Обобщение опыта "Гармонизация психоэмоционального состояния и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста при помощи игр с песком" для ФПМ - 2020
материал

Комарова Анна Николаевна

обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.obobshchenie_opyta._komarova_anna_nikolaevna_fpm_-_2020.docx170.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозвездинский детский сад «Ручеёк»

Шадринского района Курганской области

G:\20181207_112402.jpg

Педагог – психолог первой

квалификационной категории

Комарова Анна Николаевна

Обобщение опыта

«Гармонизация психоэмоционального состояния и развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста при помощи игр с песком»

                                                                               

С. Красная Звезда, 2020 год


1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка, создание образовательной среды, способствующей его эмоционально - личностному благополучию является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения. В связи с этим встает вопрос, как создать благоприятные психолого – педагогические условия реализации образовательной программы, учитывая, существующие проблемы, связанные с особенностями восприятия мира современными детьми и его влиянием на них?

Работая в детском саду седьмой год, я обратила внимание, что запреты на выражение эмоций вызывают у детей чувства тревожности и неуверенности в себе. В связи с этим  дети могут замыкаться в себе, бояться творческого самовыражения. Психологи считают, что без умения чувствовать и выражать свои чувства невозможно понять, что творится в твоей душе, осознать, кто ты и чего ты хочешь. Это умение помогает понять не только свои желания и потребности, но и сопереживать другим людям.

Исходя из вышесказанного, становится актуальной проблема: Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Как помочь ему найти согласие с самим собой и окружающим миром, достичь гармонии своих чувств? Как создать для малыша ситуацию успеха в творчестве?

Многие российские педагоги и психологи уделяют внимание изучению  данной проблемы, и одним из путей ее решения не редко называют использование игр с песком. Поэтому мы можем высказать гипотезу, что игры с песком могут активно использоваться в условиях детского сада для решения коррекционных и развивающих задач.

Детский сад – это волшебная страна детства, где исключаются жёсткие ограничения, разрешается самовыражение, нестандартное, в понимании взрослых, поведение. В традициях русского дома – обязательная чистота и порядок. Песок в доме воспринимается, как объект, который необходимо вымести, выбросить на улицу. Поэтому песочная терапия наиболее лаконично вписывается в деятельность детского сада, где всё не так, как дома - интереснее, необычнее. Именно такое сочетание должно привести к тому, что из ребенка вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются...  

В волшебной песочнице, которая является крохотной моделью окружающего мира, ребенок, играя, находит решения жизненных задач. Происходит это потому, что на каждом занятии он неоднократно создает свой мир из песка, разрушает его, создает новый, благодаря чему, уходит страх ошибок, неуверенность, сомнения. Это дает ребенку осознание того, что на месте старого, начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока незнакомой жизни не стоит.

2. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКОЕКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

Играя с песком, ребенок получает двойную пользу: эмоциональное удовольствие и терапевтический эффект. Лечебные свойства этих игр были доказаны научно еще в начале двадцатого века.

Первооткрывателем терапии, основанной на играх с песком и разработчиком теоретической базы принято считать Карла Густава Юнга. Он утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Позднее Маргарет Ловенфельд используя идеи Юнга и Шарлотты Бюлер, (разработавшей «мировой тест» с использованием моделей объектов разных пропорций), создала «мировую технику», поместив маленькие фигурки в песок и создавая целые композиции, называемые «Мой мир».  

В тридцатых годах, Дора Кальфф, стала продолжателем, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создала технологию «песочная терапия» или «Sand – Play» («Sand» – песок, «Play» – игра) главным принципом которой является создание свободного и безопасного пространства, в котором человек может свободно выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания в зримые и осязаемые образы.

В России игры с песком получили широкое распространение сравнительно недавно (с 90-х годов прошлого столетия), наиболее известными отечественные учеными занимающимися данной темой являются Татьяна Дмитриевна Зинкевич - Евстигнеева и Татьяна Михайловна Грабенко. Изучение их работ и вызвало у меня интерес к таким играм.

