Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
методическая разработка по математике по теме
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников.
Воспитатель высшей категории
Новохатняя Е.Н.
«Нет тайны рождения, есть тайна развития!»
Ведущее направление моей работы - интеллектуальное развитие дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии детей математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения направлено на формирование у детей основных математических представлений и понятий, и овладение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Воплощая идею Л.С. Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю и помню, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактические игры включаю непосредственно в содержание занятий. В младшей группе все занятия проводятся в игровой форме. В средней – дидактические игры уместны и в конце занятия, чтобы закрепить и воспроизвести ранее изученный материал.
Например: дидактическая игра «Найди и назови» (средняя группа).
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
Правила: ответ следует сразу за вопросом, называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Ребенок, справившийся с заданием, берет фигуру себе. Игровые действия включают элемент занимательности, соревнования. В конце подсчитываю, сколько у кого фигур, объявляю победителя.
В своей работе по интеллектуальному развитию детей использую комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности ( игры В.Воскобовича, Б.Никитина, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша). Знакомя детей с цифрами, я использую такие игры:
-«Выложи цифру из палочек»;
-«Собери цифру правильно»; В.Воскобович.
-«Слепи из пластилина»;
-«На что похожа цифра?»;
-«Назови предметы, напоминающие цифру».
Отгадываем загадки с математическим содержанием, учим о цифрах стихи, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствовала цифра, использую физкультминутки.
Например цифра 3:
СТИХИ:
1.Погляди на цифру 3,словно ласточка – смотри.
2.Тройка – не двойка,
Она положительна,
Но это не «хорошо»,
А «удовлетворительно».
ЗАДАЧИ:
- Вот зашла Маринка,
А за ней - Аринка,
А потом пришел Игнат,
Сколько стало всех ребят?
- На плетень взлетел петух,
Повстречал там еще двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
ЗАГАДКИ:
1.Треугольная доска
А на ней три волоска,
Волос тонкий, голос звонкий.(балалайка).
Возле леса на опушке,
2.Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Угадайте без подсказки.
Кто герои этой сказки? ( три медведя).
СКАЗКИ, ГДЕ ЕСТЬ ЧИСЛО ТРИ :
« Три поросенка», « три медведя», «Три орешка для Золушки».
Пословицы и поговорки:
- Обещанного 3 года ждут.
- От горшка, три вершка.
- Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени.
СКОРОГОВОРКИ :
1.По утрам мой брат Кирилл,
Трех крольчат травой кормил.
2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
СЧИТАЛКИ :
- Проплывали три дельфина, выгибали к небу спины.
Налетели с трех сторон, ты акула –выйди вон.
Неразлучны три сестренки Катя, Маша и Аленка
Раз, два, три – играют вместе посмотри!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
1.Малыши, малыши – дружные ребятки
Малыши, малыши – вышли на зарядку.
Раз. Два, три! Раз, два, три!
Ноги поднимайте!
Раз, два, три! Раз, два, три!
Весело шагайте.
Я часто использую игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру пальца и, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же закрепляют знание цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, использую словесную игру «Пара слов». Я говорю «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
-«Назови лишнюю фигуру»
-«Подбери заплатку»
-«Найди крышку каждой коробочке»
-«Колумбово яйцо»
-«Танграм»
-«Блоки Дьенеша».
Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.
Закрепляя геометрические фигуры, использую игры:
«геометрическое лото», «Кодирование фигур»,
«Назови фигуру».
Начиная со средней группы, знакомлю детей с двухцветным квадратом Воскобовича, в подготовительной – с четырехцветным.
«Крестики», «Соты», «Математическая корзинка» --особо любимый вид игр. Дети учатся вычленять части из целого, развивается фантазия, воображение, память.
Занимательно-развивающая форма заданий превращает сухие занятия в праздник эмоций и творчества. Часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложнялись: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Знакомя дошколят с различными линиями, применяла игру «Путаница» (автор Шаехова)
Цель: найти линию «ломаную» - обвести красным фломастером, «пунктирную синим, «прямую» желтым и т.д.
Работая по разделу «Измерение величины» вводила игры с народными игрушками-вкладышами(матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины
Использую игры условной мерки:
«Измерь шагами, пальцами»
«Помоги найти ответ?» : чем измерить шум дождя? Силу человека? Как измерить длину ядовитой змеи?
В разделе «Количество и счет» уместны игры:
«Чет-нечет»
«Сколько нас без одного?»
«какое число я задумала?»
«Назови число на единицу больше - меньше»
«Кто знает, пусть дальше считает»
«Какие числа пропущены?»
«Назови соседей».
Не забываем игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде.
Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету.
Скучное решение примеров я превратила в развивающую игру «Оживи картинку». Предлагаю карточки с написанными примерами и прошу раскрасить их в соответствующий цвет.
При формировании циклических представлений играю с детьми в такие игры:
«Раскрась, продолжая закономерность»
«Что сначала, что потом?»
«Какая фигура будет последней?»
В игровые комплексы включаю музыку, физ.минутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук.
Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно меняю виды деятельности: восприятие информации воспитателя, активная деятельность самих детей, и игровая деятельность. Чаще всего непосредственно организованная деятельность детей строится в форме игры.
Для поддержания интереса детей применяю:
- комплекс развивающих игр
- путешествие или КВН
- экспериментирование
- подгрупповая работа
- индивидуальная работа.
Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием.
И в конце хочу подтвердить мысль Петерсона о том, с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще»
Пусть радость развлечения постепенно
перейдет в радость учения!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».
В настоящее время школа и родители предъявляют большие требования к подготовке детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. В связи с этим эффективное развитие интеллектуальн...
Значение занимательного математического материала для интеллектуального развития дошкольников
Значение математического материала...
Статья об использовании занимательного математического материала для интеллектуального развития ребенка
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры,...
Консультация для воспитателей «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».
консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему: "Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста"...
Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и интеллектуального развития дошкольников
В настоящее время важное значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, подготовке детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавател...
Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития интеллектуальных способностей - проблемно-поиско...