Опыт работы «Многоцелевое использование дидактических кубиков в образовательном процессе ДОУ»
материал

Брезгулевская Татьяна Николаевна

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы ёлочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку… И многое, многое другое.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно внедрённых методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx88.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 комбинированного вида

Усть-Катавский городской округ

456040 г. Усть-Катав МКР-1 д. № 8, ИНН 7419003429, тел. 3-13-71, 3-06-90

Опыт работы

«Многоцелевое использование дидактических кубиков в образовательном процессе ДОУ»

Выполнила:

Брезгулевская Татьяна Николаевна

Воспитатель МКДОУ д/с № 13

Усть-Катав

2019г.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты многоцелевого использования дидактических кубиков в образовательном процессе ДОУ.

  1. Определение термина «Образовательный процесс  ДОУ».
  2. Особенности организации образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  3. Использование дидактических кубиков в образовательном процессе.

ГЛАВА 2. Практическое обоснование многоцелевого использования дидактических кубиков в образовательном процессе.

Заключение

Литература

Приложение

3

4

12

19

28

34

36

37

Введение

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы ёлочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку… И многое, многое другое.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно внедрённых методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты многоцелевого использования дидактических кубиков в образовательном процессе ДОУ.

  1. Определение термина «Образовательный процесс»

Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.

В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.

Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат – разностороннее развитие ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с ФГОС ДО.

Стержнем образовательного процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу.

Содержание – самый динамичный компонент образовательного процесса. Содержание образовательного процесса соответствует возрасту детей, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога, формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления ребенка.

Образовательные программы учитывают стандарт, создают условия для развития всех сторон личности. Требования к программам определены в инструктивно-методических письмах Минобразования РФ.

Целостность, общность и единство – главные характеристики образовательного процесса.

Специфика целостного образовательного процесса обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но развивающую, образовательную функцию, а обучение немыслимо без воспитания и развития. Специфика в том, какие методы будут выбраны педагогом для достижения цели.

Принципы образовательного процесса ДОУ;

Принципы образовательного процесса – система исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.

  1. Принцип целостности развития ребенка. Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.

Физическое и умственное. С раннего возраста малыш приобретает знания об уходе за своим телом и умения (как мыть руки, лицо, пользоваться салфеткой), которые становятся основой для осознанного отношения к себе, становления привычки к ведению здорового образа жизни.

Эстетическое и умственное. Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия – основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений.

  1. Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка (проиллюстрировать самостоятельно).
  2. Принцип систематичности и непрерывности, то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук – ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака – привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки – наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении – учимся бесконфликтному общению и т.д.
  3. Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.
  4. Принцип учета возрастных возможностей детей. Данный принцип реализуется через идею ампфлификации (обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.
  5. Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.

Индивидуальный подход. Каждый человек индивидуален. Он развивается в соответствии со своими темпами и программой развития. Воспитатель, организуя образовательный процесс, должен ориентироваться на склонности, интересы, потребности, возможности ребенка. Поэтому он соотносит задачи, методы, формы организации воспитания и обучения с индивидуальными особенностями ребенка, находя место и время для индивидуальной работы.

Дифференцированный подход. Например, на занятиях познавательного характера группа интеллектуально развитых детей получает пакет с заданием, требующего решения усложненной познавательной задачи. Дети же с низким уровнем развития воображения и наглядно-образного мышления объединяются на занятии в одну группу с тем, чтобы повысить уровень развития этих процессов и обеспечить базу для развития основ словесно-логической формы мышления.

  1. Принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения:интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально–насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка).
  2. Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.
  3. Принцип гуманизации отражает закономерную связь образовательного процесса с потребностями общества и самой личности. Он реализуется по ряду направлений.

Первое направление - соответствие задач, содержания и методов обучения и воспитания ребенка ведущим потребностям дошкольников.

Образовательный процесс призван удовлетворить следующие потребности ребенка:

1. Потребность в эмоционально положительном контакте с окружающими людьми, в любви и доброжелательности с их стороны.

Ощущение принятости, понимания, любви создает у ребенка чувство психологической защищенности, душевного покоя и равновесия. На этой основе формируется доверительное отношение к взрослым, миру, а это необходимое условие для того, чтобы ребенок был социально активен - хотел общаться, взаимодействовать с другими, был уверенным в себе, проявлял свое достоинство.

2. Потребность в познании и информационном обмене. Потребность в познании остается актуальной на протяжении всего дошкольного возраста и далее. Она выражается в стремлении познать окружающий мир. Ребенок реализует эту потребность в различных формах: вопросах, поисковых действиях, экспериментировании. Важно сохранить и развить эту потребность в устойчивый познавательный мотив - познавательный интерес. Для этого педагогический процесс детского сада (его содержание, формы организации), среда в которой он протекает должны быть насыщены познавательным содержанием. Овладение таки содержанием будет происходить как в организованных, так и не в организованных формах, как в условиях свободного общения, так и общения организованного.

3. Потребность ребенка в активности, самоутверждении. Эта потребность проявляется в стремлении ребенка быть независимым от взрослого, самостоятельности, инициативности. Исследователи утверждают, что если эти стремления подавлять, то у детей возникают неуверенность в себе, неадекватность самооценки, излишняя застенчивость, иногда агрессивность, упрямство. В то же время для проявления самостоятельности, инициативности ребенок должен быть успешен в деятельности, общении. Поэтому одна из важных задач педагогического процесса состоит не только в том, чтобы стимулировать активность и самостоятельность, но и в том, чтобы подготовить ребенка к ней (помочь усвоить деятельность, развить к ней интерес, создать условия для ее самостоятельного выполнения)

4. Потребность ребенка в признании его достижений окружающими, т.е. позитивное развитие личности возможно только при условии положительного самоутверждения. Это предполагает, что у ребенка необходимо формировать опыт успешности в деятельности, положительные эмоциональные переживания по поводу деятельности. в этом отношении негативная оценка результатов ребенка ведет к развитию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам деятельности.

5. Потребность общения со сверстниками. Исследователи (Лисина, Божович, Смирнова, Галигузова) отмечают, что общение со сверстниками необходимое условие социального развития ребенка. Как реализовать эту потребность ребенка в образовательном процессе: развивать интерес к сверстнику, формировать опыт коммуникации со сверстником, развивать гуманность, создавать условия для возникновения содержательного общения детей друг с другом по поводу совместной игровой, продуктивной деятельности, формировать коммуникативную культуру.

6. Органические потребности (витальные) - в движении, питании, режиме жизни. Реализовать эти потребности позволяет смена и чередование видов деятельности, гибкий режим и др.

Второе направление - признание самоценности ребенка, соблюдение его прав и свобод. С точки зрения учения о гуманизме (философская основа педагогики), ребенок рассматривается как существо уникальное, обладающее внутренним стремлением к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Он имеет право жить в таких условиях, которые будут способствовать его развитию. Задача взрослых создать условия для его полноценного развития.

