План по самообразованию и саморазвити «Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка
повышение качества воспитательно-образовательного процесса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное автономное учреждение детский сад
комбинированного вида «Родничок»
План по самообразованию и саморазвитию
«Мультипликация как средство развития творческих
способностей детей дошкольного возраста»
А.В Верхотурова, воспитатель
пгт. Междуреченский
2015
Тема: «Мультипликация как средство развития творческих
способностей детей дошкольного возраста»
Цели:
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение развития познавательной и исследовательской деятельности воспитанников.
Задачи:
1) развивать творческий потенциал воспитанников и создавать необходимые условия для активизации познавательной исследовательской деятельности.
2) повысить качество образования на основе внедрения новых информационных технологий;
3) фиксировать уровень развития на каждом этапе воспитания и обучения.
Актуальность:
Внедрение нового ФГОС дошкольного образования продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается воспитатель ДОУ. Повышается роль педагога, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.
Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности воспитателя детского сада отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой работы ДОУ и современными требованиями к ней.
Современный воспитатель детского сада является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с дошкольниками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Источники самообразования:
- Методическая литература,
- журналы,
- семинары и конференции,
- курсы повышения квалификации,
- мастер-классы,
- открытые занятия коллег,
- сеть Интернет,
- общение с коллегами.
Содержание работы по самообразованию и саморазвитию:
«Использование ИКТ в воспитательно -образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Содержание работы | Предполагаемые результаты в работе по реализации программы | Период |
Разработка нормативно-правовой базы сопровождения программы. | - Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказ ДО и МП ХМАО - Югры № 112 «О введении в действие ФГОС ДО в образовательных организациях, реализующих образовательные программы ДО ХМАО - Югры»; - Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», «Правила осуществления мониторинга»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.05.2014 № 594 «Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». - Ознакомление, изучение ФГОС ДО; - Курсы повышения квалификации по теме «Организация целостного интегрированного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС дошкольного образования»; - Принять участие в семинарах, конференциях по теме самообразования. | 2015-2016 |
Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы. | Изучение условий организации творческой деятельности детей в группе, создание мини анимационной студии. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой. Подбор и изучение литературы по теме. | 2015-2016 |
Участие в мини педсовете по теме: «Пластилиновая анимация в жизни ребенка ». | Выступление по теме «Пластилиновая анимация в жизни ребенка ». План проведения мини педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация. | 2016-2017 |
Разработка методических материалов для работы. | -Мастер-класс «Мультфильм своими руками ». -Семинар-практикум для педагогов «Речь на кончиках пальцев»» -Консультация для родителей «Увлечение пластилином» -Практические занятия согласно планированию программы «Пластилиновый мультик». | 2016-2017 |
Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы. | - Участие в творческих группах по созданию условий для оснащения развивающей предметно-пространственной среды. - Школа молодого педагога. | |
Разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ. | План, образовательные проекты, сценарии совместных мероприятий, фото- и видеоматериал. | |
Организация сетевого взаимодействия. | Мероприятия с детьми:
Мероприятия с родителями: - Семинар-практикум для родителей «Пластилиновый мультфильм руками детей» -Презентация "Шаг за шагом!» - Совместное ООД (дети и родители) « Мультфильм за один вечер! « Пластилин как средство развития творчества ребенка» Мероприятия с педагогами: - Медиатека по пластилиновой анимации в образовательном пространстве ( Подбор DVD дисков по изучаемым темам) Мастер-класс « Рисуем пластилином в ДОУ» | 2017-2018 |
Написание отчета по самообразованию за 2015-2018 учебный год. Анализ достижения цели и решения задач. | ||
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное автономное учреждение детский сад
комбинированного вида «Родничок»
Отчет по самообразованию и саморазвитию
«Мультипликация как средство развития творческих
способностей детей дошкольного возраста»
А.В Верхотурова, воспитатель
пгт. Междуреченский
2018
Отчёт по самообразованию по теме:
«Мультипликация как средство развития творческих
способностей детей дошкольного возраста»
( отчёт работы мультипликационной студии «Анимашка»)
Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности.
Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все виды искусства (живопись, музыка и т.д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного искусства является мультипликация. Мультипликация сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр. Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.
В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Работа над созданием фильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования.
Мультипликация как вид детского творчества существует уже достаточно давно, как в нашей стране, так и во многих странах мира. Отличаясь доступностью и неповторимостью жанра, мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка
Педагоги проявляют немалый интерес к педагогическому потенциалу мультипликации, они заинтересованы не только в конечном результате детского творчества –фильмах, но в первую очередь, в проявлении и выражении творческих способностей детей.
