консультация для педагогов "Аспекты детской одаренности. Как вырастить гения?"
методическая разработка

петрова наталья владимировна

Роль педагога - оказание поддержки ребенку в развитии способностей и личности в целом (самооценки, Я - концепции, становлению ценностных основ его взаимоотношений и др.) Поэтому, мы должны создать условия для формирования способностей детей.

Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дать ребенку возможность раскрыть талант - значит помочь ему найти привлекательное занятие, вложить в него силы, время, постепенно усложнять условия занятий и совершенствовать навыки. Таким образом, он будет получать удовольствие от своего занятия и добиваться в нем успеха, и не исключено, что будет приобретать шаг за шагом профессию на всю жизнь. Задача родителей и педагогов помочь подрастающему поколению совершенствовать интерес к делу и мастерство.

Выявление и развитие

детских талантов и одаренности.

         Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос хорошим и порядочным, вежливым, пунктуальным и трудолюбивым. Для этого осуществляется процесс, который принято называть воспитанием.

         Воспитание многие понимают как исправление. Но ребенок приходит в мир чистым и невинным, без знаний и опыта. В нем нечего исправлять. Более детальное изучение каждого конкретного семейного случая, показывает, что многие мамы и папы, воспитывая детей, преследуют некие личные цели. То есть "подгоняют" малыша под тот образец, который им видится правильным, "исправляя" тем самым то, в чем ребенок не  соответствует этому образцу.

         В свою очередь, все больше современных педагогов придерживаются мысли, что ребенка надо не только обучать всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его собственных талантов и способностей.

         Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка — это одна из важнейших задач взрослых.

         Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.

         Способности — индивидуально- психологические особенности человека,  которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких  видов деятельности. Так, никто не сможет сразу ответить на вопрос, какими способностями обладает новорожденный малыш. Человек начинает развиваться с момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности.

         Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, Ещё их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.

         Таким образом, задатки — некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.

         Задатки обусловливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

         Склонности — это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисование, занятие музыкой).

          Итак, способности представляют собой сплав природных и приобретенных особенностей. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.

Признаки способностей в разных сферах деятельности

          Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какие они бывают.

         В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной.

         Каждой названной сфере соответствуют особые черты ребенка. При внимательном наблюдении за детьми следующая информация поможет определить сферу талантов ребенка.

         Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами, как:

  • наблюдательность;
  • разносторонняя любознательность;
  • исключительная память;
  • легкая  обучаемость;
  • широкий кругозор;        
  • умение хорошо излагать свои мысли.

         Сфера академических достижений очень широка, соответственно, широк и диапазон талантов, проявляемых в ней. Так, если у ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом), то он:

  • часто выбирает своим занятием чтение;  
  •  использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.

  Если дошкольник талантлив в математике, то для него характерно:

  • проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;        
  • проявление необычного для своего возраста пониманий математических отношений;
  •  демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  •  выполнение простейших операций сложения и вычитания без особенных усилий;
  • умение разбираться в измерении времени (часы, календари) или денег.

   Для детей, имеющих способности к естественным наукам характерно:

  • внимание к предметам и явлениям;
  • проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации;
  • частые вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявление большого интереса к естественно - научным  опытам и экспериментам.

     Дети, у которых преобладают академические способности, хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать,  впитывать, понимать. Хотя,  это совсем не означает того, что они смогут  конструктивно использовать полученные знания в жизни.

     Если у ребенка творческое мышление, т. е. он имеет склонности к творчеству,

то он:

  • чрезвычайно пытлив и любознателен;
  • способен, не отвлекаясь заниматься интересующим его делом, работой;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень ( высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей);
  •  часто делает все по-своему (независим);
  • проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов и идей;
  •  продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные  решения.

      Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более  развитое, чем у их сверстников воображение. Такие ребята часто думают по-другому, являются оригинальными и творческими личностями.

          Сфера художественной деятельности подразумевает способности к изобразительной деятельности и/или к музыке.

          В первом случае для ребенка характерны:

  • проявление очень большого интереса к визуальной информации;
  • . проведение большого количества времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирование опережающей свой возраст умелости;
  •  осознанное построение композиции картин или рисунков;
  • отменные композиция, конструкция и цвет работ.

