Проект "Сказки и сказания народов Дона"
проект (старшая группа)
разработка системы работы по формированию у дошкольников основ по формированию у дошкольников основ национального самосознания, любви к Донскому краю через ознакомления их с культурой и устным творчеством народов Донского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki_i_skazaniya_narodov_dona.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Сказки и сказания народов Дона»
Авторы:
Иванова А.А. – воспитатель
Фролова Т.А. – воспитатель
Ильченко Л.В. – учитель-логопед
г.Ростов-на-Дону
2019 г.
Вид проекта: Исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.
Предмет исследования: сказки и сказания народов Дона.
Объект исследования: жизнь, поведение и поступки героев донских сказок, особенности их речи.
Продолжительность: краткосрочный.
Гипотеза: донские сказки характеризуются совокупностью творчества народов, проживающих на Дону. Знакомство дошкольников со сказками и сказаниями народов Дона окажет положительное влияние на формирование у них бережного отношения традициям народов Донского края.
Цель проекта: разработка системы работы по формированию у дошкольников основ по формированию у дошкольников основ национального самосознания, любви к Донскому краю через ознакомления их с культурой и устным творчеством народов Донского края.
Актуальность исследования.
Детство – возраст становления, развития, воспитания и учения. Опоздаешь – не догонишь. Как понять, каким ребенок может и должен стать? Важно кого он выбирает за образец, по каким принципам будет жить, кому подражать и в этом нам помогают сказки.
Они позволяют ребенку впервые, сопереживая героям, испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Мы – мы потомки славного и свободолюбивого народа – казачества, в котором переплелись и соединились традиции и мудрость народов, которые пришли на Дон в поисках свободы и вольной жизни. У них свои сказки, сюжетом они чем-то похожи, но ни одна из них не теряет своей самобытности и оригинальности.
Актуальность данного проекта, по нашему мнению, состоит в поиске общих нравственных и моральных ценностей. Мы все разные, но мы живем по общим законам добра, справедливости и любви. Наши дети сами любят сочинять. Прочтение и обсуждение сказок и сказаний народов, проживающих на Дону, поступков их героев, обычаев и жизненного уклада, мы надеемся, даст новый толчок для творческой деятельности детей. Именно знания сказок Донского края дает возможность дошкольникам глубже понимать культуру народов, проживающих на Дону и формируют основу национального самосознания.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у дошкольников элементарные представления о народах, проживающих в Донском крае, их традициях, обычаях, культуре, устном народном творчестве;
- знакомить со сказками и сказаниями народов Донского края, их традициями и культурой.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к национальным традициям народов, толерантность к представителям разных национальностей, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
- формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения, развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекать их в словотворчество.
Ход исследования:
Этапы работы над проектом.
Работа над проектом проводилась в 3 этапа. На первом, подготовительном этапе, был разработан план проекта, подобраны сказки и сказания для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, проведены консультации для родителей.
Второй, практический этап работы с дошкольниками начали с чтения и знакомства детей со сказками и сказаниями народов Дона, накапливая знания различных сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая и анализируя сюжеты мы знакомили детей с духовными и историческими ценностями народов Донского края. Полученные знания закреплялись в художественно-творческой деятельности.
Третий, итоговый этап, завершился составлением детьми авторских сказок с опорой на структуру сказок и сказаний народов Дона, детскими рисунками, аппликациями.
I Этап. Подготовительный.
- Создание творческой группы из числа педагогов, родителей и детей для работы над проектом.
- Сбор, изучение, обработка информации по теме проекта, подборка сказок и сказаний народов Дона.
- Создание предметно-развивающей среды в групповых помещениях.
II Этап. Практический.
- Чтение сказок и сказаний народов Дона: «Храбрый Назар», «Гранатовое зернышко» (армянские); «Петух и курочка», «Золотой прутик», «Девушка из цветочного горшка» (греческие); «Колосок», «Рукавичка» (украинские); «Два Мороза», «Почему Барсук и Лиса в норах живут» (белорусские); «Глупый барин и хитроумный казак», «Как казак в рай чуть не попал», «Бочонок и бочка», «Смекалистый лекарь» и др.
- Беседы с детьми о национальных традициях, образе жизни, историческом прошлом жителей Дона.
- Анализ прочитанных сказок, поиск общего в сказках донского народа (победа добра над злом, характерные черты героев: смелость, наблюдательность, ум, желание помочь слабым, стойкость в борьбе с ложью и злом, трудолюбие и т.д).
- Поиск общего в пословицах и поговорках разных народов:
- «Язык мой – враг мой» (русск.), «Язык человека его первый враг (укр.), «Злой язык разрушает горы» (армян.);
- «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» (русск.); «Осталось дело до завтра – считай, что застряло» (армян.);
- «Как аукнется, так и откликнется» (русск.), «придет время, он пожалеет об этом» (греч.);
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (русск.), «не держи сто рублей, а держи сто друзей» (армян.).
