Семинар для педагогов ДОУ "Развитие детской одаренности"
методическая разработка
Цель- активизация знаний педагогов по развитию детской одаренности у детей дошкольного возраста;
- стимулирование участников к поиску способов развития способностей малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_razvitie_detskoy_odarennosti.docx | 59.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей: «Развитие детской одаренности»
Цель:
- активизация знаний педагогов по развитию одаренности у детей дошкольного возраста,
- стимулирование участников к поиску способов развития способностей малышей,
- разработка рекомендаций для воспитания и развития одаренных детей.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, цветная бумага, магнитная доска, конверты с заданиями.
Ход семинара психолога детского сада для воспитателей
Вступительное слово психолога
Приветствие, сообщение темы.
Прежде чем начать, послушайте и скажите о ком идет речь
- Неровно успевающий.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Странный в поведении, непонятный.
- Выскакивающий с нелепыми замечаниями.
- Занятый исключительно своими делами.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
Игра "Слова рассыпались" составьте из слогов слагаемые одаренности.
(Мотивация, дарование, креативность, способности выше среднего)
Одарённость – это особый склад личности.
Сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи в дошкольном возрасте. Ребёнок развивается с опережением при равных условиях. Ярко выражена познавательная потребность (в новых занятиях, способах и условиях действий), побуждающая ребёнка к активному поиску новых впечатлений, информаций, которая сопровождается положительными эмоциями (радость от познания). Эта потребность не насыщаема: чем больше ребёнок знает, тем больше хочет узнавать. У одарённого ребёнка познавательная потребность может преобладать над другими потребностями: ради новой книги, занятия, дающего возможность узнать что-то новое и интересное, он готов отказаться от сладостей, от прогулки и сна.
Дарование – то же, что талант: 1) выдающиеся врождённые качества, особые природные данные; 2) высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О таланте следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Креативность (от лат. – созидание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Характеристика одарённых детей (предложил К.Тэкэкс).
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- в течение длительного времени, с удовольствием занимаются сложными задачами
- одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по ислам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, они быстро реагируют на несправедливость
-предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, творчество, изобретательность и богатая фантазия
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Как измерить талант?
Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Предлагаем вам, дорогие читатели, систему обследования, ориентированную на выявление способностей ребенка уже с 5 лет в одной из восьми сфер человеческой деятельности. Эта стандартная тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии А. да Хааном и Г. Кафом, широко применяется в США и мало известна у нас.
Преимущество этой системы перед другими: она достаточно проста и может проводиться не только профессиональными психологами, но и воспитателями, учителями и даже родителями.
ТЕСТ-АНКЕТА (раздать педагогам)
Для обследования предрасположенности ребенка к различным видам человеческой деятельности.
Информация, полученная в ходе обследования, поможет вам выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни". Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно.
Итак, ребенок имеет очевидные технические способности, если он:
- интересуется самыми разными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы;
- сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать, "видит" чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой.
У ребенка способности к научной работе, если он:
- обладает явно выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
- любит читать или смотреть детскую техническую литературу (или даже научно-популярные книжки), опережая в этом своих сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
- не унывает и не надолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант проявится у ребенка, если он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтоб его зрители были взрослые;
- с удивляющей легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
У ребенка незаурядный интеллект, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый "учебный" материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной "программе";
- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является "отличником", часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
У ребенка спортивный талант, если он:
- очень энергичен и все время хочет двигаться;
- смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
- почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, он никогда всерьез не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.
У ребенка литературное дарование, если он:
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:
- не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
- не робеет высказать собственное мнение, причем может даже попробовать критиковать, приводя вполне разумные доводы.
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Портрет одаренного ребенка (составить, нарисовать по группам).
Совместно с педагогами назвать и изобразить на ватмане признаки одарённых детей.
Методика «Классификация»
Направлена на изучение дивергентного (множество решений, вариантов) мышления на семантическом материале.
Инструкция: сгруппируйте данные слова в различные группы по признакам, которые могут объединять:
- стрела
- пчела
- крокодил
- рыба
- змея
- лодка
- воробей
Пример: А: 1,2,7 – в воздухе; Б: 3,4,5,7 – имеют хвосты\Время выполнения – 8 минут.
Обработка результатов. Подсчитывается количество выделенных групп, 1 балл за каждую группу.
Средние значения продуктивного мышления
Дети | Возраст | |
8 ЛЕТ | 10 ЛЕТ | |
Мальчики | 1,8 | 3,9 |
Девочки | 2,3 | 4,0 |
Методика Вартега «Круги»
Инструкция. На бланке 20 кругов. Необходимо нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга. Один круг-один рисунок. Оценивается оригинальность. Подпишите под каждым рисунком название. Время выполнения – 5 минут.
Средние значения дивергентного мышления (беглость)
Дети | Возраст | |
8 ЛЕТ | 10 ЛЕТ | |
Мальчики | 14,6 | 11,7 |
Девочки | 15,5 | 14,3 |
Упражнение «Пиктограмма»
Задача: представить и передать на рисунке словосочетания, запомнить их.
Перечень словосочетаний:
веселый дом
больное дерево;
необычный подарок;
колючая кофта;
теплый дождь;
загадочный лес;
приятный запах;
неправильная тарелка;
печальная ворона;
надоедливая муха.
- Как вы думаете, это упражнение является сложным? Можно использовать его в работе с детьми? Чем оно полезно для развития ребенка?
Проблемы одарённых детей.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка.
2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворены, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.
10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко захватывают все внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Как помочь раскрытию дарования.
Как предпочтительнее относится к ребёнку, если мы действительно заинтересованы в раскрытии его дарования, способностей?
Н.Роджерс в соответствии с принципами гуманистической психологии предлагает настроиться следующим образом:
1. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли.
Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.
2. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.
3. Я буду не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой.
5. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я скажу об этом тебе прямо, скажу “прости”.
Принимая эти советы и стараясь им следовать, вы быстрее будете находить решение ваших проблем с детьми.
Рефлексия
Приложение
мо ти ва ция,
да ро ва ние
кре а тив ность,
спо соб нос ти
вы ше сред не го
- стрела
- пчела
- крокодил
- рыба
- змея
- лодка
- воробей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования...
Консультация для педагогов "Аспекты детской одаренности.Как вырастить гения?"
Роль педагога – оказание поддержки ребенку в развитие способностей и личности дошкольника в целом (самооценки, Я - концепции становлению ценностных основ его взаимоотношений и др.). Поэтому, мы ...
Консультация для педагогов: «Понятие детской одаренности, ее признаки, виды»
консультация для педагогов о детской одаренности...
Семинар-практикум педагога -психолога: «Детские страхи»
Повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте....
консультация для педагогов "Аспекты детской одаренности. Как вырастить гения?"
Роль педагога - оказание поддержки ребенку в развитии способностей и личности в целом (самооценки, Я - концепции, становлению ценностных основ его взаимоотношений и др.) Поэтому, мы должны создать усл...
Семинары для педагогов в детском саду
Соответствует ФГОС ДО...
Семинар для педагогов “Поддержка детской инициативности и самостоятельность как приоритет ФГОС в ДО”
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...