         Способный к музыке ребёнок:

  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  •  легко повторяет короткие ритмические куски;
  •  узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.

         Талант в сфере общения и лидерства можно выделить у ребенка, который:

  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  •  предпочитаем другими детьми в качестве партнера по играм и занятиям;
  •  в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и взрослыми;

другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

           Талант может проявляться и в двигательной сфере. В этом случае ребенок:

  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  •  любит движение (бег, прыжки, лазание);
  •  обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  •  прекрасно удерживает равновесие;
  •  обладает исключительной для своего возраста физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

        У некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на лету; им не требуется заучивать ее или слышать от взрослых. Дети, обладающие подобными способностями, имеют развитое шестое чувство и могут понимать информацию без необходимости вникать в детали.

         Следует помнить, что два ребенка, имеющих одинаковые способности, будут проявлять их по-разному. Например, один ребенок может быть экстравертом, а другой интровертом. Это также надо учитывать, создавая сферу, благоприятствующую развитию детских талантов

Условия развития одаренности.

          Детей, обладающих несколькими видами способностей, принято называть одаренными. Одаренный ребенок может даже не стараться — он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить.

          Ребенок может быть очень одаренным. Но это свойство останется незамеченным никем, если между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Одаренность, не говоря уже о скромных поначалу способностях и склонностях, проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.

           Если родители и педагоги относятся с прохладцей к ребенку и его занятиям, т. е. не поддерживают словесно, то у него тоже может пропасть интерес к  сфере своей одаренности. Заинтересовать повторно в старшем возрасте очень трудно, а порой и невозможно.

           Подмечать интерес ребенка  и уделять как можно больше внимания его занятиям в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться — это и значит создать благоприятные условия для развития одаренности.

          Опасны  для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность в себе. Страх мешает малышу познавать мир: изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но ведь именно освоение  незнакомого  стимулирует развитие способностей, ибо требует осмысления.

           Иногда случается так, что взрослые не замечают одаренности  ребенка не по невниманию, а в силу иных причин. Не секрет, что легко оценить способности, похожие на собственные, ведь ребенок несёт в себе родительские гены. Но если  детский дар отличен от способностей мамы и папы, то могут возникнуть трудности.

          Нередко талант малыша настолько специфичен и неожидан, что родители могут его и не заметить, если сами  обладают способностями в другой сфере.

          Например, мама с папой большие поклонники чтения, а ребенок не проявляет к этому интереса. Он неусидчив, всегда и везде находится в движении. Первая реакция родителей - насильственное воспитание в нем спокойствия. Если перестараться, то ребенок вырастет со стойким убеждением: "Я плохой, а мои движения всем причиняют неприятности". Не всем родителя придет  мысль приобщить малыша к спорту и помочь ему стать блестящим спортсменом.

          Тонко чувствующий и наблюдательный ребенок может быть у говорливых и активных родителей. Он хочет побыть один, а ему постоянно твердят: "Что ты сидишь, вставай, иди поиграй с ребятишками". Вырастая, такие мальчик или девочка будут страдать от своей  врожденной задумчивости и любви к уединению. Даже при ощущении комфорта с собой у них может возникнуть комплекс «белой вороны" и на всю жизнь сформироваться  ощущение, что их индивидуальный мир – это нечто противозаконное и порочное.

          Так рождаются человеческие трагедии. Особый талант, который по  оплошности родителей и педагогов не был оценен (не всегда надо его развивать, порой хватит только одобрения), человек принимает как дефект. Почувствовать себя полностью счастливым со своим даром ребенку будет очень трудно.

           Нужно помнить: ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков проявлялись в семье. Каждый человек уникален и рождается со своими способностями и одаренностью. Ошибаются те родители, которые пытаются развивать только те из них, которыми сами отлично владеют. Это проще, но это не принесет радости ребенку, если не является его сферой интересов.

            В поведении и характере детей могут отмечаться странности, которые иногда раздражают их родителей и педагогов. Однако в большинстве случаев проблема заключается не в том, что дети плохие; просто их реакция и их способ мышления другие, нежели у  взрослых.