- Проведение режиссерской игры «Играем в театр».
- Дидактические игры:
– «Оденем куклу в народный костюм»;
- «Определи сказку по цитате»;
- «Сказки-загадки»;
- «К какой сказке эта иллюстрация?»
- Художественно-эстетическое развитие:
- Раскрашивание орнаментов, характерных для различных национальных костюмов.
- Рисование: «Национальный костюм» (по выбору детей);
- Аппликация «Украинский венок» (коллективная работа);
- Подвижные игры:
- Русские народные игры «Третий лишний», «Ручеек»;
- Украинская народная игра «Колдун и Перепелочка»;
- Белорусская народная игра «Ежик и мыши», «Охотники и гуси»;
- Армянская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух»;
- Греческая народная игра «Чет или нечет».
III Этап. Итоговый.
- Придумывание сказок (детьми совместно с родителями) с использованием алгоритма составления сказок.
- Оформление книжек-малышек с иллюстрациями (рисунками детей), с использованием полученных знаний в ходе проектной деятельности.
Выводы:
В результате проведения исследований мы пришли к следующим выводам:
- Знакомство со сказками и сказаниями народов Донского края помогло воспитанию у дошкольников уважения к национальным традициям народов Донской земли, к представителям разных национальностей, гражданственности и патриотизма.
- Воспитанники приобрели навыки и умения работы со сказками, умение рассуждать, делать умозаключения, сочинять сказки, проявляя фантазию и воображение.
Информационные источники:
- Донские казачьи сказки. Ростов-на-Дону: ООО «КАСС» 2004.
- П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона», Ростов-на-Дону, 1969 г.
- Лучшие сказки. М.:Дрофа-Плюс, 2004.
- Любимые сказки. М.: Эксмо, 2006.
Приложение №1
Сказка сочиненная детьми 10 группы.
«Как встретились река Дон и гора Арарат»
Случилось это в давние-давние времена когда люди знали язык гор, рек, птиц и зверей.
Путешествовал по миру цыганский табор, переезжал с места на место и везде находил себе кров и пищу. И прибыл однажды на берег Дона, где и поселился.
Заметили цыгане, что грустит великий Дон и спросили:
- «Чего грустишь?»
- «Плохо мне, скучно, надоели степи да луга, хочу найти себе друга под стать мне: великого и могучего».
Не сидится на месте цыганам. Поехали дальше. И приехали в страну великих гор, и встретили там гору Арарат. Грустна была гора. И поведала она свою печаль.
«Скучно мне. Надоели горы, хочу найти себе друга вольного как я, могучего и спокойного».
Вспомнили цыгане о Доне, о его печали, рассказали горе о нем.
«Как же нам подружиться?» - задумалась гора Арарат.
«Далеко до Дона, не добраться мне…».
Думала долго, да придумала:
«Пошлю-ка я свой народ, который живет рядом со мной, пусть передаст привет великой реке».
И поехали гонцы армянского народа в донские края, и так им понравилось здесь, что они решили остаться здесь навсегда. Подружились они с казаками и стали жить мирно, да дружно. Так и подружилась гора Арарат с Доном. А цыгане поехали дальше и разнесли радостную весть о дружбе двух народов. Тогда, в поисках воли, свободы и дружбы потянулись на берега Дона и другие народы.
Всем хватило здесь места, солнца и дружбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет о работе проекта по казачеству: "На Дону, на Доне."
Мы живем на Донской земле. И нам не безразлично будущее наших детей. Мы решили взять проект по казачеству: знакомить детей с историей нашего края, традициями донского народа и т.д. К реализации ...
Лэпбук “Народы Дона”
Лэпбук содержит игры «Разрезные картинки», сказки народов»,книжка - раскраска , набор карточек с народами костюмами, плакаты с куклами в национальных костюмах, мини-книжк...
Фестиваль "Народов Дона - дружная семья"
Донская земля богата не только своими бескрайними просторами степей, лесов, полей, рек. Одно из главных богатств нашего края – это его народ, который представлен, множеством национальностей, их ...
Участие воспитанников в Фестивале культур народов Дона «Дружбой все едины»
Фестиваль культур народов Дона "Дружбой все едины"номинации "Кухни народов Дона", "Национальная елочная игрушка"...
Проект по формированию толерантности у дошкольников «Культура и традиции народов Дона: знакомство с Арменией» в старшей группе
Цель: объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей, через разные виды деятельнос...
Проектная деятельность в младшей группе на тему: «Народы Дона»
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам станов...
Проект "Народы Дона"
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам станов...