консультация для педагогов "Аспекты детской одаренности. Как вырастить гения?"
методическая разработка
Роль педагога - оказание поддержки ребенку в развитии способностей и личности в целом (самооценки, Я - концепции, становлению ценностных основ его взаимоотношений и др.) Поэтому, мы должны создать условия для формирования способностей детей.
Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дать ребенку возможность раскрыть талант - значит помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки. Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нем успеха, и не исключено, что будет приобретать шаг за шагом профессию на всю жизнь. Задача родителей и педагогов помочь подрастающему поколению совершенствовать интерес к делу и мастерство.
Выявление и развитие
детских талантов и одаренности.
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос хорошим и порядочным, вежливым, пунктуальным и трудолюбивым. Для этого осуществляется процесс, который принято называть воспитанием.
Воспитание многие понимают как исправление. Но ребенок приходит в мир чистым и невинным, без знаний и опыта. В нем нечего исправлять. Более детальное изучение каждого конкретного семейного случая, показывает, что многие мамы и папы, воспитывая детей, преследуют некие личные цели. То есть "подгоняют" малыша под тот образец, который им видится правильным, "исправляя" тем самым то, в чем ребенок не соответствует этому образцу.
В свою очередь, все больше современных педагогов придерживаются мысли, что ребенка надо не только обучать всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его собственных талантов и способностей.
Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка — это одна из важнейших задач взрослых.
Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.
Способности — индивидуально- психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Так, никто не сможет сразу ответить на вопрос, какими способностями обладает новорожденный малыш. Человек начинает развиваться с момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности.
Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, Ещё их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.
Таким образом, задатки — некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.
Задатки обусловливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Склонности — это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисование, занятие музыкой).
Итак, способности представляют собой сплав природных и приобретенных особенностей. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.
Признаки способностей в разных сферах деятельности
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какие они бывают.
В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной.
Каждой названной сфере соответствуют особые черты ребенка. При внимательном наблюдении за детьми следующая информация поможет определить сферу талантов ребенка.
Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами, как:
- наблюдательность;
- разносторонняя любознательность;
- исключительная память;
- легкая обучаемость;
- широкий кругозор;
- умение хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений очень широка, соответственно, широк и диапазон талантов, проявляемых в ней. Так, если у ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом), то он:
- часто выбирает своим занятием чтение;
- использует богатый словарный запас;
- подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
- способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
- демонстрирует умение читать.
Если дошкольник талантлив в математике, то для него характерно:
- проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
- проявление необычного для своего возраста пониманий математических отношений;
- демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
- выполнение простейших операций сложения и вычитания без особенных усилий;
- умение разбираться в измерении времени (часы, календари) или денег.
Для детей, имеющих способности к естественным наукам характерно:
- внимание к предметам и явлениям;
- проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации;
- частые вопросы о происхождении или функциях предметов;
- проявление большого интереса к естественно - научным опытам и экспериментам.
Дети, у которых преобладают академические способности, хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать, понимать. Хотя, это совсем не означает того, что они смогут конструктивно использовать полученные знания в жизни.
Если у ребенка творческое мышление, т. е. он имеет склонности к творчеству,
то он:
- чрезвычайно пытлив и любознателен;
- способен, не отвлекаясь заниматься интересующим его делом, работой;
- демонстрирует высокий энергетический уровень ( высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей);
- часто делает все по-своему (независим);
- проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов и идей;
- продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные решения.
Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более развитое, чем у их сверстников воображение. Такие ребята часто думают по-другому, являются оригинальными и творческими личностями.
Сфера художественной деятельности подразумевает способности к изобразительной деятельности и/или к музыке.
В первом случае для ребенка характерны:
- проявление очень большого интереса к визуальной информации;
- . проведение большого количества времени за рисованием или лепкой;
- демонстрирование опережающей свой возраст умелости;
- осознанное построение композиции картин или рисунков;
- отменные композиция, конструкция и цвет работ.
Способный к музыке ребёнок:
- проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски;
- узнает знакомые мелодии по первым звукам;
- с удовольствием подпевает.