Третье направление - гуманизация содержания дошкольного образования. Этот принцип предполагает приобщение ребенка к доступному содержанию культуры и ОЦ. Дошкольный возраст – период становления базиса личностной культуры ребенка, ценностного отношения к миру. Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке. Это основы ценностного отношения к миру. В Концепции дошкольного воспитания выделено 4 ценностных сферы, осваивая которые ребенок приобщается к культуре и ОЦ: Мир рукотворный, Мир природы, Мир социальных отношений, Мир самого человека. Процесс приобщения к культуре и ОЦ должен быть эмоционально насыщенным, деятельностно– и индивидуально–ориентированным. В каждой из программ для ДОУ выстраивается своя логика содержания, позволяющая постепенно вводить ребенка в мир человеческих ценностей, норм взаимоотношений, способов деятельности.

Четвёртое направление - гуманизация самой личности, то есть воспитание таких качеств и свойств личности как отзывчивости, доброжелательности, коммуникативности, основ толерантности, основ патриотизма, основ сотрудничества и др. Это направление реализуется через нравственное, экологическое, правовое, эстетическое, гендерное, патриотическое воспитание, воспитания в духе мира и уважения к другим народам.

Пятое направление - создание гуманных (субъект-субъектных) отношений его участников. Реализация этого принципа возможна через построение личностно-ориентированной модели взаимодействия, ориентированной на учет потребностей, интересов, субъектности ребенка – дошкольника. Основой таких отношений становится сотрудничество воспитателя и воспитанника, признание их в качестве субъектов взаимодействия. Субъект характеризуется активностью: он инициативен, коммуникативен, креативен, способен к выбору, отвественнен, компетентен, самостоятелен. Однако маленький ребенок не может быть в полной мере субъектом общения и деятельности. Взрослый способствует взращиванию субъектных качеств.

1.2.  Особенности организации образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

 

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

С 1 января 2014 г. введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

По ФГОС основными принципами дошкольного образования становятся:

1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащения) детского развития.

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

5. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении.

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах деятельности.

9. Сотрудничество образовательной организации с семьей.

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Т.е. обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

Специфические детские виды деятельности в раннем возрасте (1-3 года):

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.

- общение со взрослым и совместные игры со сверстниками;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

- двигательная активность.

Специфические детские виды деятельности детей дошкольного возраста (3-7 лет):

- игровая, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.;

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающей среды и экспериментирование с ними);

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд;

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная (понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);

- двигательная активность (овладение основными движениями). Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости. Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:

- образовательная деятельность в режимных моментах;

- организованная образовательная деятельность;

- самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная). Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

ФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально - коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

3) речевое развитие, включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;

4) художественно - эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

5. Повышается роль семьи в работе дошкольного учреждения. Государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение будет обязано:

- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;

- информировать родителей (законных представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждать с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.

Условия реализации требований ФГОС ДО в дошкольном учреждении.

Так как ФГОС ДО призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования, главное внимание должно быть направлено на обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников, активизацию инновационной деятельности и на изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям.

Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

1.3. Использование дидактических кубиков в образовательном процессе

История и виды

Каких только игрушек не встретишь сейчас на полках магазинов! Но все-таки по-прежнему особой популярностью продолжают пользоваться обыкновенные кубики. В них играли наши дедушки и папы, а теперь с удовольствием играем мы. Кубики бывают самые разные: большие и маленькие, деревянные с острыми углами, крупные пластмассовые со сглаженными уголками (специально для самых крошечных детишек), картонные и даже поролоновые (обтянутые мягкой тканью или же специальным моющимся виниловым материалом). Конечно, дети играют в кубики совершенно по-разному: карапуз, пыхтя, выстраивает "башню" из двух кубиков, трехлетняя девчушка делает кроватку для пупсика, а шестилетний мальчишка сооружает огромный дворец Снежной королевы или крепость крестоносцев. Когда же дать ребенку кубики, нужна ли малышу помощь, чтобы научиться в них играть, и могут ли кубики быть обучающим материалом?

Кубики – это одна из первых развивающих игрушек для малышей наряду с погремушками и пирамидками. Первые упоминания о детских кубиках встречаются в речах римского оратора Цицерона и датируются I веком до н. э. Несколько веков спустя, богослов Иероним написал книгу о воспитании детей, в которой поместил советы по обучению грамоте для маленькой девочки. И звучали они так: "Нужно сделать ей буквы. Пусть играет с ними и играючи обучается. Перемешивая буквы, она будет знать их не только по звуку, но и по виду". То есть кубики с буквами – это изобретение очень древнее, и делали их, как правило, из дерева или слоновой кости. Однако, при выборе кубиков для детей, следует учитывать их возраст: Для малышей 4 – 6 месяцев подойдут мягкие кубики, кубики-погремушки или кубики-шуршалки. Детям от 6 месяцев можно предложить кубики с дополнительными игровыми элементами (зеркальце, счеты, открывающиеся дверцы, вкладыши, музыкальные кнопки и т. п.). В этот период у детей начинает доминировать зрительно-моторная координация, тогда они начинают манипулировать игрушками: кидать их, перекладывать с места на место, ставить друг на друга, а потом ломать свои постройки. Такие игры способствуют развитию речи, координации, воображения и логического мышления. Детям от года для игр подойдут деревянные и пластиковые однотонные кубики и кубики с картинками, буквами, цифрами. С помощью обычных кубиков ребенок учится различать цвета и размеры, с помощью кубиков с русскими и английскими буквами – учится алфавиту и чтению, с помощью кубиков с цифрами и математическими знаками – учится считать, а с помощью кубиков с картинками – познавать окружающий мир.

Детские кубики с буквами были изобретены в глубокой древности. Еще в I веке до нашей эры о них упомянул римский оратор Цицерон. Пытаясь доказать, что всем на земле управляет воля бессмертных богов, он сказал в одной из своих речей: «Почему нам не вообразить, что если бросить на землю известное количество знаков, представляющих двадцать одну букву, то они могли бы упасть, приняв такой порядок, что образовали бы при чтении связный текст?» Исследователи долго не могли понять, о чем же говорил знаменитый оратор древности. Однако в четвертом веке нашей эры известный церковный писатель и богослов Иероним написал трактат «О воспитании отроковицы». В нем помещен совет, как обучить маленькую девочку грамоте: «Нужно сделать ей буквы из дерева или из слоновой кости. Пусть играет с ними и играючи обучается; перемешивая буквы, она будет знать их не только по звуку, но и по виду». Вот с каких древних пор существуют широко распространенные детские кубики.

Впервые о роли кубиков для развития детей рассказал в ХVII ст. английский философ Джон Локк, который высказал мысль о важности игры в обучении и заявил о необходимости смещения акцента в принятой системе воспитания с «кнута» на «пряник». Он описал игру, которая вскоре стала чрезвычайно популярной – кубики с алфавитом, подчеркивая достоинства обучения детей с помощью игр. С тех пор игрушки для детей стали восприниматься как необходимые предметы, а не как бесполезная прихоть.

В XIX ст. на небольших деревообрабатывающих и полиграфических фабриках Западной Европы и США уже производили кубики. На некоторые из них наносили изображения, символы, буквы и слова. Играя с ними, дети легче осваивали чтение и знакомились с интересными сюжетами. Другим популярным видом были деревянные кубики для конструирования сооружений и игры с формами. Иногда они имели вид трехмерной головоломки, из которой малыши складывали известные строения, и по праву могут называться прообразом современных конструкторов.

Кубики, наверное, одна из самых древних игрушек. И внешне они кажутся очень простыми. Обманчивое впечатление. На самом деле при ближайшем рассмотрении оказывается, что чем проще кубики - тем шире диапазон их применения! Если кубики без надписей и рисунков - то есть просто разных цветов - они универсальны. В первую очередь - это, конечно, строительный материал.

Но оказывается, деревянные кубики с буквами - не единственно возможные деревянные кубики. Немецкие дети вот уже десять лет перекладывают дырявые кубики из бука, играя в «Куборо». Забаву эту придумал в 1991 году некто Маттиас Этер, который стремился изобрести развлечение для больных детей. «Куборо» - это набор кубиков размером 5 * 5 * 5 сантиметров, в которых проделаны канавки и норы. Задача играющего состоит в том, чтобы сложить из имеющихся элементов такую конструкцию, чтобы специальный шарик, опущенный в дырку в верхнем кубике, проделал как можно более затейливый путь через сооружение и выкатился где-нибудь снизу.

Всем известен кубик с точками на каждой грани - игральный кубик, или игральная кость. Число точек на грани кубика определяет число очков. Еще один интересный факт о кубике: суммы очков на противоположных гранях равны семи. С помощью кубика можно таким образом объяснить состав числа семь. "Почему именно кубик оказался многогранником, наиболее подходящим для игры?" - задается вопросом Кордемский, автор "Математической смекалки". Игральная кость должны быть правильным многогранником, так как только в этом случае при бросании игральной кости для каждой ее грани обеспечиваются равные шансы быть верхней. Но из пяти видов правильных многогранников наиболее подходящим является, конечно, куб: изготовить его не составляет большого труда, и при бросании он довольно легко катится.

Самым известным кубиком на свете является кубик Рубика (первоначально был известен как «Магический кубик») - механическая головоломка.

В 1974 году 30-летний венгр Эрно Рубик, преподаватель Академии прикладных искусств и ремесел, создал то, что впоследствии станет называться Кубиком Рубика и прославит его в веках (Приложение ). Много времени ушло на техническое решение, обеспечивающее оптимальный механизм поворота грани куба, результатом которого стал характерный, фирменный скрип. На гранях пробовались и цифры и рисунки, но свой выбор Рубик остановил на 6 основных цветах.

1980 - год начала реального распространения кубика по всему миру. Американская компания 'Ideal Toy Corporation' дает кубику его правильное имя и заказывает 1 миллион кубиков. За несколько лет было выпущено около 100 миллионов кубиков и еще больше подделок. Было выпущено около 60 книг. Считается, что каждый восьмой житель Земли повертел кубик Рубика в руках.

За свою историю кубик неоднократно получал различные награды, например получил национальный приз Венгрии как лучшее изобретение, признавался лучшей игрушкой в США, Великобритании, Франции и Германии. В 1981 году кубик попал в экспозицию музея современного искусства в Нью-Йорке. В 1982 кубик Рубика попадает в престижный Оксфордский словарь.

В 1982 год состоялся первый чемпионат мира по сборке кубика на скорость. Он прошел на родине изобретателя в Будапеште. Рекорд был 22,85 с. Недавно 20-летнему Леяну Ло чтобы собрать головоломку потребовалось всего 11,13 секунды.

Считается, что кубик Рубика - лидер среди игрушек по общему количеству продаж: по всему миру было продано около 300 млн кубиков Рубика.

Ещё в 70-е годы ХХ века замечательными родителями и педагогами Никитиными были придуманы необычные игры. Их нельзя было купить, а нужно было делать самим, играть в них интересно людям любого возраста, а при желании из них можно сделать тест на проверку сообразительности. Их назвали развивающими играми, и в основе этих игр были кубики.

В последние годы стали популярны кубики Зайцева. Это уникальное пособие для обучения чтению, не имеющее аналогов нигде в мире. В отличие от обычных кубиков-азбуки, на гранях кубиков Зайцева изображены не буквы, а склады. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Например: М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ. Кубики Зайцева отличаются по цвету, размеру и звучанию (для того, чтобы кубики "заговорили" их наполняют разным содержимым - деревянными палочками, металлическими крышечками, колокольчиками). С кубиками Зайцева ребенок сначала учится не читать, а "писать" складами по таблицам (указкой) или составлять слова из кубиков.

И так кубики могут быть самые разнообразные: деревянные, пластмассовые, текстильные и др.

Игра для малыша - один из самых важных этапов познания мира, ребенку интересно все: начиная с любимых игрушек и заканчивая повседневными «взрослыми» предметами, которые так хочется потрогать, рассмотреть, попробовать «на зуб». Главная задача взрослого - превратить все эти предметы в игрушки, а общение и обучение ребенка в развлекательную игру.

Роль в развитии ребёнка

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, однако, на сегодняшний день многие из моих коллег высказывают мысль о том, что современные дети не умеют играть. Игры с правилами частично утратили в их кругах свою актуальность, на смену им приходят электронные игры, которые хотя и имеют свод неких правил, лишают при этом возможности игроков живого общения и зачастую не требуют для взаимодействия использование речи. Именно поэтому педагоги дошкольного образования озадачены модернизацией уже имеющихся и разработкой новых игр.

Зачем нужны кубики?

Такой простой предмет вырабатывает у ребенка сенсомоторное восприятие, помогает развивать логику. В младенчестве тактильные ощущения имеют огромное значение, они не только участвуют в развитии мелкой моторики, но и заставляют малыша думать и анализировать. К восьми – десяти месяцам ребятишки выкладывают из мягких кубиков простые картинки. Например, из четырех предметов может получиться цветочек, так как на каждом кубе вышита его часть. Конечно же, речь не идет о сложных пазлах. Уже к полутора годам ваше чадо сможет построить свой первый домик. Его трудно назвать полноценным, тем не менее — это предмет гордости! К трем годам вы увидите, как на ковре вырастут автомобильные трассы и многоэтажки.

Кубики знакомы десяткам поколений детей, и у этой игры есть одна важная особенность: в ней наилучшим образом реализован принцип обучения ребенка через игру.

Кубики – самая популярная детская развивающая игрушка. Благотворное влияние игры с ними на развитие ребенка было доказано учеными в ходе многочисленных исследований. Какими бы кубиками ни играл ребенок, эта игра направлена на обучение: изучение букв или цифр, форм или цветов, осознание физических законов или первое понимание связи причины и следствия.

Когда малыш увлеченно строит башню из кубиков, вам может казаться, что он просто играет, но в это время ребенок:

  • развивает математические способности: узнает, что такое количество, форма, вес, объем, учится сортировать и группировать предметы;
  • экспериментирует с явлениями гравитации и баланса, что улучшает координацию глаз и мышц;
  • тренирует воображение, учится выражать идеи, планировать и творить;
  • осознает взаимосвязь действия и результата.

Кубики не раз становились объектом внимания ученых, и они доказали положительное влияние игры на развитие ребенка, которая стимулирует:

  • Пространственное мышление

Два года назад ученые из Родес-колледжа, Мемфис, США, доказали, что у детей, которые часто выбирают для игры кубики, способности к пространственному мышлению лучше.

И это не удивительно, ведь для создания сооружения ребенку приходится мысленно проанализировать положение кубиков, представить их со всех сторон. Без навыков пространственного мышления невозможна повседневная жизнь, оно помогает осваивать современную технику, управлять автомобилем и выполнять ежедневные обязанности. Особенно важно пространственное мышление для дальнейшего успеха ребенка в математике, архитектуре и инженерии.

  • Умение принимать решения

Увлечение кубиками по данным, полученным исследователями из Медицинской школы Темпльского университета, Филадельфия, США, развивает навык принятия решений. У этой игры нет правил, а совместить детали можно множеством способов. Представьте, что всего из шести кубиков конструктора можно составить более 120 миллионов комбинаций, поэтому во время игры ребенок постоянно анализирует положение деталей и свои возможные действия, выбирает лучшее решение и воплощает задуманное.

  • Эмоциональное и речевое развитие

Невероятно, но дети, которые в 1,5–2,5 года часто играют с кубиками, согласно результатам работы, проведенной в 2007 году физиологами из Университета Северной Аризоны, США, быстрее начинают говорить. Игры в этом возрасте проходят под присмотром родителей, а чем больше они общаются с ребенком, тем лучше его речевое развитие. При этом совместные игры с кубиками развивают отношения детей и родителей, ускоряют социальное и эмоциональное развитие ребенка.

Кубики настолько универсальны, что ими могут играть дети всех возрастов.

  • до 1 года. Как только вы заметите, что ребенок проявляет интерес к кубикам, покажите ему, как их класть или бросать в контейнер, а потом вытаскивать обратно. Увлекательным занятием для малыша будет и процесс разрушения башни, построенной вами.
  • 1–2 года. Подходящей игрой для малышей этого возраста будет сооружение простых строений, таких как башня или стена. Со временем начните складывать друг на друга кубики разных размеров – от большего к меньшему. Для этих игр хорошо подойдут деревянные или пластмассовые кубики.
  • 3–4 года. Постепенно игры с кубиками становятся сложнее и интереснее. Малышам постарше предложите сооружать строения из кубиков, используя только детали определенных цветов или форм.
  • 5 лет и старше. В этом возрасте ребенок создает сложные сооружения. Это может быть аэропорт, зоопарк, база для машин или замок принцессы. Чтобы игра была еще более увлекательной, попросите его рассказывать о придуманном сюжете игры, задавайте уточняющие вопросы, подавайте свои идеи. Для интересного обучения чтению вы можете выбрать кубики, на гранях которых написаны слоги и буквы.

Несмотря на огромное разнообразие игрушек, кубики не теряют популярность и уже несколько столетий остаются неизменными спутниками детей во всем мире. Как развивающие игрушки для детей они интересны в любом возрасте. Обязательно познакомьте своего ребенка с ними, покажите, как строить простые строения, стимулируйте продолжение игры, вовлекайте в неё другие любимые игрушки, придумывайте во время игры интересные сюжеты. Помните, что кубики на первый взгляд кажутся простой и понятной игрушкой, но их потенциал огромен.

Играя с кубиками, можно учить цвета, цифры, буквы, профессии, название геометрических фигур, фруктов, овощей. Разнообразие их большое. Можно выбрать маленькие, большие, деревянные, матерчатые с поролоном внутри, пластмассовые.

Если кубики цветные, можно предложить ребёнку построить домики для животных: лисе – оранжевый, волку – серый, зайцу – белый. Таким способом, дети будут запоминать не только цвета, но и окраску животных, развивая ассоциативную память. Чтобы развивать пространственное мышление, ребёнку нужно трогать предметы, вертеть их в руках. Кубики хорошо справляются с такой задачей.

Поэтому, на первый взгляд, такая примитивная игрушка, как кубики, при внимательном рассмотрении оказывается очень полезной и нужной.

Игрушки в жизни ребенка – это не просто наслаждение и азарт, это нечто большее – они помогают малышу развиваться, познавать мир через игру. Это одна из любимых детских игр – это кубики. В процессе игры развивается логическое мышление, тренируется зрительная память и внимание.

ГЛАВА 2. Практическое обоснование многоцелевого использования дидактических кубиков в образовательном процессе

ФГОС определяет пять направлений развития, в соответствии с которыми строится весь воспитательно-образовательный процесс.

В связи с этим я считаю актуальным использование новых методов, приемов и средств в развитии детей. На сегодняшний день педагогами разработан целый ряд современных игровых технологий. Но мы тоже не стоим на месте, постоянно ищем новые технологии, дополняем и внедряем их в свою работу.

Я хочу представить вам пособие, которое объединяет в себе методы наглядного моделирования и игровые технологии.

Пользуясь готовыми схемами, картинками и совершенствуя их по-своему, мною было разработано многофункциональное пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста.

Объёмный игровой модуль «Кубики-перевёртыши» - это игра-пособие по обучению детей, позволяющий  включить в работу все каналы восприятия информации у ребенка. Так дети - визуалы могут рассматривать материал, дети - кинестетики — трогать, крутить, а дети - аудиалы — слушать и проговаривать. В основе лежат всем известные с детства кубики.

Каждый ребёнок имеет свободный доступ к данному пособию, оно является доступным,  в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей-инвалидов.

Оно безопасно,  все  элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Данное пособие является полифункциональным, вариативным и трансформируемым  в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

При кажущейся простоте данное пособие универсально, его можно применять как в режимных моментах, так и при решении  образовательных задач.

Во время занятий идёт сочетание игры с обучением, кубики превращают обучение ребёнка в интересное, увлекательное занимательное дело. Занятия по этой  системе не предполагают сидения за столами.  Данное пособие позволяет деткам правильно говорить, строить рассказы, развивать речь, усваивать информацию по образовательным областям.

Пособие включает в себя конструкцию, состоящую из двух стоек, между которыми закреплены три оси. На эти оси нанизаны пластмассовые кубики, по четыре на каждую. Кубики  свободно поворачиваются, не соприкасаясь друг с другом.

Данное пособие может использоваться одновременно двумя детьми. В этом случае один ребенок стоит с одной стороны,  второй ребенок – с другой стороны. После выполнения упражнения или задания дети могут продолжить использовать кубики с другими вариантами. Также оно может использоваться двумя подгруппами детей, по два ребёнка. Дети выполняют аналогичные действия или упражнения, но договариваясь в паре. Пособие может использоваться одним ребенком, тогда он вращает кубики, соотнося картинки по определенной теме или выполняя другие задания. Пособие может использоваться воспитателем для индивидуальной работы с ребенком.

На четырёх гранях каждого кубика имеются магниты для удерживания картинок. Картинки крепятся к каждой грани, для выбора необходимой картинки ребёнок или взрослый поворачивает кубик, выстраивая тем самым логический ряд. С пособием можно работать как по горизонтали, так и по вертикали.

В комплект пособия входят наборы  карточек по пяти образовательным областям. Создана картотека игр для работы с данным пособием. Каждый набор  представлен в пластиковом конверте, тема набора обозначена на конверте.

К достоинствам методики можно отнести:

-  Быстрое обучение. Здесь все индивидуально.

- Нет ограничений по возрасту. Это позволяет заниматься с детками первого года жизни или же  будущими первоклассниками. Отличия будут только в сложности поставленных заданий.

- Положительное влияние на развитие слуха и памяти.

- Развитие мелкой моторики рук.

- Индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Учитываются особенности его развития. Во время обучения его никто ничего делать не заставляет, не торопит и не сравнивает с другими детьми. Все происходит с учётом желания детей.

- Простота методики.

- Методика позволяет сохранить зрение – происходит тренировка глазных мышц, картинки  имеют правильный размер, они не мелкие, а цвета подобраны так, чтобы не напрягать детские глазки.

- Возможность заниматься без взрослых. Достаточно показать детям принцип методики, и они могут заниматься без участия взрослых, изучая в процессе игры новый материал.

Цель:

Создание условий для обогащения чувственного опыта детей, развития интеллектуальных и коммуникативных умений в процессе увлекательной игры

Задачи: 

- Совершенствовать навыки сравнения и анализа.

- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

- Помочь усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

- Развивать целостное  восприятие, память, внимание, мышление, речь.

- Воспитывать умение работать в паре.

Суть методики

Идея проста - дети видят кубики, интересуются, что это такое, играют, затем начинается обучение. Происходит плавный переход от конкретно-образного через наглядность и действие к словесно-логическому мышлению. Данное пособие помогает ускорить обучение, внести игровые элементы. Регулярное выполнение заданий по этому пособию помогают детям разного возраста и степени подготовленности быстро научиться анализировать, классифицировать, выявлять причинно-следственные связи, считать, рассказывать, строить предложения и целые тексты, учиться выделять из общего частное.

В основе пособия лежит дидактическая игра, которая предполагает работу как индивидуально, так и в паре, группой и подгруппой: ребенок – взрослый, ребенок – ребенок, взрослый – группа, ребёнок - группа.

Нами была разработана картотека игр для данного пособия. (Приложение 1).

Педагоги и родители выделяют немало положительных моментов: ребёнок не только слышит (рассказ), но и видит. Образная память помогает обучению; малышу интересно: разные цвета, необычные картинки  интригуют, любопытство берёт верх. Развивающее пособие учитывает особенности детской психики, позволяет включить в работу максимальное количество органов для запоминания новых понятий. Пособие отлично тренирует речевой аппарат. Дети легко различают картинки  на каждом предмете даже с расстояния 2–3 метра. Не напрягается зрение, малыш не злится, легко находит нужный элемент; занятия проходят весело, без давления на психику, скучных объяснений, взрослым легко подсказать, какой кубик нужно искать.

Чтобы ребёнок прочно запомнил и усвоил материал, у него должны быть задействованы 5 видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, осязательное и обонятельное.  

Данное пособие будет интересным  для каждого ребёнка: для спокойного и не отличающегося усидчивостью; для детей,  имеющих отклонения в психическом развитии, с диагнозом аутизм.

Согласно этой методике нельзя обучать детей, прибегая к авторитарному стилю. Вместо этого для них нужно стать другом и проводить обучение в форме игры. Воспитатель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.

Чем старше ребенок становится, тем сложнее игры ему следует предлагать.

Пособие используется при введении нового материала, его объяснении, закреплении, повторении.

На любой вопрос воспитателя можно ответить, любое задание выполнить, используя пособие в качестве опоры. Данное пособие можно назвать тренажером для зрения: дети  начинают считывать информацию не только с близкого, но среднего и дальнего расстояния, тем самым невольно тренируя и укрепляя зрение.

Пособие позволяет детям  активнее мыслить, дольше и без особого напряжения удерживать внимание. Темп работы, освоения и закрепления информации настолько высок, что позволяет с лёгкостью опережать любые традиционные стандарты. Следствия: снятие комплексов и стрессов, улучшение психологического климата в группе.

Используя объёмный игровой модуль «Кубики-перевёртыши» мы провели небольшой эксперимент с детьми средней группы. В первый день эксперимента мы использовали наше пособие и предложили 5 детям поиграть в игру «Подбери заплатку». На кубиках были размещены картинки с изображением разноцветного прямоугольника, в центре которого была «дырка» в форме геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник). На каждом следующем кубики были размещены картинки с изображением «заплатки» также в форме геометрических фигур. Поворачивая эти кубики, ребёнок должен был подобрать «заплатки», опираясь на цвет и форму. Все дети успешно справились с заданием в течение 5-7 минут.

Через несколько дней мы повторили эксперимент. Только объёмный игровой модуль мы не использовали, а взяли те же карточки и разложили их на столе. Большая часть детей справилась с заданием лишь за 10-12 минут. Выяснилось, что детям очень сложно выбрать пару к картинкам из нескольких предложенных. Данным экспериментом мы выяснили, что объёмное пособие помогает детям решать поставленные задачи быстрее и не вызывает утомляемости.

Обычно, решая педагогические задачи, мы - педагоги используем предметные и сюжетные картинки, карточки, схемы и таблицы. Они имеют плоскостной вид, с ними можно производить немного действий, например, положить перед собой, рассмотреть. С целью  более длительного вовлечения ребёнка в усвоение материала, я использую разработанное мною объёмное учебно-методическое пособие. Данное  пособие помогает в реализации  образовательных программ, в том числе и адаптированной программы.

Заключение

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание - функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах.  От того, как будет организована образовательная деятельность дошкольника, зависит насколько проявится и разовьется у него интерес к познанию окружающего мира, к людям, стремление узнавать и учиться новому.

Особую роль играют дидактические пособия в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов дидактических пособий – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Я.А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется систематически: в связи с сообщением детям новых знаний, при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у детей материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков.

Песталоцци придавал огромное значение наглядности обучения, поскольку считал, что чувственное восприятие окружающего мира — исходный момент познания. Так же как и великий чешский педагог Я.А. Коменский, Песталоцци считал необходимым знакомить ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая к их восприятию, по возможности, большее число его органов чувств. Принцип наглядности обучения — это опора на реальные представления дошкольников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен.

Таким образом, применение наглядного материала мобилизует активность психики дошкольника, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения.

Литература

  1. В.А. Артемов Психология наглядности при обучении. / В.А. Артемов - М.: Просвещение, 2008
  2. Л.И. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович - М., 2008.
  3. Т.П. Войтенко Игра как метод обучения и личностного развития.- Калуга / Т.П. Войтенко: Изд-во «Адель», 2007.
  4. Л.С. Выготский Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский - С-Пб.: Союз, 2007.
  5. В.Б. Гондаревский Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: / В.Б. Гондаревский Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2005.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. / - М., 2009.
  7. В.И. Загвязинский О современной трактовке дидактических принципов// В.И. Загвязинский Советская педагогика./ - 2008. - № 10.
  8. Л.З. Занков Дидактика и жизнь. / Л.З. Занков - М., 2008.
  9. З.И. Калмыкова Психологические принципы развивающего обучения. / З.И. Калмыкова - М., 2009.
  10. Я.А. Коменский Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения./ Я.Л. Комснский. В 2-х т. / Я.А. Коменский - М., 2002, т. 1., с. 384.
  11. Е.Е. Кравцова Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. / Е.Е. Кравцова - М.: Просвещение; Учебная литература, 2006.
  12. И.Н. Лернер Процесс обучения и его закономерности. / И.Н. Лернер - М., 2010.
  13. Г.А. Урунтаева Дошкольная психология : Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. / Г.А. Урунтаева - М., 2001.

Приложение 1

Варианты использования пособия в пяти образовательных областях

Речевое развитие

          «Назови какая? (какой?)»

Цель: учить описывать предмет с помощью прилагательных (форма, цвет, материал и т.д.)

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением предметов. Поворачивая кубик, ребёнок выбирает предмет или группу предметов, затем рассказывает какой он, какого цвета, формы, из чего сделан. Далее ребёнок может составить ряд из предметов со схожими признаками. В каждом ряду можно использовать предметы с отличными признаками.

«Один-много»

Цель: учить образовывать множественное число имён существительных.

Правила игры: На кубиках размещены картинки с изображением различных предметов. Поворачивая кубик, ребёнок выбирает предмет, называет его в единственном числе, а затем во множественном, поворачивать кубики может воспитатель, а группа детей работать.

«Звуковой анализ слова»

Цель: учить детей делать звуковой анализ, развивать фонематический слух.

Правила игры: на кубиках в первом ряду размещено слово (один кубик – одна буква). Во втором ряду карточки с обозначением звука (зелёный –согласны мягкий; синий – согласный твёрдый; красный – гласный). Под каждой буквой ребёнок должен найти ту карточку, которая обозначает данный звук.

«Составь рассказ»

Цель: формировать навыки связного последовательного составления рассказа с опорой на картинки; закреплять умение детей составлять сложные распространённые предложения при составлении рассказов.

Правила игры: на кубиках расположены сюжетные картинки. Поворачивая кубик, ребёнок выбирает картинки, выстраивая их в ряд, и рассказывает по ним рассказ. Рассказ может быть ребёнку знаком или он может сочинить его сам.

«Расставь картинки по порядку»

Цель: развивать способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, способствовать развитию связной речи.

Правила игры: на кубиках расположены сюжетные картинки. Ребёнок выбирает картинки и расставляет их в таком порядке, чтобы получилась последовательная история или рассказ.

«Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку, развивать мышление, внимание.

Правила игры: ребёнку предлагается четыре картинки, размещённые на кубиках, три из них классифицируются по одному признаку. Он должен посмотреть и выделить среди четырёх один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребёнок должен объяснить свой выбор.

«Что где растёт?»

Цель: закреплять название фруктов и овощей, учить детей группировать предметы, воспитывать выдержку.

Правила игры: на кубиках расположены картинки с изображением фруктов и овощей. Нужно в один ряд собрать фрукты, а в другой овощи. Назвать каждый фрукт или овощ и сказать где они растут.

«Отгадай что»

Цель: учить классифицировать предметы, узнавать их по характерным признакам, закреплять названия предметов окружающего мира.

Правила игры: воспитатель описывает предмет, ребёнок, поворачивая кубик, находит картинку с изображением этого предмета, когда весь ряд предметов открыт, ребёнок называет к какой группе относятся эти предметы. В описании может принимать участие другой ребёнок.

«Назови признаки»

Цель: учить детей различать признаки времён года. Называть их.

Правила игры: Воспитатель называет время года, ребёнок, поворачивая кубик, выбирает те признаки, которые подходят к этому времени года. Один ряд – одно время года. Можно работать как по горизонтали, так и по вертикали.

«Звери, птицы, рыбы»

Цель: закреплять умение классифицировать животных, птиц, рыб.

Правила игры: на кубиках прикреплены картинки с изображением животных: звери, птицы, рыбы. Воспитатель предлагает детям разобрать картинки по группам: в первом ряду – звери; во втором – птицы; в третьем – рыбы. В игре могут принимать участие все дети либо один ребёнок.

«Когда это бывает?»

Цель: учить определять время года по его признакам.

Правила игры: на кубиках расположены картинки с изображением признаков времён года. Поворачивая кубики, ребёнок находит признаки, и называет к какому времени года они относятся.

«Посчитай-ка»

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного, упражнять в порядковом счёте.

Правила игры: ребёнок или воспитатель выбирает картинку на кубике и все вместе считают до пяти с этим словом. Картинку дети могут выбирать по  очереди.

«Чей инструмент»

Цель: закрепить знания детей об инвентаре, который используют в различных профессиях.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением инструментов, необходимых людям различных профессий. Ведущий называет профессию, ребёнок, поворачивая карточки, находит инструменты, которые относятся к данной профессии. В каждом новом ряду могут располагаться инструменты для разных профессий. Ведущим может быть как воспитатель, так и ребёнок.

«Какой транспорт?»

Цель: учить классифицировать транспорт по его видам; обогащать словарь детей.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением транспорта. Поворачивая кубики в каждом ряду, ребёнок выстраивает ряд из картинок по соответствию их определённому виду транспорта (наземный, воздушный, водный). К какому виду транспорта относится данный ряд ребёнок называет.

 «Познавательное развитие»

«Что где растёт?»

Цель: закреплять название фруктов и овощей, учить детей группировать предметы, воспитывать выдержку.