В 2015 году в нашем детском саду МАДОУ ДСКВ « Родничок» была организована работа мультипликационной студии «Анимашка», в основе которой лежит разработанная мною вариативная программа дополнительного образования. Цель работы мультипликационной студии: развитие творческого потенциала ребёнка в процессе создания собственного мультфильма. Задачи: создать условия для развития творческого воображения и творческих способностей; способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук, глазомера, развитию восприятия (зрительного, тактильного, слухового), развитию речевых навыков; обучение навыкам создания мультипликационных фильмов; вовлечение дошкольников в коллективную творческую деятельность; формирование навыков сотрудничества. Существует большое количество способов изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация, и
компьютерная графика, и различные виды анимации –пластилиновая, кукольная, предметная и т.д. Для создания мультфильмов в рамках работы мультипликационной студии «Анимашка» была выбрана пластилиновая анимация.
Во-первых, лепка –один из самых эмоциональных продуктивных видов изобразительной деятельности и для детей дошкольного возраста игра с мелкими игрушками, пластилиновыми персонажами является очень интересной.
Во-вторых, в лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Кроме того, лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь, оказывает влияние на развитие речи, памяти и мышления. Учитывая, современную проблему увеличения количества детей с общим недоразвитием речи, у которых есть проблемы не только в развитии речи, но и проблемы с мелкой и общей моторикой, вниманием, восприятием, памятью и т.д., данный способ изготовления мультфильмов будет являться наиболее эффективным в решении поставленных задач.
Условия:
●Занятия проходили в групповой ДОУ.
●Для работы студии предоставлен компьютер с необходимой программой для обработки фото-,видео-и монтирования фильмов (стандартная программа Киностудия Windows Live); диктофон, фотоаппарат, штатив; проектор и проекционный экран для просмотра; необходимые материалы для изготовления пластилиновых героев и работы в технике «пластилинография».
Мультипликационную студию «Анимашка» посещали дети
старшего дошкольного возраста. Набор детей не предполагает особых условий и осуществляется по желанию детей и родителей. Занятия проходят два раза в неделю во второй половине дня. Время проведения занятия составляет 30 минут. В силу специфики занятий количество детей в группе должно быть не более 8-10 человек:
●работа в малой группе позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует выявлению резервов каждого ребенка как «отправной точки» для обеспечения условий развития его творческого потенциала;
●на занятиях задействовано большое количество технических средств: цифровая фотокамера, компьютер, диктофон и дети учатся
пользоваться техникой необходимой в процессе создания мультфильма;
●занятия построены таким образом, чтобы дети побывали в разных ролях (сценаристов, мультипликаторов, декораторов, режиссёра, оператора, звукорежиссѐра). Занятия в студии подразделяются на 2 вида: вводные и тематические. В рамках вводных занятий дети знакомятся с историей и процессом создания мультипликационного фильма, с разными видами и особенностями мультипликационных фильмов, с профессиями тех людей, которые работают над созданием мультфильма, кто озвучивает героев любимых мультиков, как проходит процесс озвучивания. Тематические занятия разбиты на 4-8 занятий по темам, в рамках каждой из них создаются мини-мультфильмы, которые дети придумывают и создают совместно с педагогом. Создание анимационного пластилинового фильма предполагает наличие следующих этапов:1.Определение общей идеи мультфильма. В начале каждой темы проводится вводное занятие, на котором дети обсуждают сценарий будущего фильма. Тема, сюжет могут быть предложены как педагогом, так и детьми. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях –это способствует развитию познавательных компетенций.
Все мультфильмы, создаваемые в студии, можно условно разделить на 4 группы:
●экранизация известных произведений;
●ремейк (обновление, новая версия) мультфильмов;
●«Старая сказка на новый лад» –переделки известных сказок;
●фильмы, снятые по сюжетам, придуманными детьми.
2.Разработка сценария мультфильма. Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка. Придумывание сценария –это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного –это развитие планирующей деятельности дошкольников. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает
герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.3.Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма. Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый лепить. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы (скульптурный, конструктивный или комбинированный) и приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, скручивание и т.д.). Изготавливая декорации, дети осваивают новый вид продуктивной деятельности –пластилинографию. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев.4.Покадровая съёмка мультфильма. Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.5.Монтаж.Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы. Все части мультфильма монтирую я сама с использованием специальных программ. Данный этап проводится без участия детей. Но в дальнейшем, я планирую, что дети будут участвовать в монтаже.6.Озвучивание фильма. Вместе с детьми подбираем музыку, шумовые эффекты, распределяем роли и озвучиваем мультфильм. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер настроение героев.7.Окончательная обработка мультфильма.8.Совместный просмотр и презентация родителям и другим детям. Опыт работы студии по решению задач творческого развития ребенка средствами мультипликации, может быть использован педагогами и в условиях массовых групп ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Представление опыта работы мультипликационной студии «Пластилиновая ворона»...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Моя тема самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».Она родилась из «проблемы», которая вызывал...
«Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по созданию пластилинового мультфильма "Колобок"....
Самообразование. Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Современный ребенок – это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени, и, прежде всего постоянное присутствие информационных технологий в повседневной жизни. В...
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...
План по самообразованию «Тико - моделирование, как инновационное средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Цель:1. Повысить свой профессиональный уровень по средством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса конструирования», которая является программой технической н...
План по самообразованию «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Актуальность.Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в д...