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего возраста в настоящее время является актуальной.

        Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс, но вместе с тем возникло противоречие между потребностью практики в целенаправленном педагогическом влиянии игрушки на развитие речевых, эмоциональных, познавательных и музыкальных способностей ребенка в детском саду и дома.

        Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей младшего возраста.

        Для данного проекта выбрана игрушка "Матрёшка".

        Матрёшка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрёшка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению матрёшки и использования ее.

        Цели:воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки; систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрёшке; создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

        Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предмет проекта: Матрёшка.

Вид проекта: творческий, групповой, информационно - познавательный, практико - ориентированный.

Участники: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года, родители.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение: куклы матрёшки, изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрёшки, русские народные сарафаны и косынки, трафареты (силуэты) матрёшек, таблицы с элементами народных росписей, магнитофонные записи русских народных песен, тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома "История матрёшки".
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрёшке.
  3. Выставка "Семейная матрёшка".
  4. Досуг с детьми "Русский сувенир".
  5. Презентация для родителей "История матрёшки".
  6. Консультация для родителей "В какие игры играть с матрёшкой!"

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрёшку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Срок реализации: проект является краткосрочным, так как рассчитан на 4 недели.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрёшек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: "Матрёшка -национальное культурное наследие России".
  3. Составление схемы "Модель трёх вопросов".

2 этап. Основной.

Цели:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с матрёшкой в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр "Матрёшки –путешественницы", «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы и составлять рассказы.
  5. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность.

  1. НОД: "Нарядные матрёшки" (знакомство с матрёшкой).
  2. НОД: Рисование "Русская матрёшка".
  3. НОД: Лепка "Подружки для матрешки".
  4. НОД по изодеятельности "Веселые матрёшки".
  5. НОД: "День рождения у матрёшки".
  6. Изучение свойств дерева. Эксперементирование.
  7. Сравнение: Матрёшка и Ванька-встанька.

Развитие речи.

  1. Рассматривание изображений разных матрёшек.
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрёшке совместно с родителями.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой "Весёлые матрёшки".
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: "Лесополоса – всему лесу краса", "Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу", "Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади", "Лес с огнём не дружит!", "Враг природы тот, кто леса не бережёт".
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой "Матрёшки". Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность.

Рисование.

Тема: "Красавицы - подружки" (Семеновская, Полховская, Вятская… матрёшки)

Лепка.

Тема: "Хоровод матрёшек" (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: "Детская авторская матрёшка".

Музыкально-художественная деятельность.

  1. Разучивание танца "Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…".
  2. Неваляшки (муз.З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность.

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры: "Собери матрёшку", "Построй ряд с закрытыми глазами", "Эти удивительные узоры".
  3. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный.

Цели: обобщить полученные детьми знания о матрёшке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрёшка является символом любви и дружбы.

Итог проекта:

  1. Разработка конспектов НОД.
  2. Выставка: «Книжка - малышка».
  3. Презентация проекта.

Вывод:

        Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрёшка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрёшки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрёшек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрёшку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрёшек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрёшек.

        Но главное мы поняли, что русская матрёшка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

        В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Тема: «Куколки - матрёшки».

Тема проекта: «Куколки - матрёшки».В современном мире высоких технологий серьезно стоит проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. У большинства современных детей ярко вы...

Презентация к проекту "Русь ремесленная": "Матрёшки".

Презентация: "Матрёшки"Выполнила:воспитатель ГБОУ Школа №2092 дошкольное подразделение "Надежда"  воспитатель  младшей группы Седлеренко Людмила СергеевнаЦель: -приобщение детей к нацио...

Проект "Народная игрушка Матрёшка"

В проекте мы рассмотрели разновидности матрёшек.Познакомились с ними, поиграли, раскрашивали им фартуки, водили хоровод, лепили матрёшек, провели музыкальное занятие, и итоговое мероприятие "Поможем м...

Педагогический проект на тему «Матрёшка»

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества  - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития ег...

Педагогический проект "Народная игрушка - матрёшка"

Проект для детей первой младшей группы....

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе...