Опыт работы по использованию дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Климова Людмила Александровна

В соответсвии с ФГОС дошкольного образования,позательное развитие -это одна из пяти образовательных областей докольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_ran._vozrast.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы)

Актуальность выбранной темы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие – это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий,

- становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве,

- представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (статья 2.6.).

В раннем возрасте (1-3 года) образовательная программа реализуется в предметной деятельности и игре с составными и динамическими игрушками; экспериментировании с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общении с взрослым и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживании и действии с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятии смысла музыки, сказок, стихов, рассматривании картинок, двигательной активности (статья 2.7. Стандарта).

Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, реализацию которой мы осуществляем в нашем ДОУ, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры.

Работая с детьми раннего возраста, я использую дидактические игры в разных видах деятельности. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Играя в дидактические игры, дети овладевают новыми знаниями, умениями, легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игры для детей позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Дидактическая игра обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей раннего возраста, дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей раннего возраста, помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

По утверждению К. Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Углублённо работая над темой «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста», я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель : Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- Ознакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности младших дошкольников, через интернет ресурсы.

- Продолжить пополнение картотеки дидактических игр;

Развивать у детей мышление и самостоятельность, через игру.

- Научить детей применять полученные в играх знания на практике.

- Обобщить опыт по данному направлению работы.

В течение года я изучила специальную методическую литературу:

- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

- А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

- П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.

- Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

- Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников».

- Изучение статей в журналах«Воспитатель в ДОУ»«Дошкольное воспитание»«Ребенок в детском саду».

Работая с детьмия учитываю основные принципы дошкольного образования:

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста).

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

- Сотрудничество Организации с семьей.

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

- Учет этнокультурной ситуации развития детей.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими нормативными правовыми документами:

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемииологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

4. Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

5. Уставом ДОО.

Свою работу я проводила по трем направлениям:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Для успешной организации познавательного развития в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, при её проектировании я учитывала:

- индивидуальные социально - психологические особенности детей.

- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей.

- особенности детей раннего возраста.

2. Работа с родителями.

Любая деятельность в детском саду не проходит без участия родителей.

Совместно с родителями мы изготовили новые игровые пособия для развития мышления, внимания, восприятия, памяти, речи, творческого воображения, внимания, логического мышления.

Проведена консультация «Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей».

Подготовлена папка - передвижка на тему«Дидактическая игра в жизни ребенка».

Проведена выставка «Советуем ознакомиться с дидактическими играми».

Завершением послужило родительское собрание в нетрадиционной форме «Давайте поиграем!».

3. Работа с детьми.

Я считаю, что необходимыми условиями для успешной реализации поставленных задач являются:

-использование принципа интеграции образовательных областей;

- личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка;

Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей :

Развитие мышления;

Развитие внимания;

Развитие восприятия и памяти;

Развитие речи;

Развитие творческого воображения.

Использование дидактических игр позволило :

Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

- Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

- Формировать связную речь;

- Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Результатами моей работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

/А. С. Макаренко/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы взаимодействия с семьёй по развитию познавательной активности детей раннего возраста путем творческой деятельности

В данной статье делюсь опытом работы с родителями в первой младшей группе по успешной адаптации детей и их ральнейшего всестороннего развития....

Мастер - класс по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Тема моего мастер – класса «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»В федеральном государственно...

Презентация «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни...

Представление опыта работы по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни...

Конспект мастер – класса для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста »

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...

Обобщение из опыта работы на тему: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...