Консультация для педагогов: «Понятие детской одаренности, ее признаки, виды»
консультация на тему

Тарасова Наталия Викторовна

консультация для педагогов о детской одаренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.2docx.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Понятие детской одаренности, ее признаки, виды»

 Составила воспитатель Тарасова Н.В.

«Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу,

чем сказав, что он одарен от природы»  

 Мишель де Монтень.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.

 Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Мнения об одаренности различны. Одна половина специалистов считает, что одаренными являются все дети, а вторая уверенны, встретить такого ребенка – это редкость.

Факторы, влияющие на одаренность:

  • наследственность;
  • деятельность ребёнка;
  • социокультурная среда.

В чем же заключаются особенности одаренности?

У детей каждый возрастной этап имеет определенные условия для развития способностей, но взрослея, ребенок утрачивает одаренность, если он не начал её развивать. Поэтому если не заметить особенного ребенка вовремя, можно не успеть ему помочь развить данное ему природой.

Некоторые путают два кардинально разных понятия: одаренность и обученность.
Это грубая ошибка. Так как одаренный ребенок, если вовремя начнет развивать свои
способности – добьется гораздо большего, чем ребенок просто хорошо обученный.

Словосочетанием — «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность.

Одаренные дети — дети, опережающие сверстников в развитии.

Как определить одаренного ребёнка или признаки одаренности?

Итак, если вы встретили одаренного ребенка, то он точно подходит под ребёнка со следующими признаками:

  • физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;
  • ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
  • ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.;
  • Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;
  • ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;
  • ребенок способен к нестандартным решениям;
  • ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий или, например, в раннем возрасте овладевает игрой на музыкальном инструменте и т. д. ;
  • ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;
  • в художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;
  • в двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте);
  • абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.

Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду является следующие:

  • создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы;
  • создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель;
  • отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности;
  • существуют разные виды одаренности, на которые стоит обратить внимание, когда ваш ребенок подрастает. Ваш ребенок может стать известным спортсменом или художником, если вы его вовремя направите.

Виды одаренности:

  • психомоторная одаренность (характеризуется необычными возможностями тела, то что мечтают дети научится делать годами, одаренные дети осваивают за пару занятий);
  • интеллектуальная сфера одаренности (если у вашего ребенка высокий IQ, помогайте ему в развитии, возможно, вы воспитаете будущего ученого);
  • академическая одаренность (в школе ему все легко дается – пора задуматься);
  • творческая одаренность (малыш поет или танцует уже с трех лет, пора записать его
    в школу, пусть учится у профессионалов и развивается вперед);
  • практическая (изобретательность, нужно дать ребенку возможность проявить себя);
  • художественная (обратите внимание вдруг именно вашего ребенка в будущем будут ждать все театры страны);
  • коммуникативная (а это о тех, кто может заговорить вас так, как известный оратор);
  • социальная (возможно, ваш ребенок прирожденный лидер).

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга.

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для выявления особенностей основных компонентов детской одаренности используется набор из следующих методик. Этот набор используется для предварительной оценки детской одаренности, что имеет смысл при отборе детей в группу одаренных.

Методика «Учебная деятельность» направлена на оценку способностей ребенка
в области образного мышления. Предлагаемое дошкольнику задание выявляет понимание им значения модели и умение использовать простейшую модель для воспроизведения образа.

Методика «Последовательность картинок» традиционно применяется для оценки способностей ребенка в области логического мышления. Ребенку для решения предлагаются три задачи (первая – вводная), в которых требуется выложить последовательность
из 5 картинок с соблюдением причинно-следственных связей эпизодов, изображенных на этих картинках.

Методика «Дорисовывание фигур» (модификация методики Е.Торренса, разработанная О.М.Дьяченко) направлена на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения.

При проведении методики ребенку предлагается последовательно 10 карточек,
на каждой из которых изображена фигура неопределенной формы. Ребенок должен дорисовать каждую фигурку так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики Е.Торренса) направлена на выявление познавательной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.