            Каждый ребенок имеет определенные личностные характеристики. Они отражают его генетическую наследственность, состояние после рождения и окружение, в котором он оказался сразу после появления на свет. Личностные характеристики ребенка определяют его предпочтения при реакции на окружающий мир, а также стиль его общения.

            Индивидуальны темпы развития каждого мальчика или девочки. Одни дети растут быстрее и опережают своих ровесников по целому ряду показателей, другие — отстают в развитии. Такая ситуация может сохраняться довольно долго, а может резко измениться за очень короткое время. Это говорит о том, что ребенок — существо удивительно пластичное. Следует отметить, что в нем особенно бурно и плодоносно развиваются те способности, которые замечают и ценят взрослые.

             Каждый родитель, обучает ребенка многим вещам стихийно, не читая книг по педагогике и детскому развитию, т. е. доверяя себе и своим ощущениям. Это самый надежный механизм передачи культуры из поколения в поколение. Но вместе с важными достижениями человечества взрослые передают детям свои особенности характера: манеры речи и поведения, свои навыки и умения, а также — хотят они того или нет — свои неврозы и недостатки.

            Поэтому первое, что важно признать любящему родителю, — ребенок не должен быть его копией, он индивидуальность, которой надо помочь сформироваться. Это можно сделать, дав ему, к примеру, возможность заниматься различными видами деятельности, соответствующими тому или иному этапу развития.

             В дошкольном возрасте нужно использовать интерактивные игрушки, краски, карандаши, пластилин, чтобы развивать воображение и творческую активность.

             Когда ребенок становится старше желательно не ограничиваться одной школой. Нужны кружки по искусству или математике, спортивные секции, воскресная школа. Ребенок должен заниматься в них добровольно. И очень хорошо, что в перечисленных заведениях не выставляются оценки, и все дети находятся в равных условиях.

             С таких несложных и игровых занятий начинается то, что со временем превратится в умение работать с удовольствием, а не по принуждению. Для ребенка игра — это и есть работа. Дополнительные занятия, здоровые, радостные и обязательно открывающие что-то новое для него, должны стать нормой в семье и в дошкольном учреждении.

Как же вырастить гения?

При создании в ДОУ  и семье  благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

На представленной схеме «Лесенка способностей» показан путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития.

Условия  в  ДОУ:

  • наличие специально подготовленных  высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно ориентированной воспитательно-образовательной системы

Условия в семье:

  • любить своего ребенка таким, какой он есть;
  • поддерживать  в нем интерес, творчество, оригинальность;
  • никогда не ругать его за то, что он делает что-то не так, как все;
  • уважать в ребенке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение;
  • помнить, что вы должны приспособляться к ребенку, а не он к вам;
  • помогать справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;
  • находить для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он;
  • не увлекаться соревновательными методами; если ваш ребенок будет всегда победителем — другие дети могут его возненавидеть;
  • не говорить об одаренности ребенка в его присутствии, не перехваливать его;
  • не требовать от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу — отличником. (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одаренностью.)

Методическое объединение

 воспитателей средних групп  

дошкольных образовательных учреждений

Вязниковского района

«АСПЕКТЫ  ДЕТСКОЙ  ОДАРЕННОСТИ.

КАК  ВЫРАСТИТЬ  ГЕНИЯ?».

  Исполнитель:  воспитатель средней группы

ПЕТРОВА  Наталья Владимировна.

                                   

                    МДОУ « Центр развития ребенка-

                          детский сад № 29 « Улыбка»»

г. Вязники,  2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Детская одаренность".

Глобальные социальные преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, ассертивных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Поэтому р...

Консультация для педагогов "Аспекты детской одаренности.Как вырастить гения?"

Роль педагога – оказание поддержки ребенку в развитие способностей и личности дошкольника в целом  (самооценки, Я - концепции становлению ценностных основ его взаимоотношений и др.). Поэтому, мы ...

"Аспекты детской одаренности: как вырастить гения"

консультация для педагогов и всех желающих....

Консультация для педагогов "Детская одаренность"

информация для педагогов как распознать таланты...

Консультация для педагогов «Детская одаренность. Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, со...

Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»

Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...

Консультация для родителей «Детская одаренность и домашнее образовательное пространство»

Консультация для родителей по вопросам развития детской одаренности по теме «Детская одаренность и домашнее образовательное пространство»...