Проект по формированию толерантности у дошкольников «Культура и традиции народов Дона: знакомство с Арменией» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей, через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, живущих в Ростовской области, национальных традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении, оказании помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_don_mnogonatsionalnyy-_znakomstvo_s_armeniey.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 49»
Проект по формированию толерантности у дошкольников
«Культура и традиции народов Дона: знакомство с Арменией»
в старшей группе№ 22
Воспитатель: Головенко О.С.
Проект по формированию толерантности у дошкольников
«Культура и традиции народов Дона: знакомство с Арменией»
Цель: объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей, через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, живущих в Ростовской области, национальных традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении, оказании помощи.
Задачи проекта:
- расширить знания о жизни людей армянской национальности, их обычаях, традициях, фольклоре;
- познакомить с национальной одеждой, кухней армян;
- приобщить детей к армянским народным играм, танцам, песням;
- воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;
Актуальность проекта:
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, для России в последнее время стала очень актуальной.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Ростовскую область и Азовский район. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Практическая значимость:
- пополнение банка подвижных игр армянскими народными играми;
- знакомство с армянским народным фольклором, танцами, песнями;
- пополнение картотеки детской художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, загадки);
Средства реализации проекта:
- устное народное творчество; - художественная литература; - музыкальное народное творчество; - декоративно-прикладное искусство, живопись; - народные праздники, обряды, традиции; - игра, народная игрушка и национальная кукла;
Этапы работы над проектом
Период проектной деятельности : октябрь- ноябрь 2024
1 ЭТАП – Подготовительный:
- определение темы проекта; - постановка цели и задач; - разработка совместной деятельности взрослого и детей; - подбор литературных произведений для чтения, разучивания стихотворений детьми; - подбор бесед, видео – и – аудиоматериала для показа презентаций с использованием ИКТ; - организация семейной выставки рисунков и поделок «Кукла в национальном костюме», "Гора Арарат";
Задачи: разработать планы деятельности по работе с детьми, взаимодействию с родителями; составить список подвижных игр и художественной литературы; подготовить народную сказку для театрализации.
2 ЭТАП - Основной.
Реализация проекта через интеграцию образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности:
Физическое развитие: подвижные игры:
«Всадник», «Козлик – козлик», «Банки разрушились», «Пастух», «Три камня», «Цветки и ветер», «Земля, вода, огонь и воздух».
Чтение художественной литературы:народные сказки : «Бесхвостая лиса», «Заказчик и мастер», «Золотая монета», «Сказка о бедняке и его жене», «Семь звёзд», «Собака и волк». Стихи армянских поэтов: эпос «Ахтамар»,«Мой Арарат». Детские стихи Сильвы Капутикян: «Качели», «Добрая тучка».
Армянские пословицы, поговорки, загадки, приметы.
Познавательные беседы и презентации:«Путешествие в Армению», «Танцы и песни армян», «Природа Армении», «Традиции и обычаи народа», «Ремёсла и быт армян».
Художественное творчество: Рассматривание репродукций картин художников: М. Сарьяна «Старый Ереван», «Жёлтые цветы» и И. Айвазовского «Девятый вал» и «Вид Венеции». Продуктивная деятельность: рисование и лепка "Глиняняный кувшин", разрисовывание посуды, рисование и лепка кукол в национальных костюмах.
Игровые ситуации и дидактические упражнения:«Мои соседи – армяне», «Мы – разные, но мы вместе!», «Приготовим армянское блюдо», «Узнай костюм по описанию", «Найди характерные признаки".
Пальчиковые и артикуляционные гимнастики: «Гости», «Прятки», «Двое нас".
Музыкальная деятельность: Прослушивание произведений армянских композиторов: А. Хачатуряна «Танец с саблями» (балет «Гаянэ», вальс «Маскарад» к драме М. Ю. Лермонтова, «Ноктюрн», А. А. Бабаджаняна; разучивание элементарных танцевальных движений под национальную музыку; постановка танца «Деву «Девушки с кувшином». Театрализованная деятельность:кукольный спектакль-армянская народная сказка «Золотая монета»; драматизация сказки «Заказчик и мастер»». Работа с родителями:
- оформление выставки «Кукла в национальном костюме»; - рисунки и поделки «Гора Арарат»; - пошив национальных костюмов для танца; - консультация в информ. уголке «Мы разные, но мы вместе»; - анкета «Что такое толерантность?»
3 ЭТАП – Заключительный. Участие в районном Фестивале культур народов Дона «Дружбой все едины»
Используемая литература:
1. «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования». Научно – методическое пособие. Авторы: Т. С. Есаян, Н. В. Корчаловская. Издательство: Ростовский областной ИПК и ПРО. Ростов – на – Дону.
2. «Проектирование образовательной деятельности в детском саду». Методическое пособие. Современные подходы. Авторы: О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2013год.
3. Пособие для воспитателей по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России». Авторы: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Издательство «Скрипторий» Москва 2013год.
4. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. Ст. 1.2, принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей»
Презентация на районном семинаре для воспитателей детских садов....
Районный семинар для педагогов ДОУ "Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей"
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенна...
Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»
Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и ...
Патриотический проект для детей 5-6 лет"Обычаи и традиции народов Самарской области"
Патриотический проект «Обычаи и традиции народов Самарской области» для детей 5-6 летРоссия всегда являлась многонациональным государством, а регион Самарской области, где на протяжен...
Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»
Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и углублять представлени...
Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"
Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"...
Культура и традиции народов Дагестана.Знакомство с творчеством поэта Р.Гамзатова
Через стихи Расула Гамзатова детей знакомила с культурой и традициями народов Дагестана...