Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
методическая разработка на тему
Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками»
Формирование основ личности будущего гражданина – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Особенно важным является воспитание у детей дошкольного возраста гуманных взаимоотношений к себе и другим людям, полноценное развитие моральных качеств: человечности, доброжелательности, чуткости, справедливости, эмоциональной отзывчивости. Однако даже непосредственное общение является сложным и многогранным процессом, который предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослым и сверстниками.
Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребёнка, совершенно отличная от общения со взрослыми. Отличительные особенности:
- Контакты со сверстниками характеризуются яркой эмоциональной насыщенностью.
- Характеризуются в нестандартности детских высказываний и отсутствие жестких норм и правил.
- При контакте со сверстниками преобладают инициативные высказывания над ответными.
- Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям.
Организуя работу по формированию навыков культуры общения и поведения детей нашей группы мы провели анкетирование на тему: «Воспитание социально-нравственной личности». С целью:
- Узнать отношение родителей к данному вопросу
- Оказать помощь родителям по этому вопросу
- Раскрыть особенности общения родителей с детьми
- Расширить область социально-нравственных ориентаций и чувств детей
Анализ результатов анкетирования прилагается.
На основе полученных результатов выделили следующие задачи:
- Формировать гуманные взаимоотношения в процессе общения детей со сверстниками
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость в процессе общения
- Формировать умение учитывать и принимать позицию другого
- Формировать целенаправленную работу по взаимодействию с семьей
- Формировать навыки речевого этикета
Работу по формированию навыков культуры общения и поведения в старшей группе построили по следующим направлениям:
- Работа с детьми
- Работа со специалистами
- Работа с родителями
- Работа по созданию предметно-развивающей среды в группе
На начало работы по этой теме наметили свой план, согласовали его со специалистами: с музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре и психологом.
Особое внимание уделили созданию предметно-развивающей среды в группе, т.к. именно она обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.
Проанализировав среду в группе, мы решили пополнить «Уголок эмоций», где разместили:
- Д/и: «Моё настроение», «Театр настроений», «Я хороший»(это игра поможет воспитать вежливого, послушного и аккуратного ребёнка) «Солнышки-ладошки» (игра на придумывание комплиментов)
- Пословицы и поговорки
- Копилка добрых слов и выражений
- Игра – этюд «Раздумье»
- Дерево «Волшебные слова»
- Художественная литература: С.Михалков «Сашина каша», Э.Мошкова «Обида», Аксаков «Аленький цветочек», В.Катаев «Цветик-семицветик», В.Осеева «Волшебное слово», М.Пришвин «Глоток молока», Е.Благинина «Посидим в тишине», Н.Сладков «Друг или враг», сказок (нанайская «Айога», ненецкая «Кукушка», татарская «Три сестры)», В.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»
- Картины с изображением природы
Насыщение предметно-развивающей среды помогло нам полноценно организовать работу по этой теме.
Ведущей формой работы с детьми были занятия этического характера.
Особо эффективными оказались следующие формы и методы работы с детьми:
- Беседы, которые связаны с реальными событиями из жизни ребенка («Что ты будешь делать, когда останешься один, а в дверь позвонили?»)
- Игра – на эксперимент на выявление лидера в группе (тайное выявление) «Подари цветок другу»
- Подвижная игра «Поменяйтесь местами»
- Игры, направленные на снятие конфликтности: «Ссора», «Примирение»
- Художественная деятельность. Рисование портрета мамы и папы, автопортрета
- Выставка детских работ: «Мои друзья»
Чтобы родители воспитанников выступали как активные участники педагогического процесса в группе, мы использовали следующие формы работ:
- Анкетирование с целью выявить уровень коммуникативных умений родителей, раскрыть особенности общения родителей с детьми
- Индивидуальные беседы с родителями проблемных детей
- Домашнее задание, цель которых помочь в создании благоприятного климата в семье через общение ребенка с родителями:
- Найти пословицы и поговорки о добрых словах, о дружбе и объяснить детям их значение
- Для выставки «Мои друзья» вместе с ребенком нарисовать его друга и немного написать о нем
- Особый интерес у детей и родителей вызвало задание сделать «Генеалогическое древо» (составить родословную семьи, используя рисунки)
Итак, проблема культуры общения и поведения является одной из актуальных задач дошкольного образования. Работа над ней будет продолжаться в следующей возрастной группе, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях в разных видах деятельности, находить отклик в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу.
План по самообразованию....
Презентация на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу....
Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...
Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».
Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...
План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....
План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23
План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...