Рабочая программа дополнительного образования по бумажной пластике для детей 4 - 5 лет Арт - студия "Гофрировочки"
рабочая программа (средняя группа)

Петренко Надежда Васильевна

Арт – студия «Гофрировочки»

Рабочая программа  дополнительного образования по бумажной пластике для детей    4 – 5 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_-_studiya.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Белоярский детский сад «Буратино»

Рассмотрена на педагогическом совете.

Арт – студия

«Гофрировочки»

                                                  Рабочая программа  

       дополнительного образования по бумажной пластике для детей    4 – 5 лет.

                                      Пояснительная записка.

МБДОУ Белоярский д/с «Буратино» комбинированного вида реализует основную образовательную программу «От рождения до школы» М.А. Васильевой. Приоритетным направлением в работе детского сада является: развитее познавательно- речевой сферы, нравственно – патриотическое и физическое воспитание.

        Наш детский сад является базовой площадкой МО Алтайский район по проблеме «формирования речевой сферы детей средствами  технологии педагогической арт - терапии».

        Формирование творческой личности- одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному или красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

 Основная идея программы – приобщение детей к деятельности по конструированию из бумаги, формирование у них чувства успеха, уверенности в себе, развитие способностей к творческому поиску. Ведь изготовление поделок развивает мелкую моторику пальцев рук, а значит , развивается и  речь детей:

усвоение и называние форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.

В.М.Бехтерёв писал, что движения руки тесно связаны с речью и её развитием.

В процесс обучения работе с бумагой углубляется представление малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.

        Данная группа является средней (дети 4-5 лет) Количество детей составляет 27 детей. Количество детей в кружке «Гофрировочки» составляет 13 детей.

Занятия кружка проводятся 1 раз в 2 недели, длительностью 20 минут во второй половине дня, ( по пятницам) по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

 

                             Введение.

Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности, тем легче ему высказывать свои мысли. Чем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии, в том  числе и речевом. Поэтому одно из приоритетных направлений работы нашего д/с является познавательно-речевое развитие детей.                  

Отклонения в речевом развитии отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на  эмоционально-волевую сферу  

Актуальность данной программы заключается в необходимости освоения широкого использования в практике конструирования из бумаги как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных процессов, потребностей и способностей детей дошкольного возраста. В современном мире при огромном разнообразии всевозможных технических развлекательных средств: от компьютеров до телефонов и игровых приставок – у наших детей потихоньку пропадает интерес мастерить что – либо своими ручками. А между тем это так захватывающе – когда при помощи нехитрых материалов и инструментов получается яркая и оригинальная поделка. Кроме того, изготовление поделок развивает мелкую моторику рук, внимание, память. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Проблема заключается ещё и  в том, что  общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие не речевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития речи. Речевое развитие является необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка, а также непременным условием овладения любой деятельностью  

теоретической и практической, коллективной и индивидуальной.

Известно, что для развития речи существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Проблема раннего опознания  отклонений в речевом и познавательном развитии детей приобретает особое значение для дальнейшего полноценного развития и обучения. Характерными особенностями детей с  общим недоразвитием речи являются:

    -недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речью: внимания, памяти,  мышления.

    -слаборазвитая тонкая пальцевая моторика, проявляющаяся в нарушениях            выполнения действий с предметами: ножницами, семенами, мозаикой; испытывают трудности на занятиях по изобразительной деятельности (аппликацией, рисованию, конструированию)

     -малая активность в разных видах деятельности: игровой, творческой,

      познавательной.

    -отсутствие любознательности, инициативности, способности к творческому самовыражению.

Поэтому формирование речевой сферы детей, развитие психических процессов и творческой активности, для меня, как воспитателя, особенно актуально.  

       

После анализа результатов мониторинга развития речи детей, возникла мысль о необходимости изменения в процессе формирования и развития детей нашей группы, так как  результаты показали не достаточно  высокий уровень развития, согласно их возрасту. Одной из причин не высокого уровня является – слабый уровень развития мелких мышц пальцев рук (что подтверждают результаты мелкой моторики).