Главным принципом работы в технике с песком является создание свободного и безопасного пространства, в котором человек может свободно выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания в зримые и осязаемые образы.

Изучая данную методику работы с детьми, я, как психолог, обратила внимание, что российские педагоги применяют технику работы с песком в созидательно-исследовательском аспекте занимательной деятельности, в то время как зарубежные учёные воспринимают технику работы с песком как терапевтический метод душевного равновесия.

Игры с песком — самый результативный и оригинальный способ психологической работы с детьми, которая способствует решению стратегических задач по обеспечению социальной успешности, сохранению психического здоровья и коррекции эмоционального состояния маленького человека. Занятия в детском саду с элементами песочной терапии нацелены на формирование чувства защищённости у ребёнка, раскрытие его внутреннего творческого потенциала, развитие самосознания и освоение практических приёмов самотерапии.

Результаты диагностики внутреннего психологического благополучия воспитанников, проводимой в рамках моей профессиональной деятельности и моя заинтересованность  данной технологией, подтолкнули меня к мысли, что с помощью игр с песком улучшить эмоциональное состояния детей. Я решила сделать попытку: коррекционные занятия совместить с художественно – эстетическим развитием детей, так как песок несет в себе и множество креативных художественных идей, и я поставила для себя цель: используя такие игры развить у детей средней группы воображение, творческие способности и гармонизировать психоэмоциональное состояние.

Для достижения данной цели, мне необходимо было решить следующие основные задачи:

- выявить направления коррекционной работы;

- изучить методы и приемы использования игр с песком  для коррекции психоэмоционального состояния детей, апробировать возможность их применения в своей работе;

- на основе диагностики провести анализ влияние игр с песком на изменение эмоционального состояния ребенка и развитие его творческих способностей.

4. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

4.1. Диагностика

Диагностика эмоциональной сферы и речевого развития детей средней группы проводилась по технологии, предложенной авторами пособия, входящего в методическое обеспечение образовательной программы «Вдохновения» под редакцией Светланы Николаевны Бондаревой (Приложение 1). Было обследовано 20 детей. Результаты диагностики показали, что у многих детей отмечаются трудности в понимании эмоций, низкий словарный запас, снижены познавательные процессы. По этим данным на каждого ребенка была заполнена карта развития, в которой отмечались сильные и слабые стороны ребенка (Приложение 2).  

Проверить свой результат было решено с помощью методики Урунтаевой Галины Анатольевны и Афонькиной Юлии Александровны. Для выявления уровня восприятия детей дошкольного возраста предлагалась серия упражнений с цветными кружками, где нужно было разложить их по образцу, подобрать к ним такие же оттенки. Задание «Сюжетные картинки» помогло определить уровень эмоционального состояния, а задание «Раскрась картинку» - уровень социального развития. При выполнении задания «Рукавичка» раскрывались сложности, связанные с описанием сюжетной картинки и уровень мышления воспитанников (Приложение 3).

Полученные данные представлены в таблице (Таблица 1). Кроме представленных данных, в процессе проведения диагностики был отмечен низкий уровень проявления творчества у воспитанников.  Дети не выходили за рамки того, что им было предложено нарисовать. Например, если предлагалось из фигуры «круг» изобразить что-то то, то всегда это было или солнце, или лицо человека.  Также было выявлено у воспитанников низкое развитие мелкой моторики, так как у них вызывали сложности манипуляции с мелкими предметами.  Все это было зафиксировано в картах развития детей.

