Семинар-практикум педагога -психолога: «Детские страхи»
консультация
Повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум: «Детские страхи»
Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте.
Задачи: познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами, последствиями;
- отработать на практике приемы снятия страхов;
- стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с психологом;
- оптимизировать детско-родительские отношения.
Ход семинара-практикума:
1. Слово психолога
Уважаемые родители! Тема нашего семинара-практикума — «Детские страхи».
Чего боятся дети? Самого разного. У одних детей страх возникает только по ночам, у других — независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Правильнее говорить не о «страхе», а о «страхах» — настолько это явление неодинаковое по силе, причинам, содержанию. Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.
2. «Конкурс боюсек«
Инструкция. Участники в быстром темпе по кругу называют самые разные страхи, которые могут встречаться у детей. Тот, кто не смог назвать страх, выбывает из игры.
3. Сообщение психолога «Возрастные особенности страхов»
Дети обычно испытывают различные типы страхов в разные возрастные периоды. То есть в каждом возрасте есть свой «набор» типичных страхов. Чего же в каждом возрасте боится ребёнок?
С рождения и до 6 месяцев дети боятся любых громких и неожиданных звуков, резких движений со стороны взрослых, потери опоры и поддержки.
С 6 – 7 месяцев и до 1 года доминируют страх определённых громких звуков (например, шум пылесоса), боязнь незнакомых людей, страх раздевания, переодевания и смены обстановки, страх высоты.
От 1 до 2 лет определяющими эмоциональную жизнь ребёнка является страх разлуки с родителями, боязнь незнакомых людей, страх перед врачами, страх засыпания, травмы.
К концу 2-го года жизни, начало 3-го года жизни появляются следующие страхи: отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, сказочных персонажей, природных явлений, страх одиночества и боязнь темноты.
В период со второго года жизни, когда ребёнок становится особенно активным и появляются первые запреты, растёт страх наказания со стороны родителей. В это же время появляется страх перед животными и страх разлуки с мамой. Страх разлуки и боязнь остаться одному больше характерны для единственного ребёнка в семье.
Для дошкольного возраста свойственны три ярких страха: одиночества, темноты и замкнутого пространства.
От 6 до 7 лет дети чаще всего боятся неожиданных неизвестных резких звуков, потери родителей, физического насилия, смерти.
На седьмом году жизни страх смерти занимает центральное место в мыслях и фантазиях. Можно сказать, что такой страх свойственен всем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Достигают своего пика так же страхи животных, сказочных персонажей.
При поступлении ребёнка в школу формы его страхов меняются. На первый план выступают социальные страхи. Боязнь опозданий, невыполненного задания, наказания учителя. Дети от 7 до 8 лет боятся также темноты, катастроф, неприятия сверстниками, потерять любовь окружающих.
Патологические страхи.
Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.
Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее — к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Отсутствие страхов вообще является патологичным, и причинами этого являются низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития, родители — алкоголики и наркоманы.
Еще одним источником страхов является психологическое заражение от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания.
Все факторы, участвующие в возникновении страхов у ребенка в семье, А.И. Захаров сгруппировал следующим образом:
— наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
— тревожность в отношениях с ребенком, чрезмерное предостережение его от опасностей, изоляция от общения со сверстниками, ранняя рационализация чувств, обусловленная излишней принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
— большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
— отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
— конфликтные отношения между родителями: психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
— психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Есть еще одна тема, которую невозможно обойти стороной при рассматривании проблемы детских страхов. Это то, что известно абсолютно всем, но абсолютное же большинство родителей его игнорирует. Это вопрос сознательного пугания ребенка в воспитательных целях.
Иногда остается только поражаться недальновидности некоторых взрослых. Пугая ребенка полицейским в магазинах, Бабаями с мешком, когда малышу не спится, они добиваются сиюминутной выгоды и послушания. Но, видимо, даже не представляют себе степень невротизации ребенка такими пуганиями. Дети обладают прекрасной памятью, запоминая такие угрозы. И если однажды ребенок окажется в ситуации, из которой он мог бы выйти двояко – испугавшись или нет, то итог такой ситуации для пуганного ранее ребенка в силу ограниченности знакомства с окружающим миром, особой детской логики и уже подготовленной благодатной почвы, может оказаться весьма плачевным. И это может быть не только глубокий невротический страх, но и тики, заикание, энурез и прочие очень тяжело поддающиеся коррекции проблемы.
Пожалуйста, никогда и ни при каких условиях не пугайте детей! Существует масса других, значительно менее вредоносных, но не менее эффективных методов воздействия на ребенка – от объяснения до наложения запрета.
Все ли дети подвержены возникновению страхов? Обычно выделяют группу детей в большей степени, чем другие, подверженных страхам по причине их душевного склада. Это дети чрезмерно впечатлительные, робкие, застенчивые, очень эмоциональные и тонко чувствующие. Кроме того, психологи отмечают, что дети, имеющие тревожных, мнительных, чрезмерно опекающих родителей, и дети, чьи родители отстраненные, чрезмерно сдержанные, эмоционально холодные или чрезмерно строгие, подвержены различным страхам в большей степени.