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и познавательного развития. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Это лишний раз подтверждает заключение  

М.М.Кольцовой, что «Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Кольцова особо подчеркивает, что это влияние значительно только в детском возрасте пока идет формирование речевой моторной области.

Хотя речи принадлежит огромная решающая роль в развитии ребенка, все – таки творцом человека выступает конкретная практически – предметная деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Сочетание деятельного и коммуникативного подхода в формировании речевой сферы детей наиболее эффективно с моей точки зрения и может реализоваться на кружковых занятиях. С этой целью с детьми  своей группы я организовала кружок «Гофрировочки».

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Складывание бумаги «гармошкой» - это очень простой, с детства доступный способ гофрировки бумаги, тающий в себе большие возможности.

Даже просто сложенный лист «гармошкой»,- это уже поделка! Или основа для последующей поделки.

Гофрировочки –это искусство складывания бумаги гармошкой, создавая при этом интересные поделки, которые очень полезны благодаря своему многостороннему воздействию на детей .При использовании полученных фигур  можно решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. На кружке мы делаем интересные веера. Веер сам по себе привлекательный и согласно одной современной теории он даже влияет на энергетику помещений. Изготовление поделок, вееров можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности. Складывая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами. В процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура превращается в другую.

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Я считаю, что кружок «Гоффрировочки» влияет на развитие психических процессов, коррекции речи и формированию познавательных интересов. Кружок способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения. Во время работы ребенку необходимо сконцентрировать свое внимание на объяснение педагога, запомнить названия заготовок базовых форм, способы выполнения приемов и самостоятельно мыслить, воображать, размышлять. На занятиях  в кружке  развиваю конструктивные и творческие способности с учетом  индивидуальных возможностей каждого ребенка, а также развивается мелкая пальцевая моторика. Во время занятий в кружке «Гофрировочки» я использую здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия, игратерапия, изотерапия, психогимнастика, динамические паузы и т. д.

                    Материал для работы:

  1. Разные виды бумаги: обычная, цветная, тетрадные листы, оберточная  гофрированная и подарочная бумага, салфетки.
  1. Фломастеры, клей, ножницы, кисточки, краски, цветные карандаши, подставки для кисточек,  розетки для клея.
  1. Схемы и рекомендации по изготовлению бумажных поделок.
  1. Картотека пальчиковых игр (для тренировки движений пальцев рук)
  1. Детские работы в оформлении группы.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной продуктивной деятельности  детей: использование техники складывания бумаги гармошкой, активизируя работу пальцев, способствующей развитию речи детей, а так же развитию всесторонних способностей детей(психических, творческих и познавательных)

Задачи:

Обучающие:

-Создавать условия для развития творческой активности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов бумажной пластики.

-Учить детей овладевать различными приемами и способами действия с бумагой (сгибание, надрезание, склеивание).

-Совершенствовать мелкую моторику пальцев.

Развивающие:

-Развивать речь и образное мышление при обыгрывании поделок из гофрированной бумаги.

-Развивать психические процессы, тесно связанные с речью (мышление, память, внимание), ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

-Повысить оздоравливающее воздействие на организм ребенка, используя здоровьесберегающие технологии (сказкотерапия, игратерапия, изотерапия),  которые позволяют освободить детей от утомительной неподвижности во время занятий.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, инициативность, дисциплинированность, терпение.

-Воспитывать у детей интерес  к бумажной пластике.

Этапы работы:

  1. Ознакомительный.

 а) знакомство с поделкой, которую дети будут выполнять.

 б) знакомство с приемами и этапами изготовления

       поделки

  в) познакомить детей со способами превращения  одной  

      геометрической фигуры в другую.

   2 Основной.

  а) поэтапное выполнение изделия, завершив  один этап складывания бумаги перейти к другому.

