Проект по формированию толерантности у дошкольников «Культура и традиции народов Дона: знакомство с Арменией» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Головенко Оксана Сергеевна

Цель: объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей, через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, живущих в Ростовской области, национальных традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении, оказании помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_don_mnogonatsionalnyy-_znakomstvo_s_armeniey.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 49»

Проект по формированию толерантности у дошкольников

 «Культура и традиции народов Дона: знакомство с Арменией»

в старшей группе№ 22

Воспитатель: Головенко О.С.

Проект по формированию толерантности у дошкольников

«Культура и традиции народов Дона: знакомство с Арменией»

Цель: объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей, через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, живущих в Ростовской области, национальных традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении, оказании помощи.

Задачи проекта:

- расширить знания о жизни людей армянской национальности, их обычаях, традициях, фольклоре;

- познакомить с национальной одеждой, кухней армян;

- приобщить детей к армянским народным играм, танцам, песням;

- воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;

Актуальность проекта:

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, для России в последнее время стала очень актуальной.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах«В законе об образовании»«Концепции государственной национальной политики».

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Ростовскую область и Азовский район. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

Практическая значимость:

- пополнение банка подвижных игр армянскими народными играми;

- знакомство с армянским народным фольклором, танцами, песнями;

- пополнение картотеки детской художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, загадки);

Средства реализации проекта:

- устное народное творчество; - художественная литература; - музыкальное народное творчество; - декоративно-прикладное искусство, живопись; - народные праздники, обряды, традиции; - игра, народная игрушка и национальная кукла;

Этапы работы над проектом

Период проектной деятельности : октябрь- ноябрь 2024

1 ЭТАП – Подготовительный:

- определение темы проекта; - постановка цели и задач; - разработка совместной деятельности взрослого и детей; - подбор литературных произведений для чтения, разучивания стихотворений детьми; - подбор бесед, видео – и – аудиоматериала для показа презентаций с использованием ИКТ; - организация семейной выставки рисунков и поделок «Кукла в национальном костюме», "Гора Арарат";

Задачи: разработать планы деятельности по работе с детьми, взаимодействию с родителями; составить список подвижных игр и художественной литературы; подготовить народную сказку для театрализации.

2 ЭТАП - Основной.

Реализация проекта через интеграцию образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности:

Физическое развитие: подвижные игры:

«Всадник»«Козлик – козлик»«Банки разрушились»«Пастух»«Три камня»«Цветки и ветер»«Земля, вода, огонь и воздух».

Чтение художественной литературы:народные сказки : «Бесхвостая лиса»«Заказчик и мастер»«Золотая монета»«Сказка о бедняке и его жене»«Семь звёзд»«Собака и волк». Стихи армянских поэтов: эпос «Ахтамар»,«Мой Арарат». Детские стихи Сильвы Капутикян: «Качели»«Добрая тучка».

Армянские пословицы, поговорки, загадки, приметы.

Познавательные беседы и презентации:«Путешествие в Армению»«Танцы и песни армян»«Природа Армении»«Традиции и обычаи народа»«Ремёсла и быт армян».

Художественное творчество: Рассматривание репродукций картин художников: М. Сарьяна «Старый Ереван»«Жёлтые цветы» и И. Айвазовского «Девятый вал» и «Вид Венеции». Продуктивная деятельность: рисование и лепка "Глиняняный кувшин", разрисовывание посуды, рисование и лепка кукол в национальных костюмах.

Игровые ситуации и дидактические упражнения:«Мои соседи – армяне»«Мы – разные, но мы вместе!»«Приготовим армянское блюдо», «Узнай костюм по описанию", «Найди характерные признаки".

Пальчиковые и артикуляционные гимнастики: «Гости»«Прятки», «Двое нас".

Музыкальная деятельность: Прослушивание произведений армянских композиторов: А. Хачатуряна «Танец с саблями» (балет «Гаянэ», вальс «Маскарад» к драме М. Ю. Лермонтова, «Ноктюрн», А. А. Бабаджаняна; разучивание элементарных танцевальных движений под национальную музыку; постановка танца «Деву «Девушки с кувшином». Театрализованная деятельность:кукольный спектакль-армянская народная сказка «Золотая монета»; драматизация сказки «Заказчик и мастер»». Работа с родителями:

- оформление выставки «Кукла в национальном костюме»; - рисунки и поделки «Гора Арарат»; - пошив национальных костюмов для танца; - консультация в информ. уголке «Мы разные, но мы вместе»; - анкета «Что такое толерантность?»

3 ЭТАП – Заключительный. Участие в районном Фестивале культур народов Дона «Дружбой все едины»

Используемая литература:

1. «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования». Научно – методическое пособие. Авторы: Т. С. Есаян, Н. В. Корчаловская. Издательство: Ростовский областной ИПК и ПРО. Ростов – на – Дону.

2. «Проектирование образовательной деятельности в детском саду». Методическое пособие. Современные подходы. Авторы: О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2013год.

3. Пособие для воспитателей по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России». Авторы: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Издательство «Скрипторий» Москва 2013год.

4. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. Ст. 1.2, принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный семинар для педагогов ДОУ "Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей"

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенна...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»

Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и ...

Патриотический проект для детей 5-6 лет"Обычаи и традиции народов Самарской области"

Патриотический проект «Обычаи и традиции народов Самарской области» для детей 5-6 летРоссия всегда являлась многонациональным государством, а регион Самарской области, где на протяжен...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»

Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и углублять представлени...

Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"

Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"...

Культура и традиции народов Дагестана.Знакомство с творчеством поэта Р.Гамзатова

Через стихи Расула Гамзатова детей знакомила с культурой и традициями народов Дагестана...