Правила игры: на кубиках расположены картинки с изображением фруктов и овощей. Нужно в один ряд собрать фрукты, а в другой овощи. Назвать каждый фрукт или овощ и сказать где они растут.

«Отгадай что»

Цель: учить классифицировать предметы, узнавать их по характерным признакам, закреплять названия предметов окружающего мира.

Правила игры: воспитатель описывает предмет, ребёнок, поворачивая кубик, находит картинку с изображением этого предмета, когда весь ряд предметов открыт, ребёнок называет к какой группе относятся эти предметы. В описании может принимать участие другой ребёнок.

«Назови признаки»

Цель: учить детей различать признаки времён года. Называть их.

Правила игры: Воспитатель называет время года, ребёнок, поворачивая кубик, выбирает те признаки, которые подходят к этому времени года. Один ряд – одно время года. Можно работать как по горизонтали, так и по вертикали.

«Звери, птицы, рыбы»

Цель: закреплять умение классифицировать животных, птиц, рыб.

Правила игры: на кубиках прикреплены картинки с изображением животных: звери, птицы, рыбы. Воспитатель предлагает детям разобрать картинки по группам: в первом ряду – звери; во втором – птицы; в третьем – рыбы. В игре могут принимать участие все дети либо один ребёнок.

«Когда это бывает?»

Цель: учить определять время года по его признакам.

Правила игры: на кубиках расположены картинки с изображением признаков времён года. Поворачивая кубики, ребёнок находит признаки и называет к какому времени года они относятся.

«Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку, развивать мышление, внимание.

Правила игры: ребёнку предлагается четыре картинки, размещённые на кубиках, три из них классифицируются по одному признаку. Он должен посмотреть и выделить среди четырёх один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребёнок должен объяснить свой выбор.

«Посчитай-ка»

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного, упражнять в порядковом счёте.

Правила игры: ребёнок или воспитатель выбирает картинку на кубике и все вместе считают до пяти с этим словом. Картинку дети могут выбирать по  очереди.

«Чей инструмент»

Цель: закрепить знания детей об инвентаре, который используют в различных профессиях.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением инструментов, необходимых людям различных профессий. Ведущий называет профессию, ребёнок, поворачивая карточки, находит инструменты, которые относятся к данной профессии. В каждом новом ряду могут располагаться инструменты для разных профессий. Ведущим может быть как воспитатель, так и ребёнок.

«Какой транспорт?»

Цель: учить классифицировать транспорт по его видам; обогащать словарь детей.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением транспорта. Поворачивая кубики в каждом ряду, ребёнок выстраивает ряд из картинок по соответствию их определённому виду транспорта (наземный, воздушный, водный). К какому виду транспорта относится данный ряд ребёнок называет.

«На что похоже»

Цель: развивать мышление, внимание, память, обогащать словарный запас, учить сопоставлять геометрические фигуры с предметами.

Правила игры: на кубиках в первом ряду размещены картинки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал). Поворачивая кубик под каждой картинкой, ребёнок находит предмет похожий на данную геометрическую фигуру. Работа проводится по вертикали.

«Подбери заплатку»

Цель: учить детей сопоставлять цвета, геометрические фигуры, составлять из частей целое.

Правила игры: на каждом втором кубике расположены картинки с изображением разноцветного квадрата с вырезанной геометрической фигурой («дыркой»). На соседних кубиках расположены картинки с изображением цветной геометрической фигуры («заплатки»). Задача ребёнка подобрать к каждому квадрату заплатку так, чтобы она подходила либо по форме, либо по цвету, либо по двум признакам сразу. В одном ряду могут располагаться как одинаковые фигуры с разными цветами, так и различные (на усмотрение воспитателя).

«Один-много»

Цель: учить образовывать множественное число имён существительных.

Правила игры: На кубиках размещены картинки с изображением различных предметов. Поворачивая кубик, ребёнок выбирает предмет, называет его в единственном числе, а затем во множественном, поворачивать кубики может воспитатель, а группа детей работать.

Социально-коммуникативное развитие

«Что хорошо, что плохо»

Цель: Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других. 

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением хороших и плохих поступков. Поворачивая кубик, ребёнок выстраивает ряд из хороших  поступков, объясняя, почему он считает их таковыми; следующий ряд плохих поступков, также объясняя свой выбор. Далее можно предложить ребёнку ситуацию, а он в свою очередь может выбрать в последнем ряду те картинки, которые соответствуют его действиям в данной ситуации.

«Как безопасно»

Цель: Закреплять у детей представление об опасных для жизни ситуациях.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением опасных и безопасных жизненных ситуаций на улице, дома, в лесу. Поворачивая кубики, ребёнок выбирает безопасные для него ситуации (в первом ряду – на улице; во втором - дома; в третьем в лесу).

«Как вести себя на дороге?»

Цель: закреплять знания правил дорожного движения.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением ситуаций на дороге и вблизи её. Поворачивая кубики, ребёнок выбирает картинки, на которых дети соблюдают правила дорожного движения. Можно предложить ребёнку в последнем ряду выбрать картинки с изображением нарушений правил дорожного движения. Свой выбор ребёнок должен объяснить.

«Музыка настроения»

Цель: учить детей различать настроение музыки и обозначать настроение картинкой с эмоцией.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением эмоций. Воспитатель включает отрывок музыкального произведения для прослушивания. После прослушивания четыре ребёнка выбирают на кубиках в первом ряду картинку с той эмоцией, которая была вызвана данным произведением. Далее включается следующее произведение, и выходят следующие дети для работы со вторым рядом и т.д.

«Что полезно?»

Цель: формировать умение правильно выбирать продукты для здорового питания. Расширять словарный запас, употреблять обобщающие слова. Развивать навыки здорового питания, внимание, память. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением продуктов питания. Поворачивая кубики, ребёнок выбирает те продукты, которые полезны для здоровья. В одном из рядов можно выбрать картинки с изображением вредных продуктов.

«Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку, развивать мышление, внимание.

Правила игры: ребёнку предлагается четыре картинки, размещённые на кубиках, три из них классифицируются по одному признаку. Он должен посмотреть и выделить среди четырёх один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребёнок должен объяснить свой выбор.

Физическое развитие

«Спортивные игры»

Цель: знакомить детей с названиями спортивных игр; прививать любовь к спорту. Учить отличать спортивные игры от дидактических, подвижных.

Правила игры: на кубиках расположены картинки с изображением игр. Поворачивая кубики, ребёнок выстраивает картинки в ряды в следующем порядке (первый – спортивные; второй – дидактические; третий – подвижные). Выстроив в ряд картинки со спортивными играми, ребёнок называет каждую.

«Утренняя гимнастика»

Цель: закреплять алгоритм проведения утренней гимнастики.

Правила игры: на кубиках расположены картинки с изображением основных движений, используемых в утренней гимнастике. Поворачивая кубики, ребёнок выбирает движения соответственно очерёдности выполнения гимнастики (первый ряд – голова, шея; второй ряд – руки, плечи; третий ряд – тело; четвёртый ряд – ноги). Работа проводится по вертикали.