 (Таблица 1)

Результаты диагностики психоэмоционального состояния детей средней группы (начало года)

Уровень

Эмоциональное состояние

Внимание

Воображение

Тревожность

Восприятие

низкий

33%

40%

36%

38%

43%

средний

60%

59%

61%

60%

57%

высокий

3%

1%

3%

2%

0%

4.2. Подготовительный этап

Далее на основе полученных данных была составлена программа «Волшебный песок», (Приложение 9),  которая сочетает в себе направленность на художественно - эстетическое развитие дошкольника и на коррекцию психоэмоционального состояния детей при помощи игр с песком, рассчитанная на три года.

Методической основой организаций игр с песком послужили разработки и рекомендации Татьяны Дмитриевны Зинкевич - Евстигнеевой и Татьяны Михайловны Грабенко. При планировании коррекционной деятельности по развитию эмоциональной сферы использовались исследования Александра Ивановича Копытина и Светланы Григорьевны Рыбаковой опубликованные в пособии «Арттерапия для детей».  Некоторые идеи для выбора тем занятий были заимствованы в программе Олега Эрнестовича Паппе «Игры на песке для дошкольников».

Для организации игр с песком была проведена большая работа по подготовке материальной базы, которое включает в себя:

- ящики – макеты с набором животных, фигурок людей, деревьев, машин;

- световой стол;

- сыпучие материалы (песок, соль, манная крупа);

- кинетический песок;

- декоративные элементы (бусины, ленты, шишки и т.д.);

- картотека игр с песком;

- фотоаппарат;

- фотоальбомы (песочные фотокартины);

- мультимедиапроектор.

Остановимся подробнее на оборудовании.

Ящики – макеты с набором животных, фигурок людей, деревьев, машин  дают возможность детям создавать сюжеты, в которых необходимо найти героя, выполнив ряд заданий или проигрывать ситуацию, которая произошла с ними на прогулке, дома, в гостях.

Был приобретен Световой стол (размеры 125 на 70), который вызывает неизменный интерес у малышей и создает на занятиях сказочную обстановку.

 Песок был взят из обычной песочницы, его просеяли несколько раз, прогрели в духовом шкафу. Но иногда, в зависимости от целей занятия, песок заменяется манкой или солью. Перечень материалов для рисования остается открытым, так как можно использовать все то, что можно рассыпать на стекле тонким слоем.

Так же в рамках песочной терапии используется кинетический песок. Он очень пластичен, держит форму и из него получаются целые города, замки, а иногда и кулинарный цех с различными сладостями. При работе с таким пластичным материалом использую совочки, формочки для лепки. Благодаря тому, что кинетический песок имеет разнообразную расцветку, все созданное приобретает красочный вид, с помощью которого с большей степенью можно выявить внутренние переживания и понять проблему ребёнка.

Во время работы дети используют подручный декоративный материал: бусинки, шишки, камни, ленточки, бантики, всё то, что поможет им более чётко выразить свои мысли, переживания, проблемы.

4.3. Содержание коррекционной работы с детьми

Коррекционная работа осуществлялась по пяти основным направлениям:

- уменьшение уровня тревожности;

- улучшение эмоционального состояния;

- концентрация внимания;

- развитие воображения;

- коррекции восприятия.

С детьми, имеющим повышенный уровень тревожности проводились игры «Что за башенка такая – это пирамидка…», «Моя любимая игрушка», «Выдуманное…» и другие.   

Так, например, во время игры «Что за башенка такая – это пирамидка…» дети, создавая пирамидку из песка не боялись, что она может упасть. На занятии «Моя любимая игрушка» помогли своей игрушке найти свой дом, не переживая, что она может пропасть или заблудиться, тем самым чувство тревожности отходило на второй план. А на занятии «Выдуманное…» на свободную тему позабыли, что испытывают тревогу за своих персонажей и героев песочной истории (Приложение 4)

Для коррекции эмоционального состояния детей использовались игры «Такие разные упражнения», «Кто Я?», «Здравствуй песочек!»… Занятие на основе игры «Сказочная бабочка» вызывало чувство радости, успеха. На нём дети изображали бабочку, которая воплощала их, какими бы они хотели быть, если бы были бабочкой, какой окрас был бы у такой бабочки и чем бы она занималась, что бы приносило ей радость. «Еловый лес» принес детям эмоциональный комфорт, они чувствовали себя уверенно и спокойно на этом занятии (Приложение 5).