  б) называть последовательность действий.

  3 Заключительный.

 - Готовой картине сделать рамочку, дать оценку работам, оформить выставку работ.

             Требования к уровню знаний и умений.

    Знать:

 

1  геометрические фигуры,

2  основные цвета и оттенки,

3  знать технику безопасности при работе с инструментом

  1. знать правила поведения  при работе.

5  знать название поделки,

  1. различные способы и приемы бумажной пластики: свёртывание, скручивание, складывание гармошкой,
  2. назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.

  Уметь:

1  уметь выполнять словесные инструкции воспитателя,

2  уметь складывать бумагу по образцу

  1.  уметь пользоваться клеем и кисточкой,

4  владеть ножницами,

5  ценить свой труд и труд другого человека; бережно относиться к книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира; сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

Способы проверки знаний.

Имя

Фамилия

Складывание бумаги

Умение пользоваться клеем и кисточкой

Знание геометрических фигур

Владение ножницами

Знание цветов и оттенков

Словарный запас

Итог

Высокий уровень -3 балла

Средний уровень -2 балла

Низкий уровень    -1 балл.

Средства обучения и воспитания:

-ТСО.

-Учебно-наглядное пособие.

-Художественная литература.

-Театральная деятельность.

-Работа со схемами.

-Придумывание веселых историй, загадок об игрушках. Поделках.

-Составление описательных рассказов об игрушках, поделках.

-Проговаривание последовательности работы.

-Экспериментирование с бумагой.

-Организация выставок поделок.

Методы, используемые на кружке:

-беседы. Рассказы, игры, сказки;

-рассматривание иллюстраций, картин;

-Показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий на кружке:- тематическая совместная деятельность.

Литература.

Арсентьева Л. Ю. « Азбука развития супероригами» -ООО Издательство «Дом.»

ж-л  «Дошкольная педагогика»

 

ж-л «Обруч»

Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги» -Ярославль Академия развития. 1999г

Перспективный план работы АРТ - студии «Гофрировочки» на

2018 – 2019г. Средняя группа

м   е        с     я    ц

    Тема  занятия

             Задачи 

 Оборудование

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

Сентябрь

1. «Бумага и её свойства»

2.«Деление  квадрата на 4 части»

               

 

- Упражнять детей в смятии бумаги, развивать мелкую моторику.

-Воспитывать усидчивость, самоконтроль.

-Упражнять детей в деление квадрата  из бумаги на 4 части.

-Воспитывать усидчивость, самоконтроль.

Листы белой бумаги

Квадраты из обычной белой бумаги.

Д/и «Какая фигура спряталась?»

Октябрь

1. «Чудо квадрат»

2.»Складывание бумаги гармошкой»

Упражнять детей в складывании из бумаги основных элементов (деление квадрата на разное количество частей).

-Воспитывать усидчивость, самоконтроль.

Учить детей складывать бумагу гармошкой.

Воспитывать аккуратность. Учить ориентироваться в пространстве листа бумаги (середина, вверх, низ).

-Тренировать в точности движений рук

Квадраты из  цветной бумаги.

 

Цветные листы А-4

Д/и «Какая фигура спряталась?»

Ноябрь

1.

«Гармошка»

2. Веер «Осень»

- Продолжать учить детей складывать бумагу гармошкой.

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

- Продолжать учить детей складывать бумагу гармошкой.

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

 

Цветная бумага

 

Листы жёлтой бумаги  А-4.

Загадывание загадок .

Декабрь

1.Гофрировка    на треугольнике  «Листик»

2.Коллективная работа: «Ах, как ёлка хороша»

-Учить детей  с помощью гофрировки на треугольнике,  выполнять разные поделки (листочки).Закрепить форму, цвет.

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

- Учить детей мастерить поделки из бумаги, сложенной «гармошкой», составлять композицию.

- Развивать умение правильно воспринимать  словесную инструкцию. Развивать творческие способности.