«Спортивный инвентарь»

Цель: закреплять названия спортивного инвентаря; обогащать  словарный запас; воспитывать любовь к спорту.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением спортивного инвентаря и других предметов. Ребёнок поворачивая кубики, выбирает предметы спортивного назначения. С каждым рядом могут работать разные дети. Также можно предложить сгруппировать предметы по разным видам игр (на усмотрение воспитателя).

«Что полезно?»

Цель: формировать умение правильно выбирать продукты для здорового питания. Расширять словарный запас, употреблять обобщающие слова. Развивать навыки здорового питания, внимание, память. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением продуктов питания. Поворачивая кубики, ребёнок выбирает те продукты, которые полезны для здоровья. В одном из рядов можно выбрать картинки с изображением вредных продуктов.

«Когда играют?»

Цель: формировать представление о сезонных видах спорта. Обогащать словарный запас.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображение сезонных видов спорта (лыжи, коньки, санный спорт, сноубординг; плавание, пляжный волейбол, футбол, бадминтон). Поворачивая кубики, ребёнок выстраивает первый ряд из картинок изображающих зимние виды спорта; второй ряд – летние виды спорта; третий ряд – те виды спорта, в которые можно играть в любое время года.

«Съедобное - несъедобное»

Цель: развивать умение классифицировать продукты питания в зависимости от возраста на  «овощи-фрукты» «съедобные — несъедобные».  Расширять словарь детей. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением продуктов питания и несъедобных предметов. Поворачивая кубики, ребёнок выстраивает ряд съедобных предметов и ряд несъедобных предметов. Можно работать в паре: один ребенок, поворачивая кубик, выбирает съедобный предмет, другой на следующем кубике выбирает несъедобный предмет.

«Закаливание»

Цель: формировать представления о процедуре закаливания. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением закаливающих процедур (обливание, обтирание, воздушные ванны, прогулка и т.д.) и режимных моментов (зарядка, завтрак, сон, НОД и т.д.). Поворачивая кубик, ребёнок выстраивает в один ряд картинки с закаливающими процедурами, в другой – режимные моменты. По выбранным картинкам проводится беседа.

«Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку, развивать мышление, внимание.

Правила игры: ребёнку предлагается четыре картинки, размещённые на кубиках, три из них классифицируются по одному признаку. Он должен посмотреть и выделить среди четырёх один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребёнок должен объяснить свой выбор.

«Классификация»

Цель: учить детей объединять предметы в группы по определённым признакам; учить называть предметы одним словом; обогащать словарный запас.

Правила игры: на кубиках расположены картинки с изображением предметов. Поворачивая кубики, ребёнок выстраивает ряд картинок, объединяя их в группы (например: первый ряд – обувь; второй ряд – одежда; третий ряд – головные уборы). Темы подбираются на усмотрение воспитателя.

Художественно-эстетическое развитие

«Какой узор»

Цель: знакомить детей с народно-прикладным творчеством.

Правила игры: на кубиках в первом ряду размещены картинки с изображением узоров народного творчества (гжель, хохлома, дымка, городецкая роспись). Поворачивая кубики под каждым узором, ребёнок выбирает картинку с изображением изделия соответствующего узору. Работа проводится по вертикали.

«Жанр живописи»

Цель: знакомить детей с особенностями жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет)

Правила игры: на кубиках размещены картинки разных жанров живописи. Поворачивая кубики, ребёнок выстраивает ряды соответственно жанрам (первый – пейзаж; второй – натюрморт; третий – портрет).

«Подбери по цвету»

Цель: закрепление и уточнение названий цветов. Включение элементов самоконтроля в процесс восприятия цвета.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением предметов разных цветов. Ведущий называет цвет, ребёнок, поворачивая кубики, выстраивает ряд из предметов этого цвета. Для каждого ряда могут быть названы разные цвета. Ведущим может быть как воспитатель так и ребёнок.

«Найди элементы узора»

Цель: Развитие целостного восприятия. Воспитание навыков сотрудничества.

Правила игры: на первом кубике каждого ряда размещены картинки с изображением узора. Поворачивая последующие кубики, ребёнок выбирает элементы, присутствующие в данном узоре.

«Подбери цвета»

Цель: учить детей различать холодные и тёплые оттенки цвета.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением цвета. Поворачивая кубики, ребёнок выстраивает ряд из тёплых цветов; следующий ряд из холодных. Каждый цвет нужно назвать.

«Музыкальные инструменты»

Цель: учить детей классифицировать музыкальные инструменты по способам применения.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением музыкальных инструментов. Поворачивая кубики, ребёнок выстраивает следующие ряды: первый – струнные инструменты; второй – духовые; третий – клавишные.

«Музыка настроения»

Цель: учить детей различать настроение музыки и обозначать настроение картинкой с эмоцией.

Правила игры: на кубиках размещены картинки с изображением эмоций. Воспитатель включает отрывок музыкального произведения для прослушивания. После прослушивания четыре ребёнка выбирают на кубиках в первом ряду картинку с той эмоцией, которая была вызвана данным произведением. Далее включается следующее произведение и выходят следующие дети для работы со вторым рядом и т.д.

«Четвёртый лишний»

Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку, развивать мышление, внимание.

Правила игры: ребёнку предлагается четыре картинки, размещённые на кубиках, три из них классифицируются по одному признаку. Он должен посмотреть и выделить среди четырёх один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребёнок должен объяснить свой выбор.

«Подбери заплатку»

Цель: учить детей сопоставлять цвета, геометрические фигуры, составлять из частей целое.

Правила игры: на каждом втором кубике расположены картинки с изображением разноцветного квадрата с вырезанной геометрической фигурой («дыркой»). На соседних кубиках расположены картинки с изображением цветной геометрической фигуры («заплатки»). Задача ребёнка подобрать к каждому квадрату заплатку так, чтобы она подходила либо по форме, либо по цвету, либо по двум признакам сразу. В одном ряду могут располагаться как одинаковые фигуры с разными цветами, так и различные (на усмотрение воспитателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и...

Мастер – класс «Многоцелевое использование дидактических кубиков в образовательном процессе»

Мастер – класс «Многоцелевое использование дидактических кубиков в образовательном процессе»...

опыт работы с родителями«Выстраивание целостного воспитательно - образовательного процесса на основе партнерства и сотрудничества с семьей»

Краткосрочный проект "Кто я?" Создание семейных альбомов о ребенке и его окружении. Развитие творческих способностей родителей и детей в процессе совместной деятельности....

Опыт работы на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» в логопедической группе

Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введение ФГОС дошкольного образования....

Опыт работы по использованию дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста

В соответсвии с ФГОС дошкольного образования,позательное развитие -это одна из пяти образовательных областей докольного образования....