Проект «Серия мероприятий по развитию основ волонтерского движения у детей старшего дошкольного возраста»
проект

Худошубина Вероника Андреевна

Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном возрасте способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить дошкольника к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volonterskoe_dvizhenie.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Серия мероприятий по развитию основ волонтерского движения у детей старшего дошкольного возраста»

   

  Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном возрасте способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

   Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить дошкольника к жизни.

   Цель и задачи проекта.

Цель: разработать серию мероприятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ волонтерского движения.

Задачи:

  1. На основе анализа программных и методических продуктов определить содержание мероприятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ волонтерского движения;
  2. Обобщить и проанализировать условия ДОУ для организации работы по волонтерскому движению с дошкольниками;

3. Разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ волонтерского движения и календарный план реализации данных мероприятий; 

4. Описать и проанализировать результаты первого этапа реализации данного проекта.


 Календарный план.

Этап

Задача

Содержание

Сроки

Прогнозируемый результат

Ответственный

Подготовительный

1.На основе анализа программных и методических продуктов определить содержание мероприятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ волонтерского движения;

1.Анализ ООП ДО, разработанной на основе авторской образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2. Определение задач образовательной деятельности по формированию основ волонтерского движения.

Январь 2019 г.

1.Перечень задач и содержание образовательной деятельности по формированию основ волонтерского движения у детей старшего дошкольного возраста.

Худошубина В.А.

2. Обобщить и проанализировать условия ДОУ для организации работы по волонтерскому движению с дошкольниками;

Анализ готовности РППС группы к реализации мероприятий по волонтерскому движению.

Анализ готовности родителей и педагогов группы к реализации мероприятий по волонтерскому движению.

Январь 2019 г.

1.Карта анализа РППС

2. Подобран перечень необходимых пособий и оборудования для организации работы по волонтерскому движению с дошкольниками.

3. Проведено анкетирование родителей и педагогов.

Худошубина В.А.

Технологический

3. Разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ волонтерского движения и календарный план реализации данных мероприятий.

Календарно - тематический план мероприятий с детьми и родителями по данной теме.

Разработать содержание конспектов (смотрите календарный план и приложения)

Январь 2019 г.

Январь 2019 г. - декабрь 2019 г.

Разработанный тематический план по работе с детьми и родителями на 2019 г.

Разработанные конспекты мероприятий по данной теме на 2019 год.

Худошубина В.А.

Обобщающий

4. Описать и проанализировать результаты первого этапа реализации данного проекта.

Анализ участия детей и родителей в волонтерском движение.

Анализ результатов первого этапа реализации проекта.

Декабрь 2019 г

Графики анализа участия в проведенных мероприятиях проекта.

Изучена литература, описано содержание комплекса мероприятий.

Худошубина В.А.


             Условия реализации проекта.

           Нормативно правовая и методическая база проекта:

-"Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
-  Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);

-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От    

25.12.2018)"Об образовании в Российской Федерации"

- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

-Образовательная программа дошкольной образовательной организации

(с учетом примерной ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

 Организационно-педагогические условия 

 Участники проекта: воспитатели; дети;  социальные партнеры; родители (законные представители) детей.

Информационное обеспечение проекта.

  1. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации»: методическое пособие/Н.П.Гришаева. – М.:Вентана – Граф, 2015.
  2. Интернет ресурсы.
  3. Методическая литература
  • Шарыпин А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность / А.В. Шарыпин /Современные исследования социальных проблем, 2010. - №4 с. 214-220.
  • Микляева В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников/ В.Н.Микляева – М.:ТЦ Сфера, 20013г
  •  Белановский Юрий, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы», « Волонтерская организация.  Методическое пособие», сайт http://volonter-school.ru/2018/03/volonterskaya-organizatsiya-metodicheskoe-posobie/ (дата обращения 12.12.18 г.)
  •  Малова В.В. Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/ В.В.Малова– М.:ВЛАДОС, 2013г
  •  Методическое пособие (сборник лекций) по развитию волонтерства в Российской Федерации.,Москва 2017г., сайт http://cgv.vivt.ru/images/docs/methodical/  (12.12.18 Г.)
  1.  Наглядные пособия.
  2. Художественная литература: А.Л.Барто «Вовка добрая душа», А.П.Гайдар «Тимур и его команда», В. Катаева «Цветик-Семицветик», О. И. Корниенко «Добро радовать должно».

А) Техническое оборудование (компьютер, принтер и т. д.)

  Б) Материал для художественной и  продуктивной деятельности (цветная бумага, ножницы и т. д)

  В) Материал для трудовой деятельности (семена цветов, мешки для мусора и т. д.)

    В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение также включает в себя учебно-методический план. В рамках нашего проекта был разработан календарно-тематический план. 

. Календарно - тематический план проекта.

Месяц

Название мероприятия.

Цель мероприятия.

Участники мероприятия.

Январь

Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

Худошубина В.А., дети старшей группы

Январь

Беседа «Мы – маленькие волонтеры».

Формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность; воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Худошубина В.А., дети старшей группы

Февраль

Акция «Покормите птиц зимой!». Создание птичьей столовой на территории детского сада.

Вовлечь детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников и родителей знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

Худошубина В.А., родители, дети старшей группы, детская библиотека, библиотекарь.

Февраль

Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!»

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Худошубина В.А., родители, сотрудники МДОУ.

Март

Акция «Помоги малышу».

Оказание шефской помощи.

(помощь в организации выхода на прогулку, игр, сборе игрушек и т.д.)

Худошубина В.А., дети старшей группы, воспитатели младшей группы.

Март

Беседа «Легко ли быть добрым?»

Познакомить детей с новым понятием «Добрый человек», вызывать на беседу – рассуждение «Легко ли быть добрым»

Худошубина В.А., дети старшей группы.

Апрель

Акция «Помоги братьям нашим меньшим!». Сбор корма для животных приюта.

Помощь бездомным животным приюта.

Худошубина В.А., дети старшей группы, на базе приюта, руководитель приюта.

Апрель

Акция «Береги первоцветы!»

Создать условия для формирования у дошкольников элементов экологической культуры (посадка рассады цветов для клумб детского сада).

Родители и дети старшей группы, сотрудники МБДОУ, воспитатель группы Худошубина В.А.

Май

Акция «С праздником, ветераны!» 

Изготовление подарков своими руками ветеранам ВОВ, ветеранам труда.

Худошубина В.А., дети старшей группы, ветераны ВОВ.

Май

Акция «Подари дерево».

Посадка деревьев и кустарников; воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Худошубина В.А., дети старшей группы, родители, плодопитомник, сотрудники плодопитомника

Июнь

Выставка рисунков «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!»

Побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Худошубина В.А., дети старшей группы, родители.

Июнь

Акция «Посади цветок!».

Оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность.

Худошубина В.А., родители,  дети старшей группы, сотрудники МБДОУ.

Июль

Операция «Сломанная веточка»

Подвязывание и замазывание сломанных веточек на территории детского сада; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Худошубина В.А., дети старшей группы.

Август

Выпуск и распространение листовок «Не оставайся в стороне!».

Формировать понятия о необходимости оказания посильной помощи нуждающимся.

Худошубина В.А., дети подготовительной к школе группы, сотрудники МБДОУ.

Сентябрь

Операция «Мусору – нет!».

Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе.

Худошубина В.А., дети подготовительной к школе группы, специалисты и роботники детского сада, родители

Октябрь

Акция «Ты - не один!»

Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.

Худошубина В.А.,родители, дети подготовительной к школе группы, пожилые люди округа Варавино - Фактория.

Ноябрь

Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек) для «Дома ребенка».

Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; сформировать у детей представление о взаимопомощи, о сострадании к чужой беде; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Худошубина В.А., родители, дети подготовительной к школе группы, сотрудники МБДОУ, руководитель детского дома №1 г. Архангельска.

Декабрь

Акция «Зеленая елочка»

Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения

Худошубина В.А., дети подготовительной к школе группы.

 Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению.

Риски реализации проекта

Меры по их устранению

1.Родители не посещают мероприятия. Чрезмерная загруженность родителей.

1. Расширение наглядной агитации.

2. Реклама деятельности через взаимодействие детей, детей и родителей.

3. Мотивация с помощью поощрения (грамоты, дипломы, сувениры).

4. Индивидуальные беседы.

2 . Сложности внедрения основ волонтерского движения в образовательную программу МБДОУ д/с№151

1.Интеграция с другими образовательными областями.

2.Реализовать в различных формах образовательной деятельности.

3.Недостаточный уровень методической подготовки педагогов для организации волонтерского движения.

1. Повышение квалификации педагогов через участие в обучающих семинарах, вебинарах и т.п.;

2.Проведение родительских клубов с целью просвещения и поддержки волонтерского движения.

4.Предполагаемые результаты не достигнуты.

1.Пересмотреть календарный план и содержание серии мероприятий. 2.Дальнейшая подготовка родителей к реализации проекта

      Оценка перспективы продолжения и развития проекта.

    Проект позволит организовать работу в ДОУ по благотворительной и добровольческой направленности через взаимосвязь поколений - дети, взрослые. Перспектива продолжения и развития данного проекта:

  • Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;
  • Участие в волонтерском движении поможет детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
  • Спроектированная комплекс мероприятий волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников;
  • Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность целенаправленного педагогического процесса дошкольного учреждения;
  • Разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ;
  • Позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
  • ППРС пополниться пособиями, оборудованием, играми для реализации данного направления;
  • Методическая копилка пополниться презентацией «Дети волонтеры», конспектами по теме проекта, проектом «Серия мероприятий по развитию основ волонтерского движения у детей старшего дошкольного возраста», буклетом «Волонтер - это актуально», листовками «Не оставайтесь в стороне!!!»;
  • Обеспечит преемственность целей, задач и содержания дошкольного и начального образования.

 Возможность распространения проекта.

Планируемое мероприятие.

Механизмы реализации.

1.

Размещение материалов по реализации проекта на сайте учреждения и в социальных сетях, на профессиональных сайтах.

Обмен опытом по реализации проекта.

2.

Участие педагога в городских конференциях, семинарах, круглых столах по проблемам организации и развития волонтерского движения,

распространение работы по проекту в рамках ДОУ.

Представление проекта.

3.

Публикации в специализированных, в том числе электронных журналах по проблемам развития образования.

Представление продуктов собственной педагогической деятельности (проект).

.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    В ходе реализации выпускного аттестационного проекта была достигнута цель по разработке серии мероприятий  по развитию основ волонтерского движения у детей старшего дошкольного возраста. Задачи в ходе реализации выпускного аттестационного проекта выполнены полностью.  В ходе реализации проекта мы провели анализ  программных и методических продуктов, разработали  содержание серии  мероприятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ волонтерского движения. Проанализировали условия ДОУ для организации работы по проекту. Разработали комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ волонтерского движения и календарный план реализации данных мероприятий. В  перспективе необходимо описать и проанализировать результаты второго этапа реализации данного проекта.

    Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист».

  Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Князева О.Л, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2изд; «Детство- Пресс»,1998г.

2. Микляева В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

3. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992.

4. Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

5.  Гришаева Н.П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.

6. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия:методическое пособие/Н.И.Крылова. –Волгоград:издательство «Учитель», 2009.164-169с.

7. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т.Л. Богина. – М.:Издательство«Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96

8. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей -Москва, 2001г. -  С. 32-38.

9. Бачурина В.Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М: ДОМ XXI век РИПОЛ

классик, 200.–С. 114-118.

10. Адашова T.A. Волонтерство как способ популяризации экологической

культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T.A.,

Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация

природных экосистем: материалы Всерос. науч.-практ. конф.,

посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017.

– С. 7-12.

11. Амирова Р.И. Волонтерство как инновационная практика в России //

Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных

исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –

С. 80-81.

12. Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развития

личности обучающегося // Современные подходы к организации

образовательного процесса в условиях стандартизации образования: сб.

науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск,

2017. – Ч. 2. – С. 181-184.

13.Чижмакова В.И., Кудряшова Н.А., Костина С.Б. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 106-111. — URL https://moluch.ru/archive/232/54106/ (дата обращения: 08.01.2019).
14.https://www.e-reading.club/chapter.php/98165/18/Erofeeva_-_Obshchie_osnovy_pedagogiki__konspekt_lekciii.html  (дата обращения 25.12.2018)

15. Коноваленко С.В.,  Кременецкая  «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраст». С.В. Коноваленко, Кременецкая – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

16. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации»: методическое пособие / Н.П. Гришаева. – М.: Вентана – Граф, 2015.

17.Ошкина А.А. «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников». Учебно методическое пособие. / А.А. Ошкина, И.Г, Цыганкова М.И, – М.: Центр педагогического образования, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста»

Задачи:•Исследовать особенности личностного развития и уровень развития социально-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста.•Выявить уровень правовой и психолого-педагогич...

ПЛАН - ПРОГРАММА «Развитие основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

План- программа помогает заложить основы культуры здоровья и безопасности дошкольника, формирует представления  о здоровом образе жизни, развивает  у детей  элементарные вале...

ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

Для того чтобы способствовать развитию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, из педагогической литературы нами были подобраны, модифицированы и систематизированы по характер...

«Развитие основ собственной безопасности у детей старшего дошкольного возраста по ФГОС»

Задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями....

Обобщение опыта «Проект как эффективное средство формирования основ нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В данном материале педагог делится опытом и системой работы по нравственно -патриотическому воспитанию...

ПРОЕКТ Волонтерского движения для детей старшего дошкольного возраста «Доброе сердце»

В чём самая большая цель жизни? Мы думаем: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задач...