Методика «Дорисовывание фигур», направленная на определение уровня развития творческих способностей, проводится так же, как с детьми обычной группы детского сада.

Методика «Сочинение сказки» направлена на определение уровня развития творческих способностей (на словесном материале).

Ребенку предлагается сочинить свою собственную сказку, «какую раньше никто не читал и не слышал». Тема сказки задается взрослым (например, про зайчика).

Методика «Вопросы к картинкам», направленная на выявление познавательной активности, проводится так же, как с детьми обычной группы детского сада.

Методика «Перцептивное моделирование» направлена на определение степени овладения моделирующими перцептивными действиями. Для выполнения задания дети должны зрительно расчленить фигуру (круг или квадрат) на заданные элементы. Для этого необходимо объединить в плане представления эти элементы, изменив их пространственное положение, соотношение и ракурс.

Методика «Схематизации» направлена на определение степени овладения действиями образного мышления. Задания этой методики выявляют умение детей ориентироваться в пространстве, используя разные формы схематического изображения пути (включающие ориентиры и направления движения).

Методика «Систематизация» выявляет уровень развития способностей в области логического мышления, уровень овладения сложными формами систематизации: классификацией, сериацией и их сочетанием. Для решения задач ребенок должен при размещении фигур в таблице учитывать принцип построения такой таблицы: сочетание классификации фигур по форме и сериации по величине.

Методика «Мультипликативная классификация» – методика Ж.Пиаже, направленная на определение возможности проведения ребенком классификации материала с учетом одновременно двух оснований классификации.

Методы работы с одаренными детьми:

  • привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы;
  • обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы;
  • Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.
  • Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.

Задачи воспитателя в общении с одаренными детьми:

1. Создание атмосферы доброжелательности, избегание жесткого пресечения отрицательных форм поведения.

2. Использование конструктивной критики. Необходимо объяснить ребенку, что вы расстроены. Большинство одаренных детей знают, что хорошо, а что плохо и настроены на диалог.

3. Удовлетворение познавательных потребностей ребенка (отвечать на вопросы, быть благодарной аудиторией для всевозможных фантазий).

4. Поощрение и радость за успехи ребенка.

5. Обсуждение содержательных моментов деятельности, избегание критики за неуспех.

6. Развитие не только специфического дарования, предотвращение запущенности других невостребованных сторон детской личности.

Детская одаренность — сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Очевидно,
что ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания
к ребенку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.

Ваш ребенок – это будущее нашего мира. Воспитывайте достойных граждан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Понятие ЭКОЛОГИЯ"

Воспитывая подрастающее поколение нужно придерживаться одной цели – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, ког...

Консультация для педагогов "Аспекты детской одаренности.Как вырастить гения?"

Роль педагога – оказание поддержки ребенку в развитие способностей и личности дошкольника в целом  (самооценки, Я - концепции становлению ценностных основ его взаимоотношений и др.). Поэтому, мы ...

Консультация для педагогов "Понятие "толерантность"

Перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны. Но главным остается суть в воспитании уважения, терпения и снисхождения к чужим поступкам и мнению....

консультация для педагогов "Аспекты детской одаренности. Как вырастить гения?"

Роль педагога - оказание поддержки ребенку в развитии способностей и личности в целом (самооценки, Я - концепции, становлению ценностных основ его взаимоотношений и др.) Поэтому, мы должны создать усл...

консультации для родителей:Поддержка детской одаренности на занятиях по физической культуре в ДОУ

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда челов...

Консультация для педагогов «Понятия и представления в обучении дошкольников математике»

Обучение математике маленького ребенка представляет собой целенаправленный процесс формирования и развития математических понятий и представлений, а также способов действий с ними. Чтобы этот процесс ...

Консультация для педагогов "Выявление детской одаренности в дошкольном возрасте"

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст.  Основными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестанда...