Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
методическая разработка на тему

Назарычева Татьяна Петровна

Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками»

Формирование основ личности будущего гражданина – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Особенно важным является воспитание у детей дошкольного возраста гуманных взаимоотношений к себе и другим людям, полноценное развитие моральных качеств: человечности, доброжелательности, чуткости, справедливости, эмоциональной отзывчивости. Однако даже непосредственное общение является сложным и многогранным процессом, который предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослым и сверстниками.

        Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребёнка, совершенно отличная от общения со взрослыми. Отличительные особенности:

  1. Контакты со сверстниками характеризуются яркой эмоциональной насыщенностью.
  2. Характеризуются в нестандартности детских высказываний и отсутствие жестких норм и правил.
  3. При контакте со сверстниками преобладают инициативные высказывания над ответными.
  4. Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям.

Организуя работу по формированию навыков культуры общения и поведения детей нашей группы мы провели анкетирование на тему: «Воспитание социально-нравственной личности». С целью:

  • Узнать отношение родителей к данному вопросу
  • Оказать помощь родителям по этому вопросу
  • Раскрыть особенности общения родителей с детьми
  • Расширить область социально-нравственных ориентаций и чувств детей

Анализ результатов анкетирования прилагается.

На основе полученных результатов выделили следующие задачи:

  1. Формировать гуманные взаимоотношения в процессе общения детей со сверстниками
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость в процессе общения
  3. Формировать умение учитывать и принимать позицию другого
  4. Формировать целенаправленную работу по взаимодействию с семьей
  5. Формировать навыки речевого этикета

Работу по формированию навыков культуры общения и поведения в старшей группе построили по следующим направлениям:

  • Работа с детьми
  • Работа со специалистами
  • Работа с родителями
  • Работа по созданию предметно-развивающей среды в группе

На начало работы по этой теме наметили свой план, согласовали его со специалистами: с музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре и психологом.

Особое внимание уделили созданию предметно-развивающей среды в группе, т.к. именно она обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.

Проанализировав среду в группе, мы решили пополнить «Уголок эмоций», где разместили:

  • Д/и: «Моё настроение», «Театр настроений», «Я хороший»(это игра поможет воспитать вежливого, послушного и аккуратного ребёнка) «Солнышки-ладошки» (игра на придумывание комплиментов)
  • Пословицы и поговорки
  • Копилка добрых слов и выражений
  • Игра – этюд «Раздумье»
  • Дерево «Волшебные слова»
  • Художественная литература: С.Михалков «Сашина каша», Э.Мошкова «Обида», Аксаков «Аленький цветочек», В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Осеева «Волшебное слово», М.Пришвин «Глоток молока», Е.Благинина «Посидим в тишине», Н.Сладков «Друг или враг», сказок (нанайская «Айога», ненецкая «Кукушка», татарская «Три сестры)», В.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»
  • Картины с изображением природы

        

        Насыщение предметно-развивающей среды помогло нам полноценно организовать работу по этой теме.

        Ведущей формой работы с детьми были занятия этического характера.

        Особо эффективными оказались следующие формы и методы работы с детьми:

  • Беседы, которые связаны с реальными событиями из жизни ребенка («Что ты будешь делать, когда останешься один, а в дверь позвонили?»)
  • Игра – на эксперимент на выявление лидера в группе (тайное выявление) «Подари цветок другу»
  • Подвижная игра «Поменяйтесь местами»
  • Игры, направленные на снятие конфликтности: «Ссора», «Примирение»
  • Художественная деятельность. Рисование портрета мамы и папы, автопортрета
  • Выставка детских работ: «Мои друзья»

        Чтобы родители воспитанников выступали как активные участники педагогического процесса в группе, мы использовали следующие формы работ:

  • Анкетирование с целью выявить уровень коммуникативных умений родителей, раскрыть особенности общения родителей с детьми
  • Индивидуальные беседы с родителями проблемных детей
  • Домашнее задание, цель которых помочь в создании благоприятного климата в семье через общение ребенка с родителями:
  1. Найти пословицы и поговорки о добрых словах, о дружбе и объяснить детям их значение
  2. Для выставки «Мои друзья» вместе с ребенком нарисовать его друга и немного написать о нем
  3. Особый интерес у детей и родителей вызвало задание сделать «Генеалогическое древо» (составить родословную семьи, используя рисунки)

Итак, проблема культуры общения и поведения является одной из актуальных задач дошкольного образования. Работа над ней будет продолжаться в следующей возрастной  группе,  осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях в разных видах деятельности, находить отклик в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу....

Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...

Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».

Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...

План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....

План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23

План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...