Конспект по русскому языку "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока (подготовительная группа)
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели:
- дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
- познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
-повторить и обобщить знания о звуках и буквах;
-запомнить информацию о буквах, обозначающих согласные и гласные буквы.
3. Коммуникативные УУД:
- формирование умения слышать и слушать, формулировать ответ;
- воспринимать мнения одноклассников, принимать участие в работе парами
4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности
- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу
Оборудование к уроку:
- проектор;
- компьютер;
- презентация к уроку;
- рабочая тетрадь;
-демонстрационный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели:
- дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
- познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:
-повторить и обобщить знания о звуках и буквах;
-запомнить информацию о буквах, обозначающих согласные и гласные буквы.
3. Коммуникативные УУД:
- формирование умения слышать и слушать, формулировать ответ;
- воспринимать мнения одноклассников, принимать участие в работе парами
4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности
- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу
Оборудование к уроку:
- проектор;
- компьютер;
- презентация к уроку;
- рабочая тетрадь;
-демонстрационный материал
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1)Этап мотивации (самоопределения) к познавательной деятельности Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Вячеславовна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Открываем свои рабочие тетради, записываем число, классная работа. Сегодня у нас с вами 24 января. Проведем минутку чистописания. Внимательно посмотрите на доску и перепишите все элементы в тетрадь. |
Дети приветствуют Дети работают в тетради |
2) Этап актуализации знаний и пробное учебное действие Начнем с вами урок с загадок. Вам необходимо отгадать слово по его лексическому значению, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные. 1. Приём пищи в середине дня. 2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. 3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. 4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. 5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. | Обед Горох Север Земляника Улица |
3.Этап выявления места и причины затруднения. Какой частью речи являются все отгаданные слова? Внимательно посмотрите на доску и прочитайте предложение. Найдите имена существительные в данном предложении. Определите падеж имен существительных Почему слова «по площади» и «по улице» имеют разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? | Имя существительное. Автобус едет по улице Советской и по площади Ленина. Автобус, по улице, по площади. Автобус – И.п., по улице – Д.п., по площади – Д.п. Предположения детей. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения На сегодняшнем уроке мы постараемся получить ответ на данный вопрос. Внимательно посмотрите на экран. Вам дана группа слов: Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь. А теперь постарайтесь разделить эти слова на группы. 1 группа - существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я 2 группа - существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е 3 группа - существительные женского рода с мягким знаком на конце. Как вы думаете, по каким признакам мы сгруппировали существительные в группы? По роду и окончанию. Правильно. С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Постарайтесь определить, с помощью групп, на которые мы разделили все слова, какие существительные относятся к первому склонению? Какие существительные относятся ко 2 склонению? И какие существительные относятся к 3 склонению? |
Вода, земля, Юра, Витя. Стол, конь, море, окно. Степь, дочь. По роду и окончанию. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. |
5. Этап реализации построенного проекта. Откройте свои учебники на стр.17, №25. Внимательно прочитайте задание. Что необходимо выполнить в задании? Какие существительные мы отнесем к 1 склонению? Правильно. Запишем данные имена существительные. Какие существительные мы отнесем ко 2 склонению? Запишем выбранные имена существительные в тетрадь. Какие существительные мы отнесем к 3 склонению? Правильно, ребята. Запишем имена существительные 3 склонения. | Распределить имена существительные в группы по склонениям. Роща, девочка, вишня, подруга. Карандаш, сено, орёл, коршун, собрание Брошь, тушь, лень, отмель. |
6. Закрепление с проговариванием во внешней речи. Внимательно прочитайте стихотворение на стр. 17. Объясним написание слов с пропущенными буквами. Запишем стихотворные строки. Выделим род, склонение и падеж каждого имени существительного. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Нужно поставить существительное в форму И.п. единственного числа К речке – в сочетании ЧК не пишется мягкий знак; дерево – пишем безударную гласную Е в конце слова; здравствуй – пишем непроизносимую согласную букву В. Проверочное слово – здравие; волшебства – пишем проверяемую гласную Е в конце слова. Проверочное слово – волшебно. |
7. Этап самостоятельной работы Выполним с вами самостоятельную работу. Работать будем по рядам. Запишите существительные, правильно распределяя по склонениям. 1 ряд выписывает слова 1 склонения, 2 ряд слова 2 склонения, 3 ряд слова 3 склонения. Слова: доброта, мир, дружба, мужество, чуткость, ласка, счастье, герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь. Внимательно посмотрите на экран. Проверим, правильно ли каждый ряд выполнил задание. 1 склонение: доброта, дружба, ласка, погода, поляна. 2 склонение: мир, мужество, счастье, герой, дупло, яблоко, море, родник. 3 склонение: чуткость, ночь, метель, помощь. | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Внимательно прочитайте текст, который вы видите на экране. Стоит морозная погода. Падают на землю красивые снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани. Белые цветы и звезды обращаются тогда в снежную пыль. А когда мороз слабеет, снежинки скатываются в плотные белые шарики. Мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Найдем существительные в данном тексте. Распределим каждое существительное по склонениям, поставив в форму И.п.,ед.ч. Какие существительные отнесем к 1 склонению? Какие существительные отнесем ко 2 склонению? Какие существительные отнесем к 3 склонению? Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с заданием. | Погода, земля, снежинка, звезда, крупа. Ветер, луч, цветок, мороз, шарик. Грань, пыль. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Какие существительные относятся к 1 склонению? Какие существительные относятся ко 2 склонению?
Какие существительные относятся к 3 склонению? Запишем домашнее задание. В учебнике стр.18, №28 Спасибо за урок. С вами было очень приятно работать. До свидания! | Три склонения имен существительных. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".
Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...
Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ
Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем детей с ОНР. НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...
Конспект логопедического занятия "Творительный падеж множественного числа имен существительных"
Цель занятия: формирование навыка образования существительных творительного падежа множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы....
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»
Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой, обогащать словарный запас, развивать зрительное ...
Конспект занятия на формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П. лексическая тема: «Цветы»
Формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П....
Конспект занятия по обучению русскому языку в старшей группе. Тема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительных Тема для разговора «Игрушки».
Конспект занятияпо обучению русскому языку в старшей группеТема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительныхТема для разговора &la...
Конспект логопедического занятия "Дательный падеж имени существительного"
Занятие направлено на совершенствование лексико-грамматических представлений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи...