Проект "Театрализованная деятельность - как средство приобщения детей к русской народной культуре"
проект (старшая группа)

Земченкова Елена Александровна

Проект о приобщении детей к русской народной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 9»

Проект  

«Театрализованная деятельность - как средство приобщения детей к русской народной культуре »

группы  «Затейники»

г. Богородск, 2023

1)Актуальность

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

2)Продолжительность проекта – долгосрочный
Тип проекта – творческий, групповой.
Участники проекта - педагог, дети, родители

3)Методы и формы:


*Наглядный метод (рассматривание: картинок с изображением предметов старины или самих предметов; предметов интерьера, предметов одежды и т.д.)

*Словесный метод  (чтение сказок, рассказов, стихов, потешек, закличек, поговорок , разучивание слов роли, пение песен);

*Практический метод (создание атрибутов к спектаклям). Открытые показы театрализованной деятельности.

3)Цель проекта.

Актуализация театрализованных занятий и развлечений по русской народной культуре в работе с детьми.

4) Задачи.

1. Приобщать детей к театральной культуре, знакомить с различными видами театров, народным творчеством и традициями русского народа, формировать умение детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.

2. Развивать психофизические процессы (восприятие память, внимание, воображение), вербальную и невербальную сторону речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения (актер, зритель).

3. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа.

5) Предполагаемый результат

Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие личности старших дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к Родине, уважение к культуре русского народа.

Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа.

6)Реализация проекта

1 ЭТАП ПРОЕКТА– ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 
-подбор и анализ художественных и музыкальных произведений;
- подбор иллюстративного, игрового, фото- материала по теме;
-организация развивающей среды в группе и на участке детского сада.

2 ЭТАП ПРОЕКТА – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Мероприятия:

*Беседы : «Что такое культура», «Как называлась наща страна раньше», «У бабушки в деревне», «Колыбельные песни «, «Веселая ярмарка», ««Без частушек прожить можно, да чего-то не живут»», «Сею, сею, посеваю с Новым годом поздравляю», «Весёлые ложки», «Приметы Руси», «Пословицы, поговорки, потешки – для чего они?», «Небылицы в лицах, небывальщина», «Русские народные инструменты», «Что это за чудо – глиняная посуда ?» и д.р.

*Чтение художественной литературы: Народные русские сказки, поговорки, пословицы, потешки, песенки, былины, небылицы, загадки, считалки, прибаутки, скороговорки.

*Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением: русской избы, ее убранства; предметов быта и старины; русских народных праздников и т.д.

*Просмотр презентаций: «Народная культура и традиции»; «Народные игры», «Песни из народа», «Традиции и обряды  русского народы», «Что такое терем, кафтан, коромысло…. И другие старинные вещи», «Народная роспись» и др.

Продуктивная деятельность:

-«Декоративное рисование (хохлома, городецкие узоры, гжель, полхово-майданская роспись);

-Рисование русских народных костюмов «Русская рубаха», «Русский народный сарафан»

-Русские народные традиции «Масленица»

-Аппликация : «Масленичные блины», «Кукла Масленица»

-Лепка : «Русская народная глиняная игрушка», «Дымковский конь», «Матрёшка милашка», «Дымковская барышня»

*Разучивание:

- русских народных песен, потешек, хороводов, закличек, считалок, прибауток, скороговорок;

-Театрализованная постановка сказок: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Лиса, заяц и петух»;

Работа с родителями:

-совместное посещение городского музея, гончарной мастерской, городской библиотеки.

-Открытый показ постановки «Три медведя», «Теремок»

3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Обработка и обобщение материалов. Выставка совместного творчества «Русская народная культура в деятельности детей». Открытый показ театральных постановок родителям, педагогам, младшим детям в ДОУ.

Итоги реализации проекта.

В  результате проекта:

 Дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры;

  Используют в активной речи русский фольклор;

 Умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

 Принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;

 Знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;

 Умеют различать изделия разных народных промыслов;

 Знают русский костюм, его элементы;

 Разработано перспективное планирование и конспекты занятий, праздников, развлечений, досугов  :

 Подобран теоретический и практический материал по теме

 Подобран наглядный материал: картины, иллюстрации, предметы народного быта, промыслов;

*Созданы различные виды театров, атрибутов к театрализованным представлениям, декорации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «Маленькие волшебницы», как средство приобщения детей к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство.

Данный материал основан на опыте работы кружка "Маленькие волшебницы" МБДОУ ЦРР д/с №109 "Колокольчик" г. Волжский. Используемый опыт может помочь педагогам других дошкольных учреждений....

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Дополнительное образование как средство приобщения детей к русской народной культуре

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о с...

Проект «Народные праздники – как средство приобщения детей к русской народной культуре».

Проект «Народные праздники – как средство приобщения детей к русской народной культуре»....