Развивающая предметно – пространственная среда в детском саду в соответствии с ФГОС
методическая разработка
Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и может быть использован в процессе подготовки аттестационного портфолио
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно – пространственная среда в детском саду в соответствии с ФГОС
Развивающая предметно – пространственная среда организована с учетом возрастных особенностей детей и требованиями Программы, позволяет наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Пространство группы поделено на центры детской активности: центр природы и экспериментирования, центр изобразительной деятельности, учебный центр, речевой центр, игровой и т.д. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Центры | Оборудование | |
1 | Центр природы и экспериментирования | Календарь природы, ёмкости с природным материалом: песок, камешки, ракушки; лупы, совочки, сосуды разной формы, вата, зеркала, магниты, картотека опытов и экспериментов, комнатные цветы, паспорт комнатных растений, картотека экологических игр, карточки «Времена года», «Животные», «птицы», «правила поведения в природе», календарь «Погода сегодня», алгоритм «ухаживаем за цветами», макеты, альбомы по временам года и др. |
2 | Центр изобразительной деятельности | Принадлежности для рисования, лепки, аппликации, шаблоны, трафареты, альбомы «Гжель», «Дымковская роспись» и др., репродукции картин, технологические карты по всем видам изобразительной деятельности. |
3 | Учебный центр | Магнитная доска, панно «Математика» и «Обучение грамоте», набор цифр, знаков, букв, геометрические фигуры и тела, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера |
4 | Речевой центр | Художественные произведения согласно теме и программе, настольно-печатные игры, тематические иллюстрации, портреты поэтов и писателей. |
5 | Центр гражданско- патриотического воспитания | Государственные символы: герб, флаг России и Хакасии, альбомы «Наша Родина-Россия», «Хакасия, мой край родной», макеты юрты и русской избы, куклы в русском и хакасском национальных костюмах. |
6 | Игровой центр | Развивающие, логико-математические, настольно-печатные, электронные игры |
7 | Центр музыкально- театрализованной деятельности | Различные виды театров: настольный, магнитный, кукольный, пальчиковый, ширма, костюмы, парики, маски. |
8 | Центр ролевых игр | Детская игровая мебель, наборы для игр «Парикмахерская», «Ателье», «Больница», «Почта», «Моряки», «СТО» |
9 | Физкультурно- оздоровительный центр | Кольцеброс, кегли, мячи, массажные коврики, обручи, скакалки, гантели, ребристая доска, мишени. |
10 | Центр ПДД, пожарной безопасности | Макет улицы с проезжей частью, набор дорожных знаков, элементы костюма инспектора ДПС, раскраски, сюжетные картинки по теме, красочные плакаты, альбомы с рисунками и фотографиями, карточки «Специальные машины», машины разного размера, картотека игр по ПДД, разрезные картинки, альбом «Азбука пешехода», дидактические игры, лото, домино. |
11 | Центр уединения | Тихое уютное место с наличием больших красивых подушек ручной работы, детская игровая палатка. |
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Центры состоят из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности воспитанников и располагаются таким образом, чтобы дети могли легко менять виды детской деятельности в течение дня в зависимости от эмоционального состояния и индивидуальных потребностей.
Учтены интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков имеются наборы инструментов для работы с деревом, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Для развития творческого замысла в игре девочкам предоставлены предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.д. В группе имеется достаточное количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Наполняемость центров регулярно обновляется согласно требованиям к созданию РППС по ФГОС ДО..
Образовательное пространство в соответствии с возрастными возможностями оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда способствует разностороннему развитию каждого ребенка, позволяет сделать жизнь дошкольника увлекательной и содержательной.
Принцип трансформируемости среды в группе реализуется с помощью изменяемости в зависимости от возраста детей, периода обучения, от образовательной ситуации, а также от меняющихся интересов и возможностей детей. Предметно – развивающая среда трансформируется так, что позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Мини-ширмы позволяют детям вместе с педагогом легко трансформировать окружающую среду. Элементы декора легко меняются в соответствии со временем года или определенным событием. Пространство вокруг малышей пополняется и обновляется с учетом темы недели, реализации проекта.
Дети имеют возможность разнообразно использовать различные составляющие предметной среды. Например, детская мебель, не обладающая жестко закрепленным способом употребления, (кухонный столик, табуретки, стульчики) легко перемещаются детьми в пространстве группы.
В групповом помещении имеются шатры, легкие скамейки, занавески и др. приспособления, которые можно легко изменять функционально. Мягкие модули дети используют для создания разнообразных уголков, подиумов, горок. Детям предлагаются в достаточном количестве разнообразные материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В центре экспериментирования имеется «волшебный сундучок» с природными материалами (шишки, семена, орехи, ракушки и т.д.). Дети постоянно пополняют его новыми находками.
Материалы меняются в процессе овладения детьми пространственными представлениями.
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены на стеллажах, в специальных контейнерах таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Дети могут самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, использовать природные материалы для творческих поделок, делать выводы об их свойствах.
Цветовая гамма группового помещения подобрана с учётом детского восприятия, имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей. С целью создания «легкой» атмосферы преобладают теплые пастельные тона.
Мебель и игровое оборудование соответствуют росту и возрасту детей и ориентированы на безопасность дошкольников. Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве.
При организации непосредственно-образовательной деятельности педагог использует мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы. Предметы и игрушки, которыми действует ребёнок, не просто объекты его внимания, а средства общения с взрослыми и детьми.
. Педагог вносит личный вклад в оформление группы и детского сада. Следит за эстетикой, целенаправленностью и своевременностью информационных и тематических материалов для родителей. Самостоятельно изготавливает дидактические игры для детей и атрибуты для педагогической работы.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе педагог руководствуется принципами:
- насыщенность среды;
- трансформируемость пространства;
- полифункциональность материалов;
- вариативность среды;
- доступность среды;
- безопасность предметно-пространственной среды;
Таким образом, эффективность освоения воспитанниками образовательных программ обеспечивается за счет создания эстетической развивающей среды, которая вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Один из принципов ФГОС ДО - основываться на комплексно-тематическом принципе построения воспитательно-образовательного процесса. В результате одна тема планируется на одну или две недели, а...
«Организация развивающей предметно-игровой среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....
Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в условиях введения ФГОС ДО
Представляю вашему внимаю организацию предметно-пространственной среды в старшей-подготовительной группе....
Конспект Деловой игры для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС»
Выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Стимулирование положительной мотивации педагогов на ...
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе в соответствии с ФГОС ДО»...
Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО
Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО...
Презентация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именн...