"Подвижные народные игры, как средство приобщения дошкольников к русской культуре" (материал для консультации с презентацией)
консультация

Кутовая Ирина Павловна

Консультация для педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре Составила воспитатель МКДОУ ЦРР-д / с №9 г.Россоши Кутовая И.П. (ВКК)

Слайд 3

« Жмачки », «Куриная слепота», «Кривой петух», «Слепая сковорода »

Слайд 5

Значение русских народных игр -воспитание ума, характера, воли; - развитие нравственных чувств; - физическое укрепление ребёнка; - создание определённого духовного настроя, интереса к народной культуре.

Слайд 6

Виды игр -игры с бегом; -игры с прыжками; -игры с мячом; -игры малой подвижности.

Слайд 7

Виды игр - с сюжетом; -без сюжета.

Слайд 8

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!

Слайд 9

Выбор водящего Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди. Мы играем, ты води!

Слайд 10

Выбор водящего



Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Подготовила воспитатель МКДОУ ЦРР-детский сад №9 г.Россоши

И в далёкие времена, и согласно современным требованиям ФГОС перед дошкольной педагогикой стояла задача: улучшать работу по всестороннему развитию детей дошкольного возраста, воспитывать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, воспитывать в духе любви к Родине.

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках и красках, в народных играх.

 (1 слайд)

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

(2 слайд)

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д.

(3 слайд)

Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

(4 слайд)

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

(5 слайд)

Условно можно разделить подвижные народные игры на: игры с бегом; с прыжками; игры с мячом и малоподвижные игры, которые можно проводить в помещении в плохую погоду.

(6слайд)

Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, «Краски», «Курочка», «Гуси-лебеди», «Стадо»). В играх типа «Пустое место», «Много троих, хватит двоих», «Платок» сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила.

(7 слайд)

Привлекательны для детей в русских играх различные попевки.

В играх типа «Горелки» текст отвлекает внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх.

КАК ВЫБИРАЮТ ВОДЯЩЕГО

(8 слайд)

Во многих подвижных играх есть водящий: в одной игре это медведь, в другой — коршун, в третьей — челночок. Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают по считалке.
Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, лужайку, и один из них выходит на середину, громко, чётко выговаривая слова, произносит нараспев считалку, например:
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди.
Мы играем, ты води!

СЧИТАЛКИ СТАРИННЫЕ

Раз, два, три, четыре,                                                                                             Пять, шесть, семь,                                                                                                 Восемь, девять, десять.                                                                           Выплывает Белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,                                                                                                 Тот и прятаться пойдёт!

Катилося яблочко
Мимо сада,
Мимо града,
Мимо речки,                                                                                                        Мимо печки.
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочерёдно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим.

Если в игре выбираются двое водящих, например в «Мышке и кошке», то сначала по считалке выбирают мышку, затем считаются ещё раз и выбирают кошку.

От водящего, его активности, изобретательности зависит успех игры, поэтому не всегда целесообразно выбирать водящего с помощью считалки. В таких играх, где роль водящего особенно
трудна, как, например, «Коршун и наседка», его лучше назначать или предложить выбрать участникам игры, заранее подсказав, какими качествами он должен обладать (хорошо бегать, быстро ориентироваться в обстановке, быть наблюдательным, метким).

(9 слайд)

Часто в играх все участники делятся на две группы, и нужно решить, какой из них начинать игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой группы, меряются на палке («конаются»). Для этого подбирают палку длиной 40—50 см, один из играющих берёт её за конец, другой, плотно прижимая свою руку к руке товарища, захватывает её выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т. д. Какой игрок захватит конец палки, тот выигрывает для своей группы право начать игру.

Есть и более простой способ выбора очерёдности — угадывание. В какой руке лежит предмет? Какой из двух концов платка с узелком? Которая из двух палочек (или соломинок), выставленных одним концом, длиннее, которая короче? Так можно выбрать водящих или решить, какой группе первой начать игру.

КАК БРОСАЮТ ЖРЕБИЙ

(10 слайд)

Чтобы участники игры не спорили, кому водить или кому начинать игру, какой группе где стоять, бросают жребий.
Жребий — это условный знак, какой-нибудь предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки.
Если нужно выбрать вожака в игре, берут столько одинаковых палочек, сколько участников игры. На одной ставят заметку. Все палочки кладут в коробку или ящичек, перемешивают, и затем играющие по очереди берут по одной. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и быть ведущим, начинать игру.
Бывают и другие жеребьёвки. Их называют угады. Один из играющих берёт жребий и за спиной прячет его в руке. В какой руке жребий, никто не должен знать. Затем жеребьёвщик, держа руки за спиной, говорит: «Кто вынет жребий, тому водить!» К нему подходят двое из играющих, жеребьёвщик спрашивает: «Кто в правой,  кто в левой руке берёт?» Один берёт в правой, другой в левой руке. Жеребьёвщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий. Угадавший выигрывает спор.
Иногда по количеству играющих берут соломки, палочки, бумажки; одна из них должна быть короче или длиннее других. Верхние их концы нужно сравнять, а нижние спрятать в руке. Каждый из играющих тянет один жребий. Кто вытянет длинную или короткую палочку, соломинку или бумажку, тот и начинает игру.

Источники

  • Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры / З.М. Кузнецова. — Набережные Челны, 1996. — 160 с.;
  • Якуб С.К. Вспомним забытые игры / С.К. Якуб. — М.: Детская литература, 1988. —159 с.: ил.
  •    https://pedsovet.su/dosug/russkie_narodnye_igry


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность  темы исходит из зн...

«Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.Народные игры способствуют воспитанию сознатель­ной дисциплины, воли, настойч...

Обобщение опыты работы: "Подвижная народная игра - как средство приобщения дошкольников к ЗОЖ"

Цель:повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения народных    подвижных игр как средства повышения двигательной активности детей дошкольного возраста, направленн...