Конспект подгруппового занятия со старшими дошкольниками (5–6 лет) «Испуг»
план-конспект занятия (старшая группа)

Т.Н. Бойко

педагог-психолог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispug.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия со старшими дошкольниками (5–6 лет) «Испуг»

 Цели:

  1. Познакомить детей с эмоцией испуг.
  2. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям.
  3. Развивать умение справляться с чувством страха.
  4. Учить детей выражать чувство страха в рисунке.

Материалы:

Магнитофон, аудиозапись музыки Э. Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия», «Звуковые фрагменты. Театр»; магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картина «Страх»; набор цветных карандашей; персонаж Пуглинка.

Ход занятия

I этап. Организационный

Приветствие «Страна Настроений»

Психолог:

В страну Настроений отправимся мы,

Где будем смеяться, грустить, удивляться.

С героями этой волшебной страны

На каждом занятии будем встречаться.

Нас ждут приключения, сказки, игра,

Задания разные нового друга.

Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!

Друг другу приветствие скажем по кругу.

(Дети передают по кругу приветствие).

II этап. Мотивационный

Сказка

Психолог:  Теперь послушаем продолжение сказки, узнаем, что же произошло дальше.

* * *

Был ненастный осенний вечер. В гостях у Веселинки и Грустинки была Пуглинка. Она уже собиралась домой, как вдруг началась гроза. По крыше забарабанил дождь. Ветер раскачивал деревья, и стоял просто ужасный гул. «У-у-у!» – завывал ветер. «Ш-ш-ш», – гудели деревья. Они раскачивали своими ветками, и казалось, что невиданное чудище машет своими огромными лапами.

Пуглинка от страха задрожала и спряталась под стол. «Прячьтесь, лесное чудище разгневалось и хочет ворваться к нам в дом!» – закричала она.

«Да, это же просто деревья и дождь!» – старалась успокоить ее Грустинка.

«П-п-правда? » – спросила Пуглинка, выглядывая из-за стола.

Она осторожно вылезла, села к подругам и спокойно сказала: «А звук не такой уж и страшный, когда знаешь, откуда он».

III этап. Практический

  1. Организация беседы по пиктограмме «Испуг»

Психолог (прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Страх»). Пуглинка сильно испугалась страшного, непонятного звука. Как мы можем узнать, что человек испуган? (Ответы детей.)

Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.

Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь. (Дети выполняют задание.)

Теперь пройдите так, как ходит испуганный человек. (Дети выполняют задание.)

Постарайтесь испуганно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.) Закончите мои предложения: «Когда я боюсь, я...», «Я боюсь, когда слышу...».

  1. Упражнение «Страшные звуки»

Психолог: Сейчас я включу магнитофон. Угадайте, какие звуки мы услышим? (Ответы детей.) Мы услышим много разных звуков, среди них есть и страшные.

Мы будем слушать звуки, и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные.

Психолог включает магнитофон, дети слушают и обсуждают различные звуки из фонотек. В случае, когда ребенок относит какой-либо звук к категории пугающих, психолог предлагает припомнить, всегда ли этот звук был страшным.

Например, звук поезда и электрички ребенок воспринимает как пугающий, а потом вспоминает, что, когда он ехал в гости к бабушке или в отпуск с родителями, было очень весело и интересно. Рычание льва кажется страшным, но если льва представить на арене цирка, то страх проходит. Важно изменить отношение ребенка к пугающим звукам посредством активизации позитивных воспоминаний из его собственного опыта.

  1. Пальчиковая гимнастика «Храбрые моряки»

По реке плывет кораблик,

Ладони соединить лодочкой.

Он плывет издалека.

Выполнять волнообразные движения руками.

На кораблике четыре

Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке.

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке.

Сложить обе ладони к макушке.

У них длинные хвосты.

Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны.

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты.

Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения.

 Упражнение повторить несколько раз.

  1. Задание «Мой страх»

Звучит аудиозапись музыки Ф. Бургмюллера «Баллада».

Перед каждым ребенком набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог: Сейчас мы будем слушать музыку, и рисовать свой страх, а потом расскажем о нем.

Вы можете нарисовать историю, которая произошла, когда вас напугал какой-нибудь страшный звук. Вспомните, чем вы занимались, кто был рядом с вами, что вы стали делать, когда испугались. Обратите внимание на цвета карандашей, выберите те, которые помогут лучше нарисовать ваш страх.

Дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках.

При обсуждении рисунков можно спросить ребенка, боится ли он сейчас того, что нарисовал. Если дан положительный ответ, психолог просит изменить картинку так, чтобы она стала, например, смешной. Предложение дорисовать какие-то забавные детали или раскрасить страх «веселыми» карандашами очень нравится детям.

Рекомендуется придумать детской истории веселый конец или ввести в ситуацию новый неожиданный персонаж, обладающий силой, хитростью или чувством юмора. Недопустимо стыдить или упрекать ребенка за то, что он чего-то боится! Важно проявить внимание к каждому рассказу и при необходимости провести цикл индивидуальных занятий по коррекции страхов.

  1. Задание «Страшно веселая история»

Детям показываются сюжетные картинки.

Психолог. Составь рассказ по картинкам, придумай продолжение.

  1. Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально им может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Человека-паука, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кощея, тот становится водящим и продолжает игру.

  1. Упражнение «У страха глаза велики»

Психолог: А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!

IV этап. Рефлексивный

  1. Подведение итогов, рефлексия

Психолог: Сегодня мы рассуждали о страхе и о разных звуках. Что можно сделать, когда тебя пугает какой-то звук? (Вначале нужно определить источник звука, то есть откуда или от кого идет этот звук. Если звук продолжает беспокоить, то можно его нарисовать, а потом придумать историю с веселым концом.)

Спасибо всем!

  1. Ритуал прощания «Страна настроений»

Давайте улыбнемся друг другу. Вы – молодцы!

За руки беремся, становимся в круг,

Занятие кончается наше.

Теперь появился у нас новый друг,

Ему до свидания скажем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в старшей группе "В гостях у Веснушки"

Тема: Звуки С – Ш в словах и словосочетаниях.Задачи: совершенствование фонематического восприятия; учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С –...

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе "Веселое путешествие"

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы по формированию лексико-грамматических категорий....

Конспект подгруппового занятия в старшей группе

Тема: Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и в словах.Задачи: формировать правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятия, ...

План - конспект подгруппового занятия в старшей группе.

План - конспект подгруппового занятия в старшей группе Тема :  Звук [С] Буква С. Знакомство. Лексическая тема : "Посуда"....

Конспект подгруппового занятия для старших дошкольников с ТНР и нарушением зрения на тему: «Дифференциация звуков с, з. Знакомство с обитателями необычного зоопарка».

Цель: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [с], [з], и их дифференциации; познакомить со скороговорками.Задачи:Коррекционно - обучающие:упражнять в сравнении и различении, правильном произ...