Талант в сфере общения и лидерства можно выделить у ребенка, который:
- легко приспосабливается к новым ситуациям;
- предпочитаем другими детьми в качестве партнера по играм и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
- с легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
Талант может проявляться и в двигательной сфере. В этом случае ребенок:
- проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- любит движение (бег, прыжки, лазание);
- обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
- прекрасно удерживает равновесие;
- обладает исключительной для своего возраста физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
У некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на лету; им не требуется заучивать ее или слышать от взрослых. Дети, обладающие подобными способностями, имеют развитое шестое чувство и могут понимать информацию без необходимости вникать в детали.
Следует помнить, что два ребенка, имеющих одинаковые способности, будут проявлять их по-разному. Например, один ребенок может быть экстравертом, а другой интровертом. Это также надо учитывать, создавая сферу, благоприятствующую развитию детских талантов
Условия развития одаренности.
Детей, обладающих несколькими видами способностей, принято называть одаренными. Одаренный ребенок может даже не стараться — он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить.
Ребенок может быть очень одаренным. Но это свойство останется незамеченным никем, если между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Одаренность, не говоря уже о скромных поначалу способностях и склонностях, проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.
Если родители и педагоги относятся с прохладцей к ребенку и его занятиям, т. е. не поддерживают словесно, то у него тоже может пропасть интерес к сфере своей одаренности. Заинтересовать повторно в старшем возрасте очень трудно, а порой и невозможно.
Подмечать интерес ребенка и уделять как можно больше внимания его занятиям в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться — это и значит создать благоприятные условия для развития одаренности.
Опасны для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность в себе. Страх мешает малышу познавать мир: изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но ведь именно освоение незнакомого стимулирует развитие способностей, ибо требует осмысления.
Иногда случается так, что взрослые не замечают одаренности ребенка не по невниманию, а в силу иных причин. Не секрет, что легко оценить способности, похожие на собственные, ведь ребенок несёт в себе родительские гены. Но если детский дар отличен от способностей мамы и папы, то могут возникнуть трудности.
Нередко талант малыша настолько специфичен и неожидан, что родители могут его и не заметить, если сами обладают способностями в другой сфере.
Например, мама с папой большие поклонники чтения, а ребенок не проявляет к этому интереса. Он неусидчив, всегда и везде находится в движении. Первая реакция родителей - насильственное воспитание в нем спокойствия. Если перестараться, то ребенок вырастет со стойким убеждением: "Я плохой, а мои движения всем причиняют неприятности". Не всем родителя придет мысль приобщить малыша к спорту и помочь ему стать блестящим спортсменом.
Тонко чувствующий и наблюдательный ребенок может быть у говорливых и активных родителей. Он хочет побыть один, а ему постоянно твердят: "Что ты сидишь, вставай, иди поиграй с ребятишками". Вырастая, такие мальчик или девочка будут страдать от своей врожденной задумчивости и любви к уединению. Даже при ощущении комфорта с собой у них может возникнуть комплекс «белой вороны" и на всю жизнь сформироваться ощущение, что их индивидуальный мир – это нечто противозаконное и порочное.
Так рождаются человеческие трагедии. Особый талант, который по оплошности родителей и педагогов не был оценен (не всегда надо его развивать, порой хватит только одобрения), человек принимает как дефект. Почувствовать себя полностью счастливым со своим даром ребенку будет очень трудно.
Нужно помнить: ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков проявлялись в семье. Каждый человек уникален и рождается со своими способностями и одаренностью. Ошибаются те родители, которые пытаются развивать только те из них, которыми сами отлично владеют. Это проще, но это не принесет радости ребенку, если не является его сферой интересов.
В поведении и характере детей могут отмечаться странности, которые иногда раздражают их родителей и педагогов. Однако в большинстве случаев проблема заключается не в том, что дети плохие; просто их реакция и их способ мышления другие, нежели у взрослых.