4. Экспресс-тест «Как соблюдаются в семье условия, предохраняющие ребенка от формирования страхов»
Инструкция. Ведущий зачитывает утверждения, и если участники с ними согласны, они выполняют определенные движения.
Утверждения ведущего | Движения |
Я считаю, что современные агрессивные мультики и передачи -один из источников страхов, и не разрешаю ребенку бесконтрольно смотреть телевизор | Хлопнуть в ладоши |
Я стараюсь контролировать собственные страхи и не «заражать» ими малыша | Кивнуть головой |
Я с целью успокоить никогда не пугаю малыша бабаем, милицией, бабой-ягой и не позволяю другим | Топнуть ногой |
Я не оставляла своего ребенка до 2 лет на длительное время одного, в том числе на чужих людей | Положить руки на колени |
У нас в семье не принято выяснять отношения, провоцировать и решать конфликты в присутствии ребенка | Погладить себя по голове |
Я стараюсь поощрять и поддерживать самостоятельность моего малыша, даже если это выглядит неуклюже и мешает мне | Показать большой палец |
Я не угрожаю ребенку наказанием и не наказываю его физически | Спрятать руки |
Я не запрещаю ребенку свободно выражать свои чувства (смех, слезы) | Улыбнуться |
Я никогда не обманываю малыша, пытаясь «во благо» ему уберечь его от слез, например не говорю «не больно в больнице | Хлопнуть в ладоши |
Я не сочиняю сказочных выдуманных объяснений реальным жизненным ситуациям | Сказать «Да!» |
Вывод. К сожалению, ошибочный стиль воспитания в семье приводит к невротическим страхам, фобиям — навязчивым страхам, детской тревожности. Если бы каждая мать, ругая ребенка, могла представить, что она превратится ночью в Бабу-ягу, а жестокий отец — в Бармалея, Кощея, они гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания.
5. Способы преодоления страхов.
Изотерапия.
Примечание. Участники получают листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски. Если вы будете использовать этот способ в работе с ребенком, то инструкция может звучать так:
нарисуй свой страх; нарисуй, чего ты боишься; нарисуй, что тебе снится страшное.
Рисование само по себе снижает остроту детских переживаний. Оно подразумевает встречу со своим страхом, но в успокаивающей обстановке, когда рядом мама, папа -воплощение силы и безопасности. По окончании рисования предложите ребенку: «Давай превратим его в нестрашное» или «Нарисуй, что ты уже не боишься». Чтобы страх стал нестрашным, нужно проявить к нему в рисунке, а потом и в жизни, жалость — пожалеть его, посмеяться над ним, сменить образ (Волшебница Темнота, Тетушка Темнота, бабушка-яга, девчонка маленькая и непослушная, которая подросла), проявить активную, противостоящую страху позицию (изобразить себя с мечом в руке, большого роста и т. д.).
Примечание. Родителям можно предложить нарисовать свой детский страх или страх собственного ребенка и прокомментировать свои действия.
Нить повествования.
Возьмите клубок ниток. Придумайте начало рассказа о ребёнке, который чего-то боялся. Например, такое: «Жил на свете мальчик Петя. Он был добрый и умный. У него были любящие родители. Наверное, всё у Пети было бы хорошо, если бы не его страхи. А боялся он….». На этих словах передайте клубочек ребёнку, оставив в своей руке конец нити. Ребёнок должен продолжить историю и наделить Петю какими-то страхами. Скорее всего, это будут страхи самого ребёнка или те, которые он давно пережил.
Способов помочь ребенку преодолеть страх немало. И не так уж важно, какой из них выбрать. Главное попытаться понять своего ребенка, попытаться стать ему ближе. А сам по себе эмоциональный контакт и принятие ближайшими взрослыми являются важнейшим средством профилактики сковывающих ребенка страхов.
6. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум с педагогами «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы,Оказываясь на более высоком умственномИ нравственном уровне с теми,Кто т...
Семинар-практикум для педагогов-психологов ДОУ
«Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»....
Семинар – практикум для педагогов - психологов
Психологическая помощь воспитателям в повышении педагогического мастерства...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
Семинар-практикум Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ
Семинар-практикум для педагогов ДОО. Разработан с целью повышения психологической компетентности педагогов сдетьми с ОВЗ....
семинар-практикум для педагогов МБДОУ детский сад 10
Семинар-практикум для педагогов О.М. Ельцова игровые обучающие ситуации...
Семинар-практикум для педагогов-психологов,воспитателей. Тема: "Эффектное общение в педагогическом коллективе.Бесконфликтный стиль общения.
Презентация помощь в работе в педагогиеском коллективе. Практические упражнения....