- Воспитывать усидчивость.

Листы зелёной бумаги треугольной формы,    

клей, ножницы.

Готовые гофрированные зелёные листики, клей, ножницы.

Загадывание загадок о зимних явлениях природы.

Январь

 1.Складывание бумаги гармошкой

«Рождественский ангел»

2.Поделка «Ёжик»

- Продолжать учить детей складывать бумагу гармошкой.

- Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, сложенной «гармошкой».

- Развивать умение правильно воспринимать  словесную инструкцию. Развивать творческие способности.

- Воспитывать усидчивость.

Цветная бумага А-4.

Цветная бумага, клей, ножницы.

Загадывание загадок .

Февраль

1. Веер «Звёздная ночь»

2.Веер «Зима»

- Учить детей давать словесный отчёт о выполняемых действиях.

- Закреплять навыки складывания бумаги  «гармошкой», цвет.

Воспитывать терпение, усидчивость.

Цветная бумага, клей, ножницы, шнурок.

Цветная бумага, клей, ножницы.

Загадывание загадок о частях суток.

Загадывание загадок о ёжике, придумывание рассказов.

Март

1. «Подарок для мамы»

2.Веер  «Весна»

- Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, сложенной «гармошкой».

- Развивать умение правильно воспринимать  словесную инструкцию. Развивать творческие способности.

- Воспитывать усидчивость.

- Продолжать учить детей складывать бумагу гармошкой.

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Цветная бумага, клей, ножницы.

Листы светло зелёной  бумаги  А-4, цветные карандаши, краски, шнурок.

Загадывание загадок о весенних явлениях природы.

Апрель

1.Гофрировка на квадрате: «Двойной листик»

2. Коллективная работа «Цветок»

- Продолжать учить детей складывать бумагу гармошкой.

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

- Учить детей мастерить поделки из бумаги, сложенной «гармошкой».

- Развивать умение правильно воспринимать  словесную инструкцию. Развивать творческие способности.

- Воспитывать усидчивость.

Цветная бумага, клей, ножницы.

Цветная бумага, клей, ножницы.

Май

1.Поделка «Бабочка»

2.Панно: «Бабочка на цветке»

Учить детей с помощью гофрировки делать объёмные предметы. Развивать ловкость рук, зрительную память, устойчивость внимания. Воспитывать умение работать  в коллективе.

Учить детей составлять композицию, используя словесную инструкцию воспитателя, умение ориентироваться в пространстве листа бумаги (правая и левая сторона, верх, низ, середина).

-Развивать внимание, память, речь.

- Воспитывать дружеские отношения, терпение.

Листы белой  бумаги  А-4, цветные карандаши, краски.

Цветная бумага, клей, ножницы, рамка, салфетки

Загадывание загадок , придумывание разных историй, рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная техника "Бумажная пластика или картины из бумажной массы"

На что направлено:- Ознакомление с новой нетрадиционной техникой.- Развитие мелкой моторики.- Формирование навыков сотрудничества, умение договариваться и обсуждать замысел.Материалы и инструменты, не...

« Бумажная пластика для детей трех - четырех лет»

Занятия по аппликации из бумажных салфеток являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольн...

Рабочая программа кружка бумажной пластики и оригами "Волшебная бумага"

Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами....

Проект «Волшебная бумага» с использованием техники «Бумажной пластики» для детей первой младшей группы.

Содержание данного проекта направлено на развитие мелкой моторики рук и на проявление личных творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.Решение задач проекта поможет детям овлад...

Программа дополнительного образования «Бумажная пластика» для детей младшего дошкольного возраста

Ребёнок растет, стремится к самостоятельности, приобщается к изобразительному творчеству, входит постепенно в мир прекрасного. Успешность его творческого развития зависит от взрослых, которые его окру...

Презентация Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Бумажная фантазия» (бумажная пластика и оригами)

Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей младшего и старшего дошкольного возраста 3-7 лет.     Цель программы:...