На концентрацию внимания проводились такие занятия как «Узоры на песке», в процессе которого дети повторяют все рисунки, что показывает им взрослый. Очень нравится детям упражнение «Угадай кто это?», в котором нужно внимательно относится к подсказкам ведущего, чтобы угадать кто изображён (Приложение 6).

Для развития воображения использовались занятия «Солнышко лучистое», «Золотая рыбка», «Волшебное дерево» и другие. Во время этих занятий воспитанники экспериментировали с песком, находили наиболее подходящие варианты изображения. Дети дополняли работы своими выдумками для того чтобы получился целостный образ, на некоторых занятиях детям была представлена возможность свободного создания картины. (Приложение 7).

Для коррекции восприятия использовались уже полюбившиеся упражнения «Кто Я?» и «Здравствуй песочек», а также игра «Песочная фея» во время которой игрушка пряталась в песок, а детям предлагалось найти её разными способами: раздувать, разрывать песок с использованием палочек и других приспособлений.

Много коррекционных и творческих задач решалось в играх с песком на световом столе. Воспитанники очень любят создавать на нем целые нарисованные истории. Занятие «Деревья такие разные» детям запомнилось тем, что они рисовали деревья ребром ладони. Ритмично и равномерно наносить точки на всю поверхность научились на занятии «Колкий ёжик», а развивать чувство композиции - на занятии «Волшебное дерево», где каждый из детей в группе выполнял определенный рисунок (кто-то деревья, кто-то несуществующих животных около него, а кто-то волшебные плоды, которые растут на них). Большое впечатление на детей произвело занятие «Мои любимые животные из сказок», во время которого они научились передавать в рисунке целостный образ, с большим желанием изображали своих любимых животных, обсуждали, как лучше, какой приём рисования использовать.

Для детей все манипуляции с песком - это игра, им хочется ещё и ещё раз возвращаться, и создавать новые сюжеты и картины.  А картины в процессе рисования песком получаются чудесные, но к сожалению, песочная живопись недолговечна, её нельзя положить в папку и сохранить на память, но я нашла выход, вместе с детьми стала фотографировать картины и собирать их в альбом. Создавая альбомы с рисунками каждого ребенка можно прослеживать динамику эмоционального состояния ребенка, корректировать его, находить новые решения проблемы.

4.4. Работа с родителями и педагогами

Ближе к середине года, на основе наблюдений, я заметила, что занятия  по программе привели к улучшению эмоционального состояния детей, снятию напряжения и расширению словарного запаса. Они научились понимать свои эмоции и эмоции других детей, стали более доброжелательными по отношении друг к другу и окружающим. Но так как шаги к улучшению были малы, было решено подключить к процессу родителей и педагогов.

На родительском собрании я познакомила родителей с данными играми, подготовила для них консультацию «Роль игр с песком в развитии детей дошкольного возраста», а также буклеты с приемами и методами рисования на песке (Приложение 8). Родители заинтересовались данной технологией, некоторые даже приобрели световые столы, и начали заниматься в домашних условиях. Одна из мам делилась, что использует приемы рисования на песке, создавая картины на столе с мукой, когда стряпают с дочерью печенье.

С педагогами детского сада регулярно проводились консультации, мастер – классы и другие мероприятия. Во время  этих встреч воспитатели с удовольствием погружались в сказочный мир песка, осваивали приемы работы с ним, придумывали новые формы занятий с песком. Многие воспитатели стали применять полученные знания при организации игр с песком на прогулочном участке.