Каждый ребенок имеет определенные личностные характеристики. Они отражают его генетическую наследственность, состояние после рождения и окружение, в котором он оказался сразу после появления на свет. Личностные характеристики ребенка определяют его предпочтения при реакции на окружающий мир, а также стиль его общения.
Индивидуальны темпы развития каждого мальчика или девочки. Одни дети растут быстрее и опережают своих ровесников по целому ряду показателей, другие — отстают в развитии. Такая ситуация может сохраняться довольно долго, а может резко измениться за очень короткое время. Это говорит о том, что ребенок — существо удивительно пластичное. Следует отметить, что в нем особенно бурно и плодоносно развиваются те способности, которые замечают и ценят взрослые.
Каждый родитель, обучает ребенка многим вещам стихийно, не читая книг по педагогике и детскому развитию, т. е. доверяя себе и своим ощущениям. Это самый надежный механизм передачи культуры из поколения в поколение. Но вместе с важными достижениями человечества взрослые передают детям свои особенности характера: манеры речи и поведения, свои навыки и умения, а также — хотят они того или нет — свои неврозы и недостатки.
Поэтому первое, что важно признать любящему родителю, — ребенок не должен быть его копией, он индивидуальность, которой надо помочь сформироваться. Это можно сделать, дав ему, к примеру, возможность заниматься различными видами деятельности, соответствующими тому или иному этапу развития.
В дошкольном возрасте нужно использовать интерактивные игрушки, краски, карандаши, пластилин, чтобы развивать воображение и творческую активность.
Когда ребенок становится старше желательно не ограничиваться одной школой. Нужны кружки по искусству или математике, спортивные секции, воскресная школа. Ребенок должен заниматься в них добровольно. И очень хорошо, что в перечисленных заведениях не выставляются оценки, и все дети находятся в равных условиях.
С таких несложных и игровых занятий начинается то, что со временем превратится в умение работать с удовольствием, а не по принуждению. Для ребенка игра — это и есть работа. Дополнительные занятия, здоровые, радостные и обязательно открывающие что-то новое для него, должны стать нормой в семье и в дошкольном учреждении.
Как же вырастить гения?
При создании в ДОУ и семье благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
На представленной схеме «Лесенка способностей» показан путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития.
Условия в ДОУ:
- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
- наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно ориентированной воспитательно-образовательной системы
Условия в семье:
- любить своего ребенка таким, какой он есть;
- поддерживать в нем интерес, творчество, оригинальность;
- никогда не ругать его за то, что он делает что-то не так, как все;
- уважать в ребенке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение;
- помнить, что вы должны приспособляться к ребенку, а не он к вам;
- помогать справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;
- находить для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он;
- не увлекаться соревновательными методами; если ваш ребенок будет всегда победителем — другие дети могут его возненавидеть;
- не говорить об одаренности ребенка в его присутствии, не перехваливать его;
- не требовать от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу — отличником. (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одаренностью.)
Методическое объединение
воспитателей средних групп
дошкольных образовательных учреждений
Вязниковского района
«АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.
КАК ВЫРАСТИТЬ ГЕНИЯ?».
Исполнитель: воспитатель средней группы
ПЕТРОВА Наталья Владимировна.
МДОУ « Центр развития ребенка-
детский сад № 29 « Улыбка»»
г. Вязники, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Детская одаренность".
Глобальные социальные преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, ассертивных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Поэтому р...
Консультация для педагогов "Аспекты детской одаренности.Как вырастить гения?"
Роль педагога – оказание поддержки ребенку в развитие способностей и личности дошкольника в целом (самооценки, Я - концепции становлению ценностных основ его взаимоотношений и др.). Поэтому, мы ...
"Аспекты детской одаренности: как вырастить гения"
консультация для педагогов и всех желающих....
Консультация для педагогов "Детская одаренность"
информация для педагогов как распознать таланты...
Консультация для педагогов «Детская одаренность. Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, со...
Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»
Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...
Консультация для родителей «Детская одаренность и домашнее образовательное пространство»
Консультация для родителей по вопросам развития детской одаренности по теме «Детская одаренность и домашнее образовательное пространство»...