5. РЕЗУЛЬТАТ ОПЫТА

Проведенная в конце года диагностика показала положительную динамику психоэмоционального состояния воспитанников (Таблица 2), они стали более открытыми, доброжелательными, отзывчивыми, спокойными, улучшилось восприятие и мышление. Дети на ходу стали придумывать целые истории, что говорит о том, что воображение у них поднялось на более высокий уровень.

Таблица 2

Результаты диагностики психоэмоционального состояния детей средней группы (конец года)

Уровень

Эмоциональное состояние

Внимание

Воображение

Тревожность

Восприятие

низкий

20%

29%

18%

26%

27%

средний

71%

64%

70%

63%

67%

высокий

9%

7%

12%

11%

6%

Таким образом, мы можем сказать, что цель работы была достигнута.

Решены последовательно поставленные задачи:

 - с помощью диагностики были выявлены направления коррекционной работы с воспитанниками;

- были подобраны игры и упражнения на изменение выявленных проблем и организованы занятия, включены в работу родители и педагоги;

- проведен итоговый анализ.

На основании диагностики, был сделан вывод, что использование игр с песком дало положительные результаты в развитии у детей средней группы воображения и гармонизации психоэмоционального состояния. О развитии творческих способностей говорят фотографии с интересными работами детей, рассказы и сказки, сочиненные ими в процессе игры.

Кроме этого, беседы с родителями свидетельствовали о том, что занятия с песком содействуют формированию положительного эмоционального климата в семье ребёнка.

Опыт работы был представлен мною педагогам Шадринского района в форме проведения мастер-класса «Приёмы рисования на песке» на конференции, посвященной народному учителю В.Р.Петровских и «Экологическое путешествие» на методическом объединении руководителей ДОО. На международной конференции, проводимой Шадринским государственным педагогическим университетом, был прочитан доклад на тему «Перспективы использования технологии Sand - Play с детьми дошкольного возраста». В Сборнике «Педагогическое Зауралье» была опубликована статья «Гармонизация психоэмоционального состояния и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при помощи игр с песком»

Программу можно использовать в работе как с детьми, нуждающимися в помощи психолога, так и с детьми со спокойным психоэмоциональным фоном, поэтому она может быть рекомендована педагогам - психологам и воспитателям групп общеразвивающей направленности дошкольных образовательных учреждений.    

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU: интернет-портал «Российской газеты». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. – 6.09.2018.
  2. Грабенко Т. М. , Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия [Текст] / Т. М. Грабенко, Т. Д.  Зинкевич – Евстигнеева - СПб.: Институт социальной педагогики и психологии» - 1998. – 50 с.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии [Текст] / Т. М. Грабенко, Т. Д.  Зинкевич -  СПб.: Речь -2005. – 340 с.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.А. Волшебная страна вокруг нас. Тренинг по сказкотерапии [Текст] / Т. М. Грабенко, Т. Д.  Зинкевич, Д.А. Фролов -  М.: Речь - 2005. – 130 с.
  5. Зеленцова - Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста [Текст] / Н.В. Зеленцова - Санкт-Петеррбург: Детсво-Пресс - 2015. – 91 с.
  6. Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] / Г.Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова – Мозаика - Синтез, 2013. – 264 с.
  7. Кузуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у песочной Феи [Текст] / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипчук - М.: Сфера – 2011. – 125с.
  8. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. [Текст] / С. Г. Рыбакова – Спб.: Речь – 2007. – 144 с.
  9. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1106315/ - 05.09.2018.
  10. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников [Текст] / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова   - М.: Сфера – 2014. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста"

В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, инновационные технологии здоровьесбережения, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного воз...

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционного рисования «Золотая рыбка»

Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования; активизировать коммуникативные умения и навыки детей....

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционного рисования «Золотая рыбка»

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционного рисования «Золотая рыбка»...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

План по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.

Использование нетрадиционных техник рисования демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов, несомненным достоинством которых является универсальность использования....

Отчет по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.

Повышение своего уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством испол...